3
Киевская Русь - родоначальница русской музыки | Паблико
7 подписчики

Киевская Русь - родоначальница русской музыки


28 авг 2022 · 07:48    



imgpreview (3).jpg 85.69 KB


Россия - страна древней и высокой художественной культуры 

Музыку создаёт народ (М. И. Глинка)

Музыка России началась, как и везде, с народной песни. Ещё не сложилось государство Киевской Руси, а песни восточных славян - предков русского народа - уже привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли «песнелюбцами». Переходя из уст в уста сохранились и сами песни, но насколько изменились их мелодии судить сложно, так как записывать народные песни стали только в 18 веке. 

От времен Киевской Руси, а точнее от 12 века до нас дошли рукописные книги церковных песнопений. Особыми знаками над строчками текста-знамёнами - в них записывались мелодии. Поэтому и само древнерусское церковное пение получило название знаменного распева. Большим разнообразием отличалось развитие музыки вне церкви. В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Мы знаем какие инструменты существовали в Киевской Руси: гусли, флейта Пана, деревянные трубы и рога, колокольчики, глиняные свистульки и сопели, рожок, свирели, смычковые инструменты, било (ударный сигнальный инструмент). На фресках Софийского Собора в Киеве можно разглядеть сцены музыкально-театрального содержания. Это - скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод. А на одной из фресок можно разглядеть даже орган. 



скоморохи




гусли




флейта Пана


Гусляры и скоморохи показывали свое искусство на княжеских пирах, на торжищах и просто на улицах. 

Первые сведения о скоморохах датируются 11 веком. В «Повести временных лет» осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору её становления и способствовали развитию поэзии, эпоса и драмы. Скоморохи на Руси умели и петь, и плясать, и играть на различных инструментах. Умели складывать не только забавные но и злые прибаутки, которые не щадили и сильных мира сего, в том числе представителей церкви. Последняя вела с ними жестокую борьбу, закончившуюся только в 17 веке изгнанием скоморохов уже из Москвы и сожжением их инструментов. 



"Скоморохи" художник Шрилёв М.Н.


Как говорится в «книге о музыке и великих музыкантах» В. Васиной - Гроссман, сохранившиеся памятники искусства Киевской Руси представляются нам сейчас мощным фундаментом, на котором должно было бы вырасти прекрасное здание художественной культуры, в частности музыкальной, но история сложилась по - иному. Развитие русской музыки в 13-15 веках протекало прерывисто, замедленно. Русь раздирали княжеские усобицы, набеги кочевников, татаро-монгольское владычество. Память об этом сохранилась и в народных песнях («Про татарский полон»), в летописях, в «Слове о полку Игореве». 

Время возвышения Москвы, ставшей с середины 16 века центром государства, - это время нового подъёма русской музыкальной литературы. 

За лайк и подписку спасибо)))



imgpreview (3).jpg 85.69 KB


Россия - страна древней и высокой художественной культуры 

Музыку создаёт народ (М. И. Глинка)

Музыка России началась, как и везде, с народной песни. Ещё не сложилось государство Киевской Руси, а песни восточных славян - предков русского народа - уже привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли «песнелюбцами». Переходя из уст в уста сохранились и сами песни, но насколько изменились их мелодии судить сложно, так как записывать народные песни стали только в 18 веке. 

От времен Киевской Руси, а точнее от 12 века до нас дошли рукописные книги церковных песнопений. Особыми знаками над строчками текста-знамёнами - в них записывались мелодии. Поэтому и само древнерусское церковное пение получило название знаменного распева. Большим разнообразием отличалось развитие музыки вне церкви. В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Мы знаем какие инструменты существовали в Киевской Руси: гусли, флейта Пана, деревянные трубы и рога, колокольчики, глиняные свистульки и сопели, рожок, свирели, смычковые инструменты, било (ударный сигнальный инструмент). На фресках Софийского Собора в Киеве можно разглядеть сцены музыкально-театрального содержания. Это - скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод. А на одной из фресок можно разглядеть даже орган. 



скоморохи




гусли




флейта Пана


Гусляры и скоморохи показывали свое искусство на княжеских пирах, на торжищах и просто на улицах. 

Первые сведения о скоморохах датируются 11 веком. В «Повести временных лет» осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору её становления и способствовали развитию поэзии, эпоса и драмы. Скоморохи на Руси умели и петь, и плясать, и играть на различных инструментах. Умели складывать не только забавные но и злые прибаутки, которые не щадили и сильных мира сего, в том числе представителей церкви. Последняя вела с ними жестокую борьбу, закончившуюся только в 17 веке изгнанием скоморохов уже из Москвы и сожжением их инструментов. 



"Скоморохи" художник Шрилёв М.Н.


Как говорится в «книге о музыке и великих музыкантах» В. Васиной - Гроссман, сохранившиеся памятники искусства Киевской Руси представляются нам сейчас мощным фундаментом, на котором должно было бы вырасти прекрасное здание художественной культуры, в частности музыкальной, но история сложилась по - иному. Развитие русской музыки в 13-15 веках протекало прерывисто, замедленно. Русь раздирали княжеские усобицы, набеги кочевников, татаро-монгольское владычество. Память об этом сохранилась и в народных песнях («Про татарский полон»), в летописях, в «Слове о полку Игореве». 

Время возвышения Москвы, ставшей с середины 16 века центром государства, - это время нового подъёма русской музыкальной литературы. 

За лайк и подписку спасибо)))

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ