22 фев 2024 · 08:59    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-453 — копия.jpg", "filesize": 597712, "height": 1688, "pic_id": 826942, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-453__%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpeg", "width": 2607}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Клипер – по определению быстрый корабль. Само слово происходит от английского глагола «стричь» («to clip»). Что стригли клиперы? Волны, по которым буквально летели, потому что делали эти корабли лёгкими, узкими и длинными, с большой парусной оснасткой. Чтобы стремительный клипер не перевернулся под напором ветра, ему увеличивали осадку и делали большой киль. Состригаемые же волны то и дело прокатывались по палубе. Поэтому клиперы называли ещё судами с вечно мокрой палубой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-454.jpg", "filesize": 649811, "height": 1688, "pic_id": 826943, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-454.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-455.jpg", "filesize": 708028, "height": 1688, "pic_id": 826944, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-455.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ни один корабль не мог угнаться за быстрым клипером. Поэтому в военном флоте им поручали особые задания. Юркий клипер мог проскочить сквозь порядок эскадры противника, прорваться в заблокированный порт, доставить донесение. На гражданской службе клиперы также состояли: перевозили почту или срочные грузы, то есть работали пакетботами. А также – что было, то было – везли контрабанду и рабов из Африки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К началу 19-го века самым срочным грузом в Европе стал чай из Китая или Индии. Чайной столицей Европы был Лондон, а вывозили чайный лист из Шанхая. Путь вокруг Африки составлял 16 тысяч миль. За время длительного рейса в трюме обычного парусника чай отсыревал, плесневел и терял своё главное достоинство, нежный аромат."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело спасали чайные клиперы. Они проходили от Гонконга до Лондона всего за 80 дней. В 1850-х годах на верфях в шотландском городе Абердине были построены несколько клиперов, предназначенных в первую очередь, для перевозки чая с Дальнего Востока."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-456.jpg", "filesize": 1495406, "height": 1688, "pic_id": 826946, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-456.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-459.jpg", "filesize": 486432, "height": 1688, "pic_id": 826945, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-459.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это были узкие корабли с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов. Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. При постройке клипера применялась формула: длина в шесть раз больше ширины корпуса. Этот принцип построения корпуса получил наименование «бегущая длина». Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Максимальная скорость клиперов превышала 16 узлов (около 30 км/час), а скорость в 14 узлов (26 км/час) они могли поддерживать в течение длительного времени. Иными словами, клиперы были значительно быстрее любого парохода своего времени, особенно грузового. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "История «Catty Sark» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чайный клипер «Catty Sark» построили в 1869-м году тоже в Шотландии, на верфях Дамбартона. Владельцем клипера стала компания «John Willis & Son», которую возглавлял Джон Уиллис-сын (John Willis) по прозвищу «Белая шляпа» за привычку носить белый цилиндр. Компания Уиллиса владела судном до 1895 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конструкция нового клипера и его мореходные качества были превосходными. Одно обусловливало другое. Чугунный шпангоут придавал кораблю высокую жёсткость, а обшивка из тика и вяза, которые не гниют в морской воде создавала особую атмосферу в трюме, способствующую перевозке чая. Тогда считалось, что перевозка чая в металлическом трюме портит его вкус. Ниже ватерлинии корпус был обшит листами из "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://eponym.ru/Object/1271"}, "string": "мунц-металла"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", латуни особого состава, которая предохраняла днище корабля от зарастания ракушками. Так что скорость «Catty Sark» была неизменно высокой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-457.jpg", "filesize": 757186, "height": 1688, "pic_id": 826947, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-457.jpeg", "width": 2607}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-395.jpg", "filesize": 421655, "height": 1688, "pic_id": 826950, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-395.jpeg", "width": 2607}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитанами клиперов становились лихие ребята, чувствовавшие свой корабль, как собственное тело. Для достижения рекордной скорости капитаны клиперов постоянно рисковали. Например, они обгоняли шторм и шли впереди него, ловя в паруса штормовой ветер и преодолевая при этом высокую, но всё же не штормовую волну. Обычно на парусниках паруса убирали или уменьшали парусность заранее, но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "капитаны"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "клиперов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в погоне за скоростью "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "держали"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " все паруса даже в шторм и когда становилось ясно что мачты вот-вот снесёт и убирать паруса уже нет времени "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "капитаны"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " стреляли в паруса чтобы их разорвало и уменьшилась нагрузка на мачты. Все, кто были в это время на палубе привязывались к штурвалу или к мачтам, чтобы не снесло в море, если всё же сзади налетит штормовая волна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль сделали в Шотландии, и имя ему Джон Уиллис придумал тоже шотландское. Если переводить с шотландского напрямую, «Cutty Sark» означает «Короткая рубашка». Такую рубашку, согласно легенде, полюбила одна не совсем ещё старая ведьма по имени Нэнни и отправилась в ней на шабаш, где отплясывала в виде абсолютно неприличном, но весьма соблазнительном. И надо же беде случиться, на шабаш по пьяной лавочке занесло некоего Тэма О'Шентера. Как назло, та самая беспутная ведьма, отплясывавшая в короткой рубашке, которая, конечно же, ничего не скрывала, оказалась односельчанкой глупого пьяницы. Услышав восторженные крики и присвисты Тэма, ведьма погналась за ним и, наверняка бы уничтожила мужчинку. Жизнь Тэму спасла верная кобыла, которая смогла унести хозяина от страшной дамы. Вот только хвост несчастной кобылы остался в руках ведьмы Нэнни. Подробности этой жуткой истории описал в поэме «Тэм О'Шентер» шотландский поэт Роберт Бёрнс, а перевёл эту поэму на русский язык Самуил Маршак. Найти этот текст в Интернете и насладиться им не сложно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-367.jpg", "filesize": 451833, "height": 1688, "pic_id": 826948, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-367.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-458.jpg", "filesize": 736051, "height": 1688, "pic_id": 826949, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/22/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-458.jpeg", "width": 2607}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как корабль назовёте, так он вам и поплывёт! Уиллис хотел, чтобы корабль дико скакал по волнам, а потому был не против подпустить в название нового судна немного чертовщинки. Но назвать свой корабль попросту «Ведьма» он не осмелился. Моряки - народ суеверный. На корабль, который так называется, они служить не пойдут. Так что название «Короткая рубашка», «Catty Sark», оказалось очень кстати. С одной стороны, смелая дерзость, с другой стороны – стыдливая замена дьявольского названия. Нос парусных судов было принято украшать деревянными фигурами. Поэтому на носу корабля, под бушпритом, примостилась фирменная деревянная фигура, ведьма в короткой ночнушке, держащая в руке оторванный лошадиный хвост."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К сожалению, в девятнадцатом веке ещё не было возможности снимать яркие моменты жизни и выкладывать видео в Интернет, так что мы можем только догадываться, как великолепно выглядел несущийся под всеми парусами клипер. Очевидцы говорят, что корабль был похож на огромное белое облако, разрезающее морские воды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://proboating.ru/articles/design/"}, "string": "Дизайн"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и количество парусов потрясают воображение! Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный ещё называли «небоскрёбом»). Но ещё были дополнительные боковые паруса – добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебёдками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, лёгкие и достаточно прочные суда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Чайные регаты девятнадцатого века"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разумеется, это не были "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://proboating.ru/articles/tag/regatyi/"}, "string": "регаты"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в современном понимании. Вернее, можно сказать, что "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://proboating.ru/articles/tag/chajnyie-gonki/"}, "string": "чайные гонки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", ставшие популярными в середине 19 века, можно сравнить с современными безостановочными регатами. Длились эти соревнования в среднем сто дней, и все это время команда (с редкими перерывами на сон и еду) гнала клипер к порту назначения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гончие псы океана» (The Hounds of the ocean) - так моряки прозвали английские клиперы, «летающие» за чаем и обратно. Когда приходила пора собирать урожай чая, клиперы выстраивались в дельте рек и ожидали баржи с ценным грузом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Команда перегружала товар в трюмы и как можно быстрее устремлялась в порт приписки. Клиперы соревновались друг с другом в скорости, ведь в конце пути победителя ждал солидный денежный приз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Маршрут чайной гонки включал переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании. За время, проведённое в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитаны и команда чайного клипера были уважаемыми людьми, по популярности сравнимыми с современными футбольными командами. Но вся их слава и надежда на премию меркли, когда на горизонте появлялась «царица морей» – легендарный клипер "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://proboating.ru/articles/design/kliper-cutty-sark/"}, "string": "«Катти Сарк» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Названный в честь ведьмы в «короткой рубашке» парусник построили, чтобы отнять лавры у клипера «Фермопилы». Трёхмачтовый корабль имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор опирался на следующие источники информации:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://proboating.ru/articles/design/tea-clippers/"}, "string": "http: //proboating. ru/articles/design/tea-clippers/"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://eponym.ru/Article/1290"}, "string": "https: //eponym. ru/Article/1290"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "P. S."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Больше материалов смотри на моём канале «ОКЕАН, СТИХИЯ, МЕЧТЫ, ПАРУСА» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в VK "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.com/club223593857"}, "string": "(https: //vk. com/club223593857"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")"}], "attributes": ["heading1"]}], "selectedRange": [8483, 8483]}
Комментарии 0