12 янв 2023 · 09:53    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Существуют разные подходы относительно определения информации. Мы их уже отмечали. Далее к информации будем относиться как одному из аспектов реальности, который выражается субъективно, в связях и отношениях, взаимодействиях в системе. Какие выводы ещё можно сделать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1819307, "height": 650, "pic_id": 362250, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/12/image_VKFhQTW.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посредством информации происходит "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "управление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мирозданием, а элементы информационной системы, теоретически (потенциально или фактически) способны "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познавать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мир. А с этими процессами тесно соприкасается область в науке - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В режиме методологии производятся информационные процессы, определяющие познание. С другой стороны, соответствующие методы востребованы, как в управлении, так и в познании. Сейчас мы выразили своё мнение, мало покреплённое фактами и примерами. Просто обозначили свою позицию. Ну, всему своё время. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, что же такое информация? Дело в том, что в понимании информационных систем тоже не так всё просто. По логике вещей, информационная система включает в себя "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объекты"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " материального мира. Может быть, это другой материальный мир? Но о каких объектах можно вести речь, если под информационной системой подразумевается психика? Тут ещё утверждается: «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Информация"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "динамический объект"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", образующийся в ходе "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "информационного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "процесса"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Не обязательно будем с этим соглашаться, но что такое является результатом информационного процесса? Из теории информации мы узнаём, чем может являться объект. «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Объект"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – любой предмет, процесс, явление материального или нематериального мира"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ну, это как? Материальный объект имеет принадлежность к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "нематериальному миру"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? А если нематериальным миром обозначают субъективный психический мир? В таком случае, информационный объект успешно может выступить как – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "субстанция"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё, хорошо, рано пока что-то однозначно утверждать. Пусть пока осветит наш путь познания теория информации, всё-таки. Пожалуйста, чтобы не быть голословными, читаем следующее: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Несмотря на широкое применение термина «информация» его строго научного определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. Понятие, в отличие от определений, не даются однозначно, а вводятся и использованием других определений: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", данные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Отлично, когда мы слышим слово «информация», первое, что на ум приходит, это – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И что же такое сигнал? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 712388, "height": 650, "pic_id": 362251, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/12/image_0U4YSrm.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут всё как бы запущено. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " часто – это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "функция времени"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и время имеет "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "направление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Малопонятно, если честно, но первая зацепка всё равно есть. Если учесть, что понятие информации в чём-то отождествляется с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "обменом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". При этом чтобы в результате обмена было передано какое-либо сообщение, нужна материальная компонента - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "субстанция"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть всегда должна присутствовать материальная субстанция, как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "носитель информации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Отсюда, между прочим, ясно, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информация не является материей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Подождите, а что такое "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? А то мы уходим от разговора. Есть версия, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигнал – это процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", изменяющийся во времени. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " то у нас, оказывается, понимается как изменение, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "движение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", другими словами. Почему же сигнал иногда является именно материальным носителем информации? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давайте ещё немного о сигналах и информации, и потом остановим путаницу. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Информация – это данные и методы их обрабатывающие. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов преобразования данных. Информация возникает именно в тот момент, когда начинает обрабатываться. Причём в зависимости от конкретного способа обработки из исходных данных может быть получена совершенно разная информация. Информация может представляться не данными, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "алгоритмами"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". Информация несёт в себе "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "закодированные знания"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". Физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, т. е. все сигналы имеют в основе материальную энергетическую природу"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, было нужно длинное цитирование выше. Что такое материальный сигнал, если он знаменует собой движение? "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сигнал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", говоря упрощённо, - это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "энергия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Когда происходит обработка сигналов, осуществляется энергетический обмен, то производится одновременно как раз информация. Информацию назвать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "алгоритмом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", в таком случае, наверное, ближе к истине. Что появляется при информационном энергетическом обмене? "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Знание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Ну, по нашему мнению, знание можно сравнить с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "образом реальности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в субъективном психическом мире. Мы планируем подробно рассуждать о знании, пока даём лишь наводки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Информация – это энергетический, во многом психический, обмен, где участвуют сигналы. Кстати, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информационный обмен"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – это аспект реальности, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "субъективной реальности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Знание же характеризуется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "содержанием, целью и методом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Иначе говоря, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знание – это также система"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "элемент системы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Знание можно получить в готовом виде (от авторитета), путём умозаключений и в результате собственного опыта. Для человека опыт – пока самый надёжный канал получения знания. Но можно тренировать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метод аналогий"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Когда мы можем получить знание? Когда что-то старательно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "изучаем"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Но что такое процесс изучения? В психологии это процесс познания, который сопровождается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "обработкой информации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в виде "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "данных"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Тут многое зависит от способности "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "восприятия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В общем и целом, познание это процесс, как и информационный процесс, связанный с обработкой и обменом. Процесс познания происходит, когда есть объект познания и присутствует субъект познающий. Именно поэтому "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информация – не знание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "обменный процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Познание (или изучение) в данной связи, - является функцией ума. Она же, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "функция"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", распознаётся как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информация"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И снова, откуда берётся знание? Оно рождается в результате энергетического обмена, как было уже сказано, и адекватное знание (правильное) получается благодаря правильным контекстам, связывающим имеющиеся факты. Поэтому знание несёт качественный аспект. Умение расставлять контексты так, как надо, приходит с опытом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, делаем главный вывод, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информация – это обменный энергетический процесс"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И этот процесс где-то сопоставляется с процессом познания (изучения, исследования). А сигнал расцениваем как энергию (движущую материю). Примем эти положения как базовые для последующего исследования. Ну, может быть, будут какие-то изменения и обязательно дополнения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Теория информации: учебное пособие / А. Н. Осокин, А. Н. Мальчуков; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. С. 9"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005. С. 36"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Теория информации и информационных процессов: учебник для вузов / В. Т. Еременко, В. А. Минаев, А. П. Фисун, И. С. Константинов, А. В. Коськин, Ю. А. Белевская, С. В. Дворянкин, М. Ю. Рытов, И. А. Павлинов: под общей редакцией В. Т. Еременко, В. А. Минаева, А. П. Фисуна, А. В. Коськина. – Орёл: Госуниверситет – УНПК. 2015. С. 86"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Теория информации: учебное пособие / А. Н. Осокин, А. Н. Мальчуков; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. С. 9"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3738, 3738]}
Комментарии 0