3
Из истории чайных клиперов | Паблико

Из истории чайных клиперов


22 фев 2024 · 08:59    



Постер автора


Клипер – по определению быстрый корабль. Само слово происходит от английского глагола «стричь» («to clip»). Что стригли клиперы? Волны, по которым буквально летели, потому что делали эти корабли лёгкими, узкими и длинными, с большой парусной оснасткой. Чтобы стремительный клипер не перевернулся под напором ветра, ему увеличивали осадку и делали большой киль. Состригаемые же волны то и дело прокатывались по палубе. Поэтому клиперы называли ещё судами с вечно мокрой палубой. 

Ни один корабль не мог угнаться за быстрым клипером. Поэтому в военном флоте им поручали особые задания. Юркий клипер мог проскочить сквозь порядок эскадры противника, прорваться в заблокированный порт, доставить донесение. На гражданской службе клиперы также состояли: перевозили почту или срочные грузы, то есть работали пакетботами. А также – что было, то было – везли контрабанду и рабов из Африки.

К началу 19-го века самым срочным грузом в Европе стал чай из Китая или Индии. Чайной столицей Европы был Лондон, а вывозили чайный лист из Шанхая. Путь вокруг Африки составлял 16 тысяч миль. За время длительного рейса в трюме обычного парусника чай отсыревал, плесневел и терял своё главное достоинство, нежный аромат.

Дело спасали чайные клиперы. Они проходили от Гонконга до Лондона всего за 80 дней. В 1850-х годах на верфях в шотландском городе Абердине были построены несколько клиперов, предназначенных в первую очередь, для перевозки чая с Дальнего Востока.

Это были узкие корабли с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов. Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. При постройке клипера применялась формула: длина в шесть раз больше ширины корпуса. Этот принцип построения корпуса получил наименование «бегущая длина». Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами. 

Максимальная скорость клиперов превышала 16 узлов (около 30 км/час), а скорость в 14 узлов (26 км/час) они могли поддерживать в течение длительного времени. Иными словами, клиперы были значительно быстрее любого парохода своего времени, особенно грузового. 

История «Catty Sark» 

Чайный клипер «Catty Sark» построили в 1869-м году тоже в Шотландии, на верфях Дамбартона. Владельцем клипера стала компания «John Willis & Son», которую возглавлял Джон Уиллис-сын (John Willis) по прозвищу «Белая шляпа» за привычку носить белый цилиндр. Компания Уиллиса владела судном до 1895 года. 

Конструкция нового клипера и его мореходные качества были превосходными. Одно обусловливало другое. Чугунный шпангоут придавал кораблю высокую жёсткость, а обшивка из тика и вяза, которые не гниют в морской воде создавала особую атмосферу в трюме, способствующую перевозке чая. Тогда считалось, что перевозка чая в металлическом трюме портит его вкус. Ниже ватерлинии корпус был обшит листами из мунц-металла, латуни особого состава, которая предохраняла днище корабля от зарастания ракушками. Так что скорость «Catty Sark» была неизменно высокой.



Постер автора




Постер автора


Капитанами клиперов становились лихие ребята, чувствовавшие свой корабль, как собственное тело. Для достижения рекордной скорости капитаны клиперов постоянно рисковали. Например, они обгоняли шторм и шли впереди него, ловя в паруса штормовой ветер и преодолевая при этом высокую, но всё же не штормовую волну. Обычно на парусниках паруса убирали или уменьшали парусность заранее, но капитаны клиперов в погоне за скоростью держали все паруса даже в шторм и когда становилось ясно что мачты вот-вот снесёт и убирать паруса уже нет времени капитаны стреляли в паруса чтобы их разорвало и уменьшилась нагрузка на мачты. Все, кто были в это время на палубе привязывались к штурвалу или к мачтам, чтобы не снесло в море, если всё же сзади налетит штормовая волна.

Корабль сделали в Шотландии, и имя ему Джон Уиллис придумал тоже шотландское. Если переводить с шотландского напрямую, «Cutty Sark» означает «Короткая рубашка». Такую рубашку, согласно легенде, полюбила одна не совсем ещё старая ведьма по имени Нэнни и отправилась в ней на шабаш, где отплясывала в виде абсолютно неприличном, но весьма соблазнительном. И надо же беде случиться, на шабаш по пьяной лавочке занесло некоего Тэма О'Шентера. Как назло, та самая беспутная ведьма, отплясывавшая в короткой рубашке, которая, конечно же, ничего не скрывала, оказалась односельчанкой глупого пьяницы. Услышав восторженные крики и присвисты Тэма, ведьма погналась за ним и, наверняка бы уничтожила мужчинку. Жизнь Тэму спасла верная кобыла, которая смогла унести хозяина от страшной дамы. Вот только хвост несчастной кобылы остался в руках ведьмы Нэнни. Подробности этой жуткой истории описал в поэме «Тэм О'Шентер» шотландский поэт Роберт Бёрнс, а перевёл эту поэму на русский язык Самуил Маршак. Найти этот текст в Интернете и насладиться им не сложно.

Как корабль назовёте, так он вам и поплывёт! Уиллис хотел, чтобы корабль дико скакал по волнам, а потому был не против подпустить в название нового судна немного чертовщинки. Но назвать свой корабль попросту «Ведьма» он не осмелился. Моряки - народ суеверный. На корабль, который так называется, они служить не пойдут. Так что название «Короткая рубашка», «Catty Sark», оказалось очень кстати. С одной стороны, смелая дерзость, с другой стороны – стыдливая замена дьявольского названия. Нос парусных судов было принято украшать деревянными фигурами. Поэтому на носу корабля, под бушпритом, примостилась фирменная деревянная фигура, ведьма в короткой ночнушке, держащая в руке оторванный лошадиный хвост.

К сожалению, в девятнадцатом веке ещё не было возможности снимать яркие моменты жизни и выкладывать видео в Интернет, так что мы можем только догадываться, как великолепно выглядел несущийся под всеми парусами клипер. Очевидцы говорят, что корабль был похож на огромное белое облако, разрезающее морские воды.

Дизайн и количество парусов потрясают воображение! Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный ещё называли «небоскрёбом»). Но ещё были дополнительные боковые паруса – добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре.

Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебёдками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, лёгкие и достаточно прочные суда.

Чайные регаты девятнадцатого века

Разумеется, это не были регаты в современном понимании. Вернее, можно сказать, что чайные гонки, ставшие популярными в середине 19 века, можно сравнить с современными безостановочными регатами. Длились эти соревнования в среднем сто дней, и все это время команда (с редкими перерывами на сон и еду) гнала клипер к порту назначения.

«Гончие псы океана» (The Hounds of the ocean) - так моряки прозвали английские клиперы, «летающие» за чаем и обратно. Когда приходила пора собирать урожай чая, клиперы выстраивались в дельте рек и ожидали баржи с ценным грузом.

Команда перегружала товар в трюмы и как можно быстрее устремлялась в порт приписки. Клиперы соревновались друг с другом в скорости, ведь в конце пути победителя ждал солидный денежный приз.

Маршрут чайной гонки включал переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании. За время, проведённое в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам.

Капитаны и команда чайного клипера были уважаемыми людьми, по популярности сравнимыми с современными футбольными командами. Но вся их слава и надежда на премию меркли, когда на горизонте появлялась «царица морей» – легендарный клипер «Катти Сарк» .

Названный в честь ведьмы в «короткой рубашке» парусник построили, чтобы отнять лавры у клипера «Фермопилы». Трёхмачтовый корабль имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней.

К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако».

Автор опирался на следующие источники информации:

http: //proboating. ru/articles/design/tea-clippers/

https: //eponym. ru/Article/1290

P. S.

Больше материалов смотри на моём канале «ОКЕАН, СТИХИЯ, МЕЧТЫ, ПАРУСА»  в VK (https: //vk. com/club223593857)



Постер автора


Клипер – по определению быстрый корабль. Само слово происходит от английского глагола «стричь» («to clip»). Что стригли клиперы? Волны, по которым буквально летели, потому что делали эти корабли лёгкими, узкими и длинными, с большой парусной оснасткой. Чтобы стремительный клипер не перевернулся под напором ветра, ему увеличивали осадку и делали большой киль. Состригаемые же волны то и дело прокатывались по палубе. Поэтому клиперы называли ещё судами с вечно мокрой палубой. 

Ни один корабль не мог угнаться за быстрым клипером. Поэтому в военном флоте им поручали особые задания. Юркий клипер мог проскочить сквозь порядок эскадры противника, прорваться в заблокированный порт, доставить донесение. На гражданской службе клиперы также состояли: перевозили почту или срочные грузы, то есть работали пакетботами. А также – что было, то было – везли контрабанду и рабов из Африки.

К началу 19-го века самым срочным грузом в Европе стал чай из Китая или Индии. Чайной столицей Европы был Лондон, а вывозили чайный лист из Шанхая. Путь вокруг Африки составлял 16 тысяч миль. За время длительного рейса в трюме обычного парусника чай отсыревал, плесневел и терял своё главное достоинство, нежный аромат.

Дело спасали чайные клиперы. Они проходили от Гонконга до Лондона всего за 80 дней. В 1850-х годах на верфях в шотландском городе Абердине были построены несколько клиперов, предназначенных в первую очередь, для перевозки чая с Дальнего Востока.

Это были узкие корабли с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов. Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. При постройке клипера применялась формула: длина в шесть раз больше ширины корпуса. Этот принцип построения корпуса получил наименование «бегущая длина». Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами. 

Максимальная скорость клиперов превышала 16 узлов (около 30 км/час), а скорость в 14 узлов (26 км/час) они могли поддерживать в течение длительного времени. Иными словами, клиперы были значительно быстрее любого парохода своего времени, особенно грузового. 

История «Catty Sark» 

Чайный клипер «Catty Sark» построили в 1869-м году тоже в Шотландии, на верфях Дамбартона. Владельцем клипера стала компания «John Willis & Son», которую возглавлял Джон Уиллис-сын (John Willis) по прозвищу «Белая шляпа» за привычку носить белый цилиндр. Компания Уиллиса владела судном до 1895 года. 

Конструкция нового клипера и его мореходные качества были превосходными. Одно обусловливало другое. Чугунный шпангоут придавал кораблю высокую жёсткость, а обшивка из тика и вяза, которые не гниют в морской воде создавала особую атмосферу в трюме, способствующую перевозке чая. Тогда считалось, что перевозка чая в металлическом трюме портит его вкус. Ниже ватерлинии корпус был обшит листами из мунц-металла, латуни особого состава, которая предохраняла днище корабля от зарастания ракушками. Так что скорость «Catty Sark» была неизменно высокой.



Постер автора




Постер автора


Капитанами клиперов становились лихие ребята, чувствовавшие свой корабль, как собственное тело. Для достижения рекордной скорости капитаны клиперов постоянно рисковали. Например, они обгоняли шторм и шли впереди него, ловя в паруса штормовой ветер и преодолевая при этом высокую, но всё же не штормовую волну. Обычно на парусниках паруса убирали или уменьшали парусность заранее, но капитаны клиперов в погоне за скоростью держали все паруса даже в шторм и когда становилось ясно что мачты вот-вот снесёт и убирать паруса уже нет времени капитаны стреляли в паруса чтобы их разорвало и уменьшилась нагрузка на мачты. Все, кто были в это время на палубе привязывались к штурвалу или к мачтам, чтобы не снесло в море, если всё же сзади налетит штормовая волна.

Корабль сделали в Шотландии, и имя ему Джон Уиллис придумал тоже шотландское. Если переводить с шотландского напрямую, «Cutty Sark» означает «Короткая рубашка». Такую рубашку, согласно легенде, полюбила одна не совсем ещё старая ведьма по имени Нэнни и отправилась в ней на шабаш, где отплясывала в виде абсолютно неприличном, но весьма соблазнительном. И надо же беде случиться, на шабаш по пьяной лавочке занесло некоего Тэма О'Шентера. Как назло, та самая беспутная ведьма, отплясывавшая в короткой рубашке, которая, конечно же, ничего не скрывала, оказалась односельчанкой глупого пьяницы. Услышав восторженные крики и присвисты Тэма, ведьма погналась за ним и, наверняка бы уничтожила мужчинку. Жизнь Тэму спасла верная кобыла, которая смогла унести хозяина от страшной дамы. Вот только хвост несчастной кобылы остался в руках ведьмы Нэнни. Подробности этой жуткой истории описал в поэме «Тэм О'Шентер» шотландский поэт Роберт Бёрнс, а перевёл эту поэму на русский язык Самуил Маршак. Найти этот текст в Интернете и насладиться им не сложно.

Как корабль назовёте, так он вам и поплывёт! Уиллис хотел, чтобы корабль дико скакал по волнам, а потому был не против подпустить в название нового судна немного чертовщинки. Но назвать свой корабль попросту «Ведьма» он не осмелился. Моряки - народ суеверный. На корабль, который так называется, они служить не пойдут. Так что название «Короткая рубашка», «Catty Sark», оказалось очень кстати. С одной стороны, смелая дерзость, с другой стороны – стыдливая замена дьявольского названия. Нос парусных судов было принято украшать деревянными фигурами. Поэтому на носу корабля, под бушпритом, примостилась фирменная деревянная фигура, ведьма в короткой ночнушке, держащая в руке оторванный лошадиный хвост.

К сожалению, в девятнадцатом веке ещё не было возможности снимать яркие моменты жизни и выкладывать видео в Интернет, так что мы можем только догадываться, как великолепно выглядел несущийся под всеми парусами клипер. Очевидцы говорят, что корабль был похож на огромное белое облако, разрезающее морские воды.

Дизайн и количество парусов потрясают воображение! Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный ещё называли «небоскрёбом»). Но ещё были дополнительные боковые паруса – добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре.

Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебёдками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, лёгкие и достаточно прочные суда.

Чайные регаты девятнадцатого века

Разумеется, это не были регаты в современном понимании. Вернее, можно сказать, что чайные гонки, ставшие популярными в середине 19 века, можно сравнить с современными безостановочными регатами. Длились эти соревнования в среднем сто дней, и все это время команда (с редкими перерывами на сон и еду) гнала клипер к порту назначения.

«Гончие псы океана» (The Hounds of the ocean) - так моряки прозвали английские клиперы, «летающие» за чаем и обратно. Когда приходила пора собирать урожай чая, клиперы выстраивались в дельте рек и ожидали баржи с ценным грузом.

Команда перегружала товар в трюмы и как можно быстрее устремлялась в порт приписки. Клиперы соревновались друг с другом в скорости, ведь в конце пути победителя ждал солидный денежный приз.

Маршрут чайной гонки включал переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании. За время, проведённое в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам.

Капитаны и команда чайного клипера были уважаемыми людьми, по популярности сравнимыми с современными футбольными командами. Но вся их слава и надежда на премию меркли, когда на горизонте появлялась «царица морей» – легендарный клипер «Катти Сарк» .

Названный в честь ведьмы в «короткой рубашке» парусник построили, чтобы отнять лавры у клипера «Фермопилы». Трёхмачтовый корабль имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней.

К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако».

Автор опирался на следующие источники информации:

http: //proboating. ru/articles/design/tea-clippers/

https: //eponym. ru/Article/1290

P. S.

Больше материалов смотри на моём канале «ОКЕАН, СТИХИЯ, МЕЧТЫ, ПАРУСА»  в VK (https: //vk. com/club223593857)

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ