09 дек 2022 · 09:24    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что изучает современная психология? Вместе с этим вопросом сразу стоит отметить следующий ключевой момент. Учёные считают психологию особой наукой, но которая пока ещё не развита в должной степени. С чем это связано?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2004700, "height": 669, "pic_id": 301123, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/09/image_qi6zFIy.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На самом деле, всё «вращается» вокруг предмета изучения науки психологии. Конечно, психология – это о "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "человеке"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Однако научная познавательная деятельность не проникает объективно в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психику человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И вот тут как раз возникают всякие, так сказать, недоразумения. В связи с чем, сложилась такая ситуация, что настоящая наука как бы обходит стороной внутренний мир человека, делая ставку на исследование "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "проявления психики"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть во многом изучает – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "поведение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, в целом, психологией декларируется часто, что она изучает именно психику. Но разве объективные методы науки позволяют это делать непосредственно? В частности, можно ли наблюдать психику? Поэтому говорят о многообразных "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "проявлениях психики"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А психика проявляет себя в поведении. Между тем, существуют "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методы самонаблюдения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но это несколько другая тема. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 481344, "height": 681, "pic_id": 301125, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/09/image_nSzIHE3.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если провести корреляцию с историей психологии, которая изучает, по большому счёту, «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "историю идей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "», то наряду с этим мы затрагиваем информационную подоплёку психологической науки. Психология развивается на фундаменте информационной теории, когда акцентируется внимание на сознании. Здесь же включается общественное начало, когда речь заходит о культуре или общественном сознании. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Так, давайте немного рассмотрим вехи истории, в рамках которых происходило становление науки психологии. Какие особенности данного процесса допустимо отследить?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, как говорится, «погнали». В науке принято выделять так называемый, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "донаучный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " период развития "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", затрагивающий временной интервал – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "VII – VI"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " вв. до н. э. Это вплоть до начала рассвета "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "античности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мы уже свыклись с такой периодизацией развития, как общества, так и науки. Ладно, предполагаемый период донаучного развития "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " объединяет исторические этапы развития науки, такие как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "протонаука"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "преднаука"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В чём тут суть? Преднаука, по заверениям историков, носила характер больше "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "религиозно-духовного изыскания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а передовые умы людей того времени владели, так называемым "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "оккультным"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знанием"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А в народе была широко распространена вера в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "душу"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, с духовного начала "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и начинается. И психология – «наука о душе». Конечно, никаких методов исследования "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "души"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " тогда не существовало. Даже намёков на систематизацию знаний не было. Тем не менее, люди довольствовались личным опытом, возникающим, например, при наблюдении за собой и другими членами общества. И этап "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "преднауки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " считается этапом в истории, когда человек обратил свой познавательный взор к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "природе"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "самого себя"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Зарождение психологии? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1342145, "height": 650, "pic_id": 301128, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/09/image_Po6YClG.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый, уже во многом "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "научный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " этап развития "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " связан с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "античностью"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "философскими"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " измышлениями, и он продолжался вплоть до начала "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "XIX"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " века. Психология длительное время существовала в слиянии с философией! Хотя на одном из витков развития античной науки (конец IV в. – II – I вв. до н. э.) "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "синтез науки и философии распался"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и произошла дифференциация научного знания по "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "дисциплинам"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Тогда появились и первые "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "гуманитарные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " науки, например, выделилась наука о языке. С чем это связано? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Со своей стороны, мы предполагаем, что все изменения предопределило развитие общественного сознания. И фактора ментальности в нём. Человек становился всё более объективным. Получило свой импульс развития естествознание. Чем же отличалась "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "античная психология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в период от VII в. до н. э. – до III в н. э.? Тем, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "душа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " принималась за "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "первооснову тела"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Тело считалось "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "инертным механизмом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но активизирующим принципом являлась "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "душа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И уже душа определяла "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "поведение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " человека. Что-то в этом есть, на наш взгляд. Здесь же предпринимались действия по изучению процесса познания. В конце концов, античный уклад в исторической перспективе сменился правилами "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Средневековья"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (IV – XV вв. н. э.). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как повлияли эти правила на психологию? Если кратко, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "душа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " всецело стала предметом внимания богословия. Научное познание фактора души практически прекратилось. Возобладала эмоциональность в общественном сознании? Однако по отношению к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " развивается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "интроспективный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " подход к проблеме. Уже с приходом эпохи Возрождения и Нового времени ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "XV – XVII вв."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") наука опять «отыграла своё право» на объективный взгляд. Наметился уход от "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "оккультизма"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и сакральных знаний. Но религиозное влияние оставалось. В этих условиях психология преобразовалась в науку о "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознании"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". «Борьба мировоззрений» делала своё дело. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Учёные Нового времени не теряли зря времени, они пытались объяснить эмоции, была выдвинута теория рефлексов. В области психологии исследовались "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "бессознательные уровни психики"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Всё это мы рассматриваем как шаги отказа от "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "внутреннего определяющего стержня"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и разворот в сторону объективных, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ощутимых явлений"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". На первый план начинает выходить изучение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "поведенческих реакций"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Где-то до середины "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "XIX"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "века"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "психология приобретает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "экспериментальный характер"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Замечательно, как раз опыты да эксперименты являются одним из признаков науки. Скорее всего, именно это обстоятельство позволило "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " выделиться в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "самостоятельную науку"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Тогда же психология отмежевалась от философии (только в XIX веке). Наконец, психология отделила свой предмет изучения от предмета философии. А ведь различные научные дисциплины «расстались» с философией гораздо раньше. Почему же всё так? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заметим, сегодня философия гносеологически в свою научную сферу включает вопросы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Но как же тесно связно познание с сознанием. Не правда ли? Может быть, как раз данное обстоятельство и не давало психологии «пуститься в свободное плавание»? Но правильно ли психология определилась со своим предметом изучения? С позиции объективности, когда доминируют естественнонаучные методы, исследовать поведение оправдано. Но психология должна смотреть внутрь человеческой природы. Это иной метод и иной предмет. Неужели снова «душа»? "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2712, 2712]}
Комментарии 0