3
Поговорим «за море» или воспоминания друзей (Часть I) | Паблико

Поговорим «за море» или воспоминания друзей (Часть I)


20 фев 2024 · 11:42    



порт Владивостока, фото 60-х годов XX века (из открытых источников Сети)


Любопытному читателю, которому бы захотелось докопаться до истины, сразу же скажу, описанная ниже история идентификации не поддаётся, как по действующим лицам, так и по названиям судов. Потому как автор, пользуясь своим положением, всё изменил, частично переврал (честно говорю) и постарался как можно больше запутать всё, что только можно. Истиной остаётся только одно – описание повседневной жизни моряков. Вот, что правда, то правда и от этого никуда не денешься. … Ну, так слушайте….

В те давние-давние времена, когда ещё существовала большая сильная страна, называемая Советским Союзом, штурман дальнего плавания Дмитрий Николаев летом 1986 находился в резерве ВРХФ – Востокрыбхолодфлот, то есть, другими словами, был временно «безлошадным» - или, не имел «своего» парохода.

Чтобы было понятно читателю, суда «холодфлотов» (на Севере – «Севрыбхолодфлот» на Востоке – «Востокрыбхолодфлот», на Западе, соответственно, – «Запрыбхолодфлот», а на Юге – «Югрыбхолодфлот») занимали большое и важное место в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. Рефрижераторные суда занимались транспортировкой замороженной рыбы, добытой траулерами на промысле в порты Союза или за рубеж. Одновременно снабжали рыбаков в море необходимыми для продолжения работы вещами (картонная тара, промысловое вооружение, продовольствие, вода и топливо и пр.). Довольно обширная и сложная структура.



Фото из открытых источников Сети


Нахождение «в резерве» - штука не самая приятная в жизни любого моряка. Ну, во-первых, это урезанная зарплата, всего лишь три четверти основной. Во- вторых, состояние неопределённости. Ты полностью зависишь от инспекторов Отдела кадров флота. На какое судно он тебе выпишет направление, известно только ему одному. И вот здесь очень важная вещь, а в отдельных случаях и самая главная – это личные взаимоотношения с береговым чиновником. Нахамил когда-то ему, не привёз пустячный сувенир из-за границы, да, в конце концов, просто не улыбнулся, не узнал на улице, и он, сука такая, запомнил, тебя надолго, и только ждёт случая отыграться.

Отгуляв законный отпуск, полный радужных надежд, радостный штурман приходит в Отдел кадров, ожидая, что его вернут на прежнее судно, где с капитаном и старпомом сложились самые добрые нормальные отношения, но, получает «пинок под зад» и бежит, бедняга с выписанной бумажкой на какое-нибудь «ржавое корыто». Вместо загранки, получай, парень, каботаж по побережью.

Вот, примерно в такую ситуацию попал и штурман Николаев, в «девичестве», для друзей по «системе», просто Димон. Выпускник Мурманского высшего инженерно-морского училища, он по воле Господа бога и комиссии по распределению, получил направление на Дальний Восток, конкретно – во Владик, в ВРХФ. Здесь и застрял, как потом оказалось, на всю жизнь.

Вспоминая молодость, седой ветеран ВРХФ капитан дальнего плавания Дмитрий Сергеевич Николаев окунулся мыслями в то далёкое лето 1986 года и с улыбкой заново переживал события молодости. А тогда, пройдя служебные ступени 4, 3 помощников капитана второй штурман Николаев с чистой совестью ушёл в отпуск и, вернувшись в родную контору, радостно доложил о своём прибытии. В резерве он не простоял и трёх дней, когда был вызван в Отдел кадров.

С загадочной улыбкой Монны Лизы кадровик поздоровался с ним:

– Очень хорошо, Дмитрий Сергеевич. Как раз вовремя. На ТР (транспортный рефрижератор) «Румянцев-Задунайский» срочно требуется 2 помощник капитана. Прежний, по-срочному, запросил себе замену по семейным обстоятельствам. Вот тебе направление, дружище. Ты инженер-судоводитель, хорошие рекомендации, и всё такое… Только такой как ты и достоин такого судна. Как говориться, распишитесь, получите и вперёд, … в светлое будущее. … Желаю удачи, …штурман!

– почему-то, с иронично-гнусной улыбкой, произнёс кадровик.

Ироничная улыбка кадровика инспектора-кадровика была очень даже понятна Николаеву. Дело в том, что капитаном на «Румянцеве» был известный всему флоту Войцеховский Владимир Леонидович. И Димон понял, что «попал». «Попал» в полный рост, что называется. Хорошего настроения, с которым он заходил в Управление, как не бывало.

О капитане Войцеховском, в ВРХФ ходили легенды. Это был суровый, очень требовательный моряк. Промахов в работе не прощал. Во взаимоотношениях со штурманами был крут, порой, даже, жесток. Особенно доставалось именно вторым штурманам, или ревизорам, как их ещё называли на флоте. На выгрузках – погрузках вторые штурмана, они же, грузовые помощники полностью освобождались от несения вахт и чисто судоводительских обязанностей. На их плечах лежал ГРУЗ. То есть грамотная погрузка и выгрузка продукции. А это – целое искусство. Войцеховский просто-таки менял штурманов, только так, походя. Не сработавшиеся с ним помощники не просто уходили, а, что называется, вылетали. И в лучшем случае, - с проколом в контрольном талоне, а в худшем, с лишением диплома.

Вспоминая «гнусную» улыбку кадровика, Николаев, в полной мере оценил его «повезло же тебе, штурман».

– Блин, за что? Где и когда я перешёл дорогу этой береговой падле, что сосватала меня на «Румянцев» …

На судно штурман прибыл совсем грустный с настроением «ниже ватерлинии», как говориться, и прежде, чем представиться капитану, прошёл в каюту своего коллеги, которого должен был сменить. Узнав причину прихода, тот, не скрывая радости, начал по скорому выкладывать бумаги на стол, подготавливаясь к передаче дел. Дмитрий тоскливо наблюдал за его действиями. Он даже не спрашивал, по какой причине прежний ревизор запросил в Кадрах замену. Всё было и так понятно. Тяжело вздохнув, едва передвигая ноги, Николаев направился в каюту капитана.

- Прошу разрешения, товарищ капитан? Прибыл с направлением Отдела кадров на должность второго помощника.

Войцеховский сидел за столом изучая какие-то бумаги. Подняв голову, внимательно и очень пристально посмотрел на нового второго помощника. Дмитрий стоял, ни жив, ни мёртв. Капитан поднялся, вышел из-за стола и приветливо протянул руку Николаеву. Приятное, доброжелательное лицо, ничего звериного, отталкивающего штурман в его чертах не усмотрел. Он поинтересовался послужным списком Николаева и одобрительно кивнул головой.

- Добро. Принимайте дела, Дмитрий Сергеевич.

Через пять дней «Румянцев-Задунайский» покинул Владивосток и двинулся к Западному побережью Камчатки. Продвигаясь вдоль побережья, теплоход грузился с рыбокомбинатов, коих в то время на полуострове было великое множество. Работа захватила и поглотила второго штурмана полностью. Как говориться, ни продохнуть. И вот, на рейде одного из рыбокомбинатов, а то был то ли Озерновский, то ли Большерецкий к борту транспорта подскочили плашкоуты, чтобы вначале забрать груз переднего пути, доставленный «Румянцевым» по их заявке, а уж потом приступить к погрузке продукции.

Тут необходимо небольшое отступление, уважаемый читатель. Лето 1986 года было преддверием Смутного времени, которое очень скоро накроет чёрным покрывалом Россию. А тогда, бал правил Сатана. Когда великой советской империей уже второй год «руководил» «Мишка - комбайнёр» и жена его Райка. Когда на просторах страны вовсю боролись с пьянством и алкоголизмом. Когда, во исполнение дурацкой директивы с прилавков магазинов исчезло спиртное, и народ компенсировал его отсутствие самогоноварением.

Так вот, читатель, продолжаем. В тот раз рыбокомбинату привезли груз томат-пасты, упакованной в 20 килограммовые жестяные банки. Ну, мало-ли, для чего на комбинате нужна томат-паста. Консервы, скажем, выпускать. Груз как груз, ничего особенного. Местные аборигены очень живо перегружали «томатку» на палубы плашкоутов. Глядя на их спорую работу, экипаж транспорта приободрился, справедливо полагая, что такими же темпами они будут и свою продукцию грузить. Тем более, что и они сами заверили моряков

- Каа-нээшна, … какие дела, … в момент загрузим…

Вспоминая тот день, Николаев невольно улыбнулся. Боже, какими наивными были моряки «Румянцева». После отхода от борта последнего плашкоута с «томаткой» первая бригада моряков, старшим в которой был второй штурман Николаев, он же и грузовой помощник, приготовилась к работе в трюме. Экипаж 24 человека «разбили» на две бригады по 10 человек. Капитан и старпом несли вахту по очереди на мостике, «дед» и 2-й механик – вахту в ЦПУ (Центральный пост управления машиной). Режим работы установили 6 через 6 часов, то есть 6 часов смена на вахте – далее шесть часов отдыхает, в то время как вторая смена работает в трюме. Повара отпускали готовить еду и накрывать столы. Другими словами, приготовились, что называется «по-взрослому».

Просидела первая вахта всю смену в готовности, но без дела. С берега на УКВ-канале ещё раз заверили

– Не беспокойтесь! Как только определим «томатку», тот час начнём работать.

И всё, … связь с берегом пропала, … пропала … НАВСЕГДА! Следующие двое суток аборигены на связь с судном не выходили. На вызовы ни по УКВ, ни по телефонии (через береговой радиоцентр) никак не реагировали. Всё. Посёлок и рыбокомбинат словно вымерли. Всякое движение между домами также прекратилось. Даже собак не было видно.

В то же самое время моряки наблюдали странную картину. Погода штилевая. Видимость отличная. Летняя жара. На небе ни облачка. Судно на якоре в полутора милях от берега.

И вот, …почти одновременно над каждым домом поднимается из труб красноватого цвета дым. Долго гадали, что это, пока лёгкий береговой бриз не донёс нежный аромат «томатки». Всё стало ясно и понятно. Находчивые работяги рыбокомбината начали бодяжить брагу из томат-пасты, а потом, как водится, по технологии, перегонять в самогон. Естественно, после «выгона» натурального продукта братья-колхозники начали усиленно дегустировать своё творение. Судя по тому, что «Румянцев» проторчал на рейде в ожидании груза больше недели, «томатовка» пришлась им по вкусу. Все письма помполита (комиссара) в крайкомы, горкомы и прочие инстанции, звонки по телефону (через радиоцентр), вызовы по УКВ, береговые товарищи мужественно игнорировали.

Моряки «Румянцева» - публика бывалая, дисциплину блюли и поддерживали её «на уровне»! Режим погрузки 6/6 выдерживали всё это время, лелея смутную надежду, что там, на берегу всё-таки одумаются, или, вдруг случится чудо и самогон закончится, и работяги приступят к работе. Но, как в последствие оказалось, тщетно.

(продолжение следует)

P. S.

Автор поста имеет также свой канал на VK, даю ссылку:

https: //vk. com/club223593857

Милости просим....



порт Владивостока, фото 60-х годов XX века (из открытых источников Сети)


Любопытному читателю, которому бы захотелось докопаться до истины, сразу же скажу, описанная ниже история идентификации не поддаётся, как по действующим лицам, так и по названиям судов. Потому как автор, пользуясь своим положением, всё изменил, частично переврал (честно говорю) и постарался как можно больше запутать всё, что только можно. Истиной остаётся только одно – описание повседневной жизни моряков. Вот, что правда, то правда и от этого никуда не денешься. … Ну, так слушайте….

В те давние-давние времена, когда ещё существовала большая сильная страна, называемая Советским Союзом, штурман дальнего плавания Дмитрий Николаев летом 1986 находился в резерве ВРХФ – Востокрыбхолодфлот, то есть, другими словами, был временно «безлошадным» - или, не имел «своего» парохода.

Чтобы было понятно читателю, суда «холодфлотов» (на Севере – «Севрыбхолодфлот» на Востоке – «Востокрыбхолодфлот», на Западе, соответственно, – «Запрыбхолодфлот», а на Юге – «Югрыбхолодфлот») занимали большое и важное место в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. Рефрижераторные суда занимались транспортировкой замороженной рыбы, добытой траулерами на промысле в порты Союза или за рубеж. Одновременно снабжали рыбаков в море необходимыми для продолжения работы вещами (картонная тара, промысловое вооружение, продовольствие, вода и топливо и пр.). Довольно обширная и сложная структура.



Фото из открытых источников Сети


Нахождение «в резерве» - штука не самая приятная в жизни любого моряка. Ну, во-первых, это урезанная зарплата, всего лишь три четверти основной. Во- вторых, состояние неопределённости. Ты полностью зависишь от инспекторов Отдела кадров флота. На какое судно он тебе выпишет направление, известно только ему одному. И вот здесь очень важная вещь, а в отдельных случаях и самая главная – это личные взаимоотношения с береговым чиновником. Нахамил когда-то ему, не привёз пустячный сувенир из-за границы, да, в конце концов, просто не улыбнулся, не узнал на улице, и он, сука такая, запомнил, тебя надолго, и только ждёт случая отыграться.

Отгуляв законный отпуск, полный радужных надежд, радостный штурман приходит в Отдел кадров, ожидая, что его вернут на прежнее судно, где с капитаном и старпомом сложились самые добрые нормальные отношения, но, получает «пинок под зад» и бежит, бедняга с выписанной бумажкой на какое-нибудь «ржавое корыто». Вместо загранки, получай, парень, каботаж по побережью.

Вот, примерно в такую ситуацию попал и штурман Николаев, в «девичестве», для друзей по «системе», просто Димон. Выпускник Мурманского высшего инженерно-морского училища, он по воле Господа бога и комиссии по распределению, получил направление на Дальний Восток, конкретно – во Владик, в ВРХФ. Здесь и застрял, как потом оказалось, на всю жизнь.

Вспоминая молодость, седой ветеран ВРХФ капитан дальнего плавания Дмитрий Сергеевич Николаев окунулся мыслями в то далёкое лето 1986 года и с улыбкой заново переживал события молодости. А тогда, пройдя служебные ступени 4, 3 помощников капитана второй штурман Николаев с чистой совестью ушёл в отпуск и, вернувшись в родную контору, радостно доложил о своём прибытии. В резерве он не простоял и трёх дней, когда был вызван в Отдел кадров.

С загадочной улыбкой Монны Лизы кадровик поздоровался с ним:

– Очень хорошо, Дмитрий Сергеевич. Как раз вовремя. На ТР (транспортный рефрижератор) «Румянцев-Задунайский» срочно требуется 2 помощник капитана. Прежний, по-срочному, запросил себе замену по семейным обстоятельствам. Вот тебе направление, дружище. Ты инженер-судоводитель, хорошие рекомендации, и всё такое… Только такой как ты и достоин такого судна. Как говориться, распишитесь, получите и вперёд, … в светлое будущее. … Желаю удачи, …штурман!

– почему-то, с иронично-гнусной улыбкой, произнёс кадровик.

Ироничная улыбка кадровика инспектора-кадровика была очень даже понятна Николаеву. Дело в том, что капитаном на «Румянцеве» был известный всему флоту Войцеховский Владимир Леонидович. И Димон понял, что «попал». «Попал» в полный рост, что называется. Хорошего настроения, с которым он заходил в Управление, как не бывало.

О капитане Войцеховском, в ВРХФ ходили легенды. Это был суровый, очень требовательный моряк. Промахов в работе не прощал. Во взаимоотношениях со штурманами был крут, порой, даже, жесток. Особенно доставалось именно вторым штурманам, или ревизорам, как их ещё называли на флоте. На выгрузках – погрузках вторые штурмана, они же, грузовые помощники полностью освобождались от несения вахт и чисто судоводительских обязанностей. На их плечах лежал ГРУЗ. То есть грамотная погрузка и выгрузка продукции. А это – целое искусство. Войцеховский просто-таки менял штурманов, только так, походя. Не сработавшиеся с ним помощники не просто уходили, а, что называется, вылетали. И в лучшем случае, - с проколом в контрольном талоне, а в худшем, с лишением диплома.

Вспоминая «гнусную» улыбку кадровика, Николаев, в полной мере оценил его «повезло же тебе, штурман».

– Блин, за что? Где и когда я перешёл дорогу этой береговой падле, что сосватала меня на «Румянцев» …

На судно штурман прибыл совсем грустный с настроением «ниже ватерлинии», как говориться, и прежде, чем представиться капитану, прошёл в каюту своего коллеги, которого должен был сменить. Узнав причину прихода, тот, не скрывая радости, начал по скорому выкладывать бумаги на стол, подготавливаясь к передаче дел. Дмитрий тоскливо наблюдал за его действиями. Он даже не спрашивал, по какой причине прежний ревизор запросил в Кадрах замену. Всё было и так понятно. Тяжело вздохнув, едва передвигая ноги, Николаев направился в каюту капитана.

- Прошу разрешения, товарищ капитан? Прибыл с направлением Отдела кадров на должность второго помощника.

Войцеховский сидел за столом изучая какие-то бумаги. Подняв голову, внимательно и очень пристально посмотрел на нового второго помощника. Дмитрий стоял, ни жив, ни мёртв. Капитан поднялся, вышел из-за стола и приветливо протянул руку Николаеву. Приятное, доброжелательное лицо, ничего звериного, отталкивающего штурман в его чертах не усмотрел. Он поинтересовался послужным списком Николаева и одобрительно кивнул головой.

- Добро. Принимайте дела, Дмитрий Сергеевич.

Через пять дней «Румянцев-Задунайский» покинул Владивосток и двинулся к Западному побережью Камчатки. Продвигаясь вдоль побережья, теплоход грузился с рыбокомбинатов, коих в то время на полуострове было великое множество. Работа захватила и поглотила второго штурмана полностью. Как говориться, ни продохнуть. И вот, на рейде одного из рыбокомбинатов, а то был то ли Озерновский, то ли Большерецкий к борту транспорта подскочили плашкоуты, чтобы вначале забрать груз переднего пути, доставленный «Румянцевым» по их заявке, а уж потом приступить к погрузке продукции.

Тут необходимо небольшое отступление, уважаемый читатель. Лето 1986 года было преддверием Смутного времени, которое очень скоро накроет чёрным покрывалом Россию. А тогда, бал правил Сатана. Когда великой советской империей уже второй год «руководил» «Мишка - комбайнёр» и жена его Райка. Когда на просторах страны вовсю боролись с пьянством и алкоголизмом. Когда, во исполнение дурацкой директивы с прилавков магазинов исчезло спиртное, и народ компенсировал его отсутствие самогоноварением.

Так вот, читатель, продолжаем. В тот раз рыбокомбинату привезли груз томат-пасты, упакованной в 20 килограммовые жестяные банки. Ну, мало-ли, для чего на комбинате нужна томат-паста. Консервы, скажем, выпускать. Груз как груз, ничего особенного. Местные аборигены очень живо перегружали «томатку» на палубы плашкоутов. Глядя на их спорую работу, экипаж транспорта приободрился, справедливо полагая, что такими же темпами они будут и свою продукцию грузить. Тем более, что и они сами заверили моряков

- Каа-нээшна, … какие дела, … в момент загрузим…

Вспоминая тот день, Николаев невольно улыбнулся. Боже, какими наивными были моряки «Румянцева». После отхода от борта последнего плашкоута с «томаткой» первая бригада моряков, старшим в которой был второй штурман Николаев, он же и грузовой помощник, приготовилась к работе в трюме. Экипаж 24 человека «разбили» на две бригады по 10 человек. Капитан и старпом несли вахту по очереди на мостике, «дед» и 2-й механик – вахту в ЦПУ (Центральный пост управления машиной). Режим работы установили 6 через 6 часов, то есть 6 часов смена на вахте – далее шесть часов отдыхает, в то время как вторая смена работает в трюме. Повара отпускали готовить еду и накрывать столы. Другими словами, приготовились, что называется «по-взрослому».

Просидела первая вахта всю смену в готовности, но без дела. С берега на УКВ-канале ещё раз заверили

– Не беспокойтесь! Как только определим «томатку», тот час начнём работать.

И всё, … связь с берегом пропала, … пропала … НАВСЕГДА! Следующие двое суток аборигены на связь с судном не выходили. На вызовы ни по УКВ, ни по телефонии (через береговой радиоцентр) никак не реагировали. Всё. Посёлок и рыбокомбинат словно вымерли. Всякое движение между домами также прекратилось. Даже собак не было видно.

В то же самое время моряки наблюдали странную картину. Погода штилевая. Видимость отличная. Летняя жара. На небе ни облачка. Судно на якоре в полутора милях от берега.

И вот, …почти одновременно над каждым домом поднимается из труб красноватого цвета дым. Долго гадали, что это, пока лёгкий береговой бриз не донёс нежный аромат «томатки». Всё стало ясно и понятно. Находчивые работяги рыбокомбината начали бодяжить брагу из томат-пасты, а потом, как водится, по технологии, перегонять в самогон. Естественно, после «выгона» натурального продукта братья-колхозники начали усиленно дегустировать своё творение. Судя по тому, что «Румянцев» проторчал на рейде в ожидании груза больше недели, «томатовка» пришлась им по вкусу. Все письма помполита (комиссара) в крайкомы, горкомы и прочие инстанции, звонки по телефону (через радиоцентр), вызовы по УКВ, береговые товарищи мужественно игнорировали.

Моряки «Румянцева» - публика бывалая, дисциплину блюли и поддерживали её «на уровне»! Режим погрузки 6/6 выдерживали всё это время, лелея смутную надежду, что там, на берегу всё-таки одумаются, или, вдруг случится чудо и самогон закончится, и работяги приступят к работе. Но, как в последствие оказалось, тщетно.

(продолжение следует)

P. S.

Автор поста имеет также свой канал на VK, даю ссылку:

https: //vk. com/club223593857

Милости просим....

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ