04 сен 2023 · 08:02    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Дорогой заинтересованный искатель света, для начала, что такое познание? Но к чему задаётся такой вопрос, ведь сегодня у нас есть теория познания и она всё как бы объясняет. На самом деле всё гораздо сложнее обстоит дело. Мы поднимаем один вопрос, а возникают сразу несколько других вопросов, некоторые из них приведём для примера. Зачем познавать? Познаваем ли мир? Как познавать? У нас же складывается впечатление, что сама возможность познания «вложена» в человека специально, и она ведёт к какой-то определённой цели. Но какой? И что тут пока ответить, да будут Свет! А теперь почему познание?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1324257, "height": 642, "pic_id": 689210, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/04/image_qfnoanK.jpeg", "width": 979}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Или нет, почему свет?"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как говорят, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "свет – это мир"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ещё «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "ученье свет, а неученье тьма"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Так что, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познание – путь к свету"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Вместе с тем, мы с вами живём в «океане энергий» Вселенной. А что такое знание? Это снова Свет? Если да, то опять приходится говорить об энергии. И тогда наш познавательный путь связан с тем, чтобы учиться "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "управлять энергией"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Но хорошо, не будем сразу генерировать каких-то поспешных утверждений, а займёмся последовательной познавательной работой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В широком смысле, и это поддерживается наукой, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познавать мир могут все живые существа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", не только человек, который данный мир познаёт иначе и лучше. Если человек берёт себя в руки, и начинает серьёзно заниматься познанием, то он встаёт на путь науки (в хорошем смысле слова). Поэтому "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "научное познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", связанное с систематизацией фактов, прерогатива устремлённого к знаниям мыслящего человека. И теория познания тогда рассматривается с позиции "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "философии науки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Однако нужно, прежде всего, коснуться некоторых общих вопросов, которые бы повели нас по пути познания мира. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первую очередь, наука различает такие понятия, как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание и познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Дело в том, что есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "процесс познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "благодаря которому человек есть человек и благодаря ему же он способен познавать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Всё замечательно, просто с научной точки зрения, если "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "человек сознающее существо"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то он способен познавать. Ладно, а как насчёт других живых существ? Не запутывают ли нас учёные? Ах, да, человек мыслящее существо! Это многое объясняет, правда, в этом случае необходимо «расшифровывать» понятие сознания, ибо немыслящие существа также обладают сознанием (определённого рода), и они познают мир. И всё же, «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "познание – это процесс"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", происходящий в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сознании"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", а сознание наполняется содержанием посредством познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В этом же ключе нам будет интересным то утверждение, что «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "гносеологию"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " следует также отличать от "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "методологии"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " как области философского мышления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Впрочем, посмотрим дальше, что к чему. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если рассматривать частный случай познания, сугубо человеческий, то «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "познание – специфический вид активной деятельности человека, направленный на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "постижение окружающего мира и себя в этом мире"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", активно-целенаправленное отражение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "действительности"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " в сознании человека, цель и смысл которого – адекватное воспроизведение и преобразование её"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Мы можем здесь взять то, что на пути познания первостепенно реализуется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "процесс постижения окружающего мира"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", что происходит объективно. Во многом с этим связана и как таковая научная деятельность человека. И стоит сказать, тому или иному типу (уровню) сознания соответствует и свой "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "способ (форма) познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " где-то «прячется» в сознании. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, какое сознание, такое и познание. Так, например, могут выделяться обыденно-практическое познание, мифологическое познание, религиозное познание, философское познание, научное познание. Как бы то ни было, познание считается жизненно важным процессом именно для человека. А вся человеческая деятельность обусловлена познанием. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Но почему познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Мы полагаем, что в проблеме познания скрывается «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "особый психологический ключик"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "», но осмыслением познания часто занимается философия. Отсюда и соответствующие вопросы. Что человек познаёт? Что такое знание? Как происходит познание? В чём сущность познания? Хотя по большому счёту фундаментально следует решать проблему сознания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вернёмся к тому, что наука различает понятия «познание» и «сознание». Что такое сознание? Сейчас проще не пытаться давать ответа на этот вопрос, каждый из нас где-то и как-то его по-своему понимает. Но без сознания невозможен процесс познания. А мы с вами сделаем так, введём небольшой "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "орфографический"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нюанс. Что означает приставка «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "по"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "-»? Одним из значений этой приставки является указание на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "совершение действия "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). То есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " как процесс означает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "путь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знанию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Наверное, логично, ну, а если у слова имеется приставка «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "со"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "-»? В некотором смысле данная приставка уже может указывать на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "взаимосвязь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "совместное действие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объектов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (по аналогии, по отношению к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "действию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). Как тогда быть, если познание происходит в сознании? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это, конечно, всё схематично и довольно условно, но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "совместное действие или взаимодействие в системе, ведущее к цели познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", может рассматриваться как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Как сюда включить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Ситуация напоминает какую-то тонкую коллективную игру, но важно тут не «заблудиться». Во всяком случае, процесс познания нацелен на то, чтобы принести нам знание, но знание можно получить различными "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методами"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мы пока склоны соотносить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", который лежит в основе познания. Это наше, причём временное представление, но, по всей видимости, его мы положим в качестве базы для дальнейшего исследования. Главное в понятие «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метод"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» вложить ещё определённую обоснованную теорию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ладно, благодаря словарям мы нашли следующие сведения относительно познания: «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Познание"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – приобретение знания, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "постижение"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " закономерностей "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "объективного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " мира. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Познание"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – совокупность процессов, процедур и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "методов"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Объективное сознание даёт нам возможность познавать окружающий мир, и оно же является, по нашему мнению, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методом восприятия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " этого самого мира. И познание через сознание может выражаться примерно так: «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Познание"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "способ"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "связи"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " человека с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "реальностью"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "способ"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " его ориентации в действительности. И если бы человек не обладал "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "познавательной способностью"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", он не смог бы ни "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "существовать"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", ни выжить в реальности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Мы бы даже сказали больше, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "любое существо не может существовать без аспекта сознания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Уже сознание делает то, что называют познанием. Насколько "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "алгоритм сознания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " сможет охватить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информационную среду"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", настолько и более результативным будет являться сам процесс познания. А "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "мышление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "высшая форма этого процесса"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которая привносит, так сказать, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "творчество"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в познание. Но это всё отдельные темы для рассмотрения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, творчество? Тогда почему познание? Однажды и Вселенная была творчески создана. Ну и человек – творец. Что-то здесь есть нечто подозрительное. А если Вселенная для того и была создана, чтобы в ней человек, реализовывая свой творческий потенциал, расширяя сознание, всё дальше продвигался на пути познания? Правда, современная наука как «заклиная» твердит о самоорганизации систем. Нам же ближе думать, что целесообразность во Вселенной определяет процесс познания как следствие процесса управления в мироздании. Процесс управления и процесс познания могут быть сильно связаны между собой. И управление осуществляется через аспект сознания, поэтому принимаются во внимание и методы управления. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В науке управления устойчивые и эффективные способы достижения целей принято называть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "методами управления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И процесс познания, и процесс управления не обходятся без таких категорий, как «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "субъект"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» и «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объект"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». С этим разбираться будем позднее, не станем забегать вперёд, но вот точку зрения психологии всё же отметим. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Специфические "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "познавательные процессы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " делятся на процессы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "чувственного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "непосредственного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ") и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "рационального"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "опосредованного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " познания), которые отражают различные ступени, или у"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "ровни, познания"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". Принято говорить, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "ощущение"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " соответствует "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "первой ступени познания"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", которая воспроизводит или, иначе, отражает лишь отдельные свойства предмета, но не сам предмет. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Восприятие"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – это вторая, более высокая ступень познания, отражающая свойства предмета в их взаимосвязи друг с другом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Комментирование пропустим, здесь сразу много всего, в том смысле, что заметно вырастает объём вводного материала, всё подлежит постепенному уразумению, тут же показывается «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "особый психологический ключик"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» к предмету нашего разговора. И обозначается он словом «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "восприятие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Почему восприятие? А потому-что сознание и, как следствие познание. К сожалению здесь и сейчас многого добротно не изложить, следовательно, мы продолжим, конечно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Книгин. А. Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Книгин. А. Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Книгин. А. Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 6"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия познания: учеб. пособие / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, О. В. Кукушкин; Саран. кооп. ин-т РУК. - Саранск, 2011. С. 4"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 204"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Психология познания: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Е. Высоков. - М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 17"}], "attributes": []}], "selectedRange": [9022, 9022]}
Комментарии 0