18 мар 2023 · 11:47    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "photo_2023-03-14_12-07-18_обработано-horz.jpg", "filesize": 535002, "height": 500, "pic_id": 478633, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/photo_2023-03-14_12-07-18_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE-horz_NuCX6No.jpeg", "width": 1009}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые массовые прибытия советских переселенцев на Южный Сахалин начались в 1946-ом году, однако, по рассказам первых взморчан, ещë в 1947-ом году посëлок был населëн в основном японцами. Немногим прибывшим советским гражданам приходилось жить среди местного населения. Поначалу семейных селили в дефицитные пустые дома, брошенные беженцами, а всем остальным приходилось заселяться в дома с японскими семьями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В японских магазинах в основном были привычные японцам вещи и продукты (если они и были, то это в основном рис и морепродукты), так что говорят, купить особо было нечего. Хотя с продуктами в то время и было худо, администрацией выдавались, к примеру, рис и мука. Рисом делились с японцами, а те в благодарность отдавали муку. Посëлок Сираура в районе мыса Муловского с плотно понастроенными аккуратными домиками выглядел сказочным городком, а современная улица Вокзальная тянулась тремя рядами домов. К тому же, в то время, на сопках, окружающих посëлок, была густая тайга, которая позже была уничтожена лесными пожарами. Пожары были главным бедствием в ранний советский период на Южном Сахалине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время шло, менялась система и японскому населению было ясно, что их ждëт репатриация, которая в период с 1946-го по 1949-й года была почти полностью выполнена советским руководством. С собой можно было взять минимум вещей, поэтому по ночам японцы катили тачки со своим имуществом к морскому берегу. Таким образом во Взморье было уничтожено фантастическое количество японской посуды, которая выбрасывалась в море. Осколки и сейчас можно найти на пляже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Параллельно сокращению японского населения, на остров приезжали советские граждане со всей страны. Для переселенцев существовали заманчивые льготы, в том числе северные, однако по прибытию на место всë оказывалось не так гладко. Например, нехватало жилья. Некоторым рабочим взморьевского депо приходилось жить прямо на работе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Письмо нормировщика депо станции Сираура (Взморье) И. Ф. Колотова от 22 августа 1947 года отражает типичные проблемы советских переселенцев:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Я хочу привести несколько фактов, которые человека заводят в такое положение, что он не рад своей жизни. Укажу на недостатки нашего общежития, в котором живут японцы и наши советские люди."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У нас имеются две уборщицы, которые редко появляются в общежитии, не говоря уже о том, чтобы они мыли и подметали. Постельными пренадлежностями мы не обеспечены, полы моем сами, воду таскаем сами, так как у нас сняли и утащили насос. Совсем остается мало времени, чтобы сготовить ужин. Мы с начальником топливного склада т. Николаевым занимаем одну комнату, в которой кое-как помещаются два топчана, а платим по 35 рублей в месяц. Столовой у нас не имеется, одиночкам прожить очень трудно, приходится в обед есть сухой хлеб, но теперь и хлеба не видим, норму выдают мукой, а что я с этой мукой могу сделать? Придем с работы, сварим бурду из рыбы, испечем горе-лепешек и с этим ложимся спать. Мне жить так нет абсолютно никакой возможности, на каторге лучше.»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неладно было и с продуктами. Множество проблем порождало недовольство и, как минимум, треть переселенцев возвращались обратно, откуда приехали. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент карты 1955 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "sakhalinskaya-obl-1955 - 2021-05-12T224104.616.jpg", "filesize": 501620, "height": 796, "pic_id": 478639, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/sakhalinskaya-obl-1955_-_2021-05-12T224104.616.jpeg", "width": 1060}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1946-ом году остров становится закрытым, попасть на него любой желающий не мог, только по вербовке или по приглашению родственников. Закрытость сохранялась почти до самого распада СССР. В сороковых годах в посëлках Взморье и Фирсово создаются пограничные заставы. Взморьевская существовала по улице Приморской, немногим южнее японских торий. Она была ликвидирована спустя 15-20 лет, а фирсовская просуществовала аж до 2002-го года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947-го года посëлок Взморье получил своë современное название и был создан Взморьевский поселковый Совет. Постепенно японских работников предприятий посëлка сменили советские труженики. Некоторое время продолжала работу угольная шахта. Она окончательно закрылась примерно в 1955-ом году. Что являлось подлинной причиной её закрытия неизвестно, на этот случай есть разные версии и звучат они не вполне правдоподобно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Взморьевские шахтёры, 1953-й год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Шахта 1.jpg", "filesize": 770025, "height": 1160, "pic_id": 478641, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0_1.jpeg", "width": 821}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Японская электростанция, работавшая на угле, сгорела в мае 1956-го года, во время лесного пожара. С тех пор развалины так и стоят, напоминая о давно ушедшей эпохе. Последним директором японской электростанции был Пономаренко Даниил Андреевич, 1903 г. р., служил в 47-й Отдельной инженерной бригаде 2-го Дальневосточного фронта. Участвовал в боевых действиях в Маньчжурии, Южном Сахалине. После окончания войны служил в Гражданском Управлении в г. Тойохара. Принимал участие в национализации энергетики Южного Сахалина, отошедшего к СССР по итогам прошедшей войны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пономаренко Д.А.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Пономаренко Д.А..jpg", "filesize": 393962, "height": 1019, "pic_id": 478640, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%94.%D0%90..jpeg", "width": 765}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот что рассказал его сын Андрей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Когда в Южно-Сахалинске сгорел обком КПСС, 50-е годы, моего отца Пономаренко Даниила Андреевича, директора Южносахалинской горэлектросети сняли с работы и отправили работать директором электростанции в п. Взморье. От лесного пожара сгорела электростанция. Это было лето 1956 года (точнее конец мая - Д. С.). Пожары были большие, дым был виден в Южном. Даже долетал пепел. После всех разбирательств отца опять сняли и судили. В лагеря отправили главного инженера электростанции Александра Агапова. Заведующую местной поликлиники пострадавшую при тушении пожара тоже осудили. Отец был снят со всего чего можно, но из партии не исключили. Он сам этому удивлялся. Да, у него из зарплаты высчитывали 25%. Времена были переломные, перед хрущёвской оттепелью. Отец был на приёме у первого секретаря обкома КПСС Чаплакова. В беседе с ним ему, отцу, посоветовали обратиться наверх. Он обратился в Верховный Совет Союза СССР. Через непродолжительное время произошёл пересмотр дела и людей вернули из лагерей, дело было закрыто. Я помню как дядя Саша Агапов, отпущенный на свободу, приезжал к нам и они с отцом встречались у нас дома."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мой отец, Пономаренко Даниил Андреевич, г. р. 1903, родился на Украине, в Луганской обл. в г. Славяносербск. В партии с 1925 года, ленинский призыв. Рекомендацию ему давал коммунист, который брал Зимний. В 1934 году окончил Киевский политехнический институт. Инженер-электромеханик. После окончания обучения был направлен на работу на Новокузнецкий металлургический комбинат. Воевал в составе 2-го Дальневосточного фронта в Манчжурии, освобождал Южный Сахалин. Майор, сапёрные части.»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ко всему вышесказаному стоит добавить, что Д. А. Пономаренко являлся персональным пенсионером СССР. За особые заслуги в социалистическом строительстве трудящимся назначалась самая высокая пенсия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Взморьевское депо в былые времена насчитывало, как говорят, порядка 600 рабочих одновременно. Звучит фантастически, однако, если разобраться, то это вполне возможно. Дело в том что депо - это не только депо, это и другие подразделения железной дороги, к нему относившиеся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Станция была большая, с множеством рабочих мест. В те времена существовала даже Взморьевская дистанция пути (что по нынешним меркам немыслимо). Железная дорога была главным градообразующим предприятием посëлка Взморье. Работать на станции было престижно (особенно машинистом паровоза). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ст.Взморье 1949 г._0001.jpg", "filesize": 3164341, "height": 1681, "pic_id": 478648, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/%D1%81%D1%82.%D0%92%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_1949_%D0%B3._0001.jpeg", "width": 2454}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1967-ом году на Сахалине появились первые дизельные тепловозы. До этого момента были только паровозы. В первые послевоенные годы они заказывались в Японии, ведь ездить приходилось по японской узкоколейке шириной 1067 мм. На более широкий общероссийский стандарт железные дороги Сахалина были «перешиты» только совсем недавно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По данным на 1944-й год на станции Сираура был разворотный круг и 8 паровозов. В советское время паровозный парк станции Взморье состоял из 12 машин, причëм один из паровозов являлся маневровым. Паровозная бригада состояла из машиниста, помощника машиниста и кочегара. Получется, что одних только паровозников на станции одновременно работало несколько десятков человек. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1952-му году взморьевское депо было известно на весь Сахалин, это было передовое депо, многочисленные работники которого регулярно перевыполняли месячный план. Об этих трудовых подвигах писали в сахалинских газетах. Да, взморчанам определëнно было чем гордиться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из газеты «Молодая Гвардия» от 15 июня 1952 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "photo_2022-05-04_15-48-24.jpg", "filesize": 269469, "height": 1280, "pic_id": 478652, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/photo_2022-05-04_15-48-24.jpeg", "width": 596}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У депо даже был свой Герой Социалистического Труда - машинист паровоза Сëмкин Иван Петрович, высокое звание он получил в 1959-ом году. Вот что о нëм писали:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«… Известен на железнодорожных магистралях Дальнего Востока тех лет и Иван Петрович Сёмкин — машинист паровоза депо Взморье. Возглавляемая им бригада выступила инициатором вождения тяжеловесных поездов на самом тяжелом перевальном участке железной дороги. В результате этого почина была значительно поднята весовая норма поездов, государство получило миллионы рублей прибыли. За трудовые заслуги И. П. Сёмкин был награжден значками „Отличный паровозник“ и „Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта“, а в 1959 году удостоен высшей правительственной награды — звания Героя Социалистического Труда. Он и работал как герой, использовал всё новое в локомотивном хозяйсте дороги, неоднократно вносил рационализаторские предложения, добивался лучших показателей среди машинистов Сахалина. В 1966 году И. П. Сёмкина наградили знаком „Почётному железнодорожнику“. Его знали не только в депо, но и каждый житель посёлка Взморье. Иван Петрович активно учавствовал в общественной жизни, избирался депутатом поселкового Совета и членом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Свой опыт Иван Петрович передавал молодым железнодорожникам, подготовив более десяти машинистов, многие из которых долгие годы работали на сахалинских железнодорожных магистралях.» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сёмкин И.П.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i.jpg", "filesize": 90565, "height": 707, "pic_id": 478654, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/i_ASyWatO.jpeg", "width": 443}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главным праздником для Взморья всегда был День Железнодорожника. В эпоху паровозов его отмечали в районе речки Баклановка, что в пяти километрах южнее посëлка. Для этого дела специально выделялся паровоз, который доставлял людей и всë необходимое к месту гуляний. Со временем традиция забылась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К сожалению, помимо хороших, в истории взморьевского депо есть и печальные страницы. Например, 13-го мая 1965-го года на перегоне Тихая-Цапко трагически погибло сразу две взморьевские паровозные бригады (6 человек): это машинисты Триполюк и Бухарев, помощники машиниста Емельянов и Гончаров, кочегары Рожков и Кириченко. Пятеро были похоронены на поселковом кладбище, одного увезли на родину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещë одним крупным предприятием посëлка был рыбозавод в районе мыса Муловского. О нëм писали в газетах, многие там работали. Благодаря рыбозаводу ещë в 70-х годах в магазине можно было купить рыбу в разном виде и по доступной цене. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рыбозавода давно уже нет, однако в народе до сих пор район пирса называют «Рыббаза». Такое название было у этой части посëлка. Центральную же часть с железнодорожной станцией называли «Сираура»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был и ещë один район посëлка - «Хутор». Так называли длинную улицу Путевую. 19 жилых домов тянулись от современной южной окраины села на юг ещë примерно на километр. В конце улицы был переезд с магазином смешанных товаров. 15 мая 1978-го года, в результате лесного пожара выгорела почти вся улица, уцелел лишь дом номер 1, который стоит до сих пор, правда давно используется как дача."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современное здание школы во Взморье было построено в 1954-ом году, взамен предыдущей. Помимо средней школы в посëлке существовали ещë корейская школа (до 1963-го года) и школа глухих детей (до 1993-го года). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В посëлке имелись различные магазины, помимо продуктовых - книжный, посудный, парфюмерный, магазин одежды, обуви и другие. Что-то относилось к железной дороге, например, имелся детский сад для детей железнодорожников (помимо обычного, который для всех), а также двухэтажная железнодорожная больница, построенная в 1962 году. Было время, когда взморчане рождались прямо в поселковой больнице. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корейское население посëлка в 60-х годах в основном проживало по улице Шахтëрской (сейчас не имеет ни одного жилого дома). В то время большинство корейцев не имело советского гражданства и потому было весьма стеснено в правах. Существовал некий корейский посëлок в посëлке. Они имели собственное футбольное поле за школой, где собирались на корейские праздники, например, День освобождения Кореи. Со временем, корейцы стали обычными гражданами страны, как и все остальные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ближе к 70-м годам, когда председателем поселкового Совета был Иван Васильевич Цакун, произошло значительное благоустройство улиц посëлка. Например, по улице Вокзальной была отремонтирована дорога, которая была разбита до основания, обустроены тротуары. Корейцы при помощи поссовета, сделали себе аккуратные заборчики (до этого они представляли собой ужасное зрелище). В результате посëлок получил первое место по благоустройству в Долинском районе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Станция Взморье 1989-й год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1989.05.jpg", "filesize": 276147, "height": 1044, "pic_id": 478656, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/18/1989.05.jpeg", "width": 1588}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "70-е годы, по мнению старожил, были лучшим периодом в истории посëлка. Застойные годы Брежневской эпохи ассоциируются у них со стабильностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Причины исчезновения многого в посëлке зависело от сокращения численности населения. Его максимальная численность составляла более трëх тысяч человек. Первый серьëзный отток населения произошëл уже в начале 60-х годов из-за отмены правительством части льгот для жителей Сахалинской области. В 70-е процесс снижения численности населения замедлился, на материк уезжали в основном только пенсионеры. Следующий крупный отток населения произошëл в конце 80-х - начале 90-х годов и продолжился. Таким образом, в 2002 году во Взморье проживало всего 900 человек. В 2005-м году посёлок Взморье, как и многие другие посëлки Сахалина получил статус села. Хотя жителей его сложно назвать селянами или крестьянами. Особенно учитывая, что его главное предприятие до сих пор - железная дорога. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "© Дмитрий Суслов, 2023."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Читайте больше в моём Дзене: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/domitorii?share_to=link"}, "string": "https: //dzen. ru/domitorii? share_to=link"}], "attributes": []}], "selectedRange": [13493, 13493]}
Комментарии 0