30 янв 2023 · 17:40    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны восходящего солнца:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1) синтоизма;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2) конфуцианства;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3) буддизма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почитание природы как божественного начала оформилось в древнюю национальную религию японцев – синто. Изначально у каждого клана были свои собственные божества-покровители, однако официальный синтоистский пантеон сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое отношение к природе прослеживается практически во всех произведениях японских писателей, для которых природа – источник вдохновения, природа – абсолютная красота, это – совершенство. Нужно учиться у нее, нужно прислушиваться к ее звукам, вглядываться в ее картины, понимать ее движения, и, главное, стараться жить в гармонии с ней, беречь окружающий нас мир."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм. В основе буддийской философии лежит представление о том, что так называемый реальный мир (сансара) – на самом деле человеческая иллюзия, появившаяся из-за непонимания сути вещей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Японские писатели в своем творчестве поднимают такие темы, как бренность человеческого существования, быстротечность и изменчивость жизни, круговорот жизни и много других вопросов, корнями уходящих в буддийскую философию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чаще намекать, чем декларировать, — вот принцип, который делает японское искусство искусством подтекста. Художник умышленно оставляет в своем произведении некое свободное пространство, предоставляя каждому человеку по-своему заполнять его собственным воображением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У японских живописцев есть крылатое выражение: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть». У актеров издавна существует заповедь: «Если хочешь выразить свои чувства полностью, раскрой себя на восемь десятых»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Японская литература также взяла на себя задачу быть красноречивой на языке недомолвок. В произведениях прозаиков ХХ века прием недосказанности, намека очень распространен. Танидзаки, Абэ, Мисима и другие писатели широко использовали символ, жест, вещь, открытый финал как средство не прямо сказать о чем-либо, а лишь намекнуть, указать. И подобно тому, как японец воспринимает иероглиф не просто как несколько штрихов кистью, а как некую идею, он умеет видеть на картине неизмеримо больше того, что на ней изображено. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дождь в бамбуковой роще, птица на дереве, ива у водоема, падающий водопад — любая тема, дополненная фантазией зрителя, становится для художника, писателя окном в бесконечное разнообразие и вечную изменчивость мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Или создание рук человека – Золотой храм (Кинкакудзи) на берегу пруда в романе Ю. Мисима «Золотой храм» рождает в главном герое бурю смешанных эмоций, заставляет задуматься о Красоте: «Можно, пожалуй, сказать, что никакой красоты не существует. Сказать-то можно, но наше собственное сознание придает этой химере силу и реальность»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ирландско-американский прозаик, переводчик и востоковед, специалист по японской литературе Лафкадио Херн так говорил об особенностях японского взгляда на окружающий мир: «Вообще говоря, мы делаем вещи с расчетом на прочность, японцы же — на недолговечность. Очень мало обиходных предметов предназначено в Японии для длительного использования. Соломенные сандалии, которые заменяются на каждом этапе пути; палочки для еды, которые всегда даются новыми и потом выбрасываются; раздвижные створки — седзи, которые служат как окна или как перегородки, заново оклеиваемые бумагой дважды в год; татами, которые заменяют каждую осень. Все эти примеры множества вещей повседневной жизни иллюстрируют примиренность японцев с недолговечностью». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор очерков о языке и литературе Японии с древнейших времен Г. Востоков: «Чуткий ко всяким проявлениям движения жизни, японец мало любит форму, этот предел подвижности. Симметричность всего живущего, форм животных и растений — это явное выражение стремления природы к равновесию — оставляет его совершенно равнодушным. Он наблюдает и ухватывает в природе асимметричное, нарушенное равновесие, подчеркивает формы в момент изменения»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, традиционное искусство Японии самобытно, своими философскими и эстетическими принципами кардинально отличается от западного. Японская эстетика, сочетающая синтоистские, конфуцианские и буддийские идеалы, разработала особые, уникальные принципы, понимание которых является ключом к японскому искусству."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "моно2.jpg", "filesize": 176014, "height": 504, "pic_id": 397758, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/30/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE2.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}], "selectedRange": [4798, 4798]}
Комментарии 0