3
Усадьба с картины Левитана | Паблико

Усадьба с картины Левитана


12 дек 2023 · 07:38    

Сергей Морозов закончил юридический факультет Московского университета. И, хоть и занимал должность директора-распорядителя династического предприятия «Товарищества Никольской мануфактуры» Саввы Морозова сын и К°", бизнесом не занимался.



Сергей Тимофеевич Морозов.


Сергей Тимофеевич также жертвовал на культуру, образование и здравоохранение. Так, он щедро поддерживал общедоступный театр, позже получивший название Московского художественного театра. 

Выделил свою именную стипендию в институте Московской старообрядческой общины в 1916 году. Будучи членом совета Строгановского художественно-промышленного училища, помогал и его талантливым студентам.

Морозов жертвовал на нужды староверов, на строительство больниц и родильных домов. В 1885 году в Москве он организовал Торгово-промышленный музей кустарных изделий, ставший главным делом его жизни. 

Поддержал в первых рядах создание в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III, став одним из его первых дарителей, пополнив коллекцию будущего ГМИИ имени Пушкина своим частным собранием работ русских и западноевропейских живописцев. В Берлине он заказал украшающие ныне один из залов музея копии фронтонных групп Зевса из Олимпии.

Софья Андреевна Толстая в одном из писем описывает его так: "Приезжал Сергей Тимофеевич Морозов, болезненный купец, закончивший курс в университете и желающий жить получше. Он дал для голодных крестьян Льву Николаевичу 1000 рублей".

Современники вспоминали, что Сергей Тимофеевич был "утончен, печален, замкнут, любил природу и искусство". По своему душевному складу Морозов был близок художнику Левитану (они и родились в один год, в один месяц), с которым дружил. И которому, что немаловажно, оказывал постоянную материальную поддержку, снабжал красками, холстами и подрамниками.

Сергей, будучи страстным поклонником изобразительного искусства, особенно увлекался пейзажной живописью, даже сам рисовал, подражая Левитану, и брал у него уроки, а летом приглашал к себе в Успенское пожить и писать этюды. 

Вместе с Левитаном в Успенском жил молодой художник Владимир Иванович Соколов, впоследствии ставший известным мастером художественной литографии.



Исаак Левитан. "Автопортрет".


В имении Морозова Левитан написал этюды «На Москве-реке», «Церковь в Успенском», а также картину «Сумерки. Замок», сегодня хранящуюся в Львовской галерее. 



Исаак Левитан. "Сумерки. Замок". 1898 г.


17 июня 1897 года художника в Успенском навестил у «Левитановского Морозова» (так писатель называл Сергея Тимофеевича) друживший с ним А. П. Чехов. 

Наблюдавший его как врач, в марте того же года Антон Павлович диагностировал у Левитана неизлечимую болезнь. Сергей Тимофеевич же давал Антону Павловичу денег для завершения строительства им школ для крестьянских детей в Мелихово и Новосёлках.

В письме своему другу и издателю Алексею Сергеевичу Суворину Чехов, однако, описал эту поездку в свойственной ему ироничной манере: "На днях был в имении миллионера Морозова. Дом как Ватикан, лакеи в белых пикейных жилетах с золотыми цепями на животах, мебель безвкусная, вина от Леве, у хозяина никакого выражения на лице - и я сбежал".

Пронизанная мрачным настроением, продиктованным все ухудшающимся здоровьем пейзажиста, картина «Сумерки. Замок», была написана Левитаном в 1898 году. В приглушённо-тёмных тонах она изображает готический замок в Успенском, и от жутковатого вида усадьбы захватывает дух.

Морозов предоставил художнику для жилья и работы флигель материнской усадьбы в Большом Трёхсвятительском переулке - единственный кров Левитана. В этом флигеле он и скончался, оставив Сергею Тимофеевичу коллекцию картин, зарисовок и этюдов.

После национализации усадьбы, с 1918 по 1929 годы в прекрасном замке размещался детский дом. 



Усадьба Успенское


Затем, до 1933 года здесь работал Институт коневодства, а с 1933 года и до Великой Отечественной войны - средняя школа. 

В 1941-1942 гг. в бывшей усадьбе оборудовали военный госпиталь, а затем сюда вновь вернулся Институт коневодства и ещё один Институт - леса. 

Ну и с 1960-х гг. территорию бывшей усадьбы заняло психоневрологическое отделение Центральной клинической больницы Академии наук и ее ведомственный санаторий, прекративший свою деятельность лишь в 2014-м. 

С этими целями рядом с историческим зданием замка в 1970-е гг. построили современный многоэтажный корпус, грубо нарушивший задуманные Бойцовым гармоничное единение усадебных построек с аллеями парка.

С 2014 по 2023 годы Успенское не раз выставлялось на торги, но покупатель долго не находился, пока в уходящем году усадьба, десятилетие простоявшая бесхозной, наконец, не обрела хозяина.

По результатам торгов, новым владельцем стало некое ООО «Орион плаза», сумевшее обойти двух других претендентов на право владение Успенским, заплатив за него более 400 млн руб. 

Представители собственника обещают привести усадебный парк в порядок уже до конца этого года, а затем заняться реставрацией замка, в котором планируют в будущем проводить концерты классической музыки, устраивать выставки и литературные вечера. 

Хочется надеяться, что, преобразившись, усадьба откроет свои гостеприимные двери для любителей культуры и искусства.

Спасибо, что читаете, я пишу для вас.

Сергей Морозов закончил юридический факультет Московского университета. И, хоть и занимал должность директора-распорядителя династического предприятия «Товарищества Никольской мануфактуры» Саввы Морозова сын и К°", бизнесом не занимался.



Сергей Тимофеевич Морозов.


Сергей Тимофеевич также жертвовал на культуру, образование и здравоохранение. Так, он щедро поддерживал общедоступный театр, позже получивший название Московского художественного театра. 

Выделил свою именную стипендию в институте Московской старообрядческой общины в 1916 году. Будучи членом совета Строгановского художественно-промышленного училища, помогал и его талантливым студентам.

Морозов жертвовал на нужды староверов, на строительство больниц и родильных домов. В 1885 году в Москве он организовал Торгово-промышленный музей кустарных изделий, ставший главным делом его жизни. 

Поддержал в первых рядах создание в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III, став одним из его первых дарителей, пополнив коллекцию будущего ГМИИ имени Пушкина своим частным собранием работ русских и западноевропейских живописцев. В Берлине он заказал украшающие ныне один из залов музея копии фронтонных групп Зевса из Олимпии.

Софья Андреевна Толстая в одном из писем описывает его так: "Приезжал Сергей Тимофеевич Морозов, болезненный купец, закончивший курс в университете и желающий жить получше. Он дал для голодных крестьян Льву Николаевичу 1000 рублей".

Современники вспоминали, что Сергей Тимофеевич был "утончен, печален, замкнут, любил природу и искусство". По своему душевному складу Морозов был близок художнику Левитану (они и родились в один год, в один месяц), с которым дружил. И которому, что немаловажно, оказывал постоянную материальную поддержку, снабжал красками, холстами и подрамниками.

Сергей, будучи страстным поклонником изобразительного искусства, особенно увлекался пейзажной живописью, даже сам рисовал, подражая Левитану, и брал у него уроки, а летом приглашал к себе в Успенское пожить и писать этюды. 

Вместе с Левитаном в Успенском жил молодой художник Владимир Иванович Соколов, впоследствии ставший известным мастером художественной литографии.



Исаак Левитан. "Автопортрет".


В имении Морозова Левитан написал этюды «На Москве-реке», «Церковь в Успенском», а также картину «Сумерки. Замок», сегодня хранящуюся в Львовской галерее. 



Исаак Левитан. "Сумерки. Замок". 1898 г.


17 июня 1897 года художника в Успенском навестил у «Левитановского Морозова» (так писатель называл Сергея Тимофеевича) друживший с ним А. П. Чехов. 

Наблюдавший его как врач, в марте того же года Антон Павлович диагностировал у Левитана неизлечимую болезнь. Сергей Тимофеевич же давал Антону Павловичу денег для завершения строительства им школ для крестьянских детей в Мелихово и Новосёлках.

В письме своему другу и издателю Алексею Сергеевичу Суворину Чехов, однако, описал эту поездку в свойственной ему ироничной манере: "На днях был в имении миллионера Морозова. Дом как Ватикан, лакеи в белых пикейных жилетах с золотыми цепями на животах, мебель безвкусная, вина от Леве, у хозяина никакого выражения на лице - и я сбежал".

Пронизанная мрачным настроением, продиктованным все ухудшающимся здоровьем пейзажиста, картина «Сумерки. Замок», была написана Левитаном в 1898 году. В приглушённо-тёмных тонах она изображает готический замок в Успенском, и от жутковатого вида усадьбы захватывает дух.

Морозов предоставил художнику для жилья и работы флигель материнской усадьбы в Большом Трёхсвятительском переулке - единственный кров Левитана. В этом флигеле он и скончался, оставив Сергею Тимофеевичу коллекцию картин, зарисовок и этюдов.

После национализации усадьбы, с 1918 по 1929 годы в прекрасном замке размещался детский дом. 



Усадьба Успенское


Затем, до 1933 года здесь работал Институт коневодства, а с 1933 года и до Великой Отечественной войны - средняя школа. 

В 1941-1942 гг. в бывшей усадьбе оборудовали военный госпиталь, а затем сюда вновь вернулся Институт коневодства и ещё один Институт - леса. 

Ну и с 1960-х гг. территорию бывшей усадьбы заняло психоневрологическое отделение Центральной клинической больницы Академии наук и ее ведомственный санаторий, прекративший свою деятельность лишь в 2014-м. 

С этими целями рядом с историческим зданием замка в 1970-е гг. построили современный многоэтажный корпус, грубо нарушивший задуманные Бойцовым гармоничное единение усадебных построек с аллеями парка.

С 2014 по 2023 годы Успенское не раз выставлялось на торги, но покупатель долго не находился, пока в уходящем году усадьба, десятилетие простоявшая бесхозной, наконец, не обрела хозяина.

По результатам торгов, новым владельцем стало некое ООО «Орион плаза», сумевшее обойти двух других претендентов на право владение Успенским, заплатив за него более 400 млн руб. 

Представители собственника обещают привести усадебный парк в порядок уже до конца этого года, а затем заняться реставрацией замка, в котором планируют в будущем проводить концерты классической музыки, устраивать выставки и литературные вечера. 

Хочется надеяться, что, преобразившись, усадьба откроет свои гостеприимные двери для любителей культуры и искусства.

Спасибо, что читаете, я пишу для вас.

Читайте также

Комментарии 34

Войдите для комментирования
■ Lana_swet 24 дек 2023 в 13:15
Красивая усадьба! Очень хочется верить новому хозяину...
Пусть все получится ✨❤️
Отличная статья. Благодарю! Лайк
Ирина, Благодарю 🌹
■ Отшельница 12 дек 2023 в 21:33
Даже в советское время здесь были институты и школа, то есть очаги культуры!
И это радует и способствует тому,что усадьба вовсе не графские развалины
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ