26 окт 2024 · 13:44    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "26 октября родился Василий Верещагин (1842 — 1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Верещагин еще при жизни стал известен как баталист. Однако его «непатриотичные» работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "____________________________________________________________________________ "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Верещагин родился в Череповце в семье состоятельного помещика. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус. «Корпус терпеть не мог, — вспоминал художник, — товарищество только выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще во время учебы проявилась его способность к живописи — он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств. В это же время пробовал себя в литературном творчестве: предложил свой «Рассказ старого охотника» петербургской газете «Голос». После рецензии редакции: «Извольте, это такая гадость…» — Верещагин на время оставил писательскую деятельность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первое большое путешествие Верещагин совершил в 1863 году — на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Верещагин "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1864 году Верещагин уехал в Париж и год учился и работал у Жана Леона Жерома — авторитетного живописца-академиста. Потом еще раз съездил на Кавказ. В Академию Верещагин вернулся весной 1866 года и официально завершил обучение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса — за отвагу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалах горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины — «Богатого киргизского охотника с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии». Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая персональная выставка "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая масштабная выставка Верещагина прошла в Петербурге в 1874 году. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя — залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки — 30 тысяч экземпляров — раскупили. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей. Художника обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Однако Иван Крамской назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков приобрел весь туркестанский цикл за большие деньги — 97 000 рублей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины. На рамы Туркестанской серии Верещагин изначально планировал нанести арабскую вязь, однако арабского не знал. Он подготовил эскизы с узором, который перекликался с восточным орнаментом на дверях мечетей и дворцов. Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На некоторые багеты художник наносил надпись. Например, полотно «Апофеоз войны» сопровождала фраза: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Картине «Нападают врасплох» соответствовала цитата из летописи Нестора: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этих же рамах художник требовал и перевозить полотна во время выставок. Вес ценного груза увеличивался, расходы на транспортировку возрастали в разы, Третьяков нанимал целые железнодорожные платформы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Супруги посетили Бомбей и Джайпур, Дели и Агру, области Ладак и Кашмир, три месяца путешествовали по Восточным Гималаям и Сиккиму. Путешествие было не из простых: на них нападали дикие животные, приходилось переходить вброд ледяные реки и пережидать снежные бури. Художник перенес малярию, а у Элизабет Фишер-Рид во время высокогорных переходов упало зрение. Тем не менее они продолжали работать. Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии — зороастризма. Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Индии художник узнал, что Императорская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Награды Верещагин не принял: «…считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1876 году Василий Верещагин вернулся в Париж, но уже через несколько месяцев отправился в новый поход на Балканы. Индийская серия увидела свет только спустя четыре года — на выставке в Петербурге. Художник представил 139 картин и этюдов, 75 из которых купил Третьяков. Плату за вход на выставку не брали, и за 40 дней экспозицию посетили около 200 тысяч человек. По воспоминаниям современников, в выставочные залы люди пытались пробраться даже через окна. Критики назвали Верещагина одним из лучших художников-ориенталистов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Балканский поход и новые батальные полотна "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Весть о войне с турками застала Верещагина в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы — в составе действующего подразделения русской армии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут «не то». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Верещагин "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июне 1877 года Верещагин получил серьезное ранение. Миноносец «Шутка», на котором находился художник, атаковал турецкий корабль. Вражеская пуля пробила борт и повредила Верещагину бедро. Художника отправили в Бухарест, где он провел три месяца. Но когда рана зажила, он вернулся в строй. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В это время русские войска готовили штурм Плевны, города в северной части Болгарии. Плевну планировали взять 30 августа, к именинам императора Александра II. Однако штурм обернулся крупным поражением. Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с провокационным названием «Царские именины». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не менее острой оказалась и другая работа живописца — триптих «На Шипке все спокойно». Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Тот командовал войсками, которые, измученные и в тонких шинелях, замерзали на Шипкинском перевале на Балканах. Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту. На первой картине он стоит по колено в снегу, на второй — почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей — на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен. В споре с Павлом Третьяковым, который придерживался традиционных патриотических взглядов на батальную живопись, художник говорил: «…мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Передо мною как художником война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности». Верещагин хотел, чтобы серия оставалась нераздельной, но коллекционер приобрел лишь часть полотен. А Верещагин после выставки написал еще три картины — «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поездка в Палестину и евангельский цикл "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1882 году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре он с женой уехал на Ближний Восток — путешествовал по Палестине и Сирии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью — едят, стирают вещи, мастерят утварь. В Европе католические священники требовали уничтожить картины, на которых Святое семейство изображено не по церковным канонам, а в Россию Верещагин их и вовсе не привез, не желая еще более суровой реакции. В 1885 году открылась европейская выставка. Один из посетителей облил полотна серной кислотой — испортил несколько рам, а одну небольшую картину уничтожил полностью. Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал. Большую часть палестинского цикла художник увез в США и после нескольких выставок продал на аукционе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1883 году Верещагин написал книгу «Очерки, наброски, воспоминания» — ее перевели на немецкий, французский, английский, датский языки. Вскоре вышел в свет трактат «О реализме» на английском и немецком языках. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полотна Русской серии "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1887 году Верещагин оставил свою мастерскую в Мезон-Лаффите. Чуть позже он расстался с Элизабет Фишер-Рид, женился на Лидии Андреевской и отправился в Россию. Здесь, на окраине Москвы, художник построил дом по собственному проекту. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через несколько лет Верещагин начал писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года. Всего он создал 20 полотен — сцены битв, пейзажи мест сражений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1893 году Верещагин снова отправился в путешествие, в этот раз — по городам России. Он посетил Ростов Великий, Кострому, Ярославль, города Русского Севера. Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали — резьбу на деревянных колоннах, иконостасах. В серию картин вошли также портреты «незамечательных», обычных людей, а их истории жизни художник издал в сборнике «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От города к городу художник передвигался по рекам и каналам на специальной барке-мастерской. Путевые заметки он опубликовал в книге «На Северной Двине. По деревянным церквам» в Москве в 1896 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Япония и последние работы "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В России путешествия Верещагина не закончились. В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы. Затем художник дважды посетил Кубу, потом — Америку и даже написал портрет ее президента. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1903 году Верещагин прибыл в Японию. В Токио, Никко и Киото он провел четыре месяца. Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в новой для себя манере, близкой импрессионизму, — «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие. Все работы Верещагин оформил в авторские рамы, отделанные японской парчой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На следующий год художник снова отправился на Дальний Восток, чтобы плыть в Японию. «Я все еще не уехал, но завтра уезжаю наконец, и с нехорошим чувством, — писал художник жене, — так как еду в страну, очень враждебно к нам настроенную… По газетам судя, в Японии часты собрания врагов России, требующих войны с нами, считая теперешний момент для открытия военных действий наиболее удобный… <…> У них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, все надобно везти из Петербурга…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Война началась. Василий Верещагин и в этот раз был в строю. 31 марта броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, взорвали у берегов Порт-Артура. Верещагин погиб. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_vM6ZcXbXd15B52LkzsAxQdz8GMjagSUV1R47N2fE6KzFlgf25j_jGMrk4VFszett910yqJGMmGxY042-u1SjEYM.jpg", "filesize": 7693, "height": 135, "pic_id": 919893, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/26/_vM6ZcXbXd15B52LkzsAxQdz8GMjagSUV1R47N2fE6KzFlgf25j_jGMr_ep9JVqu.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241026%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241026T104436Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b59287991b009b19ad7edc1ffb3d23d01efec3d95846bc2feb9b7ebdf0d0fee4", "width": 108}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "EQkKHspDrzBqTMBcLYj_xkMNmvWknZzqgEji3xEyUcGn9hIXqYaVlNib9-esQkcZeYAns_KiTHbbNBVHPN69lqi5.jpg", "filesize": 85051, "height": 650, "pic_id": 919895, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/26/EQkKHspDrzBqTMBcLYj_xkMNmvWknZzqgEji3xEyUcGn9hIXqYaVlNib_K664NIY.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241026%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241026T104436Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c3d83f1a1695f43e106b4c13fa3b7530c9a94f696f715ab6662ca2cb650b8b95", "width": 463}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "zJIHG1H-foDpKHf3d39zMN6WMxvTGS9YN1GfGqrxZkLs6xlKiFfxr0XmP_5lf4GAkfL4iepw3tLFLlz5bgCIIuTo.jpg", "filesize": 8646, "height": 135, "pic_id": 919894, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/26/zJIHG1H-foDpKHf3d39zMN6WMxvTGS9YN1GfGqrxZkLs6xlKiFfxr0Xm_VxUiWzk.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241026%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241026T104436Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2ae630f0e14f353621d6abec7415e1307048b96686f4b94136d4ccf70a1cc867", "width": 108}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}], "selectedRange": [15004, 15005]}
Комментарии 0