07 апр 2024 · 17:42    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, хотя в его имени есть и «хан», и «султан», был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда «работы» не было, пытался ловить... орлов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учился летать в Симферопольском аэроклубе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку (Одесский Военный округ) под Кишинёвом. 22 июня 1941 года рано утром с аэродрома Григориополь для проверки данных о нарушении государственной границы СССР германо - румынской армией в воздух поднялась 1-я эскадрилья 4-го истребительного авиаполка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На реке Прут, по которой проходила граница, увидели грозное зрелище: сплошным потоком по мосту катились чужие танки, артиллерийские самоходки, автомашины, мотоциклы... Когда подлетали к своему аэродрому, на поле полыхали самолёты, ангары, дымились развороченные бомбами взлётные полосы. Сели на запасном аэродроме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, по 5-6 раз вылетая на боевые задания. Через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В октябре 1941 года лётчик был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: «Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская область) для переподготовки на английский истребитель «Харрикейн». Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет - Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. «Юнкерс» на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел «Юнкерс», снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Стрелять было нечем..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На борту «Юнкерса», видно, поняли это: самолёт теперь даже не маневрировал, а на большой скорости просто уходил к линии фронта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Истребитель пронёсся близ «Юнкерса» и, блеснув молнией, почти отвесно ринулся вниз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардировщика. Раздался скрежет металла, и в небе тотчас потянулся дымный след от моторов «Юнкерса». Амет-Хан выбросился из неуправляемого самолёта с парашютом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Жители поволжской деревни Дымокурцы поначалу приняли спустившего с неба смуглого черноглазого Амет-Хана за чужака и наставили вилы... Пришлось лётчику, отвернув борт кожаного реглана, показать орден Красной Звезды, чтобы развеять последние сомнения. Подбежавшие сельские мальчишки доложили, что «фриц упал вон там, а крыло от него - вот здесь, близко»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перед перелётом в Прибалтику эскадрилья, которой командовал Амет-Хан, отличилась в боях над Днепром. Только за неделю боёв его подопечные уничтожили 32 немецких самолёта. Из них 4 - сбил лично командир эскадрильи: 2 - в районе Одессы и 2 - над Николаевом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В феврале 1945 года на подступах к Кёнигсбергу шли особенно ожесточённые бои. Окружённые, прижатые к морю, блокированные с воздуха немецкие войска оказывали упорное сопротивление. Под Кёнигсбергом вместе с нашими лётчиками сражались французские лётчики эскадрильи «Нормандия - Неман»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Кёнигсберг летали в те дни «Пешки» и «Илы», засыпая бомбами укреплённые немецкие артбатареи. «Мессеры» и «Фоккеры» взлетали в сторону моря, набирали высоту, а затем из-за облаков нападали на наши бомбардировщики. Истребители должны были перехватывать фашистские самолёты ещё над морем. Завидев их, фашистские самолёты обычно убирались, давая простор для пальбы своим зениткам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прямо над Кёнигсбергом разыгралась однажды схватка шестёрки Бориса Масленникова с шестёркой FW-190. Но Масленников заметил только пару их и бросился в атаку. Четыре «Фоккера» в это время навалились на новичков - Чубукова и Хвостова. Хвостова им удалось подбить, и Чубуков остался один против наседавшей четвёрки вражеских самолётов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Если бы не подоспел Амет-Хан, - рассказывал он после боя однополчанам, - неизвестно, чем бы всё это кончилось для меня»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Войну Амет-Хан Султан заканчивал, летая на истребителе Ла-7. «Хороши американские» Аэрокобры «, а всё же наш конёк» Лавочкин «лучше!» - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов (в том числе 18 января и 26 января - по одному FW-1902)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С конца апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Срулив с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили «Фоккеры». Амет-Хан первой пушечной очередью поджёг ведущего группы. Пилот (командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями) выпрыгнул с парашютом, а ведомые покинули поле боя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По официальным источникам, к концу войны совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 (в том числе 12 бомбардировщиков, 17 истребителей и 1 транспортный) и в группе 19 самолётов противника. [В своих недавних исследованиях М. Ю. Быков указывает на 30 личных побед лётчика. ]"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан был награждён второй медалью «Золотая Звезда»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-Хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти из армии, демобилизовался в звании Гвардии подполковника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Он нашёл себя на испытательной работе в НИИ ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные самолёты и планеры. В 1961 году ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дважды Героем Советского Союза пришёл Амет-Хан на испытательный аэродром. Здесь уже брала старт реактивная авиация. Амет-Хану помогли войти в строй. И вот первая сложная работа. На необычного вида планере, оснащённом пороховыми ускорителями, он поднимался за буксировщиком на огромную высоту. Отцепив трос, бросал машину в пике. Со сверхзвуковой скоростью планер мчался к земле. Но лётчик не спешил выводить машину. Требовалось испытать её на предельных режимах устойчивости и управляемости. Работу эту Амет-Хан провёл успешно. Ему стали поручать ещё более ответственные задания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более 20 лет поднимался в воздух с испытательного аэродрома Амет-Хан Султан. Здесь, как и в боях, его также отличали мужество, верность Родине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надо было действительно очень сильно любить своё дело, чтобы сказать:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он произнёс эти слова незадолго до своего последнего полёта..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на «летающей лаборатории», чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда самолёт вошёл в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пилотскую кабину с Амет-Ханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолёте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался испытываемый двигатель. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "OeVN432y35I.jpg", "filesize": 36572, "height": 450, "pic_id": 848247, "url": "/files/article_image/2024/04/07/OeVN432y35I.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}], "selectedRange": [9499, 9499]}
Комментарии 1