Порт Мурманск, причалы МСВ (Фото из открытых источников)
Следующий груз «Пенинга» набрала очень скоро и уже через месяц моряки вновь зашли в Тромсё для его сдачи. Выгружали на ту же рыбофабрику, что и в прошлую «ходку». Только на этот раз всё обошлось без приключений.
По выходу из фьордов, получили указание руководства Компании следовать в порт Киркенес для получения картонной тары с траулера «Янтарь», их же фирмы. «Янтарь» вывез её из Мурманска специально для «Пенинги», а в Киркенес он зашёл для небольшого гарантийного ремонта на «Кимеке». Ну, а поскольку Киркенес находился на пути «Пенинги» в район промысла, поэтому руководители фирмы и решили совместить, так сказать, приятное с полезным.
Всё прошло по плану. «Пенингу» по просьбе Кондаурова поставили вторым корпусом к «Янтарю». Моряки настроили грузовые стрелы, и работа по перегрузке тары и снабжения закипела.
Вообще-то, то что сейчас делали моряки обоих судов, а именно – грузовые работы собственными силами, по большому счёту норвежскими портовыми властями не приветствовалось. Но они, тем не менее, не препятствовали. Этому есть объяснение.
Здесь обязательно надо сравнить политику двух соседних стран России и Норвегии в те годы. Если в былые времена Мурманский рыбный порт, как уже упоминал автор в других рассказах, был, что называется, забит промысловыми судами «по самое не хочу». То политика правительства современной России в те памятные Ельцинские времена (не ко сну будут помянуты) была антирыбацкой, что-ли. Рыбакам казалось, что чиновничьим аппаратом делалось всё, чтобы окончательно погубить промысловый и транспортный флота. Что, в общем-то, им, по большому счёту, удалось сделать.
Выпускались совершенно дурацкие постановления, ужесточались таможенный и санитарный режимы. Повышались тарифы за электроэнергию, воду. Дорожало судовое топливо. Против рыболовных, рыбоперерабатывающих и судоремонтных предприятий государством был объявлен в буквальном смысле, террор. Внезапные тотальные внеплановые проверки пожарными, санитарными и другими прочими контролирующими органами просто-таки замучили предпринимателей. Плюс ко всему, всё это проходило на фоне повсеместной коррупции. «Проверяльщикам» выплачивались огромные «откаты», только бы отстали и не беспокоили. В результате, банкротились и закрывались рыбоперерабатывающие фабрики и ремонтные предприятия, не выдерживавшие такого «состязания». Люди теряли работу и квалифицированные кадры уезжали в другие регионы страны. Некоторые спивались и гибли. А иные подавались в явный криминал. Впрочем, об этом уже много написано квалифицированными исследователями и политологами.
Норвежцы же очень пристально и внимательно наблюдали все эти процессы в соседней с ней Мурманской областью. И, напротив, создавали для русских рыбаков условия наибольшего благоприятствования в своих портах. Снижали тарифы, смягчали законы пребывания, не беспокоили никаким излишними проверками. Держали под контролем цены на топливо. А самое главное, были готовы покупать выловленную рыбаками рыбу по цене выше, нежели в России.
Киркенес (Фото из открытых источников Сети)
Как результат, - практически весь русский промысловый флот перебазировался в близлежащие норвежские порты. И теперь уже не в Мурманске, а в Киркенесе или, скажем, каком-то Вардё русские суда стояли у причалов по два, три, а то и по четыре корпуса в связках. Мурманский порт опустел. Корпуса ранее процветавших предприятий, таких как «Мурманская судоверфь», «Мурманский тарный комбинат» или цеха «Мурманского рыбокомбината» стояли запущенными, обезлюдившими, безжизненными, с забитыми деревянными щитами оконными проёмами. Мурманский рыбный порт умирал. Кондауров помнил Киркенес начала 90-х годов – маленькая деревня. Другого определения на тот период и нельзя было подобрать. Теперь же, это был процветающий, вполне себе современный полноценный город, приспособленный для работы и уютный для проживания. И всё это, можно сказать, благодаря русским рыбакам. Вернее, недальновидной российской политике по отношению к своему промысловому флоту. Ну да ладно. Это, что называется, навеяло, так сказать.
А тогда, на заходе в Киркенес грузовые работы были закончены ближе к вечеру. Игорь Васильевич через судового агента заказал лоцмана на выход на 11 часов утра следующих суток, дав возможность рыбакам отдохнуть и спокойно выспаться в условиях тихой стоянки в порту, без всякой там качки, морской болтанки.
На следующий день в девять часов утра в его каюту зашли старпом со стармехом. Лица у обоих были озабочены. Капитан вопрошающе посмотрел на них:
- ну, выкладывайте, что произошло. Почему такие хмурые?
- Василич, такое дело, - начал стармех, - не можем найти второго механика. Он ещё вчера в ноль часов должен был заступить на вахту, но не появился. … не знаю, где он, …застрял где-то в городе.
- вчера не вышел на вахту, на судне его нет, - «вскипел» капитан, - а ты только сейчас докладываешь мне. В чём дело, дед? Совсем нюх потерял? Человека нет на судне вот уже больше девяти часов, а ты, значит, совершенно спокоен и мямлишь сейчас: «нет его, не знаю где…». Искать! Искать, найти и доставить ко мне лично, …на экзекуцию. Понятно? …
- ладно, - чуть смягчив тон, продолжил капитан, - что сделано? Какие меры предприняли?
- Василич, - продолжил уже старпом, - послали людей по всем судам, стоящим в порту, опрашиваем вахты. Ищем. Пока результатов нет.
- все моряки, отправленные на поиск вернулись?
- ещё не все. Жду ещё двух человек. С минуты на минуту.
- а здесь, у нас на борту? Всех опросили? Может кто-то знает, куда он собирался вчера?
- да нет, ты же сам знаешь, он нелюдимый. Держится особняком от всех. Замкнут. Словом, никто ничего у нас не знает.
- хорошо, чиф. Как прибудут последние поисковики, сразу же с докладом ко мне. Лоцман будет на борту меньше, чем через два часа. Надо будет принимать решение. Поэтому, ещё раз, как прибудут, сразу ко мне с информацией.
Через сорок минут старший помощник вновь постучал в каюту капитана.
- Василич, прибыла последняя группа, никого не нашли…никакой информации тоже нет.
- Ммм-даа, …дела. Ладно, делать нечего, - произнеся эту фразу, Кондауров потянулся к мобильному телефону, который оставил ему агент.
В те времена, конца девяностых и начала двухтысячных мобильные телефоны были ещё большой редкостью и только-только входили в повседневную жизнь людей. У моряков «Пенинги» своих «мобильников» не было. Поэтому при заходах в иностранные порты судовые агенты давали капитанам мобильные аппараты для экстренной связи. Сейчас как раз и был такой момент. Игорь Васильевич связался со своим судовым агентом. Коротко объяснил ему ситуацию и попросил перенести отход судна на вечер, через двенадцать часов, то есть заказать лоцмана на 21. 00 судового времени. Кроме того, он попросил его связаться с полицией, с тем, чтобы те помогли в розыске русского моряка.
- садись, старпом. Ну? И что будем делать? Что посоветуешь?
- … не знаю, Василич. Вроде всё что могли сделали.
- нет, ну ты мне скажи, куда он мог деться? Не мог же он вот так просто взять и пропасть… какая-то логика должна быть…Я всё-таки думаю, что моряки, искавшие его подошли к делу спустя рукава, не прониклись, так сказать, серьёзностью ситуации или не все суда обошли…А посему, Михалыч, организуй две поисковые партии по четыре человека в каждой. Пошлёшь их в две противоположные стороны: вот как стоим, так одну посылаешь в сторону носа «Пенинги», а вторую в корму. Пусть ещё раз обойдут все наши суда в порту. Подчёркиваю, ВСЕ СУДА! Не пропуская ни одного. Тщательно опрашивают вчерашние вахты. Следы человека должны найтись. Всё понял? Тогда действуй. А я буду звонить нашему консулу. Это ЧП – пропал человек, поэтому я обязан поставить в известность консульскую службу.
Тщетно пытался капитан дозвониться до русского представительства в Киркенесе. Ни один номер на вызовы не отвечал.
Минут через двадцать в каюту постучали. Кондауров встал, сам открыл дверь. На пороге стояли судовой агент и человек в полицейской форме. Агент представил его как начальника местной полиции. Гостеприимно пригласив джентльменов присаживаться, Игорь Васильевич в течение получаса излагал им обстоятельства происшедшего.
Норвежцы внимательно слушали капитана. Начальник полиции делал какие пометки у себя в записной книжке. Задавал уточняющие вопросы. На взгляд капитана, вопросы были толковые: что за человек 2 механик, …какие взаимоотношения у него с остальной командой, …могут ли быть у него враги, …не получал ли каких-либо тревожных известий из дома, наркотические средства, …спиртное, и пр.
Закончив опрос и поблагодарив капитана, прощаясь, начальник полиции предупредил его, что «Пенинга» не может покинуть порт до тех пор, пока полиция не внесёт в это дело ясность и не найдёт пропавшего моряка. Капитан попросил ещё помощи агента в информировании российского консула о происшествии. Сообщил ему о своих неудачных попытках связаться с дежурным. Доброжелательно настроенный норвежец обещал помочь.
Старший помощник доложил, что поисковые партии сформированы и отправлены в оба конца порта.
- бери и пробуй связаться с консульством, у меня чего-то не получается. И ещё, позови-ка ко мне третьего штурмана.
Через пять минут в открытых дверях капитанской каюты «нарисовался «трёшник»
- заходи-заходи, Сергей. Садись и слушай меня внимательно. …Значит так, на тебе лежит обязанность по тщательной фиксации в «Судовом журнале» всех событий. Всё подробно излагаешь в хронологическом порядке, всё фиксируешь. Описываешь все наши действия в поисках 2 механика. Всё-всё-всё. Ничего не пропуская. Это документ. Понятно? Сдаётся мне, что очень скоро нам понадобятся выписки из него. Всё, иди и начинай его заполнять.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Порт Мурманск, причалы МСВ (Фото из открытых источников)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9b126406aefa9c9bf59f3c4210ce9005.jpg", "filesize": 707820, "height": 2592, "pic_id": 856848, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/04/9b126406aefa9c9bf59f3c4210ce9005.jpeg", "width": 3888}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующий груз «Пенинга» набрала очень скоро и уже через месяц моряки вновь зашли в Тромсё для его сдачи. Выгружали на ту же рыбофабрику, что и в прошлую «ходку». Только на этот раз всё обошлось без приключений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По выходу из фьордов, получили указание руководства Компании следовать в порт Киркенес для получения картонной тары с траулера «Янтарь», их же фирмы. «Янтарь» вывез её из Мурманска специально для «Пенинги», а в Киркенес он зашёл для небольшого гарантийного ремонта на «Кимеке». Ну, а поскольку Киркенес находился на пути «Пенинги» в район промысла, поэтому руководители фирмы и решили совместить, так сказать, приятное с полезным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё прошло по плану. «Пенингу» по просьбе Кондаурова поставили вторым корпусом к «Янтарю». Моряки настроили грузовые стрелы, и работа по перегрузке тары и снабжения закипела."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще-то, то что сейчас делали моряки обоих судов, а именно – грузовые работы собственными силами, по большому счёту норвежскими портовыми властями не приветствовалось. Но они, тем не менее, не препятствовали. Этому есть объяснение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь обязательно надо сравнить политику двух соседних стран России и Норвегии в те годы. Если в былые времена Мурманский рыбный порт, как уже упоминал автор в других рассказах, был, что называется, забит промысловыми судами «по самое не хочу». То политика правительства современной России в те памятные Ельцинские времена (не ко сну будут помянуты) была антирыбацкой, что-ли. Рыбакам казалось, что чиновничьим аппаратом делалось всё, чтобы окончательно погубить промысловый и транспортный флота. Что, в общем-то, им, по большому счёту, удалось сделать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выпускались совершенно дурацкие постановления, ужесточались таможенный и санитарный режимы. Повышались тарифы за электроэнергию, воду. Дорожало судовое топливо. Против рыболовных, рыбоперерабатывающих и судоремонтных предприятий государством был объявлен в буквальном смысле, террор. Внезапные тотальные внеплановые проверки пожарными, санитарными и другими прочими контролирующими органами просто-таки замучили предпринимателей. Плюс ко всему, всё это проходило на фоне повсеместной коррупции. «Проверяльщикам» выплачивались огромные «откаты», только бы отстали и не беспокоили. В результате, банкротились и закрывались рыбоперерабатывающие фабрики и ремонтные предприятия, не выдерживавшие такого «состязания». Люди теряли работу и квалифицированные кадры уезжали в другие регионы страны. Некоторые спивались и гибли. А иные подавались в явный криминал. Впрочем, об этом уже много написано квалифицированными исследователями и политологами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Норвежцы же очень пристально и внимательно наблюдали все эти процессы в соседней с ней Мурманской областью. И, напротив, создавали для русских рыбаков условия наибольшего благоприятствования в своих портах. Снижали тарифы, смягчали законы пребывания, не беспокоили никаким излишними проверками. Держали под контролем цены на топливо. А самое главное, были готовы покупать выловленную рыбаками рыбу по цене выше, нежели в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Киркенес (Фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "eukmiuoql5ywf0bhdppzwj52h1eu3jkf.jpg", "filesize": 176111, "height": 689, "pic_id": 856854, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/04/eukmiuoql5ywf0bhdppzwj52h1eu3jkf.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как результат, - практически весь русский промысловый флот перебазировался в близлежащие норвежские порты. И теперь уже не в Мурманске, а в Киркенесе или, скажем, каком-то Вардё русские суда стояли у причалов по два, три, а то и по четыре корпуса в связках. Мурманский порт опустел. Корпуса ранее процветавших предприятий, таких как «Мурманская судоверфь», «Мурманский тарный комбинат» или цеха «Мурманского рыбокомбината» стояли запущенными, обезлюдившими, безжизненными, с забитыми деревянными щитами оконными проёмами. Мурманский рыбный порт умирал. Кондауров помнил Киркенес начала 90-х годов – маленькая деревня. Другого определения на тот период и нельзя было подобрать. Теперь же, это был процветающий, вполне себе современный полноценный город, приспособленный для работы и уютный для проживания. И всё это, можно сказать, благодаря русским рыбакам. Вернее, недальновидной российской политике по отношению к своему промысловому флоту. Ну да ладно. Это, что называется, навеяло, так сказать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А тогда, на заходе в Киркенес грузовые работы были закончены ближе к вечеру. Игорь Васильевич через судового агента заказал лоцмана на выход на 11 часов утра следующих суток, дав возможность рыбакам отдохнуть и спокойно выспаться в условиях тихой стоянки в порту, без всякой там качки, морской болтанки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На следующий день в девять часов утра в его каюту зашли старпом со стармехом. Лица у обоих были озабочены. Капитан вопрошающе посмотрел на них:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- ну, выкладывайте, что произошло. Почему такие хмурые?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, такое дело, - начал стармех, - не можем найти второго механика. Он ещё вчера в ноль часов должен был заступить на вахту, но не появился. … не знаю, где он, …застрял где-то в городе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- вчера не вышел на вахту, на судне его нет, - «вскипел» капитан, - а ты только сейчас докладываешь мне. В чём дело, дед? Совсем нюх потерял? Человека нет на судне вот уже больше девяти часов, а ты, значит, совершенно спокоен и мямлишь сейчас: «нет его, не знаю где…». Искать! Искать, найти и доставить ко мне лично, …на экзекуцию. Понятно? …"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- ладно, - чуть смягчив тон, продолжил капитан, - что сделано? Какие меры предприняли?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, - продолжил уже старпом, - послали людей по всем судам, стоящим в порту, опрашиваем вахты. Ищем. Пока результатов нет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- все моряки, отправленные на поиск вернулись?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- ещё не все. Жду ещё двух человек. С минуты на минуту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- а здесь, у нас на борту? Всех опросили? Может кто-то знает, куда он собирался вчера?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- да нет, ты же сам знаешь, он нелюдимый. Держится особняком от всех. Замкнут. Словом, никто ничего у нас не знает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- хорошо, чиф. Как прибудут последние поисковики, сразу же с докладом ко мне. Лоцман будет на борту меньше, чем через два часа. Надо будет принимать решение. Поэтому, ещё раз, как прибудут, сразу ко мне с информацией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через сорок минут старший помощник вновь постучал в каюту капитана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, прибыла последняя группа, никого не нашли…никакой информации тоже нет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ммм-даа, …дела. Ладно, делать нечего, - произнеся эту фразу, Кондауров потянулся к мобильному телефону, который оставил ему агент."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В те времена, конца девяностых и начала двухтысячных мобильные телефоны были ещё большой редкостью и только-только входили в повседневную жизнь людей. У моряков «Пенинги» своих «мобильников» не было. Поэтому при заходах в иностранные порты судовые агенты давали капитанам мобильные аппараты для экстренной связи. Сейчас как раз и был такой момент. Игорь Васильевич связался со своим судовым агентом. Коротко объяснил ему ситуацию и попросил перенести отход судна на вечер, через двенадцать часов, то есть заказать лоцмана на 21. 00 судового времени. Кроме того, он попросил его связаться с полицией, с тем, чтобы те помогли в розыске русского моряка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- садись, старпом. Ну? И что будем делать? Что посоветуешь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- … не знаю, Василич. Вроде всё что могли сделали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- нет, ну ты мне скажи, куда он мог деться? Не мог же он вот так просто взять и пропасть… какая-то логика должна быть…Я всё-таки думаю, что моряки, искавшие его подошли к делу спустя рукава, не прониклись, так сказать, серьёзностью ситуации или не все суда обошли…А посему, Михалыч, организуй две поисковые партии по четыре человека в каждой. Пошлёшь их в две противоположные стороны: вот как стоим, так одну посылаешь в сторону носа «Пенинги», а вторую в корму. Пусть ещё раз обойдут все наши суда в порту. Подчёркиваю, ВСЕ СУДА! Не пропуская ни одного. Тщательно опрашивают вчерашние вахты. Следы человека должны найтись. Всё понял? Тогда действуй. А я буду звонить нашему консулу. Это ЧП – пропал человек, поэтому я обязан поставить в известность консульскую службу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тщетно пытался капитан дозвониться до русского представительства в Киркенесе. Ни один номер на вызовы не отвечал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Минут через двадцать в каюту постучали. Кондауров встал, сам открыл дверь. На пороге стояли судовой агент и человек в полицейской форме. Агент представил его как начальника местной полиции. Гостеприимно пригласив джентльменов присаживаться, Игорь Васильевич в течение получаса излагал им обстоятельства происшедшего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Норвежцы внимательно слушали капитана. Начальник полиции делал какие пометки у себя в записной книжке. Задавал уточняющие вопросы. На взгляд капитана, вопросы были толковые: что за человек 2 механик, …какие взаимоотношения у него с остальной командой, …могут ли быть у него враги, …не получал ли каких-либо тревожных известий из дома, наркотические средства, …спиртное, и пр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Закончив опрос и поблагодарив капитана, прощаясь, начальник полиции предупредил его, что «Пенинга» не может покинуть порт до тех пор, пока полиция не внесёт в это дело ясность и не найдёт пропавшего моряка. Капитан попросил ещё помощи агента в информировании российского консула о происшествии. Сообщил ему о своих неудачных попытках связаться с дежурным. Доброжелательно настроенный норвежец обещал помочь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Старший помощник доложил, что поисковые партии сформированы и отправлены в оба конца порта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- спасибо, Михалыч, на-ка, вот, - Кондауров протянул ему «мобильник», -"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- бери и пробуй связаться с консульством, у меня чего-то не получается. И ещё, позови-ка ко мне третьего штурмана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через пять минут в открытых дверях капитанской каюты «нарисовался «трёшник» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- заходи-заходи, Сергей. Садись и слушай меня внимательно. …Значит так, на тебе лежит обязанность по тщательной фиксации в «Судовом журнале» всех событий. Всё подробно излагаешь в хронологическом порядке, всё фиксируешь. Описываешь все наши действия в поисках 2 механика. Всё-всё-всё. Ничего не пропуская. Это документ. Понятно? Сдаётся мне, что очень скоро нам понадобятся выписки из него. Всё, иди и начинай его заполнять."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "P. S."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Больше материалов смотри на моём канале «ОКЕАН, СТИХИЯ, МЕЧТЫ, ПАРУСА» в VK "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://vk.com/club223593857"}, "string": "(https: //vk. com/club223593857"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ") и РУТУБЕ - «СТУДИЯ СТАРОГО МОРЯКА» ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://rutube.ru/channel/34682552/"}, "string": "https: //rutube. ru/channel/34682552/"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ")"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ССЫЛКИ НА КНИГУ АВТОРА «ЗАПИСКИ СТАРОГО МОРЯКА. КАЛЕЙДОСКОП ВОСПОМИНАНИЙ»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ridero (https: //ridero. ru/books/zapiski_starogo_moryaka_kaleidoskop_vospominanii/)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Литрес "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "(https: //selfpub. ru/books/new-master/622645/)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2986, 2987]}
Комментарии 0