09 ноя 2023 · 11:04    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Дорогой заинтересованный искатель, если медицина изучает человека с целью лечения болезней, а также сохранения его здоровья, то для чего изучает человека антропология? Ведь как раз антропология считается наукой о человеке, тогда как биология у нас наука о жизни. Но ещё принято выделять здесь же медицинскую антропологию. Кажется, нам следует разобраться, насколько оно возможно, в том, что есть человек как таковой (в перспективе). Ага, какова природа человека? Очень похоже, что науки исследуют человека со всех сторон, но самое главное так и остаётся за семью печатями. Между тем, есть популярное крылатое выражение «Познай самого себя!», относящееся к познанию такой жизненной реальности, о которой человек не имеет никакого представления. Но это уже психология."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1349341, "height": 663, "pic_id": 748871, "url": "/files/article_image/2023/11/09/image.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Друзья, у нас как-то шёл разговор о науках, весьма даже серьёзный. Так вот, там мы приняли для себя, это естественно и понятно было сразу, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "естествознание есть комплекс наук о природе"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Дальше, существуют "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "общественные науки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", изучающие человеческое общество, они объединяются под эгидой обществознания и характеризуются гуманитарным подходом. В чём он заключается? А в том, что гуманитарии изучают духовную жизнь (внутренний мир) человека и, между прочим, общества. Как бы две стороны одной медали. Вместе с тем, материальную природу реальности исследуют такие науки, как физика, химия, астрономия, география и другие. А на этом фоне особо выделяется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "биология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Почему? Потому как обращает свой взор уже на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "живую природу"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " материального мира. Но проблему жизни, по всей видимости, «отдали» вообще философии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Биология, таким образом, принадлежит естествознанию и отслеживает жизнь, наблюдая за её проявлениями в природе. Отсюда, акцент науки преимущественно на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "биологической эволюции"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", тогда как эволюция сознания (или "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "психологическая эволюция"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") зачастую слегка упускается. Хотя сознание - основной признак жизни. Но ладно, учёные следуют естественнонаучной парадигме, где есть соответствующее разграничение, физическая наука занимается неживой природой, а биология изучает живую природу. И сейчас продолжим уже несколько про медицину. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что медицина? Тут имеется некоторая проблема. В чём она заключается? Медицинская наука не походит на другие науки, нельзя, например, медицину отнести отчётливо либо к естествознанию, либо к гуманитарному направлению. Медицина есть и то и другое, и всё, (в большей степени) о человеке! Да, человек есть не только организм, но ещё и психика. Ну, медицина базируется на методах лечения, а они (эти методы) должны учитывать природу человека, которая, между прочим, весьма даже психологическая. А на самом деле, медицина во многом больше чем наука, так как вмещает в себя и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "естествознание, и психологию, и философию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Безусловно, в центре внимания философии медицины - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "жизнь человека и его здоровье"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Кроме того, сама медицина – это широкая и уникальная интеграция науки и философии. И какие (когда о медицине так много сказано) проблемы человека решает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "медицинская антропология"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Она берёт на себя проблему здоровья человека, пребывающего в общественной среде, то есть социокультурном контексте. А что такое антропология вообще?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошо, начнём с того, как антропология научно воспринимается в настоящее время. Затем немного рассмотрим антропологию с исторической точки зрения, то есть проследим историю антропологии, выделяя общие ключевые моменты. Итак, антропология рассматривается учёными как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "наука о человеке в системе естественнонаучных и гуманитарных знаний"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Хотя современная антропология больше уделяет внимание, всё-таки, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "биологической эволюции человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ну, так проще, между тем, кроме медицинской антропологии имеются другие разделы этой науки, например, говорят о философской антропологии, культурной или социальной антропологии, физической антропологии. Отчего так широко?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Философская антропология рассматривает человека в познавательном отношении, пытается объяснить сущность и природу человека. Культурная антропология, конечно, исследует человеческие культуры, этнологические аспекты, всё, что с этим связано. Социальная антропология уже обращает взгляд на духовный мир человека, его структурное внутреннее устройство, социальную организацию общества, место человека в нём. А физическая антропология, в целом, изучает морфологию тела с его генетическими характеристиками. Возникает закономерный вопрос: просто медицины для этого не хватает? Наверное, в индивидуальном понимании, нет, ведь антропология включает в себя ещё признаки общественных наук. И чтобы лучше продвинуться в ответе на заданный выше вопрос, сделаем очень краткий исторический обзор по теме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что не так с историей антропологии? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Обозначив предмет занятий как историю антропологии, или антропологических учений, идей, или антропологической мысли, мы сразу же натыкаемся на чрезвычайную "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "неопределённость термина «антропология"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Вот так, вроде бы наука о человеке, но учёные в растерянности, что именно надо изучать. И получается, что антропология объединяет ряд действующих дисциплин, которые сами по себе имеют самостоятельное значение. Тогда как быть? Предлагается выход, он основывается на том, что антропология познаёт всё в сравнении и берёт материал шире. Но давайте смотреть, что тут к чему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, начало антропологии. Как всё произошло? Но и здесь не всё так просто, конкретной даты в истории, когда случилось возникновение именно антропологии, нет. С основоположниками антропологии тоже не определились. Хорошо, каковой может оказаться главная идея антропологии, если всё она познаёт в сравнении? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сравнительный анализ народов – это основная задача антропологии"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А какие критерии этого сравнения? Скажем, по Канту, антропология подразумевала изучение культуры народов, их "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "характеров"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". То есть народы между собой чем-то отличаются, что проявляется в характере, но речь ведь идёт о каких-то внутренних психических свойствах. Психология? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Именно психология позволила этим учёным применять естественнонаучную терминологию и строгие методы, оставаясь в рамках гуманитарной романтической традиции – с понятиями культуры, народного духа (или народного характера) и даже души (или психики"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, антропология становится у нас "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "наукой о человеческом обществе"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", как с естественнонаучной (материалистической) точки зрения, так и с гуманитарной психологической позиции. Почему так случилось? Дело в том, что в научной среде XIX века не признавалось существование души, тем не менее, было предложено перенести психологию отдельного человека на общество. Допустим, И. Ф. Гербарт в Германии даже требовал рассматривать человека в контексте социальных связей, а не изолированно. Идея была подхвачена, а объект изучения изменён, исследователи на место индивида поставили народ (коллектив). А «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "народный дух – это психическое сходство индивидов, раскрываемое в языке, мифологии, морали, культуре"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Примерно так антропология была превращена в науку о человеке, который не отделяется от общества. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Антропология – общая наука о человеке, включающая, с одной стороны, анатомию, физиологию и психологию, а с другой – историю культуры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Здесь мы бы хотели отметить один важный момент, касающийся медицинского аспекта. Речь идёт о проблеме причинности заболеваний. Не секрет многие причины болезней имеют психологическую основу, но мало говорят о том, что заболевания могут быть вызваны и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "групповой причиной"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Это довольно щепетильная тема, но некоторые проблемы со здоровьем исходят из причин, посеянных человечеством ещё в далёком прошлом. Как-нибудь об этом поговорим, но медицины, учитывающей прошлое человека, у нас, похоже, нет. Поэтому есть антропология. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем и целом, все дисциплины, входящие в антропологию, могут объясняться психологией, распространяющейся, в том числе, и на всё общество, социальной психологией. Появилось мнение, что «если "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "физиологическая психология может изучаться экспериментальными методами, в том числе интроспекцией (самонаблюдением), то психология народов не зависит от каждого отдельного индивида, она связана с культурой, создаётся обществом и должна изучаться по этнографии, фольклору, языку"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А что делать с обществом, если оно психологически как-то «нездорово», условно говоря? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Далее, теория эволюции Дарвина внесла свои коррективы и в антропологию. По нашему мнению, появляется повод заявлять не только о биологической эволюции, но и эволюции общественного сознания. В свою очередь, общественное сознание, выражается в культуре. Выходит, основание культуры психологическое. А если «душа народа» - это его культура? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошо, давайте снова поставим вопрос: «Что такое антропология?». И чёткого определения мы не найдём. Большая советская энциклопедия видит антропологию как науку о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В рамках Большой российской энциклопедии антропология становится совокупностью дисциплин, изучающих человека, его физическую (биологическую) и психическую организацию, социальную деятельность и культуру. Да, и основной целью антропологии «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "является понимание культуры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако за антропологией признаётся следующая задача: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Понять, как в разных культурах происходит формирование личности. Как и благодаря чему происходит так, что люди, рождаясь с одними и теми же когнитивными и физическими задатками, впоследствии значительно отличаются друг от друга не только по ценностным ориентациям и социальным нормам, но и по своим способностям?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Вот, предметом антропологии, (можно сделать вывод) будет являться – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "эволюция сознания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! А сама антропология, как наука, ближе, всё-таки, к психологии. Следовательно, медицинский аспект науки антропологии связан как раз с психологией, но распространяется он на общество."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 5"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 98"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 154"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 155"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 156"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2014. С. 158"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Антропология: учеб. пособие / Е. С. Синельникова. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2018. С. 3"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Антропология: учеб. пособие / Е. С. Синельникова. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2018. С. 5"}], "attributes": []}], "selectedRange": [10597, 10597]}
Комментарии 1