01 дек 2023 · 10:56    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора, изготовленный с помощью Фотошопа", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-5.jpg", "filesize": 123565, "height": 537, "pic_id": 767510, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/01/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-5.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало 80-х…Совсем недавно, три года назад Игорь Кондауров закончил Мурманскую «Вышку» (высшее инженерное морское училище) и дослужился уже до 3 помощника капитана, т. е. повысился по службе, вырос из четвертых (во времена Советского Союза существовал институт четвертых помощников капитана). Карьера штурмана складывалась вполне удачно. Вот и сейчас он трудился третьим штурманом на БАТе-0062 «Алексей Генералов» Мурманского тралового флота (БАТ – большой автономный траулер). За плечами были уже три шестимесячных рейса в ЮВТО (Юго-восточная часть Тихого океана). Гоняли ставриду от 35 до 42 градусов южной широты, в открытой части океана за пределами Чилийской экономической зоны. Базировались на Перуанский порт Кальяо – город-спутник столицы Перу – Лимы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В том рейсе, начавшемся как всегда и не предвещавшим ничего необычного, всё проходило в устоявшемся порядке. Вышли из Кальяо с грузом продуктов, снабжения и почтой на другие суда большой группы промыслового флота Союза. Это было обычной, устоявшейся практикой, когда следующие из Кальяо на промысел суда, брали такой попутный груз, который с большим нетерпением ждали на промысле рыбаки Советского Союза (хорошее и великое было время, однако), особенно почту из далёкого дома. Позади шесть суток перехода по открытой части Океана, в обход 200-мильной экономической зоны пиночетовской, фашистской Чили. Прошли так называемые «Чилийские яйца» (очень меткое название, данное моряками этой части Чилийской зоны.) - если циркулем провести от островов Хуан Фернандес двести миль, то очертания и будут напоминать эти самые яйца. Добрались до района промысла в районе 42 градуса южной широты, раздали на траулеры привезённое снабжение и вполне успешно и привычно втянулись в промысел. Набрали полный груз и по указанию Берега (Управление Тралфлота) пошли к японскому транспорту на выгрузку курсом на Север, в сторону Экватора, т. е. в более спокойный по погоде район, подальше от «ревущих сороковых», как эти широты издавна называют моряки всего Мира. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С каждым днём и каждой милей, по мере продвижения на Север, погода становилась всё лучше, Океан всё спокойней. Моряки уже скинули тёплую спецуху и подставили яркому жаркому Солнцу свои белые лица и спины. Что не преминуло тот час сказаться на их здоровье. Уже через день после вхождения в солнечные широты к судовому врачу выстроилась очередь из перегревшихся, получивших солнечные ожоги моряков. Но и это не портило настроения команде. Переход в благоприятные широты воспринимался ими как неожиданный отпуск в чистом виде. Как награда за тяжёлые дни промысла в суровых погодных условиях…В самом деле, ни в какое сравнение не идут условия напряжённой работы на промысле, когда каждая вахта оценивается как бой, в буквальном смысле. Когда с мостика Кондауров уходил в мокрой от пота рубахе и не потому, что ему приходилось рубить дрова или таскать тяжёлые мешки, а от нервного и морального напряжения. На промысловой вахте приходилось следить, не только за горизонтом хода трала, своевременно маневрируя им. Опускать или подымать по показаниям быстрой и манёвренной ставриды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот сейчас… вот когда траулер прямо над ней и поисковый эхолот показывает глубину хода косяка, а вахтенный штурман выводит на этот горизонт пелагический трал…ну, ещё чуть-чуть…ну вот же, через мгновение он должен встретиться с косяком…ну же! Давай…ну…и мимо. Разочарование и недоумение. Там, где по всем расчётам должна быть ставрида, её и в помине нет. В одном случае быстрая и подвижная рыба сиганула метров на 70 – 100 глубже хода трала, а в другом, вообще в сторону, испугавшись импульсов поискового прибора траулера. Куда и как она сиганёт и в какой горизонт необходимо вывести трал, это вопрос опыта штурмана, который нарабатывается только практикой. Когда траление прошло успешно и на палубу поднят улов в 30 – 50 тонн (а то и больше), тогда моряки на палубе говорят: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Наловил трёшник (третий штурман) … или старпом наловил… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я вам скажу, джентльмены, что большей похвалы судоводителю и не услышать. Когда так говорят, то это вполне заслуженно. Ключевое слово здесь – «наловил». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После вахты, пообедав, и если не было подвахты на рыбофабрике, Игорь возвращался на мостик, наблюдая за действиями 2 помощника, т. е. перенимая опыт старшего товарища. Кстати, на поведение ставриды влияет и время суток, поэтому, по возможности, он появлялся и у старпома, чья вахта выпадает на вечер (с 16 до 20. 00 судового времени). А вообще, скажу я вам, промысел ставриды в открытом Океане это «отдельная песня». Это очень увлекательная и азартная работа, я бы сказал, даже не работа, а охота. Охота на рыбу. Траулер идёт средним ходом, обшаривая горизонт гидролокатором по направлению и глубине. Гидроакустик в наушниках сидит за прибором. Прислушивается…и вдруг внезапно отключает автоматический ход гидролокатора и вручную переводит вибратор прибора в определённое направление. Плавными, даже нежными и аккуратными движениями точечно уточняет направление на эхосигнал, который он услышал в стороне от курса судна. Отметки сигнала ещё не видно на экране дисплея или бумаге «Саргана» (модификация поискового прибора, сейчас уже устаревшего), а он его уже услышал (тонкий, музыкальный слух…мля). Ещё несколько минут, и отметка цели появилась на бумаге. Гидроакустик сообщает штурману её азимут. Вокруг поисковика столпились капитан, вахтенный штурман и тут же майор (старший мастер добычи – морской сленг) с кружкой чая или кофе, всегда готовый действовать и нестись на палубу по сигналу к постановке трала. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мгновение…штурман и капитан окидывают взглядом горизонт в направлении, куда указал акустик и если там всё чисто, т. е. никто не мешает (нет других судов) меняют курс траулера. Подчас, в плотной группе, можно наблюдать картину, когда на тот же косяк нацелился другой промысловик. И тут уже судоводителям необходимо оценить ситуацию – успеваем ли первыми поставить трал, или нет, опередим ли конкурента. Нет, …значит, бросаем этот косяк и ищем следующий. Если успеваем, сигнал «колокола громкого боя» …майор понёсся на палубу. На мачту вздымается флаг «Z» (ZULU) – «Я вымётываю сети, держитесь в стороне от меня» (по Международному своду сигналов), и на баке поднимаются конуса вершинами друг к другу – всё это знаки, говорящие другим судам, что БАТ-0062 «Алексей Генералов» начал постановку трала, и никто не должен ему мешать (есть такие правила совместного промысла судов, ПСПП-72 года). Очень многое зависит от слаженных, грамотных действий палубной команды. Ни одной заминки быть не должно…ни малейшей…Иначе проскочим, пропустим косяк и шансов вернуться на него очень мало, так как вокруг стая «голодных волков», других промысловиков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме определений «увлекательная» и «азартная», применительно к рыбалке, есть и сопутствующие – нервная и изматывающая. Потому что с судоводителей, кроме всего прочего, никто не снимал ответственности по безопасности мореплавания. Промысловые группы в ЮВТО, в которых довелось работать Игорю Кондаурову, были многочисленными и очень плотными, иной раз до пятидесяти, а то и до ста судов (со всех морских бассейнов Советского Союза плюс иногда и кубинские суда – ну эти вообще безбашенные ребята). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "БАТ (Большой автономный траулер) \"Алексей Генералов\" в Тихом океане (фото автора из личного архива)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Scan 12.jpg", "filesize": 101270, "height": 980, "pic_id": 767514, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/01/Scan_12.jpeg", "width": 1402}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работая в группе, траулер стремится занять наиболее выгодное положение. Впереди и чуть в стороне, в 3 – 4 кабельтовых идёт промысловик по отличным показаниям. Его приборы контроля фиксируют прекраснейшие заходы рыбы в трал, о чем вахтенный штурман с удовольствие рассказывает на УКВ канале своему другу, идущему рядом (судя по самодовольному голосу, он очень доволен. Видимо, что-то вкусненькое жуёт, гад такой, запивая чаем или кофе). А приятель его злится, нервничает. Уточняет у первого горизонт хода, раскрытие трала, потому что…у него ни хрена нет! Нет и всё тут. Почемммуу…мля…Как так? У него есть, а у меня нет? Ведь всё тоже самое? В результате, за три часа траления первый поднимает 60 тонн! А рядом идущий, тонн десять, или вообще ничего. Почему, мля? Вопрос…Кстати говоря, до сих пор для Кондаурова так и не выясненный, оставшийся большой загадкой. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7194, 7194]}
Комментарии 0