Нейроотличные дети с СДВГ: почему гиперактивность – это не болезнь?
23 сен 2024 · 12:40
1.jpg276.18 KB
Что значит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), если активность и невнимательность для определенного возраста детей – это норма?
Дети с гиперактивностью отличаются регулярной импульсивностью, параллельно с этим взрослые могут заметить у них постоянные проблемы с вниманием, нарушения в поведении. Они легко отвлекаются, не могут следовать инструкциям, плохо слушают, теряют вещи и не обращают внимания на важные детали. Эти нейроотличности часто сохраняются на протяжении всей жизни. По данным ВОЗ, дефицит внимания встречается у 4–9% людей, и он НЕ всегда связан с проблемами интеллектуального развития.
2.jpg298.75 KB
При этом СДВГ не является болезнью, правильно называть его нейроотличием – диагноз, который требует коррекции. СДВГ влияет на способность выполнять задачи и ориентироваться в них. У таких людей наблюдаются проблемы с переключением между системами мозга, отвечающими за работу и отдых.
СДВГ не связан с недостатком внимания – это, как правило, проблемы его контроля. При этом люди с СДВГ могут одновременно фокусироваться на многих стимулах.
«Активность для детей дошкольного возраста нормальна, но гиперактивность требует коррекции. Гиперактивность проявляется везде и не только в школе или детском саду. У ребенка с СДВГ физическая неспособность себя контролировать. Симптомы включают: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Дети с СДВГ не могут контролировать свое поведение – они как ураган, в отличие от активных, но нормотипичных детей.
Важно обращать внимание на длительность и повторяемость симптомов: если это продолжается более 6 месяцев, стоит обратиться за диагностикой. Импульсивность начинает проявляться во всем: написал быстро и не успел подумать, так называемые ошибки по невнимательности, нарушения социального взаимодействия – окружающие дети шокированы такой активностью. Речь и поступки у таких детей быстрее, чем осознание», – рассказывает нейропсихолог Полина Акимова.
3.jpg365.9 KB
Примеры из практики
Алексей, мальчик дошкольного возраста
На занятиях с педагогом-психологом он проявлял одну интересную особенность: его внимание привлекали из раза в раз пайетки, при этом контролировать свой импульс он не мог физически, и, где бы он ни замечал данные украшения, бежал к ним прикоснуться. Это вызывало определенное недопонимание со стороны не только взрослых, но и сверстников, ведь украшения были и на одежде, например. Алеша, не обращая внимания на неуместность действия, стремился их трогать, и договориться с ним было невозможно. При этом интеллектуально Алексей все понимал, что нельзя так себя вести, но сдержать импульсивность был не в состоянии.
12.jpg366.42 KB
Поэтому взрослым рекомендуется обратиться сразу к нескольким специалистам: педиатру, психиатру, неврологу, нейропсихологу, АВА-терапевту, логопеду, психологу.
Педиатр проводит первичную оценку, психиатр и невролог исключают другие диагнозы. Нейропсихолог, логопед, АВА-терапевт помогают с коррекцией поведения и речи. Психолог работает и с ребенком, и с семьей.
4.jpg345.49 KB
«Самооценка гиперактивных детей страдает из-за постоянных замечаний, например, по поводу отсутствия интереса к монотонной деятельности или их импульсивности в общении. Однако существуют способы поддержки и развития таких детей. Мамы и папы могут договориться с ребенком о специальном жесте, обозначающем необходимость остановки. Гиперактивным детям важно выполнять задания, которые им интересны, они должны быть мотивированы на него родителями.
Режим дня помогает снизить тревожность и учит последовательности действий, а физическая активность, например, с использованием спортивного инвентаря, способствует регуляции активности. Родителям необходимо записать сына или дочь в спортивные секции. Нужно объяснять ребенку важность смены перерывов и физической активности», – уточняет Ирина Корушина, ведущий психолог Регионального центра «Семья».
8.jpg444.72 KB
9.jpg508.34 KB
Несмотря на некоторые сложности, гиперактивные дети обладают преимуществом – они быстро соображают и принимают решения в стрессовых ситуациях. Взрослым стоит спросить у специалистов о плюсах данного синдрома и узнать об СДВГ больше, это поможет им снизить тревогу. Если вы столкнулись с гиперактивностью, то обратитесь за помощью к специалистам, они научат, как интегрировать СДВГ в привычную социальную жизнь.
11.jpg321.17 KB
Можно записаться на консультацию в Региональный центр «Семья» .
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1.jpg", "filesize": 282804, "height": 2295, "pic_id": 906346, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093720Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=5213f56b3801df22fc0597df28fff9b5cb652bb4d41dbfbfb934e4ea9e976bf6", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что значит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), если активность и невнимательность для определенного возраста детей – это норма?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дети с гиперактивностью отличаются регулярной импульсивностью, параллельно с этим взрослые могут заметить у них постоянные проблемы с вниманием, нарушения в поведении. Они легко отвлекаются, не могут следовать инструкциям, плохо слушают, теряют вещи и не обращают внимания на важные детали. Эти нейроотличности часто сохраняются на протяжении всей жизни. По данным ВОЗ, дефицит внимания встречается у 4–9% людей, и он НЕ всегда связан с проблемами интеллектуального развития."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2.jpg", "filesize": 305915, "height": 2295, "pic_id": 906348, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093811Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b418a1a7cfddd6079dcea325a72d9618e264c9dab4dd305d5f0b06a3de9b1498", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом СДВГ не является болезнью, правильно называть его нейроотличием – диагноз, который требует коррекции. СДВГ влияет на способность выполнять задачи и ориентироваться в них. У таких людей наблюдаются проблемы с переключением между системами мозга, отвечающими за работу и отдых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "СДВГ не связан с недостатком внимания – это, как правило, проблемы его контроля. При этом люди с СДВГ могут одновременно фокусироваться на многих стимулах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Активность для детей дошкольного возраста нормальна, но гиперактивность требует коррекции. Гиперактивность проявляется везде и не только в школе или детском саду. У ребенка с СДВГ физическая неспособность себя контролировать. Симптомы включают: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Дети с СДВГ не могут контролировать свое поведение – они как ураган, в отличие от активных, но нормотипичных детей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Важно обращать внимание на длительность и повторяемость симптомов: если это продолжается более 6 месяцев, стоит обратиться за диагностикой. Импульсивность начинает проявляться во всем: написал быстро и не успел подумать, так называемые ошибки по невнимательности, нарушения социального взаимодействия – окружающие дети шокированы такой активностью. Речь и поступки у таких детей быстрее, чем осознание», – рассказывает нейропсихолог Полина Акимова."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3.jpg", "filesize": 374678, "height": 2295, "pic_id": 906349, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093825Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3bb227b7f4c3cf61a0918d965f2e27726f7d89347882c76e7b73530998c3a3a8", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Примеры из практики"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей, мальчик дошкольного возраста"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На занятиях с педагогом-психологом он проявлял одну интересную особенность: его внимание привлекали из раза в раз пайетки, при этом контролировать свой импульс он не мог физически, и, где бы он ни замечал данные украшения, бежал к ним прикоснуться. Это вызывало определенное недопонимание со стороны не только взрослых, но и сверстников, ведь украшения были и на одежде, например. Алеша, не обращая внимания на неуместность действия, стремился их трогать, и договориться с ним было невозможно. При этом интеллектуально Алексей все понимал, что нельзя так себя вести, но сдержать импульсивность был не в состоянии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "12.jpg", "filesize": 375213, "height": 2295, "pic_id": 906354, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/12.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093927Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cbc880d3c57b0a1e64fc84fa6e06c62722ee81aa51f80455df8fab35e04e9a1d", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому взрослым рекомендуется обратиться сразу к нескольким специалистам: педиатру, психиатру, неврологу, нейропсихологу, АВА-терапевту, логопеду, психологу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Педиатр проводит первичную оценку, психиатр и невролог исключают другие диагнозы. Нейропсихолог, логопед, АВА-терапевт помогают с коррекцией поведения и речи. Психолог работает и с ребенком, и с семьей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4.jpg", "filesize": 353785, "height": 2295, "pic_id": 906350, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093834Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=efa2b60ba1cee18312b0e0f0ac98f063ffb888fc2bba78b66ddd3277fd116a43", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Самооценка гиперактивных детей страдает из-за постоянных замечаний, например, по поводу отсутствия интереса к монотонной деятельности или их импульсивности в общении. Однако существуют способы поддержки и развития таких детей. Мамы и папы могут договориться с ребенком о специальном жесте, обозначающем необходимость остановки. Гиперактивным детям важно выполнять задания, которые им интересны, они должны быть мотивированы на него родителями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Режим дня помогает снизить тревожность и учит последовательности действий, а физическая активность, например, с использованием спортивного инвентаря, способствует регуляции активности. Родителям необходимо записать сына или дочь в спортивные секции. Нужно объяснять ребенку важность смены перерывов и физической активности», – уточняет Ирина Корушина, ведущий психолог Регионального центра «Семья»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8.jpg", "filesize": 455391, "height": 2295, "pic_id": 906351, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093902Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7f6240ca10ffeb8c3a3ac639379c8dd8a02f3cd22ed2f48036d5210d9b5581d6", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9.jpg", "filesize": 520540, "height": 2295, "pic_id": 906352, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/9.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093909Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=dd4078e1ae9db1d51af878e47de268153ce62fbee7376f2e23e7598132690c73", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на некоторые сложности, гиперактивные дети обладают преимуществом – они быстро соображают и принимают решения в стрессовых ситуациях. Взрослым стоит спросить у специалистов о плюсах данного синдрома и узнать об СДВГ больше, это поможет им снизить тревогу. Если вы столкнулись с гиперактивностью, то обратитесь за помощью к специалистам, они научат, как интегрировать СДВГ в привычную социальную жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11.jpg", "filesize": 328878, "height": 2295, "pic_id": 906353, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/23/11.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240923%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240923T093918Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6a6836c985d50d17f8da8d1b9f8e8540026a9df0d2f452830b9a99c8fce34921", "width": 4080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Можно записаться на консультацию в Региональный центр "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fcentrsemya72"}, "string": "«Семья» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Друзья, подписывайтесь на наш "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fcentrsemya72"}, "string": "телеграм-канал"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2622, 2780]}
Комментарии 0