3
История Гжельского промысла: как зародился народный промысел | Паблико

История Гжельского промысла: как зародился народный промысел


27 апр 2023 · 08:28    

В 60 км к юго-востоку от Москвы на правом берегу речки Гжелка, в нескольких километрах от города Раменского раскинулось уникальное село с кратким названием Гжель.

Это один из старейших в России центров гончарного ремесла, место, где зародилась история известного на весь мир народного промысла.



Фото с сайта sinnros.ru


Кто сегодня не знает уникальный «гжельский» фирменный стиль – синяя роспись по белому фону?

Само название «гжель» («жгель») фонематически передает основной процесс ее производства – «жечь глину».

А. Исаев в исследовании «Промыслы Московской Губернии» в 1876 г. написал следующее: «…я полагаю, местом первоначального изготовления гончарных изделий было село Гжель, как показывает само название. Отсюда промысел стал распространяться по окрестным деревням». То есть ареал производства дал название самому промыслу.

Гжельский фарфор, наряду с Жостово и Палехом, пожалуй, один из самых популярных народных художественных промыслов, при чем не только в России, но и в мире. 

Посуду и сувенирную продукцию с ярко-синими узорами выпускают в Раменском городском округе Подмосковья, где этот промысел зародился семь веков назад.

С момента открытия месторождения глины традиции создания уникального бренда бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Существует так называемый «гжельский куст», в состав которого изначально входило около 30 населённых пунктов, расположенных в Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии.

Об истории зарождения промысла и заводах, которые радуют нас своими уникальными изделиями и сегодня, я расскажу в этой статье.

Местность Гжель впервые упоминается в завещании Московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году как дворцовая волость. 



Иван Калита . Миниатюра из царского титулярника, 1672 год. Из открытых источников


Исторически под названием Гжель подразумевается не одно село, а целый регион, который издревле славился залежами местной высококачественной глины.

Гжельский регион – это 27 сёл и деревень, образующих конгломерат селений ремесленников, именуемых «Гжельский куст».

Самые известные «цветы» «Гжельского куста» - Речицы, Новохаритоново, Гжель, Турыгино, Бахтеево, Жирово и Кузяево. 

Уникальность региона состояла в том, что, являясь дворцовой волостью, Гжель принадлежала императорскому двору, поэтому во времена крепостного права гжельские мастера, хотя и были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам, считались свободными.

Основным занятием у местного населения, когда, начиная с 17 века в карьерах начали массово добывать глину, было гончарное ремесло и роспись посуды, изразцов и фигурок. Поглощённые творческим процессом, работники оттачивали мастерство, совершенствовали и технологию. В результате в скором времени Гжель стала центром керамического производства в Российской империи.

На территории современного Раменского городского округа Подмосковья сегодня расположены и действуют пять предприятий, выпускающих гжельский фарфор: «Объединение «Гжель»», Гжельский фарфоровый завод, фарфоровая мануфактура «Галактика и Компания», Гжельский завод художественной росписи и «Звезда Гжели».

Как производят гжельский фарфор?

Всё начинается с эскиза будущего изделия.

Когда рисунок готов - по нему делают макет, сперва - из пластилина, а затем из глины. Эту глиняную форму отправляют в фарфоровый цех. В нем глиняные заготовки проходят сперва этапы сушки и оправки, а затем обжига, чтобы придать изделию прочность.



Художник за работой, из открытых источников


Следующий этап – погружение в фуксиновый раствор. Окрашивая изделие в розовый цвет, раствор позволяет заметить на нём мельчайшие сколы и трещины.

Наконец, художники могут приступить к росписи, которая наносится кобальтовой краской серого цвета.

Интересный факт: у фирменного цвета Гжели - синего - встречается более 20 оттенков. Художники получают их при помощи разного нажима на кисть.

История легендарного подмосковного промысла

История промысла «гжель» начинается с давнего времени - с 14 века.

В 1318 году гжельские земли были присоединены к Московскому княжеству, что послужило мощным стимулом для развития гончарного производства на этих землях. 

В уже упоминавшейся грамоте Ивана Калиты 1339 года князь завещал сыну местные керамические доходные мастерские.

В годы царствования Алексея Михайловича, в 1663 – 1666 гг., Гжель - эксклюзивный поставщик как аптекарских, так и алхимических сосудов, которые местные мастера активно изготавливали для поставки в столицу, что является признаком и качества, и мастерства.

Впоследствии эта традиция «поставщика двора его величества» и положила начало керамическому производству в Российской империи. В целях производства химической посуды Гжельская волость в 1710 году приписывается к Аптекарскому приказу в Москве.



Здание Аптекарского приказа в Москве


При Петре I в 1691 году появляется мода на сине-белую роспись. В Россию был ввезён дельфтский фаянс, который высоко оценили гжельские мастера.

Оценив прежде всего саму идею, они однако предпочли обогатить ее русским содержанием, сделав бело-синюю роспись своим фирменным стилем. Стиль оценил сам император. Петр I в 1724 году издает указ о производстве в России посуды из белой глины. 

Купец Афанасий Филиппович Гребенщиков в тот же год открывает в Москве первую керамическую фабрику, сырье для которой он приобретает в Гжели.

Фабрика Гребенщикова вскоре становится первой в России по производству майолики. Гжельские мастера параллельно решают самостоятельно освоить производство майолики, вытеснив в итоге производство Гребенщикова, который был вынужден в 1774 году закрыть свою фабрику.

Гжель же становится монополистом в производстве майолики.

В 1740-ые гг. Михаил Ломоносов и его сподвижник Дмитрий Виноградов по указу Екатерины I работают над задачей производства отечественного фарфора. Так, Виноградов, по совету купца Гребенщикова, едет в Гжель. Ломоносов высоко оценил местную глину, заметив, «едва ли есть земля более чистая».

И уже в 1745 году русский ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов на основе гжельских глин впервые в России создал рецептуру изготовления высококачественного фарфора. 



Монета Банка России к 300-летию со дня рождения Д.И.Виноградова. Художник Е.В.Крамская. Скульптор А.Н.Бессонов.


Гжельское месторождение представлено почти 20 видами глины, основными из которых являются «беложгущие», использующиеся при производстве фарфора и фаянса, а также глина, которая применяется для майолики и красной керамики.

В начале 19 века происходит модернизация отрасли: в Гжели стартует производство полуфаянса. Одновременно происходят изменения и в росписи - от пятицветия майолики к синей росписи по белому. 

В 1802 году в деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.

А в деревне Новохаритоново в 1810 году местным кузнецом Яковом Васильевичем и его сыновьями Анисимом и Терентием основывается первый крупный фарфоровый завод. Позднее получившие фамилию Кузнецовых, они являются основателями династии «фарфоровых королей».



Клеймо Товарищества М.С.Кузнецова


В 19 веке в ареале «гжельского куста» фарфор выпускали уже десятки небольших кустарных артелей и полукустарных мастерских, которые, помимо посуды, изготавливали также игрушки, статуэтки, иконостасы и даже склепы из керамики.

К 1830 году насчитывалось более 50 производств и 30 живописных мастерских, которые при изготовлении фаянсовых изделий применяли роспись синим по белому.

И в середине 19 столетия о Гжели, по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии, говорили как о «русском Стаффоршире». Изделия этого периода сегодня представлены в коллекциях Государственного Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа, а также музея «Объединения «Гжель».

К концу 19 века, однако, в связи с большим количеством товаров, ввозимых из-за границы, а также вследствие промышленного переворота, в результате которого от ручного труда перешли к машинному производству, гжельский промысел стал постепенно приходить в упадок.

Художественная сторона промысла угасает – производство становится ориентированным прежде всего на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики.

После событий 1917 года предприятия, выпускавшие гжельский фарфор, были национализированы. На многих из них производство было остановлено.

Казалось, что традиции самобытного гжельского художественного промысла утеряны безвозвратно. Но в середине 20 века, вскоре после окончания второй мировой войны произошло возрождение отрасли: на основе сохранившихся образцов утраченные было приемы производства вернули к жизни.



Александр Борисович Салтыков


Известны и мастера, благодаря которому это стало возможным, - это искусствовед Александр Борисович Салтыков и художница Наталья Ивановна Бессарабова.



Наталья Иванова Бессарабова


Именно в это время был разработан фирменный бело-голубой стиль, стали использоваться кобальтовые краски, появились новые талантливые художники – старинный промысел получил «второе дыхание».

Сформировалась плеяда признанных мастеров современного стиля - Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. И. Окулова.

Размышляя о причинах стойкой популярности гжели, отметим, что роспись в бело-голубой гамме органично вписалась в привычное для русской ментальности сочетание голубого неба и белокаменных церквей.

А фирменный кистевой «мазок с тенями», придающий синему цвету множество оттенков и градаций, пожалуй, самый главный стилеобразующий элемент промысла.



"кистевой мазок"


Познакомиться с гжельским народным художественным промыслом можно в музеях, которые работают при действующих предприятиях. При чем экскурсии проводятся не только в самом музее, но и на производстве.

А ещё можно посетить мастер-классы по росписи и приобрести сувенирную авторскую продукцию в лавках при фабриках.

В настоящее время «Гжельский куст», хоть и изрядно поредел (в его составе – два крупных сельских поселения – Гжельское и Новохаритоновское, представленные каждое десятком деревень), но продолжает выпуск высоко художественных изделий в разной цветовой гамме, украшенных вручную авторской росписью.

Чтобы увидеть их воочию, надо посетить ряд сёл, расположенных в Раменском городском округе Подмосковья.

В самой Гжели расположен Гжельский завод художественной росписи, а самое крупное предприятие - «Гжельский фарфоровый завод» - находится в сёлах Новохаритоново и Речицы.

Продолжение следует...

Оригинал статьи автора читайте на сайте издательства 'Подмосковье":

“Народный фарфор” Подмосковья: пять цветков “гжельского куста”

i-podmoskovie. ru



Символ года:)



В следующей статье расскажу историю пяти действующих предприятий, выпускающих изделия народного промысла «Гжель» сегодня.

Спасибо, что читаете, я пишу для вас.

Подписывайтесь на мой канал, поддержите автора -ставьте like, если понравилась статья.

В 60 км к юго-востоку от Москвы на правом берегу речки Гжелка, в нескольких километрах от города Раменского раскинулось уникальное село с кратким названием Гжель.

Это один из старейших в России центров гончарного ремесла, место, где зародилась история известного на весь мир народного промысла.



Фото с сайта sinnros.ru


Кто сегодня не знает уникальный «гжельский» фирменный стиль – синяя роспись по белому фону?

Само название «гжель» («жгель») фонематически передает основной процесс ее производства – «жечь глину».

А. Исаев в исследовании «Промыслы Московской Губернии» в 1876 г. написал следующее: «…я полагаю, местом первоначального изготовления гончарных изделий было село Гжель, как показывает само название. Отсюда промысел стал распространяться по окрестным деревням». То есть ареал производства дал название самому промыслу.

Гжельский фарфор, наряду с Жостово и Палехом, пожалуй, один из самых популярных народных художественных промыслов, при чем не только в России, но и в мире. 

Посуду и сувенирную продукцию с ярко-синими узорами выпускают в Раменском городском округе Подмосковья, где этот промысел зародился семь веков назад.

С момента открытия месторождения глины традиции создания уникального бренда бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Существует так называемый «гжельский куст», в состав которого изначально входило около 30 населённых пунктов, расположенных в Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии.

Об истории зарождения промысла и заводах, которые радуют нас своими уникальными изделиями и сегодня, я расскажу в этой статье.

Местность Гжель впервые упоминается в завещании Московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году как дворцовая волость. 



Иван Калита . Миниатюра из царского титулярника, 1672 год. Из открытых источников


Исторически под названием Гжель подразумевается не одно село, а целый регион, который издревле славился залежами местной высококачественной глины.

Гжельский регион – это 27 сёл и деревень, образующих конгломерат селений ремесленников, именуемых «Гжельский куст».

Самые известные «цветы» «Гжельского куста» - Речицы, Новохаритоново, Гжель, Турыгино, Бахтеево, Жирово и Кузяево. 

Уникальность региона состояла в том, что, являясь дворцовой волостью, Гжель принадлежала императорскому двору, поэтому во времена крепостного права гжельские мастера, хотя и были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам, считались свободными.

Основным занятием у местного населения, когда, начиная с 17 века в карьерах начали массово добывать глину, было гончарное ремесло и роспись посуды, изразцов и фигурок. Поглощённые творческим процессом, работники оттачивали мастерство, совершенствовали и технологию. В результате в скором времени Гжель стала центром керамического производства в Российской империи.

На территории современного Раменского городского округа Подмосковья сегодня расположены и действуют пять предприятий, выпускающих гжельский фарфор: «Объединение «Гжель»», Гжельский фарфоровый завод, фарфоровая мануфактура «Галактика и Компания», Гжельский завод художественной росписи и «Звезда Гжели».

Как производят гжельский фарфор?

Всё начинается с эскиза будущего изделия.

Когда рисунок готов - по нему делают макет, сперва - из пластилина, а затем из глины. Эту глиняную форму отправляют в фарфоровый цех. В нем глиняные заготовки проходят сперва этапы сушки и оправки, а затем обжига, чтобы придать изделию прочность.



Художник за работой, из открытых источников


Следующий этап – погружение в фуксиновый раствор. Окрашивая изделие в розовый цвет, раствор позволяет заметить на нём мельчайшие сколы и трещины.

Наконец, художники могут приступить к росписи, которая наносится кобальтовой краской серого цвета.

Интересный факт: у фирменного цвета Гжели - синего - встречается более 20 оттенков. Художники получают их при помощи разного нажима на кисть.

История легендарного подмосковного промысла

История промысла «гжель» начинается с давнего времени - с 14 века.

В 1318 году гжельские земли были присоединены к Московскому княжеству, что послужило мощным стимулом для развития гончарного производства на этих землях. 

В уже упоминавшейся грамоте Ивана Калиты 1339 года князь завещал сыну местные керамические доходные мастерские.

В годы царствования Алексея Михайловича, в 1663 – 1666 гг., Гжель - эксклюзивный поставщик как аптекарских, так и алхимических сосудов, которые местные мастера активно изготавливали для поставки в столицу, что является признаком и качества, и мастерства.

Впоследствии эта традиция «поставщика двора его величества» и положила начало керамическому производству в Российской империи. В целях производства химической посуды Гжельская волость в 1710 году приписывается к Аптекарскому приказу в Москве.



Здание Аптекарского приказа в Москве


При Петре I в 1691 году появляется мода на сине-белую роспись. В Россию был ввезён дельфтский фаянс, который высоко оценили гжельские мастера.

Оценив прежде всего саму идею, они однако предпочли обогатить ее русским содержанием, сделав бело-синюю роспись своим фирменным стилем. Стиль оценил сам император. Петр I в 1724 году издает указ о производстве в России посуды из белой глины. 

Купец Афанасий Филиппович Гребенщиков в тот же год открывает в Москве первую керамическую фабрику, сырье для которой он приобретает в Гжели.

Фабрика Гребенщикова вскоре становится первой в России по производству майолики. Гжельские мастера параллельно решают самостоятельно освоить производство майолики, вытеснив в итоге производство Гребенщикова, который был вынужден в 1774 году закрыть свою фабрику.

Гжель же становится монополистом в производстве майолики.

В 1740-ые гг. Михаил Ломоносов и его сподвижник Дмитрий Виноградов по указу Екатерины I работают над задачей производства отечественного фарфора. Так, Виноградов, по совету купца Гребенщикова, едет в Гжель. Ломоносов высоко оценил местную глину, заметив, «едва ли есть земля более чистая».

И уже в 1745 году русский ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов на основе гжельских глин впервые в России создал рецептуру изготовления высококачественного фарфора. 



Монета Банка России к 300-летию со дня рождения Д.И.Виноградова. Художник Е.В.Крамская. Скульптор А.Н.Бессонов.


Гжельское месторождение представлено почти 20 видами глины, основными из которых являются «беложгущие», использующиеся при производстве фарфора и фаянса, а также глина, которая применяется для майолики и красной керамики.

В начале 19 века происходит модернизация отрасли: в Гжели стартует производство полуфаянса. Одновременно происходят изменения и в росписи - от пятицветия майолики к синей росписи по белому. 

В 1802 году в деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.

А в деревне Новохаритоново в 1810 году местным кузнецом Яковом Васильевичем и его сыновьями Анисимом и Терентием основывается первый крупный фарфоровый завод. Позднее получившие фамилию Кузнецовых, они являются основателями династии «фарфоровых королей».



Клеймо Товарищества М.С.Кузнецова


В 19 веке в ареале «гжельского куста» фарфор выпускали уже десятки небольших кустарных артелей и полукустарных мастерских, которые, помимо посуды, изготавливали также игрушки, статуэтки, иконостасы и даже склепы из керамики.

К 1830 году насчитывалось более 50 производств и 30 живописных мастерских, которые при изготовлении фаянсовых изделий применяли роспись синим по белому.

И в середине 19 столетия о Гжели, по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии, говорили как о «русском Стаффоршире». Изделия этого периода сегодня представлены в коллекциях Государственного Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа, а также музея «Объединения «Гжель».

К концу 19 века, однако, в связи с большим количеством товаров, ввозимых из-за границы, а также вследствие промышленного переворота, в результате которого от ручного труда перешли к машинному производству, гжельский промысел стал постепенно приходить в упадок.

Художественная сторона промысла угасает – производство становится ориентированным прежде всего на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики.

После событий 1917 года предприятия, выпускавшие гжельский фарфор, были национализированы. На многих из них производство было остановлено.

Казалось, что традиции самобытного гжельского художественного промысла утеряны безвозвратно. Но в середине 20 века, вскоре после окончания второй мировой войны произошло возрождение отрасли: на основе сохранившихся образцов утраченные было приемы производства вернули к жизни.



Александр Борисович Салтыков


Известны и мастера, благодаря которому это стало возможным, - это искусствовед Александр Борисович Салтыков и художница Наталья Ивановна Бессарабова.



Наталья Иванова Бессарабова


Именно в это время был разработан фирменный бело-голубой стиль, стали использоваться кобальтовые краски, появились новые талантливые художники – старинный промысел получил «второе дыхание».

Сформировалась плеяда признанных мастеров современного стиля - Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. И. Окулова.

Размышляя о причинах стойкой популярности гжели, отметим, что роспись в бело-голубой гамме органично вписалась в привычное для русской ментальности сочетание голубого неба и белокаменных церквей.

А фирменный кистевой «мазок с тенями», придающий синему цвету множество оттенков и градаций, пожалуй, самый главный стилеобразующий элемент промысла.



"кистевой мазок"


Познакомиться с гжельским народным художественным промыслом можно в музеях, которые работают при действующих предприятиях. При чем экскурсии проводятся не только в самом музее, но и на производстве.

А ещё можно посетить мастер-классы по росписи и приобрести сувенирную авторскую продукцию в лавках при фабриках.

В настоящее время «Гжельский куст», хоть и изрядно поредел (в его составе – два крупных сельских поселения – Гжельское и Новохаритоновское, представленные каждое десятком деревень), но продолжает выпуск высоко художественных изделий в разной цветовой гамме, украшенных вручную авторской росписью.

Чтобы увидеть их воочию, надо посетить ряд сёл, расположенных в Раменском городском округе Подмосковья.

В самой Гжели расположен Гжельский завод художественной росписи, а самое крупное предприятие - «Гжельский фарфоровый завод» - находится в сёлах Новохаритоново и Речицы.

Продолжение следует...

Оригинал статьи автора читайте на сайте издательства 'Подмосковье":

“Народный фарфор” Подмосковья: пять цветков “гжельского куста”

i-podmoskovie. ru



Символ года:)



В следующей статье расскажу историю пяти действующих предприятий, выпускающих изделия народного промысла «Гжель» сегодня.

Спасибо, что читаете, я пишу для вас.

Подписывайтесь на мой канал, поддержите автора -ставьте like, если понравилась статья.

Читайте также

Комментарии 57

Войдите для комментирования
И еще раз можно с удовольствием почитать про Гжель! Наконец у меня проснулась совесть и я зарегистрировалась на Паблико) Теперь буду читать Вас и тут, и на Дзене!
Ого, это очень приятно, рада вам тут ❤️🎀🤗🌷🌷🌷
Обожаю всяческую керамику!
И я🙌✨
■ УЗНАЕТЕ О МНОГОМ 28 апр 2023 в 05:47
Целая экскурсия, интересно, лайкЯ Подписалась 71И вы заходите, подпишитесь, будем дружитьОценка 5
Благодарю ❤️ 🌹 иду к вам
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ