12 май 2023 · 15:47    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "b4b1f8192fe041b851841973d2dfe9e5.jpg", "filesize": 758677, "height": 1080, "pic_id": 563017, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/12/b4b1f8192fe041b851841973d2dfe9e5.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дома часто не верили, что такие невероятные побеги вообще возможны. Также не было редкостью, что герои, совершившие побег из немецкого лагеря, оказались в советском."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1. Николай Лошаков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первым советским летчиком, совершившим побег из немецкого плена на самолете, был гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков. Он попал в плен к немцам 27 мая 1943 года, когда его Як-1 был сбит в воздушном бою под Ленинградом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лошакова послали строить шоссе рядом с аэродромом за городом Остров в Псковской области. Именно тогда пилоту пришла в голову идея совершить дерзкий побег по воздуху."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Николая Кузьмича не было доступа к технике, но другой заключенный, пленный сержант бронетанковых войск Иван Денисюк, который занимался дозаправкой самолетов, имел. Последний начал изучать азбуку пилотирования, запомнил расположение аппаратуры управления в немецких машинах и рассказал Лошакову обо всем. Ему также удалось раздобыть для него форму немецкого пилота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свою первую попытку побега беглецы предприняли 10 августа 1943 года. Лошаков пробрался на летное поле и в ангар, но был отпугнут охранником с собакой. На следующий день друзьям повезло больше, так как немецкие пилоты уехали на обед, оставив на взлетно-посадочной полосе пару легких самолетов-разведчиков «Сторч»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выбравшись из своего укрытия, Лошаков и Денисюк уверенно направились к одному из самолетов. Сначала никто на аэродроме даже не обратил внимания на взлет, но вскоре самолет попал под шквальный огонь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После 300-километрового перелета ‘Шторх’ приземлился на советской территории. В нем было девять пробоин, и пилот был ранен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, беглецам не оказали радушного приема дома. Денисюк, обвиняемый в государственной измене, признал себя виновным под давлением и был приговорен к 20 годам тюремного заключения (он был освобожден из тюрьмы в 1951 году). Лошаков, с другой стороны, не признал себя виновным и был приговорен к трем годам заключения в трудовом лагере. Он был досрочно освобожден в августе 1945 года, а 14 лет спустя был полностью реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2. Аркадий Ковязин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История побега Аркадия Михайловича Ковязина оказалась очень похожей на историю Лошакова. Он даже сбежал на самолете той же модели - ‘Шторх’."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время одного из боевых вылетов в конце 1941 года отказали двигатели дальнего бомбардировщика DB-3F Ковязина, что вынудило его приземлиться недалеко от Риги. Вскоре после этого пилот, его штурман и стрелок-радист попали в плен к немцам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аркадия Михайловича переводили из одного лагеря военнопленных в другой, пока в 1943 году он снова не оказался под Ригой. Там он встретил Владимира Крупского, другого военнопленного, который работал кочегаром на военном аэродроме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По просьбе Крупского, который пользовался доверием немцев, комендант аэродрома неосторожно назначил Ковязина еще и кочегаром. Друзья не могли не воспользоваться новой возможностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4 октября 1943 года они сели в ‘Шторх’ и попытались взлететь, за исключением того, что, в отличие от Лошакова, им это удалось не сразу. Что-то заподозрив, немцы послали к самолету велосипедиста, и он немедленно поднял тревогу. Однако беглецам удалось подняться в небо, прежде чем их остановили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ковязин и Крупский добрались до своих позиций и успешно прошли необходимые проверки. Однако Ковязину больше не доверяли как пилоту, и до конца войны он служил в пехоте. Тем временем Владимир Крупский воевал в подразделении и был убит в Югославии в апреле 1945 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "3. Михаил Девятаев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев был взят в плен в июле 1944 года. Он наотрез отказался сотрудничать с врагом и даже предпринял попытку побега, которая в конечном итоге оказалась неудачной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пилот решил предпринять еще одну попытку, после того как его отправили в лагерь на острове Узедом в Балтийском море. Физически крепкому Девятаеву поручили тяжелую работу в Пенемюнде, соседнем секретном испытательном полигоне, где разрабатывалось “чудо-оружие” Третьего рейха - первый реактивный самолет, а также крылатые и баллистические ракеты «ФАУ»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пилота, хотя и заключенного, никогда бы не подпустили так близко к самолетам, но, находясь в лагере Заксенхаузен, где он находился ранее, Девятаев смог присвоить личность другого заключенного - погибшего бывшего учителя Григория Никитенко. Бирку с идентификационным номером ему тайно дал лагерной парикмахер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Девятаев-Никитенко быстро нашел еще девять человек, готовых к побегу. Группа также искала средство для достижения этой цели - бомбардировщик Heinkel He 111. Пилот использовал любую возможность, чтобы приблизиться к самолету и, если повезет, проникнуть внутрь и изучить панель его управления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "8 февраля 1945 года во время обеда на стрельбище десять заключенных пробрались в «Хейнкель» и, убив охрану, начали готовить самолет к взлету. После некоторых задержек, со второй попытки, он все-таки поднялся в небо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“Аэродром равнодушен к гулу нашего самолета. Мне легко представить, как на это реагируют техники, пилоты. Они спокойно обедают… И именно поэтому я не боюсь давать полный газ и тестировать двигатель на разных оборотах. Я чувствую себя уверенно и даже беззаботно. Никто не остановил бы нас на взлете, никто не помешал бы взлету”, - вспоминал Девятаев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Враг осознал этот факт слишком поздно, и зенитным огнем «Хейнкель» было невозможно достать. Только один «Фокке-Вульф» в конце концов догнал бомбардировщик, но и он не смог его уничтожить - у неподготовленного истребителя просто не было боеприпасов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прорвавшись сквозь огонь советских сил ПВО, Девятаев посадил самолет на советской территории. Всю группу пришлось тщательно проверить. Практически все помощники пилота вскоре вернулись на фронт и погибли в бою."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было обнаружено, что «Хейнкель», привезенный Михаилом Петровичем, был напичкан секретным оборудованием для связи, контроля и наблюдения за запусками ракет «ФАУ». Кроме того, пилот указал координаты ракетных установок на острове, по которым вскоре был нанесен мощный авиаудар."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на это, власти некоторое время продолжали проявлять некоторое недоверие к Девятаеву. Звание «Героя Советского Союза» ему присвоили только в 1957 году. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4586, 4586]}
Комментарии 4