Итак, в прошлый раз мы погружались в колониальную историю Тринидада, читая научное исследование Тимоти Роммена. Сегодня продолжим. И вновь* под праведный Дансхол лейбла Малыша Криса (Baby C):
Несмотря на массовое прибытие в 19 в. на Тринидад всяческих протестантских миссионеров, социо-культурная и религиозная география острова только начинала формироваться. Как и всюду на Карибах, экономика плантаций всецело зависела от дешёвой рабочей силы. А тут стабильности не было.
Запрет Британией работорговли в 1807, законы об улучшении положения рабов (от 1824 и 1831), запрет 1825 года на ввоз рабов из соседних колоний, окончательное упразднение рабства в 1834.. все эти шаги последовательно ослабляли заложенную ещё при Колумбе колониальную систему.
Хотя Британия объявила рабство вне закона в 1833, а в Америке освободили рабов в 1865 после поражения Конфедерации в гражданской войне, транс-атлантическая работорговля силами пиратов продолжалась вплоть до 1888
К 1840 перед элитой Тринидада встал реальный риск финансового краха. Плантаторы стали добиваться от Британского правительства разрешения на ввоз гастарбайтеров из Индии. И добились, в 1844, положив тем начало следующей трагической главе эксплуатации.
Первый корабль с индусами прибыл в Порт-оф-Спейн в 1845, после чего ввоз их не прекращался до 1917. Свыше 144 тысяч кули (cooley, как пренебрежительно называли индийских работяг на Тринидаде) преодолели «путешествие через 7 морей», чтобы раз и навсегда изменить демографию острова - сегодня кули вместе с дугла (метисы индусов с неграми) составляют свыше 40% населения на Тринидаде.
Следом за индусами гастарбайтерами потянулись и китайцы с ливанцами.
В результате к и без того сложной мешанине религий Тринидада добавились Индуизм и Ислам. Перепись населения в 2000г. показала, что мусульмане и индуисты составили около 30%.
Новоприбывшие на Тринидад кули - индийские гастарбайтеры, прибывшие по контрактам работать портовыми грузчиками
А с начале 20в. наметились обратные тенденции. Теперь уже тринидадские мигранты стали искать лучшей жизни, уезжая в Нью-Йорк, Лондон, Торонто и другие города Европы и Северной Америки - ради работы и получения образования. Таким образом диаспоры стали источником обмена с внешним миром - плодородная почва, на которой легко можно увязать прошлое, настоящее и будущее.
Эти социальные и культурные перемены по-разному затрагивали географию острова, но многие современные религиозные тенденции тесно завязаны на сношения меж Тринидадом и растущей карибской диаспорой за рубежом.
Политическая борьба за независимость от Английской короны началась в середине 20в и продлилась порядка 10 лет, увенчавшись победой 31 августа 1962. Но покоя стране это не принесло. Обострилось политическое соперничество за авторитет и власть, перегибы которого привели к появлению в 70-х националистического движения Власть Чёрных, попытке мусульманского переворота в 1990 и приходу в правительство в 90-х индусов, ранее лишённых гражданских прав.
Деревенские жители возвращаются с рынка на острове Тобаго. Открытка начала 20в.
Меж тем, росла политическая зависимость от США. Не удивительно, что и религиозная жизнь евангельских христиан всё больше ориентировалась на идеи и тренды, звучавшие из заграницы. Фактически, роль Америки приобрела столь значимое влияние, что туда переместились все духовные центры.
В частности, пятидесятники - будь то традиционалисты, независимые деноминации или Церковь Бога - все они вели активную миссионерскую деятельность на Тринидаде с самого начала 20в. По нынешний день, конкурируя друг с другом, они ежегодно обращают в свою веру большое число людей. Подавляющее большинство этих миссий направлены пан-Карибскими организациями, базирующимися в США и Канаде.
[ Справка: Пятидесятники или же харизматы (самоназвание - христиане веры евангельской) - ветвь Протестантства, в которой основной акцент делается на обретении «даров Святого Духа», в том числе способность исцелять болезни, пророчествовать, говорить на незнакомых языках, видеть мир духов и творить чудеса. Для взыскания даров прибегают к практикам вхождения в транс, в том числе заимствованным в африканских культах одержимости духами, чтобы открыть врата души для вхождения «Святого Духа» (кто там в них входит при этом - ещё большой вопрос) ]
Служба в церкви пятидесятников, Чикаго, 1941
Быстрый взгляд на то, кто именно начал в 20в. работу на Тринидаде, прекрасно иллюстрирует выше сказанное:
В 1912 преподобный Батсон привёл Африканскую Епископальную Церковь Методистов, основав конгрегацию в приходе Святого Иакова (подобные церкви являются «африканскими» сугубо по названию и к Африке имеют отношение весьма косвенное, разве что, по расовой принадлежности своих чёрных прихожан).
В 1923 прибыли вне-деноминационные миссионеры Роберт и Элизабет Джемисон, положив начало ряду независимых церквей, которые в результате в 1926 примкнули к Пятидесятнической Ассамблее Канады (PAOC). В 1935 была запущена Библейская Школа Тринидада, позже в 1947 преобразованная в Вест-Индийскую Школу Теологии (WIST).
За какую-то декаду региональное пятидесятническое движение выросло настолько, что отделилось от PAOC - в 1958 была создана локальная Пятидесятническая Ассамблея Вест-Индии (PAWI). Тем не менее, формальное участие PAOC в жизни PAWI остаётся вполне осязаемым даже сегодня. Большинство этих церквей находится под управлением пасторов-выпускников WIST.
Но этим дело не ограничилось.
Харизматы на Карибах
В 1927 Мэтти Маккоули прибыл из США, чтобы основать тринидадский филиал пятидесятнической Церкви Бога. Но по настоящему она расцвела, когда в 1956 к ней решил примкнуть со своей независимой церковью религиозный лидер Эдвард Хасматали. Это совпало с приходом в 1955 американской пятидесятнической Церкви Открытой Библии, сразу показавшей удивительный рост. Уже через 20 лет, в 1972, тринидадский филиал провозгласил свою номинальную независимость от материнской организации. Теперь это крупнейшая в стране деноминация, как по числу верующих, так количеством приходов.
Есть ещё и так называемая Церковь Христа - ей Тринидад обязан радио-проповеднику Бобу Брауну, который вещавшему с соседнего острова Сен-Винсент. Его программы стали так популярны, что вдохновлённые радио-слушатели пригласили его в 1971 открыть на Тринидаде филиал этой церкви.
Крещение в секте пятидесятников
Тринидадские церкви продолжают кормиться из зарубежных фондов и получать маркетинговые выгоды от вещающих из Америки радио-программ и телеканалов (таких, как Trinity Broadcasting Network), а также получать пожертвования от братьев и сестёр в диаспоре.
На американское присутствие в Карибском регионе принято смотреть негативно, ведь иностранные церкви немало беспокоят местных пасторов, которые теряют своих прихожан. Приток материального обеспечения и внешнее финансирование воспринимаются как коммерциализация веры. Ведь налицо преимущества, которые пришлые используют против конкурирующих конфессий, страдающих от вечной нехватки ресурсов.
Типичный пример такой точки зрения - редакторская статья в журнале Hot Calaloo:
«По всему Тринидаду идёт битва. Битва за души, которую ведут базирующиеся в США фундаменталисты Пятидесятнической церкви. Хотя многие обращения ведутся за счёт прихожан традиционных христианских церквей, две трети новообращённых ими происходят из индо-азиатского сообщества Тринидада и Тобаго. Лидеры индуизма обескуражены и обвиняют пятидесятников в ведении агрессивной кампании, распространяющей религиозную нетерпимость и дезинформацию об индуизме. Они даже на ТВ рекламу проплачивают. Скупают души за доллары. Индуисты грозятся дать отпор, чтобы сохранить численность своих членов, но, похоже, у них нет ни единого шанса».
Харизматы синкретического культа ориша-баптистов на Тринидаде
Общее число пятидесятников по переписи населения 1990 года - 84066 человек. И это самая быстро растущая религиозная группа в стране. Очевидно, что она сместит с третьего места Англиканство (на первом месте католики, на втором индуисты).
Одна из сложностей статистики - аккуратно выделить приверженцев пятидесятничества, поскольку многие церкви сами по себе - основаны апостолами-индивидуалистами, а потому не принадлежат никаким ассоциациям и не аффилированы более крупными организациями.
Это видно по переписи 2000 года, в которой пятидесятниками назвали себя 76327 человек, но при этом категория христиан, обозначивших свою конфессиональную принадлежность как «другая», драматически выросло с 98936 человек в 1990 до 120666 человек в 2000.
Воздевание рук в пятидесятнической церкви
В любом случае, очень сложно уверенно заявлять цифры роста конгрегаций пятидесятников, но переписи отражают некие общие тренды. Репортёр издания Trinidad Express Наташа Кокер комментирует статистику так:
“Точное число пятидесятнических церквей сложно оценить по причине роста церквей, которые называют себя независимыми и вне-конфессиональными, мнящим себя оппозицией к устоявшимся образованиям типа PAWI или Церквям Открытой Библии. Более того, лишь небольшая фракция таких церквей зарегистрировалась в Ассоциации Независимых Церквей (AIM) ”.
Но что объединяет всех харизматов, что они в гораздо большей степени, нежели прочие протестанты, подчёркивают прямую работу Святого Духа как в самих верующих, так и в делах их церквей.
Харизматичные ривайвалисты (как называют тех, кто взялся возрождать истинную апостольскую веру) изучают Библию на природе
«Дары Святого Духа» проявляют себя в глоссолалии - якобы говорении на «языках ангелов», которое представляет собой речь в состоянии транса из бессмысленных слов, хотя имеющую некоторые признаки осмысленной речи по темпу, ритму, структурам слога и относительной частоте встречаемости звуков. Подобное явление может наблюдаться, кстати, во время сна и при некоторых психических заболеваниях.
Среди других «даров» - вещие видения и целительство. Всё это служит свидетельствами полноценной христианской жизни. Иными словами, практический опыт в церквях пятидесятников всегда важнее прописных истин - человек с личным духовным опытом там никогда не будет под властью того, кто вооружён лишь доктринами учения.
Однако же, не смотря на примат опыта и полагательство на прямое водительство Духом Святым, пятидесятники во многих аспектах видят себя внутри общего евангелического Протестантизма и не противопоставляют себя единой христианской семье..
Женщина заговорила на ангельском языке после того, как Святой Дух сошёл на неё во время службы в церкви пятидесятников
Чтобы сделать паузу и подвести некий промежуточный итог, ответим на вопрос - отчего же внутри Протестантизма так много сект и их деление не прекращается? - словами из Библии: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римлянам 16: 17-18)
* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, в прошлый раз мы погружались в колониальную историю Тринидада, читая научное исследование Тимоти Роммена. Сегодня продолжим. И вновь* под праведный Дансхол лейбла Малыша Криса (Baby C):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "NFutkpktIy0.jpg", "filesize": 126288, "height": 1000, "pic_id": 968747, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/NFutkpktIy0_GpALx0u.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T222843Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bb3051ce9f2f286da1f0ec4d975fb29b9fa075b95daaa53b01bb211b099483db", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://vk.com/music/playlist/-73430637_84246206"}, "string": "СЛУШАЙ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.com/music/playlist/-73430637_84246206"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "этот ридим-сборник в вк, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://trbt.cc/yeaotxckoflx/VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020.zip.html"}, "string": "КАЧАЙ тут"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " или "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://htfl.net/x20ZOe2/VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020.zip.html"}, "string": "на зеркале"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на массовое прибытие в 19 в. на Тринидад всяческих протестантских миссионеров, социо-культурная и религиозная география острова только начинала формироваться. Как и всюду на Карибах, экономика плантаций всецело зависела от дешёвой рабочей силы. А тут стабильности не было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Запрет Британией работорговли в 1807, законы об улучшении положения рабов (от 1824 и 1831), запрет 1825 года на ввоз рабов из соседних колоний, окончательное упразднение рабства в 1834.. все эти шаги последовательно ослабляли заложенную ещё при Колумбе колониальную систему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Хотя Британия объявила рабство вне закона в 1833, а в Америке освободили рабов в 1865 после поражения Конфедерации в гражданской войне, транс-атлантическая работорговля силами пиратов продолжалась вплоть до 1888", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Although UK outlawed slavery in 1833, US abolished after defeat of Confederacy in Civil War 1865, trans-Atlantic slave-trade continued til 1888.jpg", "filesize": 271804, "height": 705, "pic_id": 968748, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Although_UK_outlawed_slavery_in_1833_US_abolished_after_HzkM6a3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T223133Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=71d880589bab47ff211b0b9cfd2203d131180926e31857d0b67f10ebfde5105c", "width": 945}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1840 перед элитой Тринидада встал реальный риск финансового краха. Плантаторы стали добиваться от Британского правительства разрешения на ввоз гастарбайтеров из Индии. И добились, в 1844, положив тем начало следующей трагической главе эксплуатации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый корабль с индусами прибыл в Порт-оф-Спейн в 1845, после чего ввоз их не прекращался до 1917. Свыше 144 тысяч кули (cooley, как пренебрежительно называли индийских работяг на Тринидаде) преодолели «путешествие через 7 морей», чтобы раз и навсегда изменить демографию острова - сегодня кули вместе с дугла (метисы индусов с неграми) составляют свыше 40% населения на Тринидаде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следом за индусами гастарбайтерами потянулись и китайцы с ливанцами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате к и без того сложной мешанине религий Тринидада добавились Индуизм и Ислам. Перепись населения в 2000г. показала, что мусульмане и индуисты составили около 30%."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Новоприбывшие на Тринидад кули - индийские гастарбайтеры, прибывшие по контрактам работать портовыми грузчиками", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Newly_arrived_coolies_in_Trinidad-e1641914280189.jpg", "filesize": 599988, "height": 1060, "pic_id": 968754, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Newly_arrived_coolies_in_Trinidad-e1641914280189_FNNgRjx.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T223651Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=fe32d724fa6d4ca66b64e356f9724489489c4b6f8d1631e9e86a3ed4fa0c7678", "width": 1592}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А с начале 20в. наметились обратные тенденции. Теперь уже тринидадские мигранты стали искать лучшей жизни, уезжая в Нью-Йорк, Лондон, Торонто и другие города Европы и Северной Америки - ради работы и получения образования. Таким образом диаспоры стали источником обмена с внешним миром - плодородная почва, на которой легко можно увязать прошлое, настоящее и будущее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти социальные и культурные перемены по-разному затрагивали географию острова, но многие современные религиозные тенденции тесно завязаны на сношения меж Тринидадом и растущей карибской диаспорой за рубежом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Политическая борьба за независимость от Английской короны началась в середине 20в и продлилась порядка 10 лет, увенчавшись победой 31 августа 1962. Но покоя стране это не принесло. Обострилось политическое соперничество за авторитет и власть, перегибы которого привели к появлению в 70-х националистического движения Власть Чёрных, попытке мусульманского переворота в 1990 и приходу в правительство в 90-х индусов, ранее лишённых гражданских прав."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Деревенские жители возвращаются с рынка на острове Тобаго. Открытка начала 20в.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Villagers come from market on Tobago.jpeg", "filesize": 123636, "height": 600, "pic_id": 968755, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Villagers_come_from_market_on_Tobago_e2sIySY.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T223738Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c4ad9d6e6e7fbf15b5385a711b5bbf692e6f9f0d89fca0461ad2451db72d7cb3", "width": 1004}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Меж тем, росла политическая зависимость от США. Не удивительно, что и религиозная жизнь евангельских христиан всё больше ориентировалась на идеи и тренды, звучавшие из заграницы. Фактически, роль Америки приобрела столь значимое влияние, что туда переместились все духовные центры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В частности, пятидесятники - будь то традиционалисты, независимые деноминации или Церковь Бога - все они вели активную миссионерскую деятельность на Тринидаде с самого начала 20в. По нынешний день, конкурируя друг с другом, они ежегодно обращают в свою веру большое число людей. Подавляющее большинство этих миссий направлены пан-Карибскими организациями, базирующимися в США и Канаде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "[ Справка: Пятидесятники или же харизматы (самоназвание - христиане веры евангельской) - ветвь Протестантства, в которой основной акцент делается на обретении «даров Святого Духа», в том числе способность исцелять болезни, пророчествовать, говорить на незнакомых языках, видеть мир духов и творить чудеса. Для взыскания даров прибегают к практикам вхождения в транс, в том числе заимствованным в африканских культах одержимости духами, чтобы открыть врата души для вхождения «Святого Духа» (кто там в них входит при этом - ещё большой вопрос) ]"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Служба в церкви пятидесятников, Чикаго, 1941", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Pentacostal-Church-Chicago-1941.jpg", "filesize": 207853, "height": 1520, "pic_id": 968756, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Pentacostal-Church-Chicago-1941_ntLU5iA.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T223831Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7f4135f3c56fb2b286c32e5079fcabc630d581f8db077db58c6630126793b349", "width": 1215}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Быстрый взгляд на то, кто именно начал в 20в. работу на Тринидаде, прекрасно иллюстрирует выше сказанное:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1912 преподобный Батсон привёл Африканскую Епископальную Церковь Методистов, основав конгрегацию в приходе Святого Иакова (подобные церкви являются «африканскими» сугубо по названию и к Африке имеют отношение весьма косвенное, разве что, по расовой принадлежности своих чёрных прихожан)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1923 прибыли вне-деноминационные миссионеры Роберт и Элизабет Джемисон, положив начало ряду независимых церквей, которые в результате в 1926 примкнули к Пятидесятнической Ассамблее Канады (PAOC). В 1935 была запущена Библейская Школа Тринидада, позже в 1947 преобразованная в Вест-Индийскую Школу Теологии (WIST)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За какую-то декаду региональное пятидесятническое движение выросло настолько, что отделилось от PAOC - в 1958 была создана локальная Пятидесятническая Ассамблея Вест-Индии (PAWI). Тем не менее, формальное участие PAOC в жизни PAWI остаётся вполне осязаемым даже сегодня. Большинство этих церквей находится под управлением пасторов-выпускников WIST."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но этим дело не ограничилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Харизматы на Карибах", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_vodou-haiti-ayibopost.jpg", "filesize": 314135, "height": 1280, "pic_id": 968758, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_vodou-haiti-ayibopost_AT0lMZh.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T224118Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8871c75a35b46c2318f68dda274d12ea95d6ae9999f7ec952238d89a06e69ed3", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1927 Мэтти Маккоули прибыл из США, чтобы основать тринидадский филиал пятидесятнической Церкви Бога. Но по настоящему она расцвела, когда в 1956 к ней решил примкнуть со своей независимой церковью религиозный лидер Эдвард Хасматали. Это совпало с приходом в 1955 американской пятидесятнической Церкви Открытой Библии, сразу показавшей удивительный рост. Уже через 20 лет, в 1972, тринидадский филиал провозгласил свою номинальную независимость от материнской организации. Теперь это крупнейшая в стране деноминация, как по числу верующих, так количеством приходов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть ещё и так называемая Церковь Христа - ей Тринидад обязан радио-проповеднику Бобу Брауну, который вещавшему с соседнего острова Сен-Винсент. Его программы стали так популярны, что вдохновлённые радио-слушатели пригласили его в 1971 открыть на Тринидаде филиал этой церкви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Крещение в секте пятидесятников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Pentecostal-baptism-River-Thames-Oxford-England.jpg", "filesize": 247148, "height": 1067, "pic_id": 968759, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Pentecostal-baptism-River-Thames-Oxford-England_Erm7zvr.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T224146Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6035e5f02f0412778ea4d95001912c0efeeef285f87ca8ac9dc741e01f6e33da", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тринидадские церкви продолжают кормиться из зарубежных фондов и получать маркетинговые выгоды от вещающих из Америки радио-программ и телеканалов (таких, как Trinity Broadcasting Network), а также получать пожертвования от братьев и сестёр в диаспоре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На американское присутствие в Карибском регионе принято смотреть негативно, ведь иностранные церкви немало беспокоят местных пасторов, которые теряют своих прихожан. Приток материального обеспечения и внешнее финансирование воспринимаются как коммерциализация веры. Ведь налицо преимущества, которые пришлые используют против конкурирующих конфессий, страдающих от вечной нехватки ресурсов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Типичный пример такой точки зрения - редакторская статья в журнале Hot Calaloo:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«По всему Тринидаду идёт битва. Битва за души, которую ведут базирующиеся в США фундаменталисты Пятидесятнической церкви. Хотя многие обращения ведутся за счёт прихожан традиционных христианских церквей, две трети новообращённых ими происходят из индо-азиатского сообщества Тринидада и Тобаго. Лидеры индуизма обескуражены и обвиняют пятидесятников в ведении агрессивной кампании, распространяющей религиозную нетерпимость и дезинформацию об индуизме. Они даже на ТВ рекламу проплачивают. Скупают души за доллары. Индуисты грозятся дать отпор, чтобы сохранить численность своих членов, но, похоже, у них нет ни единого шанса»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Харизматы синкретического культа ориша-баптистов на Тринидаде", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_978-0-8223-6895-3-frontcover .jpg", "filesize": 189922, "height": 843, "pic_id": 968760, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_978-0-8223-6895-3-frontcover_.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T224222Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=fbc1c4adfe3328e6e8db47738337baf65c42a4dbcbb5d615fa4971be2c0577d8", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Общее число пятидесятников по переписи населения 1990 года - 84066 человек. И это самая быстро растущая религиозная группа в стране. Очевидно, что она сместит с третьего места Англиканство (на первом месте католики, на втором индуисты)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одна из сложностей статистики - аккуратно выделить приверженцев пятидесятничества, поскольку многие церкви сами по себе - основаны апостолами-индивидуалистами, а потому не принадлежат никаким ассоциациям и не аффилированы более крупными организациями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это видно по переписи 2000 года, в которой пятидесятниками назвали себя 76327 человек, но при этом категория христиан, обозначивших свою конфессиональную принадлежность как «другая», драматически выросло с 98936 человек в 1990 до 120666 человек в 2000."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Воздевание рук в пятидесятнической церкви", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_churchi201201ng.jpg", "filesize": 101479, "height": 600, "pic_id": 968761, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_churchi201201ng_Xbe7lvZ.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T224257Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4e94d092bfbb8f95b2f92970757c87b8ed4c8a0de48ac6efaa30f0ddfa650d56", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В любом случае, очень сложно уверенно заявлять цифры роста конгрегаций пятидесятников, но переписи отражают некие общие тренды. Репортёр издания Trinidad Express Наташа Кокер комментирует статистику так:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“Точное число пятидесятнических церквей сложно оценить по причине роста церквей, которые называют себя независимыми и вне-конфессиональными, мнящим себя оппозицией к устоявшимся образованиям типа PAWI или Церквям Открытой Библии. Более того, лишь небольшая фракция таких церквей зарегистрировалась в Ассоциации Независимых Церквей (AIM) ”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но что объединяет всех харизматов, что они в гораздо большей степени, нежели прочие протестанты, подчёркивают прямую работу Святого Духа как в самих верующих, так и в делах их церквей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Харизматичные ривайвалисты (как называют тех, кто взялся возрождать истинную апостольскую веру) изучают Библию на природе", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_revivalism-table-our-today-Jamaica.jpg", "filesize": 156342, "height": 581, "pic_id": 968762, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_revivalism-table-our-today-Jamaica_vt25rBY.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T224552Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b82d735a49e3f6a7add189f73654befe1d5f49c6bd25db769f808a28cf843bd0", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Дары Святого Духа» проявляют себя в глоссолалии - якобы говорении на «языках ангелов», которое представляет собой речь в состоянии транса из бессмысленных слов, хотя имеющую некоторые признаки осмысленной речи по темпу, ритму, структурам слога и относительной частоте встречаемости звуков. Подобное явление может наблюдаться, кстати, во время сна и при некоторых психических заболеваниях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди других «даров» - вещие видения и целительство. Всё это служит свидетельствами полноценной христианской жизни. Иными словами, практический опыт в церквях пятидесятников всегда важнее прописных истин - человек с личным духовным опытом там никогда не будет под властью того, кто вооружён лишь доктринами учения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако же, не смотря на примат опыта и полагательство на прямое водительство Духом Святым, пятидесятники во многих аспектах видят себя внутри общего евангелического Протестантизма и не противопоставляют себя единой христианской семье.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Женщина заговорила на ангельском языке после того, как Святой Дух сошёл на неё во время службы в церкви пятидесятников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Women at a Pentecostal church.jpg", "filesize": 66599, "height": 400, "pic_id": 968757, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/12/_Women_at_a_Pentecostal_church_VaIkyAM.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250311%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250311T223944Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9ff893e187b75c6772fb832345ad09a821abd247658eeb23d0c7ddcd0bd45691", "width": 923}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы сделать паузу и подвести некий промежуточный итог, ответим на вопрос - отчего же внутри Протестантизма так много сект и их деление не прекращается? - словами из Библии: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римлянам 16: 17-18)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-68562770_4214"}, "string": "VA - Refuel Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3262"}, "string": "VA - Intercessor Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3262"}, "string": "VA - Blood Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-15809352_21393"}, "string": "VA - Valour Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3268"}, "string": "VA - Island Dance Riddim - 2014"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3272"}, "string": "VA - Fire Ride Riddim - 2015"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-15809352_21421"}, "string": "VA - Veteran Riddim - 2021"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3282"}, "string": "VA - Road Map Riddim - 2021"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim #Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "PS: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "http://vk.com/donut/reggae_universe"}, "string": "Поддержи "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рэгги-Вселенную, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://plvideo.ru/channel/@VBZ"}, "string": "видео СМОТРИ "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "на Платформе;)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [8765, 8766]}
Комментарии 0