20 июн 2024 · 10:27    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Дорогой заинтересованный искатель реальности, в психологическом плане эмоциональность широко участвует в творческой деятельности, как мы ранее определили для себя. Впрочем, любая деятельность есть активность, которая обуславливается активным сознанием. Это, кстати, также вывод, сделанный как-то нами в ходе общего исследования реальности. А теперь затронем такие аспекты сознательной деятельности, как интерес и внимание. Ну, просто для того, чтобы иметь под рукой нужные формулировки вспомогательных понятий. Ведь дальше предстоит погрузиться в очень интересную тематику, и она связана с искусством. Но пока, друзья, где всё-таки интерес, а где внимание у человека? В чём суть различий этих понятий? Кроме того, какие вообще бывают интересы, если речь идёт об активности сознания?"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2372566, "height": 749, "pic_id": 872795, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/20/image_2H7Z6cI.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ага, творчество - это деятельность, по всей видимости, когда создают образы. Но хорошо, а без определённого «движка» для деятельности никак. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Любая деятельность человека требует "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "волевых усилий"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " для своей реализации. Волевые усилия нужны не только для познания окружающего мира, но и для самоформирования человека и в ещё большей степени – для преобразования мира и человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Следовательно, нельзя обойтись без волевого устремления и в творческой деятельности. А если здесь познание, то «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "именно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сознание позволяет человеку познавать окружающий мир"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", переживать своё отношение к этому миру, регулировать свою деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Значит, сознание? А мы его для себя представали раннее в виде восприятия. И что дальше? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А далее примерно так: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Деятельность имеет "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "направленность "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "на преобразование обстоятельств в соответствии с поставленными целями, на внесение нового в разные формы и виды активности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Отчего, деятельность является целенаправленной"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "активностью, ибо исходит из цели и направленности. И тут уже сознание удобно считать методом, который ведёт в направлении цели. Что же мы обнаруживаем? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Деятельность – это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами людей (работа по дому, по хозяйству, профессиональная деятельность)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " То есть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "интересы побуждают к деятельности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а, следовательно, и к активности? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выходит, интерес - это что-то побуждающее, возбуждающее, стимулирующее, где-то волевое в познавательной деятельности. Сродни желанию? Ну, почти, если подчёркивается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "эмоциональный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " аспект. Дело в том, что часто сравнивают интерес с положительно окрашенным эмоциональным процессом как раз в рамках познания. Но что ещё хотелось бы указать, пусть и иносказательно? Дело в том, что если существует потребность в познании чего-то нового, то в результате этого появляется и интерес к этому. Немного напоминает аппетит, хотя и не связано с потребностью в пище? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет, ну интересно ведь следующее. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Аппетит (от лат. appetitus – стремление, желание), ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». А если развито стремление к потреблению информации? Хорошо, сугубо физиологически «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "аппетит - субъективное ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующее её поступление в организм"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А интерес не может быть неким субъективным ощущением? Между прочим, согласно психологии, как ощущение, так и восприятие, - психические познавательные процессы. А мы с вами как-то на досуге связали процесс ощущения с объективным сознанием! Классно, в то же время, субъективным сознанием признали разум. Но прекрасно то, что такое сознание даёт нам возможность познавать окружающий мир, и оно же является, по нашему мнению, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методом восприятия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " этого самого мира. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давайте кое-чего повторим, и ситуация такова, что исследуя тот или иной предмет действительности, мы как бы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "направляем своё сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на этот предмет, фокусируемся и сосредотачиваемся на нём. Отсюда, кстати, и вывод о степени "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "направленности сознания, которое определяется как внимание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Мы сосредотачиваем своё внимание на предмете изучения? Значит, в этот момент наше сознание объективно! Погружаемся в думы и муки размышлений, абстрагируясь от объективного мира? Значит, сознание у нас уже субъективно! Так вот, внимание, как направленность сознания, есть к тому же концентрация сознания, если так можно выразиться, на предмете, который нас заинтересовал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, можно уже предварительно сказать, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "интерес - это сознательное побуждение к познавательной активности, а внимание тогда есть реализованное такое побуждение в виде концентрации направленного сознания (восприятия) на объекте"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Побуждение и концентрация. Но в любом случае это работает посредством ощущений в познании. Здесь подразумевается, что речь идёт об объективном сознании, хотя интересы присутствуют в субъективности, ну примерно как желание что-либо иметь, побуждающее действовать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем и целом, ключ к проблеме, описываемой нами, в активном сознании. И оно действительно может быть направлено на что-либо? Вероятно, так оно и есть, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "с учётом сказанного можно выделить наиболее существенные характеристики сознания. Сознание характеризуется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "активностью"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "; "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "интенциональностью"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "направленностью"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " на предмет); способностью к рефлексии (самонаблюдению за самим сознанием, осознанием его); мотивационно-ценностным характером; различными уровнями ясности многообразных процессов, протекающих в сознании"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Да, интенция означает направленность сознания на предмет. И сознание может быть направлено куда угодно! Это как? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Смотрите, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "интенциональность"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "; "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "направленность"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " на определённый предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Сознание может быть нацелено на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "физические"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "предметы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " (реальные и мнимые), на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "идеальные предметы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " (числа, значения и др.) или же на состояния самого сознания (реальные и мнимые). Иногда сознание отождествляется с вниманием"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Между тем, понятие «интерес» имеет очень тесную связь с понятием «внимание», что и не отрицается. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Читаем следующее: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Интерес – преимущественная направленность мысли на какой-либо объект. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту. Интерес - активная направленность человека на различные объекты. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Пусть внимание считается избирательной направленностью восприятия, однако во внимании присутствует интерес, который к тому же субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне. Поэтому интерес всё равно больше стимул, а внимание концентрация. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, наконец, какие бывают интересы? А это опять от сознания зависит, если мы говорим о физическом побуждении, то интересы распространяются, например, на технические отрасли. Но могут быть и ментальные побуждения, они выглядят как интересы к науке, философии, психологии, финансам, политике, социальным направлениям и так далее. А вот сугубо эмоциональные побуждения (или интересы) ведут человека в музыку, художественную литературу, в общем, в искусство. Там у человека, как интерес, так и внимание. Между тем, речь идёт именно об осмысленном интересе, а не о любопытстве, если что. Кстати, интерес на базе любопытства - это когда у человека в жизни проявляются бессмысленные спекуляции (на уровне инстинктов) по самым простым вопросам и личным делам других людей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 24"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Баркова В. В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В. В. Баркова, К. А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж. -Урал. гос. гум. -пед. ун-та, 2017. С. 225"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия: учебное пособие (для бакалавров и магистрантов нефилософских направлений подготовки) / подготовили: Н. А. Балаклеец, В. И. Белозерцев, Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Р. В. Леушкин, Г. Ф. Миронов, Е. Ш. Ташлинская, В. Т. Фаритов. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. С. 6"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Обществознание. Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 т. Т. 1: Человек и общество / М. М. Алдаганов, С. Н. Антонов, В. Я. Бурмистров и др.; Под ред. М. В. Пашкова и А. И. Стребкова. Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Островитянин, 2011. С. 79"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. С. 228"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 186"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Филатов В. П., Лекторский В. А., Зинченко В. П., Молчанов В. И. Обсуждаем статью «Сознание» // Epistemology & Philosophy of Science. 2005. №1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/obsuzhdaem-statyu-soznanie"}], "attributes": []}], "selectedRange": [8832, 8832]}
Комментарии 0