27 янв 2023 · 07:36    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Предлагаем вновь обратиться к теме информации, правда, с несколько с другого ракурса. Ведь несмотря на то, что мы уже пришли к определённым выводам относительно понятия информации, многое ещё подлежит уточнениям. Допустим, природа образа реальности вне компетенции науки. Как тут быть? А если зайти со стороны математики и одновременно информационных дисциплин? Да, математическая логика распространяется на материальные объекты, но с особым символьным подходом, который имеет количественное выражение. А причём тут информация? Вот об этом планомерно и поразмышляем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1594175, "height": 650, "pic_id": 391638, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/27/image_5xWST7W.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В психологии есть понятие «ментальный образ», однако окунаться в противоречивые и недостаточные сведения, думаем, пока преждевременно. Поэтому отрабатываем только некоторые подходы к проблеме. Математический взгляд тоже подойдёт. Хорошо, и вначале немного общей информации. Чем может являться информация с точки зрения информатики? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Информация – это динамический объект, образующийся в ходе информационного процесса"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И что такое динамический объект? На самом деле, подразумевается такой объект, который способен воспринимать какие-то внешние периодические воздействия и реагировать на них изменением своей выходной величины. По крайней мере, существует подобное утверждение. Как правило, значения динамических объектов изменяются во время выполнения программы. Отчего выше изложенное описание информации смахивает, действительно, на какой-то процесс. Информация – это процесс? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С другой стороны, в качестве динамического объекта, с «притязанием» на звание энергии, может выступать – сигнал. А сигнал часто признаётся функцией времени, в тоже время, информация не есть материя. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сигнал – это также процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Может быть, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "периодический процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Опять-таки, в теории знака фигурирует и понятие сигнала, когда сигнал где-то выступает знаком. Если использовать пример с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "цветком на окне"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то его "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "изменение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в пространстве послужит неким "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигналом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " наблюдателю. Далее, в основах семиотики "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнал-индекс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " возникает в случае естественной необходимости, то есть, когда холодно, сигнализируется, что пора бы теплее одеться. Ещё мы предположили, что сигналы объединяются в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "код"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", при этом являясь составными элементами этого кода. Кстати, тогда "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "код – знаковая система "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "или что-то вроде этого? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнал и знак"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", хотя похожие, но разные, по всей видимости, категории. Знак имеет значение, а сигнал? При появлении "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнала"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " лучше говорить, скорее всего, об "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "изменении величины"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Хотя величина может иметь уже "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "числовое значение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Величина характеризует объект в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "количественном"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " отношении. А знак имеет значение, но в качественном ключе. В целом, знак подлежит определённой интерпретации. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Подал знак кому-то, значит, фельдшер вырвет провода!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». А числовое значение устанавливается чётко и конкретно. Поступил сигнал, что холодно, одевайся. Сигналы составляют код. Поэтому и код нужно интерпретировать, в конце концов, раскодировать. В отличие от сигнала знак не только значение имеет, но и смысл. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сам по себе, похоже, отдельный сигнал не несёт никакого смысла. Не то чтобы настораживает, призадуматься заставляет, ведь "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "код"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", как знаковая система, сопоставим где-то с другой знаковой системой, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "языком"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Правда, язык – это одно, но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "код"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " корректнее назвать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнальной системой"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Между прочим, в физиологии выделяют первую сигнальную систему (сенсорную) и вторую, уже понятийную, сигнальную систему. У человека есть и та и другая системы, а у животных только первая. У нас сразу возникают соответствующие параллели. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Смысл связан со знаком. Добавим, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " связано со "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "значением знака"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а вот "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "смысл знака"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " раскрывается через понимание."}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Знание - значение образа, а смысл образа "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "понимается. Человеческая психика организует сигналы в образ, который становится знаком. Смысл делает образ полноценным знаком. Ментальный образ – это и значение, и смысл в системе. К чему мы ведём? Дело в том, что математическая логика, когда получается числовое значение, присуща вычислительной машине. Но машина лишена психики вообще, поэтому генерировать психический образ не в состоянии. И что у неё тогда с сигналами? Найдётся какая-нибудь аналогия со знаком? Вот тут, по всей видимости, можно воспользоваться понятием "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "кода"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В этом случае "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "код"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " соответствует тому, что понимается под "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "образом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, принимая во внимание физический информационный уровень, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "образ – это код"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Кажется, неплохая версия. Тогда да, объекты кодируется, возникают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "формы представления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " информации в виде символов, в том числе и чисел. Сталкиваясь с формами представления, мы определяем "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "значение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а если производится декодирование, чего-то начинаем понимать на понятном зыке. Но это мы пока так, «накидали» общую схему, везде надо детально разбираться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В психологии представление – это воспроизведение образа. В информационном ключе говорят о видах представления информации, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "текстовых"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "графических"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "числовых"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Скажем, запишем на доске любое число, 12, например. Ну, так, чтобы не забыть. А мы вполне его можем представить с помощью воображения. Если поупражняться, то одно и то же "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "значение числа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мы можем представить по-разному, арабскими или, допустим, римскими цифрами. А компьютер как представляет число? Компьютер его видит как-то так: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1100"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть он представляет нечто в виде - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "двоичного кода"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует невообразимо интересный момент, просто отметим его. Какие виды информации по форме представления известны? Как правило, это числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая и видеоинформация. Пять получается? В то же время, способов восприятия информации также пять. Ведь органы чувств – это во многом средства или инструменты, с помощью которых мы получаем объективную информацию об окружающем мире. Вопрос в том, как органы чувств связаны с видами информации? Это пока вопрос. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, на самом деле, различных вопросов крайне много. Приходится двигаться постепенно, и тему информации вместе с математической логикой мы не закончили. У нас последует продолжение настоящих размышлений. Скорее всего, сразу много выкладывать не рационально, сделаем паузу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не то, чтобы в рамках рекламной паузы, но наряду с проблемой информации в дальнейшем могут возникнуть темы глубокого философского характера. Поразмышлять будет над чем, как всегда. Самое интересное, что не обходится без информации бытие наше. Что происходит в мироздании? Как мы видим, то одновременно протекают три основных процесса. Может быть, ещё какие-то процессы можно выделить, но мы замечаем "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "управление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "процессы обмена"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Везде присутствует информация, так или иначе. Все аспекты планируется изучать, ничего пока не утверждаем, но вот, если возьмём процесс "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "управления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Что он включает в себя? Обязательно есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "цель"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " управления. Несомненно, в структуру управления входят и соответствующие "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "задачи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И цель управления направлена на достижение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "результата"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "управление – это цель, задачи, результат"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если познание? Какова цель познания? Достижение истины? Но иногда цель осознаётся вместе с идеей. Если в ходе процесса познания добиться цели, то соприкоснёмся ли мы с идеей? Надо думать, но в понятиях цели и идеи есть нечто неуловимое, и в то же время сопоставимое. Ладно, тут трудно, а результатом познания является знание? Значение характеризует знание. А где место смыслу? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Значением имени является обозначаемый им предмет. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Смысл"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " (или концепт) имени – это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "способ"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", каким имя обозначает предмет"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Тут есть какая-то логика, по всей видимости. А что такое задача? Имеется много интерпретаций по данному понятию, в математике "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "алгоритм решения задачи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " связан с понятием "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метода"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В познавательной сфере "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метод познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " необходим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для достижения результата выполняется алгоритм действий, заключающийся в последовательности действий. А действия мы производим (должны производить) осмысленно, иначе говоря, понятие смысла неплохо сходится с понятным алгоритмом или методом познания. Определённые доводы ещё следует приводить, однако процесс "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познания – это идея, смысл, значение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Всё это есть вводная информация, которая подлежит уразумению и будет обсуждаться. Да, мы продолжим проблематику темы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005. С. 36"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Учебник логики. Со сборником задач: учебник / А. Д. Гетманова. - 8-изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2011. С. 25"}], "attributes": []}], "selectedRange": [570, 570]}
Комментарии 1