21 сен 2023 · 08:25    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Дорогой заинтересованный искатель света, знаний, жизни, основная наша деятельность связана с познанием и теоретическим исследованием реальности. И мы не можем пропускать рассмотрение гносеологических вопросов познания, иногда уделяем им внимание, ибо это помогает настраиваться нам на общий познавательный путь. И вот мы с вами решили вдруг, что познавательная деятельность, да и любая другая деятельность, является выражением сознания. Замечательно, теперь, всё-таки, подумаем над тем, что такое деятельность сама по себе. Какие главные человеческие виды деятельности выделяются? "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 498239, "height": 632, "pic_id": 706231, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/image_QeZLbur.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы ответить приемлемым для нас образом на вопрос: что такое деятельность, попробуем в обобщённом виде обратиться к информационным ресурсам, как философии, так и обществознания, и психологии. Первым делом обозначим следующее: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Любая деятельность человека требует "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "волевых усилий"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " для своей реализации. Волевые усилия нужны не только для познания окружающего мира, но и для самоформирования человека и в ещё большей степени – для преобразования мира и человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Сразу возникает проблема "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "воли, её связи с сознанием"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Указанную связь мы будем рассматривать позднее, сейчас отметим, что без волевых усилий нет, как познавательной деятельности, так и, по большому счёту, управления по преобразованию мира человеком. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместе с тем, деятельность всегда сознательна, информационно обусловленная, а человек может выполнять "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "целесообразную деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ("}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "со знанием дела"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") и не очень. Ведь при отсутствии знания человек ведёт во многом "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "бесплановую деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Дальше, что касается человека, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "именно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сознание позволяет человеку познавать окружающий мир"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", переживать своё отношение к этому миру, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "регулировать свою деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Определённо, имеется тесная связь между регуляцией и управлением. И самое главное, скорее всего, что в основе человеческой деятельности, будь то познание или управление, лежит – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ментальное сознание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Само по себе слово «деятельность» подразумевает под собой некоторую "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "активность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Так, например, активность (согласно словарям) – это «энергичная деятельность». И вот, «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "человек как активно действующее существо "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "реализует свою активность"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " в трёх основных формах: поведение, деятельность и общение. Поведение представляет собой форму активности, направленную на приспособление к обстоятельствам. Общение представлено процессами коммуникации, посредством которых осуществляется обмен информацией. Деятельность имеет "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "направленность на преобразование обстоятельств"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " в соответствии с поставленными целями, на внесение нового в разные формы и виды активности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В целом, можно сказать, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "деятельность – целенаправленная активность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В человеческой деятельности в качестве «носителя цели» выступает – мысль. За счёт "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "мыслительной активности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " появляется соответствующая "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "деятельность человека"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Но в более широком смысле, если присутствует некоторая степень "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "воли"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то будет и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "активность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в той или иной мере выражения воли. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Познание"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " как процесс означает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "путь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "знанию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", благодаря познавательной активности человек приобретает знания, которые ему нужны для "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "достижения поставленных целей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А нам говорят, что «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "управление"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – процесс планирования, организации, координации, анализа, контроля и принятия управленческих решений, необходимых "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "для достижения целей организации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Другими словами, познание как бы обслуживает процесс управления, либо управление и познание – встречные друг другу процессы. Но без воли и знаний нет управления. Для осуществления своей деятельности человек заинтересован в знаниях. Знания вырабатываются в ходе процесса "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информационного обмена"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В свою очередь, сама деятельность связана с аспектом сознания и а"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ктивностью сознания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В результате можно утверждать, что деятельность строится на основе имеющегося информационного обмена. И не только знания мы получаем в режиме обмена информацией, тем самым познаём мир, процесс управления во многом считается информационным процессом, так как производится он посредством активности сознания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А давайте зададим вопрос: «Почему активность сознания определяет деятельность?». И здесь мы кое-что вспомним для себя. «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Познание – это процесс"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", происходящий в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "сознании"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", а сознание наполняется содержанием посредством познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Очень хорошо, в результате познания сознание наполняется знаниями. Что дальше? Однажды мы заметили, что тому или иному типу (уровню) сознания соответствует и свой "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "способ (форма) познания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Наверное, без познания не осуществлялась бы никакая деятельность, тем более управленческая. Между тем, если познание – это путь к знанию, то сознание означает "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "совместное действие или взаимодействие в системе, ведущее к цели"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Здесь отмечается указание на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "информационный обмен"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А мы понятие «сознание» условно соединили с понятием «метод», хотя его нельзя выделить из общего информационного обмена. Сознание - это такой метод, который ведёт к цели посредством совместного действия (взаимодействия). А деятельность – проявление сознания. И чего? Просто читаем: «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " – это совокупность "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "взаимосвязанных действий"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ", направленных на достижение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "цели"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "побуждаемых"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " потребностями, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "мотивами"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " и интересами людей (работа по дому, по хозяйству, профессиональная деятельность)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В продолжение темы несколько затронем психологическую интерпретацию понятия «деятельность», а затем его же раскроем с позиции естествознания, что будет довольно интересно. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. XX века"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Что в этой теории есть для нас из разряда важных сведений? Оказывается, деятельность имеет иерархические уровни в своём строении. Так, основная "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "единица деятельности – это действие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", в свою очередь, действие есть процесс, направленный на реализацию цели. Однако "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "цель всегда сознательна"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В итоге «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Опять отсылка к активному сознанию? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пожалуй, к психологической теории деятельности мы ещё вернёмся, сейчас снова всплывает уже знакомый нам постулат: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "жизнь – это энергия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А что такое? Ну, ничего особенного, просто цитируем: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Слово «"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "энергия"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "» в переводе с греческого языка означает действие, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "»."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftn10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Вот тебе раз, деятельность то не совсем обычная активность, она связана с энергией! А если мы начнём рассуждать об "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "энергии сознания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Тогда снова придём к понятию «информационный обмен», тесно связанным с энергетическим обменом, между прочим. Помните, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сознание – основной признак жизни"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? А нами было озвучено, между прочим, то, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "жизнь – это деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "! Ну и как это всё понимать? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ничего не остаётся делать, как рассматривать жизнь ещё и с точки зрения аспекта сознания. Жизнь – это движение, оно (это движение) в случае сознания рассматривается как "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "взаимодействие"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". В данном контексте всякая жизнь – это сознание, не важно, в какой форме жизнь проявляется, в растении ли, в животном или человеке. Есть энергия жизни, которую живая система должна принимать для своей жизнедеятельности, иначе никак. Следовательно, низшие уровни живых систем подчинены сознанию высших уровней живых систем. Это как? Дело в том, что "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "познавать мир могут все живые существа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но за процессом познания всегда стоит процесс управления! Ребята, нами управляют через наше сознание! Но эффективность и продуктивность процессов познания и управления зависят от уровня активности сознания, его информационных возможностей, как мы предполагаем. В общем, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "любая деятельность – это активность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которая обуславливается активным сознанием. В свою очередь, без "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "фактора воли"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ни о какой активности говорить не следует. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref1"}, "string": "[1]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 24"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref2"}, "string": "[2]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Баркова В. В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В. В. Баркова, К. А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж. -Урал. гос. гум. -пед. ун-та, 2017. С. 225"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref3"}, "string": "[3]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Философия: учебное пособие (для бакалавров и магистрантов нефилософских направлений подготовки) / подготовили: Н. А. Балаклеец, В. И. Белозерцев, Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Р. В. Леушкин, Г. Ф. Миронов, Е. Ш. Ташлинская, В. Т. Фаритов. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. С. 6"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref4"}, "string": "[4]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Теория управления: учебное пособие / О. В. Симагина, В. М. Матюнин, СИУ - филиал РАНХиГС - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014. С. 10"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref5"}, "string": "[5]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Книгин. А. Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref6"}, "string": "[6]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Обществознание. Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 т. Т. 1: Человек и общество / М. М. Алдаганов, С. Н. Антонов, В. Я. Бурмистров и др.; Под ред. М. В. Пашкова и А. И. Стребкова. Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Островитянин, 2011. С. 79"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref7"}, "string": "[7]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 107"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref8"}, "string": "[8]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 110"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref9"}, "string": "[9]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Введение в общую психологию: курс лекций / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. С. 112"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "#_ftnref10"}, "string": "[10]"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С. Х. Карпенков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. С. 367"}], "attributes": []}], "selectedRange": [584, 584]}
Комментарии 1