07 июн 2024 · 07:49    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Дорогой заинтересованный искатель здоровья, как было уже озвучено несколько ранее, мы открываем глобальную рубрику применения биологически активных добавок с целью коррекции проблем со здоровьем. Но чем откроем? Тягой к познанию или горечью исследования? Не совсем, довольно скоро (анонсируем) пойдёт речь о пищеварительной системе и стимуляции аппетита, что интересно, горечью. А это, на самом деле, как станет дальше понятно, дело вкуса. Однако про вкус, давайте об этом тоже как-нибудь поразмышляем. Правда, у нас складывается такое ощущение, что на первый план стоит всё-таки вынести вопрос о природе самого ощущения."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1925977, "height": 730, "pic_id": 868791, "url": "/files/article_image/2024/06/07/image.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, о классификации БАД мы побеседовали чисто в качестве вступления, теперь с чего начнём? Хотя давайте так, что такое аппетит, почему он так важен для пищеварения? Большая российская энциклопедия пишет следующее по данному поводу: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Аппетит (от лат. appetitus – стремление, желание), ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Вот ведь, есть надо хотеть, то есть подчёркивается психологический аспект проблемы, природы желания. А что по данному поводу говорит нам физиология? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Аппетит - субъективное ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующее её поступление в организм"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Подождите, не будем сразу бросаться изучать наукоёмкие физиологические трактаты, но речь идёт о каком-то ощущении? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, действительно, но что такое ощущение? А почему психология? Связано это как-то, скажем, с сознанием? На самом деле, ещё заметно раньше мы для себя определились, что будем придерживаться некой обобщающей временной позиции, согласно которой "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание - это восприятие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ну а носителем сознания является всё-таки материя, без которой и нет никакого сознания. Между тем, с научной точки зрения, если по нашей текущей теме, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ощущения и восприятия возникают при непосредственном воздействии на анализаторы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А что с сознанием? «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Процесс сознания представляет собой сложный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " То есть во многом всё же где-то восприятие? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошо, мы имеем непосредственное воздействие (или можно сказать, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "давление"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") на анализаторы. Здесь напомним себе, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "афферентные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нейроны проводят "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информацию от органов и тканей в мозг"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А чувствительные нервные окончания афферентных нейронов - это рецепторы, именно они формируют сигнал и отправляют его. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Однако здесь всплывает следующий важный момент, на который нужно обратить внимание, афферентные пути проводят к мозгу импульсы, которые начинаются превращаться в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ощущение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " уже в центральной нервной системе. И для реализации ощущения, как мы полагаем, необходимо - сознание! А с другой стороны, чтобы мы ни смогли почувствовать, то всё кожей. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Многие различные типы ощущений, возникшие в мозгу, обусловлены нервными импульсами, поступающими от кожи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему кожа даёт нам материал для ощущения? Скорее всего, здесь «виновата» электрическая природа кожной чувствительности, ибо начало ощущения связано с возникновением "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "потенциала действия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В свою очередь, с данным потенциалом действия увязано изменение электромагнитного поля. Ладно, а что ещё хорошо соотносится с ощущением? Да процесс познания! «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Специфические "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "познавательные процессы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " делятся на процессы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "чувственного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "непосредственного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ") и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "рационального"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "опосредованного"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "познания"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "), которые отражают различные ступени, или уровни, познания. Принято говорить, что ощущение соответствует первой ступени познания, которая воспроизводит или, иначе, отражает лишь отдельные свойства предмета, но не сам предмет. Восприятие – это вторая, более высокая ступень познания, отражающая свойства предмета в их взаимосвязи друг с другом"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ну, как бы то ни было, есть познание, а есть сознание, но нет никакого познания без сознания. Но что такое ощущение тогда? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давайте не будем спешить, во всём последовательно разберёмся, и вот, нам говорят, что ощущение субъективно. Так или это в полной мере? В целом, наверное, да, как и природа сознания, хотя тут есть кое-что добавить. Но, по большому счёту, довольно правильно. Например, наше самочувствие субъективно? Ведь самочувствие - это «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "комплекс субъективных ощущений, отражающих степень психологической и физиологической комфортности наличного состояния человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Хорошо, попробуем немного отвлечься и пофилософствовать, чтобы больше синтетически подойти к делу. И нам опять говорят товарищи философы, что «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ощущение бесструктурно. Поэтому за одним и тем же ощущением может стоять целый набор фрагментов объективной реальности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Отлично, похоже, процесс ощущения отражает именно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "объективную реальность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", значит, ощущение связано с объективностью предмета. Благодаря ощущению мы приобретаем чувственный опыт. А это в нашем физическом мире, который познаётся нами объективно, слуховые, тактильные, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но причём тут сознание? Смотрите, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ощущения и восприятия – начало возникновения сознательного отражения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Вообще ощущение иногда противопоставляется разуму, и если разум - это сугубо субъективное сознание, то "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ощущение есть уже объективное сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Да, ощущение - это научный подход к познанию, он объективен и сильно зависит от чувствительности восприятия материальных объектов. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но объяснение - это уже прерогатива разума (в той или иной степени успешности). Кажется, возникает путаница с сознанием? Или путаное сознание не может отразить объективную реальность? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, что такое объективное сознание? На самом деле, такое сознание даёт нам возможность познавать окружающий мир, и оно же является, по нашему мнению, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "методом восприятия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " этого самого мира. В чём суть, если сознание по своей природе субъективно? Дело в том, что исследуя тот или иной предмет действительности, мы как бы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "направляем своё сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на этот предмет, фокусируемся и сосредотачиваемся на нём. Отсюда, кстати, и вывод о степени направленности сознания, которое определяется как внимание. Мы сосредотачиваем своё внимание на предмете изучения? Значит, в этот момент наше сознание объективно! Погружаемся в думы и муки размышлений, абстрагируясь от объективного мира? Значит, сознание у нас уже субъективно! Чего же боле? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но ведь ощущения в психике принадлежат субъективному сознанию? Здесь можно ещё дополнительно отдельно порассуждать по теме различия объективного и субъективного сознания, но как-нибудь лучше в другой раз. Есть ощущение, что не надо убегать далеко в сторону. Но что ещё сказать относительно проблемы ощущения? Его справедливо допустимо считать информационным процессом, раз нейроны афферентно передают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "электрические"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сигналы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И эти сигналы воспринимаются структурами мозга (на первой стадии процесса). Мы же имеем право познавать мир. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ощущения позволяют человеку "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "воспринимать"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сигналы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но за интерпретацию сигналов отвечает психика. Поэтому в психологии ощущение трактуется как психический процесс отражения реальности в сознании человека. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же получается? Все наши анализаторы как бы «настроены» на то, чтобы отправлять входящие сигналы в психику для последующей их обработки. Иными словами, ощущение даёт "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "факты"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нашему разуму. И тут уж от разума зависит, какой будет результат, так как все искажения реальности стоит ставить в вину именно субъективности. Повторимся, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "весь материал ощущений объективен, и реально он воспринимается благодаря наблюдениям, какой есть на самом деле"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Но разум всё-таки вводит объяснения этой реальности. Итак, в информационном ключе, ощущения подобны информационному каналу, по которому сигналы идут в мозг. Если «отключить» такие каналы, то человек впадает в субъективное состояние, похожее на сон, при этом органы чувств не реагируют ни на какие раздражения. В то же время, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "сам мозг не в состоянии воспринимать все виды воздействий. Он «понимает» только электрические сигналы, связанные с нервными импульсами. Для того чтобы мозг отреагировал на раздражитель, в каждой сенсорной модальности сначала должно произойти преобразование соответствующей физической энергии в электрические сигналы, которые затем своими путями следуют в мозг. Где-то в мозге – может, в рецептивной зоне коры, а может, в каком-то другом участке коры – электрический сигнал вызывает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "осознанное переживание ощущения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn11"}, "string": "[11]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, физическое ощущение начинается с чувствительных к внешнему воздействию клеточных организаций в виде рецепторов, и распространяется до психики. Но сама природа ощущений, судя по всему, связана с электромагнетизмом. Скажем, растения также принимают информацию из внешнего мира, реагируют на неё соответствующе. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Каждая клетка и растение в целом обладают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "способностью адекватно оценивать параметры внешней и внутренней среды и быстро реагировать на их изменение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn12"}, "string": "[12]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ощущают ли чего-либо из внешнего мира растения? Чуть ниже постараемся хоть как-то сформулировать ответ на этот вопрос, но обозначим следующее: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Растительные организмы способны использовать свет не только как источник энергии, но и как эффективный фактор, с помощью которого осуществляется регуляция процессов роста и развития растения. Наиболее существенную информационную нагрузку при этом несут красная и синяя области спектра"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn13"}, "string": "[13]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Значит, что-то со светом? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело в том, что растительные клетки всё равно «погружены» в электромагнитное поле, без которого не появится процесс ощущения в принципе. Поэтому растения, хотя физически и реагируют на изменения среды, но они не способны к восприятию и психической обработке данных. Просто у растений не развита эмоциональная природа, как мы её понимаем. Тем не менее, растения имеют фоторецепторы и воспринимают свет, который оказывает влияние на их активность. Поэтому мы вынуждены считать, что ощущение нашего объективного мира у растений находится в зачаточном состоянии. Но основа для ощущения все равно имеется. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иными словами, у растений не вызывает ощущения такие воздействия, которые обычно воспринимает животный организм (у растений нет слуха, тактильной чувствительности, зрения, обоняния, вкуса). Но у растений есть, повторимся, ощущение света. Поэтому ощущение у растений нельзя классифицировать как объективное, оно у них почти полностью субъективное и, если можно так выразиться, ущербное, ибо объективное восприятие в полной мере возможно в организме лишь с развитием "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "нервной системы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и что такое ощущение? Концептуально, объективное сознание! Если иначе, то объективно сознательное восприятие реальности. Но мы не растения и у нас работает информационная система - психика. Похоже, что её во многом эмоциональная природа как бы манипулирует с вводными данными, отчего ощущение и рассматривается как субъективное. «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ощущение"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – только первичный материал "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "психического образа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn14"}, "string": "[14]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Заметим, а образ мы можем «слепить» не только зрительный, но и звуковой, тактильный, обонятельный и вкусовой. Видимо поэтому, скорее всего, аппетит - субъективное ощущение. Неужели всему виной эмоциональный фактор? Хорошо, мы приняли для себя приемлемую версию, что такое ощущение, и теперь уже будем продолжать со знанием дела, так сказать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. С. 228"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нормальная физиология: курс лекций / В. И. Кузнецов [и др. ]; под ред. В. И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск: ВГМУ, 2017. С. 509"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нормальная физиология: курс лекций / В. И. Кузнецов [и др. ]; под ред. В. И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск: ВГМУ, 2017. С. 543"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. С. 76"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Кожа человека (анатомия, гистология, гистопатология): учебное пособие для студентов медицинских вузов /П. А. Гелашвили, А. А. Супильников, В. А. Плохова - Самара: НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ», 2013. С. 35"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Психология познания: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. Е. Высоков. - М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 17"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 242"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С. Х. Карпенков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. С. 64"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref9"}, "string": "[9]"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 20"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко», 2013. С. 76"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref11"}, "string": "[11]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 146"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref12"}, "string": "[12]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Медведев С. С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 4"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref13"}, "string": "[13]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Медведев С. С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 385"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref14"}, "string": "[14]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 25"}], "attributes": []}], "selectedRange": [625, 625]}
Комментарии 0