21 дек 2023 · 13:01    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение в Фотошопе. Изготовлено автором", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-57.jpg", "filesize": 410440, "height": 1080, "pic_id": 783236, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-57_RbcOSXE.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сентябре месяце промысловая обстановка на треске в Баренцевом море в Российской экономической зоне осложнилась и ухудшилась. Чуть получше условия были в Норвежской зоне, и большая часть флота переместилась туда. Кондауров откровенно не любил Норвежскую зону, более того он испытывал к работе в ней просто-таки отвращение. И по возможности, избегал НЭЗ (Норвежская экономическая зона). Игорь знал особенности проверок норвежскими инспекторами. Несколько раз ему приходилось там работать, начиная ещё с должности второго штурмана, затем старпомом и, наконец, капитаном. Во всех случаях проверки норвежцев носили пристрастный характер. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Корабль норвежской береговой охраны (фото из открытых источников)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "22766323.jpg", "filesize": 129008, "height": 640, "pic_id": 783244, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/22766323.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проверяя русские траулеры, норги придирчиво и скрупулёзно «шерстили» судно по всем статьям, начиная с бумаг, разрешений, промысловых и судовых журналов, тщательно сверяя записи, выискивая несовпадения и, не приведи Господь, исправления. Замеряли рулетками размеры трюмов, твиндеков, высчитывая потом емкость помещений, а затем и вес готовой продукции на борту. Делали всё это не торопясь, обстоятельно, привлекая для этих работ русских моряков, отвлекая, тем самым их от основной работы. Обязательно присутствовали на подъёмах тралов, проверяя размер ячеи мешков и размерный ряд выловленной рыбы. Во всех случаях эти инспекции занимали не менее 12 – 24 часов. Всё это нервировало, раздражало и капитана, и экипаж. Держало постоянно всех в напряжении, и, вполне естественно, вызывало идиосинкразию к работе в норвежской экономической зоне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, в этом и заключалась политика Норвегии в отношении российских траулеров – созданием тяжёлых, невыносимых условий, вызванных придирчивыми проверками с целью постепенного выдавливания их из НЭЗ. И надо сказать, определённых успехов в этом они достигли, и действия их приносили свои плоды. Ну, вот, хотя бы на примере Кондаурова. У него, во всяком случае, желания работать там, не было. Неоднократно разным норвежским инспекторам он задавал вопрос: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вы так принципиальны со всеми судами? Всех так придирчиво проверяете, неужели, даже своих? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, конечно, к своим даже более строгие требования. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как Кондауров убедился позже, через несколько лет, когда проходил стажировку капитаном на норвежском траулере «Мюррейфиск-2», все заверения норгов о «более строгой проверке своих», были чистой ложью. Он видел, как небрежно норвежские рыбаки вели документацию, как вносили исправления в промысловые журналы. Видел, как инспектора с корабля береговой охраны Норвегии (KYSTVAKT) поверхностно пробегали глазами «бумаги» траулера. И, проштамповав их, покидали борт через 15 – 20 минут. Вот и вся проверка «своих»! Это вызывало внутренний протест капитана. На всякий случай он поинтересовался у норвежского шкипера и об исправлениях в журналах и реакции на них инспекторов. Норг с искренним удивлением, в свою очередь, спросил Игоря: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- а разве у вас не так? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, так вот, по вышеперечисленным причинам Кондауров не повёл «Сегежу» в Норвежскую зону, а, скрепя сердце и нервы, направился с поиском на Восток Баренцева моря, как когда-то на «Косатке». Прошёл поиском по 70 параллели до острова Колгуев, обследовал все глубины, на которых могла быть пикша и треска, но промысловых скоплений рыбы так и не обнаружил. Не солоно хлебавши, после двух суток пролова повернули обратно на запад. Настроение у всех было под стать обстановке. На мостике царило угрюмое молчание. Благо хоть погода была спокойной, и позволяла траулеру развить полный одиннадцати узловой ход. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На обратном пути, на траверзе (по-простому – напротив) Горла Белого моря, коль они уже очутились в этих краях, решили обследовать квадраты Канинской банки и Мурманского мелководья. Просмотреть 80 и 100 метровые изобаты. Поискать камбалу. Это были самые камбалиные места. Поскольку показаний на рыбопоисковых приборах камбала не даёт, всё-таки плоская рыба и держится у самого дна, остаются только контрольные траления по определённым глубинам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-38.jpg", "filesize": 495966, "height": 1080, "pic_id": 783255, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-38.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С точки зрения аварийности орудий лова, это был очень опасный район. «Рваные квадраты» - такое название дал когда-то один из учителей и наставников Кондаурова. Задевистый, кочкообразный грунт с выходом, местами скальных пород и большими валунами на дне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но постановку трала начали не безрассудно. У Игоря были свои промысловые планшеты этого района. Кропотливо, из рейса в рейс, в течение многих лет, начиная ещё с тех времён, когда он был вторым штурманом, Кондауров собирал и тщательно наносил на промысловые планшеты аварийные места задевов трала, безопасные курсы прохождения отдельных участков, длину ваеров на тралении, скорость прохождения трассы с тралом, уловы в отдельные времена года. С каждым рейсом, оказавшись в этих местах, штурмана уточняли и корректировали капитанский планшет, поддерживали его в актуальном состоянии. За эти годы планшет стал в буквальном смысле бесценным, ну, по крайней мере, для капитана. Таких персональных планшетов различных трудных районов Баренцева моря у Кондаурова было с десяток штук. Он очень берёг и дорожил ими. Всегда по окончании рейсов забирал их домой. И вот сейчас, один из них, что называется, «выстрелил». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решили проверить восьмидесятиметровую глубину. Поставили трал по одной из нанесённых трасс. Место судна тщательно контролировалось по приёмоиндикатору GPS, это было очень важно, не отклониться от нанесённой на планшет трассы. Шаг вправо, шаг влево и налетишь на «мину», так на «Сегеже» называли места задевов трала. После таких «мин» трал поднимали в плачевном состоянии – сплошная рвань. Трассы, по которой прошли, хватило на два часа траления. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "use-troll-visual.png", "filesize": 326492, "height": 290, "pic_id": 783260, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/use-troll-visual.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поднимали трал с волнением. Скорее даже не от ожидаемого улова, а из опасения повреждений орудия лова. При подъёме старший мастер добычи тщательно осматривал оснастку трала, … каждую деталь, разве что не обнюхивал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наконец, из воды пошла сетная часть. Мешок как на треске или пикше при ловле камбалы не всплывает, - всё-таки тяжелая рыба. И эффект большого улова тоже отсутствует. Мешок с камбалой на палубе, - какая-то бесформенная куча, скорее даже, кучка плоской рыбы на палубе. Одним словом, на первый взгляд – жалкое зрелище. Делать нечего. Дело надо было довести до конца. Решили проверить другую глубину. Со следующим тралом прошли по 100 метровой изобате три часа. К подъёму этого трала на мостик поднялся технолог и доложил, что из предыдущего подъёма получилось две с половиной тонны готовой продукции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "kmbl.jpg", "filesize": 178708, "height": 1038, "pic_id": 783261, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/kmbl.jpeg", "width": 1818}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вот это да!... Не может быть! … А не первый взгляд, ерунда, а не улов – не мог скрыть своего удивления капитан. За два часа траления две с половиной тонны первоклассной камбалы. Это не просто хороший, а отличный результат! Настроение у всех на мосту сразу же поднялось. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Всё, ребята, остаёмся здесь. Трудимся в этом районе. – Принял решение Кондауров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За сутки «Сегежа» выдавала «на-гора» до 8 тонн готовой высококачественной продукции. И никакой-нибудь сорной рыбы, типа, камбалы-ерша, а благородной, настоящей Platessa – platessa. Ценность была ещё в том, что в то время (конец 90-х – начало 2000 годов) эта рыба была не квотируема, т. е. ловить её можно было сколь угодно много (пока ловится). И ещё, - камбала высоко ценилась в странах Европы и Скандинавии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Камбала (Platessa – platessa). Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1676958506_3-19.jpg", "filesize": 282060, "height": 800, "pic_id": 783264, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/1676958506_3-19_Cr0Q6lo.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продержались в этом районе достаточно долго, набрав порядка ста тонн экспортного груза. Первоначального недовольства и ворчания Офиса – куда ты попёрся? Какой там поиск, когда все ловят в норвежской зоне треску? Чем ты там вообще занимаешься? – как не бывало. Куда что девалось… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Давай, Василич, лови. Молодец. Так держать. – только малая часть эпитетов, которые Кондауров слышал с Берега при очередном сеансе связи. А как иначе? Ведь этим грузом камбалы Игорь принёс «Промыслам» незапланированную прибыль. Экономилась основная квота на треску и пикшу. С берега уже сообщили, что «Сегеже» запланирована перегрузка на транспорт. Груз пойдёт в Данию и Великобританию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ходили осторожно по тем трём трассам, что были проложены на капитанском планшете и даже проложили две новые. Палубная команда работала на пределе. Тралы приходили с теми или иными мелкими, но множественными повреждениями. Каждые три – четыре траления меняли оснастку. Прежняя приходила в негодность при работе на «тяжёлых грунтах». Каждое траление приходилось чинить сетную часть орудий лова. Словом, работы палубной команде хватало с избытком. Но ни одного трала не потеряли. Все эти дни, учитывая сложность района, Игорь практически жил на мостике, забываясь коротким сном под овчинным тулупом на диванчике, сооружённом боцманом тут же, на мосту. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чуть севернее, в 20 – 25 милях трудилось специализированное судно «Скалопер», промышлявшее морского гребешка. Так называемый Исландский морской гребешок (Chlamys islandica) добывался в Баренцевом море только в этом районе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Добыча исландского гребешка (Chlamys islandica) драгой. Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "erquy.jpg", "filesize": 56238, "height": 360, "pic_id": 783330, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/erquy.jpeg", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитаном на нём был однокашник Игоря по высшей мореходке. Они несколько раз общались на УКВ диапазоне по радиотелефону, когда условия связи позволяли делать это. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Добыча гребешка, это действительно особый вид промысла, ни на что не похожий. Ловят, точнее, промышляют, не тралом, а специальной металлической драгой, которую судно таскает за собой. Вот и всё, что было известно Кондаурову об этом виде промысла. Упоминая об этом, хотелось рассказать о взаимодействии моряков и дружеской помощи. О том, как два вида лова совершенно не связанные с собой, могут оказать влияние на один на другой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А дело было так. На промысле камбалы «Сегеже» пришлось менять квадрат, так как прежнее место траулер основательно «почистил», похоже, всё выгреб. «Клондайк», как называл эти места старпом, закончился. Меняя позицию, пробегали мимо «Скалопера». Желая получше его рассмотреть, капитан приказал пройти, как можно ближе к этому интересному судну. Прошли совсем близко от него, в 1, 5 – 2 кабельтовых. И случилось так, что как раз в это время с борта специального судна выбрасывали отходы производства – раскрытые раковины гребешка. Выкидывали не по одной штуке, а разом вывалили не меньше двух тонн. Эхолот «Сегежи» зафиксировал этот момент, проходя по корме «Скалопера». На экране поискового прибора была чётко видна куча отходов, ярко красного, даже бордового цвета, что свидетельствовало о её большой плотности. Куча ещё не успела опуститься на грунт, как вдруг, откуда не возьмись «нарисовались» показания рыбы, которая явно ожидала этот сброс раковин. Скорее всего, это была треска или пикша решил Кондауров. Другой здесь просто быть не могло. Показания рыбы по плотности были сопоставимы с бордовой записью «кучи» отходов. Экран поисковика в буквальном смысле «разрывался» от бордового цвета рыбы, настолько были плотны её показания. Среагировали моментально. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Так, ребята, к бою! Штурман, сигнал к постановке трала! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орудия лова всегда были в боевой готовности. Палубной команде надо было только отстегнуть фальшподбору – специальное приспособление в виде троса с грузами, цепляющееся чуть впереди основной нижней подборы трала, и предназначено для вспугивания и поднятия зарывающейся в грунт камбалы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отскочив чуть подальше, развернулись и прицельно прошлись с тралом по этим показаниям. Их хватило на 20 минут траления. Дальше ничего не было. Абсолютно «голый» грунт. Чтобы лишний раз не рисковать дорогостоящим тралом, решили поднять и посмотреть, что получилось. А получилось очень даже не плохо. За двадцать минут траления наловили 15 тонн первоклассной крупной трески! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот ведь что интересно. После этого случая «Сегежа» тщательно обшарила окрестности вокруг гребешколова, но никаких показаний рыбы вообще не обнаружила. Откуда она взялась так внезапно и в таком количестве? Непонятно. Ранее с таким явлением рыбаки не сталкивались. Договорившись с другом, капитаном «Скалопера» и согласовав свои действия на будущее, - попросили информировать их, примерно за час до выброса отходов обработки гребешка. И «Сегежа» выбрала место траления камбалы неподалеку от гребешколова, примерно в часе пробежки до него. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие же успешные прицельные траления у рыбаков «Сегежи» получались ещё трижды. И каждый раз уловы трески были просто феноменальными, по 15 – 20 тонн за двадцать минут траления. Как и откуда треска «узнавала» о времени сброса отходов со «Скалопера» осталось большой загадкой для моряков. С таким феноменом ни до, ни после, Кондаурову сталкиваться не приходилось. Вот ведь…надо же! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К сожалению, такое пиршество для «Сегежи» длилось недолго. «Скалопер» получил указание своего руководства сняться с промысла и следовать в Киркенес на выгрузку. Но, до этого моряки обменялись добычей! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Chlamys islandica. Фото из открытых источников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "KMO_154640_00011_1_t222_163745.jpg", "filesize": 89997, "height": 544, "pic_id": 783331, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/KMO_154640_00011_1_t222_163745.jpeg", "width": 818}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Скалопер» обменял несколько ящиков вкуснейшего, калорийного гребешка на пол тонны свежей трески. В жареном виде, со специями и луком гребешок ушёл, что называется, «влёт». Долго ещё команда траулера вспоминала жареный деликатес!!! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [12663, 12663]}
Комментарии 4