15 фев 2024 · 11:10    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-63.jpg", "filesize": 491705, "height": 1080, "pic_id": 822217, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/15/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-63.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Группа представляла собой крупные скопления промысловых судов, сосредоточенных на границе 200-мильной экономической зоны Аргентины между 45-47° Ю. Ш. Здесь работали суда под разными флагам Мира: поляки, кубинцы, японцы, восточные немцы (ГДР), испанцы, португальцы. Советские суда были представлены калининградцами и грузинами. Из Северного бассейна «Ван Дейк» подошёл первым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколько слов об объекте промысла. Нерестилища аргентинского кальмара или иллекса (Illex argentinus) промыслового объекта этих вод, расположены на материковом склоне в районе устья реки Ла-Платы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кальмар иллекс (Illex argentinus). Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Fish4538.jpeg", "filesize": 148194, "height": 628, "pic_id": 822219, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/15/Fish4538.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Молодь распространяется по шельфу и прилегающим водам открытого океана на юг и в процессе нагула добирается до Фолклендского шельфа, а иногда и южнее. По мере созревания кальмары спускаются с глубин 100-200 м на 400-700 м и совершают обратную миграцию на север к нерестилищам. Продолжительность жизни особей этого вида составляет всего один год. При чисто траловом промысле кальмары облавливаются днём по грунту, ночью в поверхностном слое, причём ночные уловы обычно превышают дневные. Средние размеры кальмаров в уловах составляют 23-27 см."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первой встреченной «Ван Дейком» промысловой группе советских судов не было, поэтому получить какую-либо информацию об особенностях и порядке работы в группе моряки «Ван Дейка» не могли. Приходилось рассчитывать только на свои силы и опыт. Особого выбора в тактике не было. Так, из-за сильного, почти штормового ветра, суда «забегали» на ветер, в определённой точке ставили тралы и, не мешая друг другу, далее занимались тралением по ветру вдоль границы аргентинской 200-мильной зоны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как моряки могли видеть, окружавшие их суда ставили пелагические тралы. Поэтому тоже решили ставить «пелагию» (морской сленг). Их поисковый прибор «Сарган» кроме грунта на глубине 680 метров ничего другого не писал. Никаких показаний кальмара рыбаки не видели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Что они, черт возьми, ловят здесь? На что ставить трал? В какой горизонт его выводить? – Навигатор! - капитан с раздражением обратился к электро-радионавигатору (специалист на судне, ответственный за обслуживание всех электрорадионавигационных и поисковых приборов). – Что у нас твориться? Почему мы ничего не видим?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Покрасневший навигатор сам не мог ничего понять. – Не знаю, Павел Николаевич, …вроде всё работает, ничего нового. Может этот самый кальмар просто не фиксируется нашей аппаратурой?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неожиданно «Ван Дейк» по УКВ каналу вызвало немецкое судно. Это был «старичок», типа «Цубрингер» (60-х годов постройки). Мурманчане мешали ему ставить трал. Штурман с «немца» довольно сносно говорил по-русски. И Кондауров договорился с ним, что после постановки трала тот свяжется с «Ван-Дейком»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Немец неожиданно оказался хорошим, доброжелательным «малым». Он подробно ввёл моряков в курс дела. Рассказал об особенностях «рыбалки» в этом районе. Кальмара облавливали разноглубинными тралами. Днём подсаживали тралы на грунт, а ночью ловили в слоях. В последнее время уловы упали до двух тонн за подъём в дневное время и чуть больше, до 3-4 тонн получалось ночью. Показания кальмара действительно плохо фиксируются поисковой аппаратурой. Только очень плотные скопления у грунта в виде лёгкой дымки обозначаются на их самописцах. Ночью тралы водят в 50 – 100 метрах от поверхности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь морякам стало более или менее понятно. Уже можно было хоть как-то ориентироваться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа не задалась с самого начала. Тащить трал на глубинах 500 – 700 метров «Ван-Дейк» явно не мог. Не хватало мощности главного двигателя. Что там говорить, старенькое судно. Скорость на тралении получалась не более 2, 5 узлов. Уловы считались не тоннами, а жалкими сотнями килограмм. Даже старенький немецкий «Цубрингер» выдерживал скорость на тралении 3, 5 узла. А уж о новых мощных «испанцах», обгонявших «Ван-Дейк», и говорить не приходилось, они обходили «старичка» как стоячего, делая с тралом по 4, 5 – 5 узлов, причём, что по ветру, что на ветер с тралом. Очень свежая погода позволяла мурманчанам тралить только по ветру. А это значило, что после 4-5 часов траления судно вынуждено было «забегать», то есть полным ходом идти на ветер и волну по 2 – 2, 5 часа. Неудачная конструкция судна – высокие борта и надстройки обуславливали большую парусность судна, что значительно затрудняло «забег на ветер»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После недели мучений на этом участке и явного провала в работе капитан принял решение сменить район промысла, спустившись южнее на 150 миль вдоль границы 200 мильной аргентинской зоны. Решили «попытать счастья» на меньших глубинах в 400 – 500 метров. Однако и там неудача преследовала «Ван Дейк». За три недели работы рыбаки положили в трюма всего лишь 18 тонн готовой продукции. Это была катастрофа! Нужно было что-то делать, принимать какое-то кардинальное решение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На ежедневных промысловых советах, доложив о состоянии дел, он получил рекомендации флагмана – начальника промыслового района, координирующего действия группы советских судов, перейти в район Фолклендских островов, где работала небольшая группка промысловиков. Правда, размерный ряд кальмара там был меньше, но и глубины, зато были в пределах 80 – 120 метров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почти за месяц нахождения «Ван Дейка» в районах «Ревущих сороковых» (англ. Roaring Forties) и «Неистовых пятидесятых» (англ. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Furious Fifties"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") моряки успели привыкнуть к тому, что штормовая погода в 5-6 баллов стала считаться рабочей. Определения «ревущие» и «неистовые» недаром были даны этим южным широтам ещё моряками эпохи парусных судов, совершавших плавания между Европой и Австралией через пролив Дрейка вокруг мыса Горн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-22.jpg", "filesize": 398974, "height": 1062, "pic_id": 822220, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/15/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-22.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К Фолклендам «Ван Дейк» подошёл в условиях сильного юго-западного шторма. Ветер ревел и неистовствовал. Волны, высотой не менее десяти метров заливали бак (термин - нос судна). Со скоростью три узла судно прорывалось через бурю, отыскивая группу промысловиков, трудившихся в этих широтах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отыскали их только у острова Бошен – (англ. - Beauchene"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Island) самый южный в составе архипелага. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как впоследствии узнал Игорь, своё название остров получил в честь французского мореплавателя Жака Гуина де Бошена, открывшего его в 1701 году. Остров необитаем. Расположен примерно в 29 милях к югу от острова Восточный Фолкленд. Составляет 3, 3 км. в длину, и 650 м. в ширину. Поверхность пологая, высшая точка – 70 м. над уровнем моря. Все эти сведения он получил из лоции Фолклендских островов. Из этой же лоции о Фолклендском архипелаге, в водах которого им предстояло трудиться, Кондауров почерпнул сведения:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Фолклендские (или Мальвинские) острова лежат в юго-западной части Атлантического океана, в 480 км. к востоку от побережья Аргентины, в 1080 км. к западу от скалы Шаг (острова Южная Георгия) и в 940 км. к северу от острова Элефант (Антарктика). Архипелаг состоит из двух крупных островов – Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гран-Мальвина), а также множества (около 770) мелких островков и скал. Общая площадь территории около 12, 2 тыс. кв. км. Столица – Порт-Стэнли»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В такую погоду нечего было и думать о постановке трала. Наконец, на вторые сутки штормования ближе к полуночи ветер стал стихать, волны уменьшились и «Ван-Дейк» поставил свой первый в этом районе трал. Со всех сторон его окружали тральщики под польскими, болгарскими, испанскими флагами. Глубины 150 – 200 метров на этот раз позволили мурманчанам полноценно работать. Неудачи прошедшего месяца понизили моральное состояние экипажа. Моряки ходили хмурые и насупленные. И первый нормальный подъём в 4 тонны кальмара разом преобразил рыбаков. На лицах появились довольные улыбки, послышались шутки и смех. Люди соскучились по нормальным результатам, хорошим уловам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Только успели поставить второй трал, как неожиданно по рубке скользнул луч яркого прожектора. Капитан и второй штурман выскочили на крыло мостика. Очень близко от них они увидели силуэт военного корабля, освещавшего советское судно. Корабль лёг параллельно их судну и уровнял ход с траулером. Луч его прожектора задержался на названии судна, осветил нанесённые на рубку большие латинские буквы позывных «Ван Дейка». На международном 16 канале УКВ радиостанции их вызвал английский корвет, патрулирующий этот район. Уточнил название, страну принадлежности, порт приписки. Поинтересовался, нет ли в группе аргентинских судов. И, наконец, пожелав хорошей рыбалки, увеличил ход и направился к следующему в их группе тральщику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Совсем недавно, всего два года назад, в этих широтах прогремела скоротечная Англо-Аргентинская война (2 апреля - 14 июня 1982 года) из-за Фолклендских островов, закончившаяся поражением Аргентины. Поэтому патрулирование вод англичанами было предсказуемо. Отношения между этими странами, на то время, так и не нормализовались. Положительным моментом для иностранных рыбаков, если только определение «положительный» уместно в данном случае, было то, что пока рыбаки могли ловить кальмара в зоне Архипелага без всяких лицензий. Дважды в день, ночью и днём британский военный корабль наведывался к рыбаками в группу и совершал свой обход промысловых судов, выискивая среди них аргентинские траулеры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неразрешимой загадкой для отставного капитана дальнего плавания Кондаурова было то, что в разговоре с «Ван-Дейком» английский вахтенный офицер произнёс название своего корабля «Шеффилд»! Но, дело в том, что HMS Sheffield (D80) ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Шеффилд"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") — эсминец британских ВМС, был потоплен аргентинской противокорабельной ракетой, выпущенной с самолёта в мае 1982 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Спасательная операция эсминца HMS Sheffield (D80) (Шеффилд) во время англо-аргентинской войны. Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "A Sea King hovers off HMS Sheffield's stern during rescue to recover ships company 04051982 CREDIT Navy MOD.jpg", "filesize": 237129, "height": 843, "pic_id": 822223, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/15/A_Sea_King_hovers_off_HMS_Sheffields_stern_during_rescue_to_re_EiDsCCA.jpeg", "width": 1500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это Игорь знал совершенно точно, так как следил по новостям за той войной. HMS – перед названием расшифровывается как "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль Её Величества"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (Her Majesty's Ship). В то время ситуация не вызвала удивления, так как в традициях всех флотов мира давать название погибших в бою кораблей новым. Удивился не молодой второй штурман Кондауров, а старый капитан Игорь Васильевич Кондауров, так как совершенно недавно он «потерявшись» в дебрях Интернета, с большим изумлением увидел сообщение о том, что название погибшего в бою «Шеффилда» было присвоено новому кораблю только лишь в 1986 году. А у Бошена они трудились в 1984!!! Старик Кондауров был совершенно уверен в своей памяти. Кроме того, имелась запись в судовом журнале о том, что тогда-то, в таких-то координатах ППР «Ван Дейк» был запрошен британским кораблём «Шеффилд» на предмет идентификации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Мм-дааа, …загадка, однако – произнёс Кондауров и потрепал за ухом проснувшегося у камина Криса. Собака приветливо лизнула его руку и вновь улеглась на место, сменив позу. Старый капитан, устроившись поудобней в кресле вновь мысленно вернулся к тем далёким дням юности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ван-Дейк» наконец стал ловить как нужно, выйдя по производственным показателям на 15-20 тонн суточной заморозки. Ритмичную работу судна прерывали только частые шторма. Ну, тут уже моряки были не властны, тут была стихия. В конце рейса по подсчётам штурманов, за четыре месяца промысла в «неистовых пятидесятых» широтах по-настоящему спокойных было всего лишь шесть дней!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Промыслового планшета района острова Бошен на «Ван Дейке» не было. Поэтому штурмана сами на чистой карте-сетке масштаба 1: 500 000 тщательно и скрупулёзно наносили глубины по спутниковым координатам. Наносили и безопасные пути тралений, когда пелагический трал «подсаживали» на грунт. В последствие, как было известно Кондаурову, этот планшет продолжили вести штурмана сменившего их экипажа и в конечном итоге он был сдан в картографический отдел Тралфлота и размножен. Так что, в том рейсе они были, своего рода, первооткрывателями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Близость берега острова сказывалась самым неожиданным образом. Постоянными гостями рыбаков стали очаровательные создания – пингвины Адели. Названы так французским исследователем Дюрвилем в честь своей жены Адели ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Adélie"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти забавные существа, совершенно не боясь людей при подъёме трала забирались на него, и вместе с тралом «вкатывались» на промысловую палубу. Забавно, словно маленькие человечки, пингвины бегали по палубе, веселя моряков. Погостив на судне, беспрепятственно скатывались обратно в океан по слипу траулера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однажды, преследуемые, видимо, каким-то хищником, в панике Адельки прямо из воды выпрыгивали на скользкий слип судна. Они скользили по нему и вновь скатывались в океан, опять пытались запрыгнуть и опять неудачно. Слава богу, у моряков под рукой на палубе оказались остатки самодельного деревянного стола, сохранившегося со времени пересечения Экватора. Матросы быстро пристроили этот своеобразный настил на слип, и пингвины по нему быстро взобрались на судно. Они столпились на палубе возбуждённо галдя и благодарно, безбоязненно позволяли людям касаться и гладить их. Кто-то из моряков заметил в волнах мелькавшую спину какого-то морского животного, видимо, морского леопарда, охотника за пингвинами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-66.jpg", "filesize": 420402, "height": 1080, "pic_id": 822225, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/15/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-66.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все эти необычные встречи вносили разнообразие в жизнь моряков. Одно время, в гости к рыбакам «Ван Дейка» зачастили морские львы. Эти морские звери были уже не столь безобидны. Некоторые из них разрывали острыми зубами сетную часть выбираемого мешка с уловом и с удовольствием насыщались кальмарами, вытекавшими через образовавшуюся дырку. Много вытечь не успевало, но тралмейстерам приходилось потом зачинивать эти дыры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Старый моряк улыбнулся, припомнив один из курьёзов, случившихся в тот рейс на промысле кальмаров. На вечернем промсовете капитан грузинского траулера доложил начальнику промрайона, что при подъёме трала, моряки обнаружили неразорвавшуюся семиметровую торпеду – отголосок недавней Аргентино-английской войны за Фолкленды. Торпеда подошла к слипу в устье трала. При этом располагалась она поперёк слипа. Он запрашивал совета, что ему делать. После некоторого замешательства начальник района, человек с большим чувством юмора, посоветовал капитану попытаться поднять её и отвезти в Порт-Стэнли:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Может толкнёшь её англичанам, если повезёт… - дальше он неожиданно со злостью добавил – генацвале, ты что, в самом деле дурак? Какого совета ты от меня ждёшь? Сам не можешь сообразить, что тебе делать? Ну, тогда слушай…очень осторожно стравливаешь трал на ваерах так, чтобы отвести опасность от судна как можно дальше, …метров на триста…Аккуратно разворачиваешься, выходишь из группы на большие глубины, …двух километровые, …там режешь ваера и топишь торпеду… Это мой совет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- но это мой последний, единственный трал…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- ну, тогда поднимай её на борт, и дуй в Стэнли…если к этому времени вы ещё будете живы…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Грузин в конце концов так и поступил, как ему здраво посоветовали, отбуксировал опасную находку на большие глубины и затопил её, обрезав ваера. Координаты затопления передал во все необходимые адреса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце августа «Ван Дейк» закончил промысел кальмара и получил указание руководства Тралфлота следовать на север в спокойные тропические воды Атлантики для выгрузки на транспорт «Матиас Тезен». После выгрузки продолжить движение на Канарские острова в порт Лас-Пальмас для смены команды. Наконец-то тяжёлый промысел закончен. Впереди только радостная его часть – заход в инпорт, получение валюты и «отоварка» колониальными товарами в многочисленных магазинчиках Лас-Пальмаса. Далее, перелёт в Союз и встречи с родными людьми. Что и говорить, настроение у моряков было самым приподнятым."}], "attributes": []}], "selectedRange": [12584, 12585]}
Комментарии 0