Промысел у Колгуева закончили…Вся квота пикши на текущий год «Пилигримом» выбрана. На борту груз первоклассной мороженой пикши. Получили указание руководства компании доставить её в порт Гулль (Великобритания). Капитан проложил курс на северную оконечность Норвегии – первую поворотную точку на пути в Англию.
Траловые доски сняты со своих «боевых» штатных мест, перемещены на промысловую палубу и надёжно закреплены, по-морскому - «заштормованы». В течение следующих суток команда под руководством боцмана, старшего мастера добычи и технолога произвела «большую приборку» и привела траулер в надлежащее санитарное состояние. До южной оконечности Лофотенских островов, маяка Скомвер, второй поворотной точки, чуть более четырёх суток перехода через Баренцево и Норвежское моря. Команда наконец-то получила возможность отдохнуть…На вторые сутки перехода, после окончания всех работ траулер словно «вымер». По судну воцарилась почти абсолютная тишина. Люди отдыхали, в основном отсыпались.
Планов руководства компании по использованию «Пилигрима» по выходу из Гуля, Игорь не знал. По его расчётам выходило, что вернувшись в Баренцево море из Англии, до конца рейса останется 15 полноценных суток промысла. За эти сутки они, конечно же, не успеют набрать груз и полностью заполнить трюма траулера мороженой рыбой. Здравый смысл подсказывал ему, что для наиболее эффективного использования судна, рейс необходимо будет продлить, ну не заканчивать же его, в самом деле, с не полностью забитыми трюмами. А это вызовет неудовольствие команды.
- Ладно…это будет потом…Сейчас не будем забивать себе голову несвоевременными мыслями. Будем решать проблемы по мере их наступления. – Благоразумно решил капитан. Все эти мысли лениво скользили в голове Игоря, расслабившегося в кресле на мостике на вахте старпома.
- Василич, ты, когда последний раз был в Гулле?... - неожиданно задал вопрос старший помощник, вмешавшись, тем самым, в размышления капитана.
- В Гулле? Задумчиво произнёс Игорь, не успевая переключиться на другую тему…- В Гулле вообще никогда не был, а в Англии…в самом деле, когда же я был в Англии?... давно, …давно уже, …более пятнадцати лет назад…третьим штурманом на БАТе…лет пятнадцать назад, пожалуй. В Абердин заходили, когда возвращались из ЮВТО (Юго-Восточная часть Тихого океана) в Мурманск своим ходом после шестимесячного рейса. Но это и не Англия вовсе, а Шотландия. …А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Хотя, … один чёрт, …англосаксы, одним словом.
- а я, - продолжил чиф, - года два назад. И как раз в Гулле…. Славные там пабы…пивка свежего попьём…настоящего пива. Умеют же, буржуи чёртовы, варить его, надо отдать им должное. – Зачмокал он губами, вспоминая заход в порт или предвкушая предстоящий. А, скорее всего, и то и другое вместе. И моряки замолчали, предавшись каждый свои мыслям.
Игорь вспоминал, что он вообще знает о Гулле. В голове сразу же закрутились прочитанное ранее из «Цусимы» Новикова-Прибоя…Гульский инцидент…трагедия на Доггер-Банке в 1904 году. Когда вторая Тихоокеанская эскадра под предводительством адмирала Зиновия Рожественского расстреляла ночью рыболовные суда англичан, приняв их за японские эсминцы. Эскадра шла на выручку Порт-Артуру, для деблокады Тихоокеанской эскадры императорского российского флота. Обстановка была напряжённая и морские агенты России в портах Европы докладывали о, якобы, виденных иностранными моряками подозрительных эсминцах в германских и французских портах. Нервы вахтенных на кораблях эскадры Рожественского были напряжены.
Командующий Второй Тихоокеанской эскадрой - вице-адмирал З. П. Рожественский (фото из открытых источников Сети)
И, увидев ночью в районе Доггер-Банки быстрые тени неопознанных судов, русские моряки открыли беспорядочную орудийною стрельбу. Потопили тогда изрядное количество мирных рыбаков, вызвав впоследствии скандал в странах «нейтральной» Европы. Что ещё? …В своих книгах Валентин Пикуль выдвинул заслуживающую, по мнению Кондаурова, внимание версию о том, что это была спланированная провокация германского «Кайзер марине» (ВМФ Германии), подыгрывавшего японцам. Германские эсминцы затесались специально в промысловые группы рыбаков и добились того, что русские открыли по ним огонь, приняв их силуэты за японские корабли. Японцы-то как раз в то время получали ранее заказанные на верфях Германии эскадренные миноносцы и опасения Рожественского были вполне оправданными. Целью провокации была компрометация русского флота в глазах либеральной Европы, которая в конечном итоге, должна была затруднить продвижение русских на Дальний Восток. Провокация, надо сказать, вполне удалась. (Да уж, ничто не ново под Луной – вот вам дело Скрипалей №1!!!)
Что же ещё? Да, … вот, в Гулле должен быть памятник, воздвигнутый в память об этой трагедии…, Пожалуй, и всё, что знал Кондауров об этом городе и порте.
Доггер-банка на карте Гугл (фото из открытых источников Сети)
Гульский инцидент (фото из открытых источников Сети)
Миновало уже трое суток перехода и впереди ожидалось появление мыса Нордкап (North Cape), самой крайней северной точки Европы, по общепринятому мнению. Ошибочному, надо сказать, мнению. На самом деле, Кнившеллоден – самый крайний мыс. Он на 1500 метров мористее Нордкапа. Об этом с удовольствием поведал капитану третий штурман. Он раскрыл лоцию на соответствующей странице и с довольным видом первооткрывателя доложил Кондаурову о только что прочитанном, новом для него факте. Хотя все моряки, кто хоть раз проходил эти места, знали об этом.
- Высота скал более 300 метров, - продолжал делать «открытия» трёшник.
А погода, что называется, нашёптывала. Ярко светило Солнце. На безупречно чистом бирюзовом небе ни облачка. На море полный штиль. Большая редкость в этих широтах, между прочим. За много лет работы в Баренцевом море Игорь, пожалуй, только второй раз проходил Нордкап при такой благоприятной погоде. Он решил использовать этот случай для того, чтобы получше рассмотреть мрачные красоты норвежских скал и дать возможность команде сделать побольше красочных фото. Исходя из этих соображений, капитан приказал изменить курс судна с таким расчётом, чтобы пройти в трёх-пяти милях от берега. Суровые утёсы Нордкапа были уже видны в отдалении и с каждым часом приближались всё ближе и ближе. Зрелище величественных берегов Норвегии завораживало. Мысли моряка невольно переключились на тему безопасности судовождения.
Мыс Нордкап (фото из открытых источников)
- Сколько же судов во времена парусного мореплавания нашли здесь своё успокоение… - думал про себя Кондауров, рассматривая в бинокль прибрежные скалы. – Не приведи Господь оказаться вблизи этих скал в шторм… - от таких мрачных мыслей капитан аж передёрнул плечами, отгоняя наваждение. А воображение у Игоря было богатое, так что он живо представил себе эту ужасную картину – буря, …парусник вблизи опасных скал Нордкапа!
Ближе к вечеру, когда Нордкап остался уже далеко по корме и курс траулера был изменён на юго-западный, проложенный капитаном к берегам Великобритании, погода начала понемногу портиться. Полное безветрие сменилось сначала на лёгкий бриз от NW, который с каждым часов всё больше свежел. К середине ночи ветер уже завывал, перейдя в стадию штормового. На вахте старпома капитан поднялся на мостик оценить ситуацию. Судно всё больше валяло с борта на борт. Бортовая качка уже ощущалась изрядно. Но в плане безопасности это пока не очень беспокоило Кондаурова. Трюма «Пилигрима» были полностью загружены мороженой рыбой. Топливные танки в достаточной мере заполнены «дизелем». Остойчивость судна была очень хорошей. Но всё равно, все неудобства от бортовой качки морякам предстояло испытать сполна.
- Савелич, продвигаемся этим курсом насколько это возможно, но скоро, пожалуй, придётся становиться «носом на волну». Сам решишь, когда пора…не мне тебя учить.
- Давай-ка, Савелич, прогноз посмотрим. Что нам там норги с англосаксами наколдовали…Как бы нам не заторчать здесь у островов Вестеролен надолго, не приведи Господь. - Кондауров на штурманском столе разложил факсимильные прогностические метео карты норвежских и английских береговых станций. Сравнив предыдущие карты с текущими, моряки помрачнели. Опасения, связанные с ухудшением погоды начали оправдываться. Было похоже, что оставшийся отрезок пути от берегов Норвегии до Великобритании «Пилигриму» придётся преодолевать в штормовых условиях.
Лофотены на карте (фото из открытых источников Сети)
К следующему утру шторм разыгрался уже в полную силу. Волны, разогнанные неистовавшим ветром на обширных просторах Атлантики, били траулер в правый борт. Судно максимальным шести узловым ходом (больше в таких условиях выжать из машины не получалось) прорывалось через шторм, стремясь как можно дольше пройти SW курсом в направлении Англии. Капитан оттягивал момент, когда судну, волей-неволей придётся «стать носом на волну» и пережидать шторм, пропуская его через себя. Поднявшись на мостик к третьему штурману, не выспавшийся, утомлённый бессонной ночью и бортовой качкой капитан мрачно осмотрел горизонт. Ветер ревел. Серая мгла окутала траулер. Брызги и пена, срываемые почти ураганным ветром выстилались над океаном, скрывая горизонт. Видимость была, практически нулевой. Перебирая широко расставленными для устойчивости ногами, Кондауров направился к двери правого борта, закрывающей выход наружу на крыло мостика. Но не дошёл. Очередная волна с такой силой ударила в борт «Пилигрима», что судно содрогнулось, а капитан заскользил по скользкой палубе мостика, покрытой зелёным линолеумом, и налетел спиной на рулевого, больно ударившись локтём о рулевую колонку. От удара этой волны на рыбофабрике послышался грохот рассыпавшихся противней (специальных форм, в которые укладывается сырая рыба, для последующей заморозки в брикеты).
- …твою мать…Всё, довольно. … Штурман, меняем курс! Ложимся носом на волну. Ход до малого, так, чтобы только держаться на курсе. Штормуемся! – приказал капитан. Траулер медленно изменил курс на 45 градусов вправо и лёг на курс 335. Сразу же всё изменилось. Судно теперь плавно всходило на волну и также плавно опускалось к её подошве. Ход упал до полутора – двух узлов.
- Ну вот, другое дело…Так и пойдём, мля…Весь график прихода летит к чертям…Но что поделаешь.
Постояв рядом с рулевым, ещё несколько минут и убедившись, что траулер нормально управляется. Игорь направился в каюту, посмотреть, что там натворила волна, чуть не поранившая его несколько минут назад. В каюте был, что называется, полный «абзац». Папки, бумаги и книги были в беспорядке разбросаны по палубе, вышибленные и выброшенные затем сильным ударом волны с полки, где они были «надёжно», как казалось Кондаурову, укреплены специальной «штормовой» планкой. Двери рундуков были распахнуты настежь. Из одного из них вывалился чемодан с личными вещами капитана. В каюте царил полный хаос.
- Дааа… натворил дел, … с укором себе произнёс Игорь. Дверь каюты была распахнута настежь и её проёме обозначился старпом.
- Савелич, …молчи…Сам всё знаю…Держались на курсе до последнего…Теперь полегче будет…Что там внизу? Проверил? Как команда?
- Да, уж, …Наворотили…Ну, без первого на обед точно остались. Шеф, чуть не ошпарился…Еле увернулся…Я как раз на камбузе был с обходом. Азик (технолог) матерится…А так, как говорится, …всё хорошо, прекрасная маркиза. У тебя здесь тоже, как я погляжу, полный «абзац».
- Капитан снял трубку телефона внутри судовой связи, - Дед, …да не матерись, …помолчи, не звездипи…А что ты хотел? …Море же…океан, мля…Как там у тебя в машине?... Никого не зашибли? Все целы? …Ну всё, всё…не матерись, я тебе сказал…Теперь легче будет… Встали на волну…Ну, и слава Богу, что всё нормально…
Задумчиво потерев затылок рукой и с тоской взглянув на беспорядок в каюте, капитан с досадой взмахнул... -
- потом, блять,... всё потом....
И оставив каюту неубранной, Кондауров прошёл в радиорубку.
Нужно было решить более важные дела. Например, дать РДО (радиограммы) во все адреса – судовладельцу, судовому агенту в Гуль. Сообщить о шторме и о том, что приход в Гулль задерживается на неопределённое время из-за условий погоды.
- У тебя то как, Сергеич?... Всё цело?... Ничего не разбилось? – обратился он к начальнику радиостанции.
- Да всё нормально…Чаем только чуть не захлебнулся…- со смехом ответил начальник.
- Хоть у одного человека всё нормально на этом судне, …Слава Тебе, Господи...
- Вот, …передай во все адреса…- подвинул начальнику радиограммы.
Двое суток Атлантика испытывала «Пилигрим» на прочность и мореходность, а моряков на выдержку. Ночью на третьи сутки Игорь неожиданно проснулся, и привычно взглянув на часы, зафиксировал время 02. 30. Некоторое время лёжа соображал... что-то изменилось в поведении траулера. Он не ощутил резких подъёмов и «ныряний» судна. Теперь «Пилигрим» мерно вздымался и плавно опускался на большой груди Океана. Кондауров сладко потянулся и бодро вскочил. Плеснув на лицо холодной воды в умывальнике, он почувствовал себя бодрым и отдохнувшим, хотя спал не более трёх часов. Сказывалась привычка мобилизоваться, выработанная долгими годами морской службы.
На мостике обстановка не изменилась. Второй штурман склонился над судовым журналом, рулевой не отрывал взгляда от репитера гирокомпаса, удерживая судно на заданном курсе.
- Как обстановка, Алексей?... Вроде потише стало, или мне кажется…
- Явно подтихает, Василич…вот и барометр замер…давление больше не падает…
- Вот – вот, и я о том же, - задумчиво произнёс капитан. – Что там…Скомвер открылся?
- Да, почти на траверзе…в 12 милях.
Скомвер – это маяк на самом Юго-Западе Лофотенских островов. Сколько уже раз капитан проходил мимо него в обоих направлениях. В штурманской, взглянув на карту и, приложив транспортир к параллельной линейке, он несколько раз примеривался…затем прошёл в рубку и, стоя рядом с рулевым, оценил обстановку. Затем снова вернулся в штурманскую и пристально взглянул на барограф. Кривая атмосферного давления застыла в самом низу на отметке 950 мбар, и, как показалось капитану, намеревалась было пойти вверх. Ещё раз окинув взглядом, море за иллюминатором, отметил про себя, что ветер уже не срывал с гребней волн пены. А они, ещё пока большие, но уже не свирепые, стали похожи на пологие холмы.
- Да, пожалуй, сразу на 220 градусов лечь пока не получится, опять начнёт валять с борта на борт. Давай ка вот что…давай, Алексей попробуем лечь на курс 270 и добавим ход…. На руле!
- Есть на руле…- сразу встряхнулся матрос – Курс 270! - скомандовал капитан, передвигая рукоятку ВРШ (винт регулируемого шага – меняет ход судна разворотом лопастей винта) на средний ход. Судно задрожало, набирая ход и послушно пошло влево, выходя на заданный курс. «Пилигрим» стал «принимать» ветер и волны на правую скулу. Опять появилась бортовая качка. Но она не была уже резкой и неприятной. Лаг показывал 6 узлов.
- Ну вот, уже можно жить…Так пойдём пока…Не прямо к нашей цели, но…всё же…Алексей, следим за обстановкой и по мере возможностей, так чтобы не сильно валяло, постепенно ложимся на SW…на Англию и добавляем ход. – Отдал распоряжение второму помощнику и пошёл досыпать в каюту.
Снова поднялся на мостик уже на вахте третьего штурмана. «Пилигрим» нёсся полным ходом на SW курсом 220 градусов, мерно переваливаясь с борта на борт. Давление на барографе уверенно ползло вверх. Всё, шторм стих окончательно.
Последующие двое с половиной суток пути никаких неожиданностей не принесли. Всё проходило в штатном режиме. Пересекли Гринвичский нулевой меридиан. Перевели стрелки часов на один час, приблизив судовое время к среднеевропейскому.
Ближе к нулю, к концу вахты третьего штурмана, горизонт по курсу стал окрашиваться огнями. Это «полыхали» факела буровых вышек. «Пилигрим» приближался к мировым европейским углеводородным промыслам. Радиоэфир на 16 канале УКВ диапазона наполнился вызовами на английском и норвежском языках. Судно входило в довольно оживлённый район судоходства. Зрелище было завораживающим и напоминало яркие огни большого города. С каждым часом зарево факелов сжигаемого газа становилось всё ярче. Впереди лежали нефтегазовые месторождения «Тролль», «Осеберг», «Фригг», ещё южнее – «Фортиз», «Экофиск» и «Викинг», как значилось на генеральной карте района.
Буровая платформа в море (фото из открытых источников Сети)
Сверив местоположение судна на карте, капитан на широте самого западного побережья Норвегии – острова Флурё, чуть скорректировал курс, проложив его прямо на порт Гулль, а если быть точнее, то по новоанглийской версии на Кингстон-апон-Халл (Kingston upon Hull).
«Пилигрим» вошёл в Северное море. Далее без приключений подошли к устью реки Хамбер, на берегах которой расположился «порт Гулль (Hull) … у левого берега реки Хамбер в месте слияния её с рекой Халл (Hull), в 4, 6 мили выше мыса Торнгамболд-Клаф» (информация «Лоции восточного берега острова Великобритания», издания 1995 года ГУНиО МО РФ, № 1214).
На внешнем рейде в устье реки в течении 6 часов прождали лоцмана и под его проводкой поднялись вверх по реке до собственно самого порта. Ночью на полной воде судно завели в Альберт-Док (Albert Dock) и благополучно ошвартовали правым бортом у стенки дока, т. е. носом на выход. Ворота дока закрыли, и «Пилигрим» замер в спокойном бассейне защищённой гавани.
Утром следующего дня, хорошо выспавшийся Кондауров открыл глаза и сразу же напрягся, не услышав привычных звуков работающего главного двигателя. Вспомнив следом, где он находится, улыбнулся и расслабился. Бодро вскочил, умылся и поднялся на мостик. Было воскресенье. В порту выходной. Никаких работ не предполагалось. Об этом ему ещё накануне после швартовки сообщил судовой агент. Словом, день был свободным, и надо было подумать, как с пользой им распорядиться. Старпом был тут же, на мостике.
- Фёдор Савельич, если ты не против. … Поделим день пополам. Твоя первая половина до 16. 00, а я вечером в город. Как тебе предложение…
- Как скажешь, Василич…Давай так и сделаем.
Кроме «Пилигрима» в доке стояло ещё четыре судна. Одно, из которых было украинским. Это был ППР – промышленно-производственный рефрижератор. Порт приписки – Севастополь, на то время пока ещё, Господи, нелепость, какая, украинский порт. В хорошем настроении Игорь соскочил на стенку дока и с любопытством огляделся по сторонам. День обещал быть солнечным и тёплым. В душе царило умиротворение.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер изготовлен автором с помощью Фотошопа", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-26.jpg", "filesize": 186643, "height": 782, "pic_id": 774038, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-26.jpeg", "width": 1368}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Промысел у Колгуева закончили…Вся квота пикши на текущий год «Пилигримом» выбрана. На борту груз первоклассной мороженой пикши. Получили указание руководства компании доставить её в порт Гулль (Великобритания). Капитан проложил курс на северную оконечность Норвегии – первую поворотную точку на пути в Англию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Траловые доски сняты со своих «боевых» штатных мест, перемещены на промысловую палубу и надёжно закреплены, по-морскому - «заштормованы». В течение следующих суток команда под руководством боцмана, старшего мастера добычи и технолога произвела «большую приборку» и привела траулер в надлежащее санитарное состояние. До южной оконечности Лофотенских островов, маяка Скомвер, второй поворотной точки, чуть более четырёх суток перехода через Баренцево и Норвежское моря. Команда наконец-то получила возможность отдохнуть…На вторые сутки перехода, после окончания всех работ траулер словно «вымер». По судну воцарилась почти абсолютная тишина. Люди отдыхали, в основном отсыпались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Планов руководства компании по использованию «Пилигрима» по выходу из Гуля, Игорь не знал. По его расчётам выходило, что вернувшись в Баренцево море из Англии, до конца рейса останется 15 полноценных суток промысла. За эти сутки они, конечно же, не успеют набрать груз и полностью заполнить трюма траулера мороженой рыбой. Здравый смысл подсказывал ему, что для наиболее эффективного использования судна, рейс необходимо будет продлить, ну не заканчивать же его, в самом деле, с не полностью забитыми трюмами. А это вызовет неудовольствие команды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ладно…это будет потом…Сейчас не будем забивать себе голову несвоевременными мыслями. Будем решать проблемы по мере их наступления. – Благоразумно решил капитан. Все эти мысли лениво скользили в голове Игоря, расслабившегося в кресле на мостике на вахте старпома. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, ты, когда последний раз был в Гулле?... - неожиданно задал вопрос старший помощник, вмешавшись, тем самым, в размышления капитана. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- В Гулле? Задумчиво произнёс Игорь, не успевая переключиться на другую тему…- В Гулле вообще никогда не был, а в Англии…в самом деле, когда же я был в Англии?... давно, …давно уже, …более пятнадцати лет назад…третьим штурманом на БАТе…лет пятнадцать назад, пожалуй. В Абердин заходили, когда возвращались из ЮВТО (Юго-Восточная часть Тихого океана) в Мурманск своим ходом после шестимесячного рейса. Но это и не Англия вовсе, а Шотландия. …А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Хотя, … один чёрт, …англосаксы, одним словом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- а я, - продолжил чиф, - года два назад. И как раз в Гулле…. Славные там пабы…пивка свежего попьём…настоящего пива. Умеют же, буржуи чёртовы, варить его, надо отдать им должное. – Зачмокал он губами, вспоминая заход в порт или предвкушая предстоящий. А, скорее всего, и то и другое вместе. И моряки замолчали, предавшись каждый свои мыслям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игорь вспоминал, что он вообще знает о Гулле. В голове сразу же закрутились прочитанное ранее из «Цусимы» Новикова-Прибоя…Гульский инцидент…трагедия на Доггер-Банке в 1904 году. Когда вторая Тихоокеанская эскадра под предводительством адмирала Зиновия Рожественского расстреляла ночью рыболовные суда англичан, приняв их за японские эсминцы. Эскадра шла на выручку Порт-Артуру, для деблокады Тихоокеанской эскадры императорского российского флота. Обстановка была напряжённая и морские агенты России в портах Европы докладывали о, якобы, виденных иностранными моряками подозрительных эсминцах в германских и французских портах. Нервы вахтенных на кораблях эскадры Рожественского были напряжены. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Командующий Второй Тихоокеанской эскадрой - вице-адмирал З. П. Рожественский (фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview.jpg", "filesize": 159397, "height": 1126, "pic_id": 774039, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/imgpreview.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, увидев ночью в районе Доггер-Банки быстрые тени неопознанных судов, русские моряки открыли беспорядочную орудийною стрельбу. Потопили тогда изрядное количество мирных рыбаков, вызвав впоследствии скандал в странах «нейтральной» Европы. Что ещё? …В своих книгах Валентин Пикуль выдвинул заслуживающую, по мнению Кондаурова, внимание версию о том, что это была спланированная провокация германского «Кайзер марине» (ВМФ Германии), подыгрывавшего японцам. Германские эсминцы затесались специально в промысловые группы рыбаков и добились того, что русские открыли по ним огонь, приняв их силуэты за японские корабли. Японцы-то как раз в то время получали ранее заказанные на верфях Германии эскадренные миноносцы и опасения Рожественского были вполне оправданными. Целью провокации была компрометация русского флота в глазах либеральной Европы, которая в конечном итоге, должна была затруднить продвижение русских на Дальний Восток. Провокация, надо сказать, вполне удалась. (Да уж, ничто не ново под Луной – вот вам дело Скрипалей №1!!!) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же ещё? Да, … вот, в Гулле должен быть памятник, воздвигнутый в память об этой трагедии…, Пожалуй, и всё, что знал Кондауров об этом городе и порте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Доггер-банка на карте Гугл (фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1200px-Doggerbank.jpg", "filesize": 503236, "height": 1569, "pic_id": 774052, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/1200px-Doggerbank.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гульский инцидент (фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Doggerbank_01-1024x696.jpg", "filesize": 133889, "height": 696, "pic_id": 774056, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/Doggerbank_01-1024x696.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Миновало уже трое суток перехода и впереди ожидалось появление мыса Нордкап (North Cape), самой крайней северной точки Европы, по общепринятому мнению. Ошибочному, надо сказать, мнению. На самом деле, Кнившеллоден – самый крайний мыс. Он на 1500 метров мористее Нордкапа. Об этом с удовольствием поведал капитану третий штурман. Он раскрыл лоцию на соответствующей странице и с довольным видом первооткрывателя доложил Кондаурову о только что прочитанном, новом для него факте. Хотя все моряки, кто хоть раз проходил эти места, знали об этом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Высота скал более 300 метров, - продолжал делать «открытия» трёшник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А погода, что называется, нашёптывала. Ярко светило Солнце. На безупречно чистом бирюзовом небе ни облачка. На море полный штиль. Большая редкость в этих широтах, между прочим. За много лет работы в Баренцевом море Игорь, пожалуй, только второй раз проходил Нордкап при такой благоприятной погоде. Он решил использовать этот случай для того, чтобы получше рассмотреть мрачные красоты норвежских скал и дать возможность команде сделать побольше красочных фото. Исходя из этих соображений, капитан приказал изменить курс судна с таким расчётом, чтобы пройти в трёх-пяти милях от берега. Суровые утёсы Нордкапа были уже видны в отдалении и с каждым часом приближались всё ближе и ближе. Зрелище величественных берегов Норвегии завораживало. Мысли моряка невольно переключились на тему безопасности судовождения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мыс Нордкап (фото из открытых источников)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "NO-nordkap-plateau.jpg", "filesize": 4196406, "height": 2442, "pic_id": 774061, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/NO-nordkap-plateau.jpeg", "width": 10302}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Сколько же судов во времена парусного мореплавания нашли здесь своё успокоение… - думал про себя Кондауров, рассматривая в бинокль прибрежные скалы. – Не приведи Господь оказаться вблизи этих скал в шторм… - от таких мрачных мыслей капитан аж передёрнул плечами, отгоняя наваждение. А воображение у Игоря было богатое, так что он живо представил себе эту ужасную картину – буря, …парусник вблизи опасных скал Нордкапа! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ближе к вечеру, когда Нордкап остался уже далеко по корме и курс траулера был изменён на юго-западный, проложенный капитаном к берегам Великобритании, погода начала понемногу портиться. Полное безветрие сменилось сначала на лёгкий бриз от NW, который с каждым часов всё больше свежел. К середине ночи ветер уже завывал, перейдя в стадию штормового. На вахте старпома капитан поднялся на мостик оценить ситуацию. Судно всё больше валяло с борта на борт. Бортовая качка уже ощущалась изрядно. Но в плане безопасности это пока не очень беспокоило Кондаурова. Трюма «Пилигрима» были полностью загружены мороженой рыбой. Топливные танки в достаточной мере заполнены «дизелем». Остойчивость судна была очень хорошей. Но всё равно, все неудобства от бортовой качки морякам предстояло испытать сполна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Савелич, продвигаемся этим курсом насколько это возможно, но скоро, пожалуй, придётся становиться «носом на волну». Сам решишь, когда пора…не мне тебя учить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Добро, Василич, иди, отдыхай, если сумеешь, конечно…- мрачно усмехнулся старпом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Давай-ка, Савелич, прогноз посмотрим. Что нам там норги с англосаксами наколдовали…Как бы нам не заторчать здесь у островов Вестеролен надолго, не приведи Господь. - Кондауров на штурманском столе разложил факсимильные прогностические метео карты норвежских и английских береговых станций. Сравнив предыдущие карты с текущими, моряки помрачнели. Опасения, связанные с ухудшением погоды начали оправдываться. Было похоже, что оставшийся отрезок пути от берегов Норвегии до Великобритании «Пилигриму» придётся преодолевать в штормовых условиях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лофотены на карте (фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "89cdf721fb3db1a808c2b8f531be5908.jpg", "filesize": 375382, "height": 1208, "pic_id": 774071, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/89cdf721fb3db1a808c2b8f531be5908.jpeg", "width": 2188}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К следующему утру шторм разыгрался уже в полную силу. Волны, разогнанные неистовавшим ветром на обширных просторах Атлантики, били траулер в правый борт. Судно максимальным шести узловым ходом (больше в таких условиях выжать из машины не получалось) прорывалось через шторм, стремясь как можно дольше пройти SW курсом в направлении Англии. Капитан оттягивал момент, когда судну, волей-неволей придётся «стать носом на волну» и пережидать шторм, пропуская его через себя. Поднявшись на мостик к третьему штурману, не выспавшийся, утомлённый бессонной ночью и бортовой качкой капитан мрачно осмотрел горизонт. Ветер ревел. Серая мгла окутала траулер. Брызги и пена, срываемые почти ураганным ветром выстилались над океаном, скрывая горизонт. Видимость была, практически нулевой. Перебирая широко расставленными для устойчивости ногами, Кондауров направился к двери правого борта, закрывающей выход наружу на крыло мостика. Но не дошёл. Очередная волна с такой силой ударила в борт «Пилигрима», что судно содрогнулось, а капитан заскользил по скользкой палубе мостика, покрытой зелёным линолеумом, и налетел спиной на рулевого, больно ударившись локтём о рулевую колонку. От удара этой волны на рыбофабрике послышался грохот рассыпавшихся противней (специальных форм, в которые укладывается сырая рыба, для последующей заморозки в брикеты). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- …твою мать…Всё, довольно. … Штурман, меняем курс! Ложимся носом на волну. Ход до малого, так, чтобы только держаться на курсе. Штормуемся! – приказал капитан. Траулер медленно изменил курс на 45 градусов вправо и лёг на курс 335. Сразу же всё изменилось. Судно теперь плавно всходило на волну и также плавно опускалось к её подошве. Ход упал до полутора – двух узлов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну вот, другое дело…Так и пойдём, мля…Весь график прихода летит к чертям…Но что поделаешь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Постояв рядом с рулевым, ещё несколько минут и убедившись, что траулер нормально управляется. Игорь направился в каюту, посмотреть, что там натворила волна, чуть не поранившая его несколько минут назад. В каюте был, что называется, полный «абзац». Папки, бумаги и книги были в беспорядке разбросаны по палубе, вышибленные и выброшенные затем сильным ударом волны с полки, где они были «надёжно», как казалось Кондаурову, укреплены специальной «штормовой» планкой. Двери рундуков были распахнуты настежь. Из одного из них вывалился чемодан с личными вещами капитана. В каюте царил полный хаос. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Дааа… натворил дел, … с укором себе произнёс Игорь. Дверь каюты была распахнута настежь и её проёме обозначился старпом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Савелич, …молчи…Сам всё знаю…Держались на курсе до последнего…Теперь полегче будет…Что там внизу? Проверил? Как команда? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, уж, …Наворотили…Ну, без первого на обед точно остались. Шеф, чуть не ошпарился…Еле увернулся…Я как раз на камбузе был с обходом. Азик (технолог) матерится…А так, как говорится, …всё хорошо, прекрасная маркиза. У тебя здесь тоже, как я погляжу, полный «абзац». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Капитан снял трубку телефона внутри судовой связи, - Дед, …да не матерись, …помолчи, не звездипи…А что ты хотел? …Море же…океан, мля…Как там у тебя в машине?... Никого не зашибли? Все целы? …Ну всё, всё…не матерись, я тебе сказал…Теперь легче будет… Встали на волну…Ну, и слава Богу, что всё нормально… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Задумчиво потерев затылок рукой и с тоской взглянув на беспорядок в каюте, капитан с досадой взмахнул... - "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- потом, блять,... всё потом.... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И оставив каюту неубранной, Кондауров прошёл в радиорубку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нужно было решить более важные дела. Например, дать РДО (радиограммы) во все адреса – судовладельцу, судовому агенту в Гуль. Сообщить о шторме и о том, что приход в Гулль задерживается на неопределённое время из-за условий погоды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- У тебя то как, Сергеич?... Всё цело?... Ничего не разбилось? – обратился он к начальнику радиостанции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да всё нормально…Чаем только чуть не захлебнулся…- со смехом ответил начальник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Хоть у одного человека всё нормально на этом судне, …Слава Тебе, Господи... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вот, …передай во все адреса…- подвинул начальнику радиограммы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двое суток Атлантика испытывала «Пилигрим» на прочность и мореходность, а моряков на выдержку. Ночью на третьи сутки Игорь неожиданно проснулся, и привычно взглянув на часы, зафиксировал время 02. 30. Некоторое время лёжа соображал... что-то изменилось в поведении траулера. Он не ощутил резких подъёмов и «ныряний» судна. Теперь «Пилигрим» мерно вздымался и плавно опускался на большой груди Океана. Кондауров сладко потянулся и бодро вскочил. Плеснув на лицо холодной воды в умывальнике, он почувствовал себя бодрым и отдохнувшим, хотя спал не более трёх часов. Сказывалась привычка мобилизоваться, выработанная долгими годами морской службы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На мостике обстановка не изменилась. Второй штурман склонился над судовым журналом, рулевой не отрывал взгляда от репитера гирокомпаса, удерживая судно на заданном курсе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Как обстановка, Алексей?... Вроде потише стало, или мне кажется… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Явно подтихает, Василич…вот и барометр замер…давление больше не падает… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вот – вот, и я о том же, - задумчиво произнёс капитан. – Что там…Скомвер открылся? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, почти на траверзе…в 12 милях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скомвер – это маяк на самом Юго-Западе Лофотенских островов. Сколько уже раз капитан проходил мимо него в обоих направлениях. В штурманской, взглянув на карту и, приложив транспортир к параллельной линейке, он несколько раз примеривался…затем прошёл в рубку и, стоя рядом с рулевым, оценил обстановку. Затем снова вернулся в штурманскую и пристально взглянул на барограф. Кривая атмосферного давления застыла в самом низу на отметке 950 мбар, и, как показалось капитану, намеревалась было пойти вверх. Ещё раз окинув взглядом, море за иллюминатором, отметил про себя, что ветер уже не срывал с гребней волн пены. А они, ещё пока большие, но уже не свирепые, стали похожи на пологие холмы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, пожалуй, сразу на 220 градусов лечь пока не получится, опять начнёт валять с борта на борт. Давай ка вот что…давай, Алексей попробуем лечь на курс 270 и добавим ход…. На руле! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Есть на руле…- сразу встряхнулся матрос – Курс 270! - скомандовал капитан, передвигая рукоятку ВРШ (винт регулируемого шага – меняет ход судна разворотом лопастей винта) на средний ход. Судно задрожало, набирая ход и послушно пошло влево, выходя на заданный курс. «Пилигрим» стал «принимать» ветер и волны на правую скулу. Опять появилась бортовая качка. Но она не была уже резкой и неприятной. Лаг показывал 6 узлов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну вот, уже можно жить…Так пойдём пока…Не прямо к нашей цели, но…всё же…Алексей, следим за обстановкой и по мере возможностей, так чтобы не сильно валяло, постепенно ложимся на SW…на Англию и добавляем ход. – Отдал распоряжение второму помощнику и пошёл досыпать в каюту. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Снова поднялся на мостик уже на вахте третьего штурмана. «Пилигрим» нёсся полным ходом на SW курсом 220 градусов, мерно переваливаясь с борта на борт. Давление на барографе уверенно ползло вверх. Всё, шторм стих окончательно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последующие двое с половиной суток пути никаких неожиданностей не принесли. Всё проходило в штатном режиме. Пересекли Гринвичский нулевой меридиан. Перевели стрелки часов на один час, приблизив судовое время к среднеевропейскому. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ближе к нулю, к концу вахты третьего штурмана, горизонт по курсу стал окрашиваться огнями. Это «полыхали» факела буровых вышек. «Пилигрим» приближался к мировым европейским углеводородным промыслам. Радиоэфир на 16 канале УКВ диапазона наполнился вызовами на английском и норвежском языках. Судно входило в довольно оживлённый район судоходства. Зрелище было завораживающим и напоминало яркие огни большого города. С каждым часом зарево факелов сжигаемого газа становилось всё ярче. Впереди лежали нефтегазовые месторождения «Тролль», «Осеберг», «Фригг», ещё южнее – «Фортиз», «Экофиск» и «Викинг», как значилось на генеральной карте района. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Буровая платформа в море (фото из открытых источников Сети)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "skyd2e6g84ws8z4nye6hca0jdeu333t7.jpg", "filesize": 9062205, "height": 2704, "pic_id": 774074, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/09/skyd2e6g84ws8z4nye6hca0jdeu333t7.jpeg", "width": 4064}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сверив местоположение судна на карте, капитан на широте самого западного побережья Норвегии – острова Флурё, чуть скорректировал курс, проложив его прямо на порт Гулль, а если быть точнее, то по новоанглийской версии на Кингстон-апон-Халл (Kingston upon Hull). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Пилигрим» вошёл в Северное море. Далее без приключений подошли к устью реки Хамбер, на берегах которой расположился «порт Гулль (Hull) … у левого берега реки Хамбер в месте слияния её с рекой Халл (Hull), в 4, 6 мили выше мыса Торнгамболд-Клаф» (информация «Лоции восточного берега острова Великобритания», издания 1995 года ГУНиО МО РФ, № 1214). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На внешнем рейде в устье реки в течении 6 часов прождали лоцмана и под его проводкой поднялись вверх по реке до собственно самого порта. Ночью на полной воде судно завели в Альберт-Док (Albert Dock) и благополучно ошвартовали правым бортом у стенки дока, т. е. носом на выход. Ворота дока закрыли, и «Пилигрим» замер в спокойном бассейне защищённой гавани. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Утром следующего дня, хорошо выспавшийся Кондауров открыл глаза и сразу же напрягся, не услышав привычных звуков работающего главного двигателя. Вспомнив следом, где он находится, улыбнулся и расслабился. Бодро вскочил, умылся и поднялся на мостик. Было воскресенье. В порту выходной. Никаких работ не предполагалось. Об этом ему ещё накануне после швартовки сообщил судовой агент. Словом, день был свободным, и надо было подумать, как с пользой им распорядиться. Старпом был тут же, на мостике. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Фёдор Савельич, если ты не против. … Поделим день пополам. Твоя первая половина до 16. 00, а я вечером в город. Как тебе предложение… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Как скажешь, Василич…Давай так и сделаем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме «Пилигрима» в доке стояло ещё четыре судна. Одно, из которых было украинским. Это был ППР – промышленно-производственный рефрижератор. Порт приписки – Севастополь, на то время пока ещё, Господи, нелепость, какая, украинский порт. В хорошем настроении Игорь соскочил на стенку дока и с любопытством огляделся по сторонам. День обещал быть солнечным и тёплым. В душе царило умиротворение. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [16375, 16375]}
Комментарии 0