3
Они другие. Неожиданные выводы студентов ВШЭ о жизни в СССР | Паблико
209 подписчики

Они другие. Неожиданные выводы студентов ВШЭ о жизни в СССР


03 мар 2022 · 06:01    



Это я, автор публикации. Фото не по теме, но я был участником той дискуссии


Был последний день августа. Я и моя благоверная половинка — Евгения, разместились в плацкарте поезда, который должен был доставить нас в Екатеринбург. В купе уже находилась семейная пара омичей — Иван и Агаша. Они осуществили посадку ранее, в областном центре — Калачинске.

Познакомились, пообщались. Отличные ребята, на позитиве. Тоже любят путешествовать по России. Иван автослесарь и по совместительству — блогер, ведёт на ютубе познавательный канал, посвящённый своей автомастерской. Агаша — учитель физики в сельской школе, увлечение – пишет на Дзене статьи про особенности жизни в российской деревне.

На боковых местах, как позже выяснилось, разместились два студента ВШЭ, возвращались после летних каникул из Новосибирска в ВУЗ. На первый взгляд, обычные ребята, но как потом оказалось — этот вывод был поспешным.

В ходе общения выяснилось, что Иван до пятнадцатилетнего возраста жил в селе Ивановка. В том самом, где я провёл детство и юность, приезжая погостить из Омска к дедушке с бабушкой по материнской линии. Но из-за разности возраста (он старше меня на 6 лет) как-то не пересеклись. Нахлынули воспоминания о временах детства. И все мы погрузились в атмосферу душевной, порой весёлой беседы о жизни в СССР.

Иван жил в доме на улице Зелёная, покрытой мягким ковром гусиной травки. Услышав это позабытое название, я припомнил приятное чувство, когда бегал по траве босиком.

Вспомнили, как в деревне люди не запирали дома, а если и закрывали, то ключ вешали где-то поблизости на гвоздик. Все друг друга знали, воровства не было. Хотя, будучи мальчуганами, шкодничали, «загоняя козла в огород», но в избы никогда не лезли.

Обсуждали массовые игры, в которые играли большой ватагой, собиравшейся со всей улицы. В отличие от наших дней, когда детей не заставишь оторваться от монитора ПК и пойти подышать свежим воздухом на улицу, для нас было наказанием, когда родители не отпускали погулять.

Особенно оживлённо говорили о «вкусняшках», которыми любили лакомиться во времена Союза — шоколадные медальки, фигурные зайцы, кубики прессованного какао с сахаром, кусковой шоколад, варёная сгущёнка, самодельные леденцы из жжёного сахара, жмых подсолнечника и т.д.

Ностальгировали о перекусах. Раньше как бывало, нагуляешь на свежем воздухе здоровый аппетит. Заскочишь на минутку домой, отрежешь краюху хлеба, намажешь сверху сметану (такая густая, что ложка стоит), посыплешь сахаром, или натрёшь горбушку чесноком, и бегом на улицу, крича «сорок один, ем один!».

Со стороны соседей по вагону — студентов наблюдался неподдельный интерес к нашей беседе. Внимательно слушая нас, они, не стесняясь, уточняли смысл некоторых слов и действий. Например, что такое «загнать козла в огород». Как играют в лапту, кашевара. Что такое «тюря», и как её готовят и т.п.

Мы с воодушевлением и довольно подробно отвечали на их вопросы, считая, что передаём им уходящий в небытие жизненный опыт и сведения.

Несколько часов мы плыли по волнам нашей коллективной памяти о счастливых временах, прожитых в СССР, перейдя от воспоминаний о детстве, к студенческим годам. Говорили о летних днях, проведённых в стройотряде, о размерах стипендий, несравнимых с нынешними. Например, студент на стипендию смог слетать из Омска в Москву. В целом нам было очень и очень здорово.

- Вот так вот мы и жили-поживали! — восторженно сказала Агаша.

-Да, нелегко вам приходилось, — изрёк один из студентов, неожиданный для нас вывод.

- Нам на лекциях в Вузе, — продолжил он, — рассказывали, как во времена СССР нелегко жилось простому народу, особенно в деревне. Люди от рассвета до заката тяжело трудились, но всё равно не могли свести концы с концами. А сегодня нам посчастливилось самим услышать от реальных свидетелей правду про несладкую жизнь на селе.

-Это как же вы пришли к таким выводам?! — возмущённо удивился Иван.

-Так на основании ваших же рассказов!

И далее мы на какое-то время буквально онемели, пока студент излагал свои доводы, которые вывел, якобы, опираясь на слова, услышанные от нас. Ему вторил его сокурсник. Итак, якобы от нас они узнали, что в Союзе:

  • Многое, производившееся в СССР, было низкого качества, постоянно ломалось. Ведь Иван же сам рассказывал, что с детских лет всё время что-то чинил начиная с детских велосипедов и заканчивая тракторами, которые всё время ломались.
  • По ТВ постоянно крутилась пропаганда, восхваляющая советский строй, и лгущая о вымышленных достижениях. Детских передач почти не было. За исключением — «В гостях у сказки», и мультсериала «Ну, погоди!»
  • Обуви на всех не хватало. Ведь мы же сами говорили, что бегали по улице босиком.
  • Было голодно. Чтобы прокормиться, дети были вынуждены «загонять козла в огород» и воровать с колхозных полей – картошку, горох, кукурузу.
  • Нормальной пищи было мало. Поэтому людям приходилось есть суп из крапивы, искать корни папоротника, добывать в лесу кислицу, жевать щавель.

Поняв позицию студентов, Иван прервал бурный фонтан их вымыслов.

- Как же вам в ВУЗе то мозги переформатировали. — удивился Иван. - Ведь вы всё хорошее игнорируете, а плохое видите там, где его нет.

В ответ студенты начали доказывать нам, что это нам в советские времена пропаганда напрочь отбила возможность критически мыслить. Просто нам в силу особенностей восприятия детской психикой происходящего вокруг, всё казалось большим, интересным, ярким. Трава была зеленее, пища слаще, и кругом было только хорошее. А на самом деле, всё было очень плохо.

Обстановка накалялась, и я сказал:

-Всё, дискурс закончен. Каждый остаётся при своём. Мы с положительными воспоминаниями о своём, советском прошлом. Вы в своей вымышленной нереальности. 

Студенты пытались продолжить, но Евгения, жёстко сказала:

- Даже не думайте прикасаться своими погаными измышлениями к моему прекрасному детству!

Повисла тишина. Казалось, что два мелких скунса, у которых сорвало клапаны, испортили нам настроение надолго. Но мы не привыкли отступать, и я сказал:

- Как всё-таки здорово, ребята, что нам удалось пожить в самой хорошей стране, где многие были по-настоящему счастливы!

PS/ Да, в истории каждого государства есть как положительные, так и отрицательные моменты. И про них должен знать каждый гражданин. Но в современном российском обществе есть люди, жившие в СССР, и в наши дни, льющие потоки необъективной грязи, на всё, что связано с Союзом. Мне неизвестно, какие ими преследуются цели, но в своих воспоминаниях они излагают исключительно только плохое. И при этом уверяют, что изложенное является единственной объективной истиной. Это их личное дело. Но печально, когда такие однобокие преподают в ВУЗах подрастающему поколению наспех переписанную историю, искажая её до неузнаваемости. Тем самым лишая страну не только прошлого, но и будущего.



Это я, автор публикации. Фото не по теме, но я был участником той дискуссии


Был последний день августа. Я и моя благоверная половинка — Евгения, разместились в плацкарте поезда, который должен был доставить нас в Екатеринбург. В купе уже находилась семейная пара омичей — Иван и Агаша. Они осуществили посадку ранее, в областном центре — Калачинске.

Познакомились, пообщались. Отличные ребята, на позитиве. Тоже любят путешествовать по России. Иван автослесарь и по совместительству — блогер, ведёт на ютубе познавательный канал, посвящённый своей автомастерской. Агаша — учитель физики в сельской школе, увлечение – пишет на Дзене статьи про особенности жизни в российской деревне.

На боковых местах, как позже выяснилось, разместились два студента ВШЭ, возвращались после летних каникул из Новосибирска в ВУЗ. На первый взгляд, обычные ребята, но как потом оказалось — этот вывод был поспешным.

В ходе общения выяснилось, что Иван до пятнадцатилетнего возраста жил в селе Ивановка. В том самом, где я провёл детство и юность, приезжая погостить из Омска к дедушке с бабушкой по материнской линии. Но из-за разности возраста (он старше меня на 6 лет) как-то не пересеклись. Нахлынули воспоминания о временах детства. И все мы погрузились в атмосферу душевной, порой весёлой беседы о жизни в СССР.

Иван жил в доме на улице Зелёная, покрытой мягким ковром гусиной травки. Услышав это позабытое название, я припомнил приятное чувство, когда бегал по траве босиком.

Вспомнили, как в деревне люди не запирали дома, а если и закрывали, то ключ вешали где-то поблизости на гвоздик. Все друг друга знали, воровства не было. Хотя, будучи мальчуганами, шкодничали, «загоняя козла в огород», но в избы никогда не лезли.

Обсуждали массовые игры, в которые играли большой ватагой, собиравшейся со всей улицы. В отличие от наших дней, когда детей не заставишь оторваться от монитора ПК и пойти подышать свежим воздухом на улицу, для нас было наказанием, когда родители не отпускали погулять.

Особенно оживлённо говорили о «вкусняшках», которыми любили лакомиться во времена Союза — шоколадные медальки, фигурные зайцы, кубики прессованного какао с сахаром, кусковой шоколад, варёная сгущёнка, самодельные леденцы из жжёного сахара, жмых подсолнечника и т.д.

Ностальгировали о перекусах. Раньше как бывало, нагуляешь на свежем воздухе здоровый аппетит. Заскочишь на минутку домой, отрежешь краюху хлеба, намажешь сверху сметану (такая густая, что ложка стоит), посыплешь сахаром, или натрёшь горбушку чесноком, и бегом на улицу, крича «сорок один, ем один!».

Со стороны соседей по вагону — студентов наблюдался неподдельный интерес к нашей беседе. Внимательно слушая нас, они, не стесняясь, уточняли смысл некоторых слов и действий. Например, что такое «загнать козла в огород». Как играют в лапту, кашевара. Что такое «тюря», и как её готовят и т.п.

Мы с воодушевлением и довольно подробно отвечали на их вопросы, считая, что передаём им уходящий в небытие жизненный опыт и сведения.

Несколько часов мы плыли по волнам нашей коллективной памяти о счастливых временах, прожитых в СССР, перейдя от воспоминаний о детстве, к студенческим годам. Говорили о летних днях, проведённых в стройотряде, о размерах стипендий, несравнимых с нынешними. Например, студент на стипендию смог слетать из Омска в Москву. В целом нам было очень и очень здорово.

- Вот так вот мы и жили-поживали! — восторженно сказала Агаша.

-Да, нелегко вам приходилось, — изрёк один из студентов, неожиданный для нас вывод.

- Нам на лекциях в Вузе, — продолжил он, — рассказывали, как во времена СССР нелегко жилось простому народу, особенно в деревне. Люди от рассвета до заката тяжело трудились, но всё равно не могли свести концы с концами. А сегодня нам посчастливилось самим услышать от реальных свидетелей правду про несладкую жизнь на селе.

-Это как же вы пришли к таким выводам?! — возмущённо удивился Иван.

-Так на основании ваших же рассказов!

И далее мы на какое-то время буквально онемели, пока студент излагал свои доводы, которые вывел, якобы, опираясь на слова, услышанные от нас. Ему вторил его сокурсник. Итак, якобы от нас они узнали, что в Союзе:

  • Многое, производившееся в СССР, было низкого качества, постоянно ломалось. Ведь Иван же сам рассказывал, что с детских лет всё время что-то чинил начиная с детских велосипедов и заканчивая тракторами, которые всё время ломались.
  • По ТВ постоянно крутилась пропаганда, восхваляющая советский строй, и лгущая о вымышленных достижениях. Детских передач почти не было. За исключением — «В гостях у сказки», и мультсериала «Ну, погоди!»
  • Обуви на всех не хватало. Ведь мы же сами говорили, что бегали по улице босиком.
  • Было голодно. Чтобы прокормиться, дети были вынуждены «загонять козла в огород» и воровать с колхозных полей – картошку, горох, кукурузу.
  • Нормальной пищи было мало. Поэтому людям приходилось есть суп из крапивы, искать корни папоротника, добывать в лесу кислицу, жевать щавель.

Поняв позицию студентов, Иван прервал бурный фонтан их вымыслов.

- Как же вам в ВУЗе то мозги переформатировали. — удивился Иван. - Ведь вы всё хорошее игнорируете, а плохое видите там, где его нет.

В ответ студенты начали доказывать нам, что это нам в советские времена пропаганда напрочь отбила возможность критически мыслить. Просто нам в силу особенностей восприятия детской психикой происходящего вокруг, всё казалось большим, интересным, ярким. Трава была зеленее, пища слаще, и кругом было только хорошее. А на самом деле, всё было очень плохо.

Обстановка накалялась, и я сказал:

-Всё, дискурс закончен. Каждый остаётся при своём. Мы с положительными воспоминаниями о своём, советском прошлом. Вы в своей вымышленной нереальности. 

Студенты пытались продолжить, но Евгения, жёстко сказала:

- Даже не думайте прикасаться своими погаными измышлениями к моему прекрасному детству!

Повисла тишина. Казалось, что два мелких скунса, у которых сорвало клапаны, испортили нам настроение надолго. Но мы не привыкли отступать, и я сказал:

- Как всё-таки здорово, ребята, что нам удалось пожить в самой хорошей стране, где многие были по-настоящему счастливы!

PS/ Да, в истории каждого государства есть как положительные, так и отрицательные моменты. И про них должен знать каждый гражданин. Но в современном российском обществе есть люди, жившие в СССР, и в наши дни, льющие потоки необъективной грязи, на всё, что связано с Союзом. Мне неизвестно, какие ими преследуются цели, но в своих воспоминаниях они излагают исключительно только плохое. И при этом уверяют, что изложенное является единственной объективной истиной. Это их личное дело. Но печально, когда такие однобокие преподают в ВУЗах подрастающему поколению наспех переписанную историю, искажая её до неузнаваемости. Тем самым лишая страну не только прошлого, но и будущего.

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ истории сибиряка 04 мар 2022 в 10:04
Дорогой друг, на моем канале у каждого читателя имеется возможность рассказать свою удивительную историю. Присылайте на электронный адрес bulat678@yandex.ru или пишете в ВК (ссылка вверху страницы). После редактирования и художественного оформления, история в виде художественно-документального рассказа будет опубликована от вашего имени (некоторые желают остаться инкогнито).
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ