21 мар 2023 · 13:06    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что такое идея? Какая наука изучает предметно понятие идеи? И не всё так просто тут. Как правило, в обиходе мы больше сталкиваемся с идеей чего-то, того или иного понятия. Например, условно говоря, есть идея дома или идея самолёта. Но где обитает или летает сама идея, в «чистом виде», так сказать? Хотя, в более широком представлении, идея является неотъемлемой категорией познания. Но идея может быть скрыта, тогда она выражается в проявлении в виде символа. И вот, напрашивается другой вопрос, что такое символ? Хотя, для начала, речь пойдёт не только об этом, но и о самой речи."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 721158, "height": 691, "pic_id": 484012, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/21/image_Tf7GUMJ.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, если к идее не прикоснуться без символа, и мы следуем во многом критериям науки (там, где это возможно без серьёзного трения), то какая наука изучает символы? Если символ где-то есть знак, то наш путь лежит снова в семиотику. Ну, с позиций различных знаний из обширной области языкознания и будем исходить, если что. А вообще нам предстоит плотно поработать в озвученном направлении. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ага, мы заикнулись о языкознании, а что такое, собственно, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "язык"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Да, уже обсуждали эту тему где-то, но сейчас давайте вспомним главное. Информационная суть языка заключается в том, что он, в большей степени – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знаковая система"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Между тем, наименьшей единицей языка считается – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "слово"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А с помощью слов мы объективизируем наши "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "мысли"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", озвучиваем их. Чем богаче язык, тем больше он имеет "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "понятий"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И мы зачастую между собой общаемся, используя понятия. Кроме того, всякое понятие содержит какой-то "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "смысл"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", если смысл нам становится доступным, то мы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "понимаем"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", о чём идёт речь. Если во внешнем аспекте слово наделено "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "значением"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то внутренняя его природа сопоставляется уже со смыслом. Примерно так, в общих чертах, теперь отправимся за подробностями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С чего всё-таки начнём? Вопрос риторический, поэтому попробуем часть своих познаний подчерпнуть в риторике. Ну, «пробежимся» по курсу риторики, где изучается, естественно, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "речь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Что такое речь? По большому счёту, это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "форма общения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " с помощью языка. Однако что характерно, общаться можно по-разному, и речь есть эволюционное приобретение именно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В чём «фишка»? Здесь много философии, требующей не всегда научных размышлений. С другой стороны, выделим следующее, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "речь – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "инструмент"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "управления"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "обществом"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " и общественными процессами"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Управления? Погодите, давайте ещё раз, благодаря речи происходит управление? Об этом заявляет самая настоящая наука в рамках учения риторики. Но почему управление? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наверное, всё дело в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "языке"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Кстати, что такое "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "инструмент"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Даже не так, следует хорошо постараться ответить на этот вопрос, прежде чем продолжать. Ведь тут может прослеживаться связь с как раз управлением. Вообще процесс управления, как мы его понимаем пока, связан с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "намеренным воздействием на систему"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", в результате производится развитие системы в согласии с имеющейся "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "целью"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Вот, а если придерживаться широкого смысла в отношении понятия «инструмент», то мы приходим к «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "целевому средству воздействия на объект"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, инструмент – это средство управления, надо полагать. Однако всякое средство по-разному оказывает влияние на объект, поэтому вводится также понятие "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "метода управления "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "способа действия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "). Пусть также инструмент где-то сопоставляется в своём значении, например, с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "орудием"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " труда. Можно по-всякому орудовать чем-либо, что и отражается в понятии «инструмент». Кроме того, к указанному понятию близки по смыслу и такие понятия, как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "устройство, механизм, алгоритм"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", всё направлено на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "изменение системы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Немного порассуждаем, далеко не отдаляясь в сторону, тем не менее. Можно ли назвать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "инструментом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " те же "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "идеи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Они предназначены в качестве средств в области познания реальности. Сюда же, а если наш "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "разум"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – снова "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "инструмент"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Разум используется человеком, чтобы обрабатывать факты. Вообще, если примерно так, то всё, что проявляется как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", соприкасается с проблемами "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Просто сознание выступает чем-то, что способствует появлению опыта, а методы приобретения этого опыта различаются. Если разум – инструмент, то тут обязательно задействуется сознание. По большому счёту, что является инструментами сознания? Вероятно, эмоциональность либо ментальность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дальше опять затронем проблему речи. И очень осторожно выразим следующую мысль, как таковая "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "речь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (в режиме употребления слов) неотделима по существу от природы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "звука"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Речь (а до этого и мысль) порождает окружающую активность, причём "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "речь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "инструмент мысли"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Неужели "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "звук есть средство управления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Выходит, так, исходя из определения понятия речи (приведённого выше). Ладно, как раз "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "звук "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "есть"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " инструмент творчества"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Тогда "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "звуковые частоты – это разные методы воздействия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Как, в этом случае, относиться к идее, как к инструменту? Нам видится, что та или иная "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "идея"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (ну, в первичном представлении) соотносится с конкретным звуковым частотным диапазоном. Обращаем внимание, не всё пока тут чётко сформулировано, это рабочий вопрос. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дальше, больше, человеческие органы восприятия (органы чувств) – тоже инструменты (чувствительные средства). Управляющее воздействие на органы чувств также различается, поэтому мы может говорить о "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методах"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " по отношению и к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "органам чувств"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Скажем, человеческий слух воспринимает только небольшую долю того, что реально звучит. Да, наши инструменты не совершенны. Многое зависит от эволюции сознания, где очевидные успехи сопровождаются становлением более адекватных инструментов, имеющих дело с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информацией"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В то же время обозначим, за каждым используемым инструментом лежит особый "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "принцип чувствительности – сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Хотя для проведения этого принципа в активность требуется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "проводник"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", который также выступает в роли инструмента. И, допустим, такой инструмент, как разум, способен осуществлять свои функции тем или иным способом. То есть понятия «проводник» и «метод» часто пересекаются между собой. О чём, всё-таки, идёт речь? Можем ли мы действительно звук считать инструментом? Понятно, что последует продолжение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Риторика. Вводный курс: [электронный ресурс] учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 4-е издание, стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. С. 7"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5870, 5870]}
Комментарии 4