3
Захват Тринидада харизматами пятидесятниками | Паблико

Захват Тринидада харизматами пятидесятниками


12 мар 2025 · 01:30    

Итак, в прошлый раз мы погружались в колониальную историю Тринидада, читая научное исследование Тимоти Роммена. Сегодня продолжим. И вновь* под праведный Дансхол лейбла Малыша Криса (Baby C):

VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020



VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020


СЛУШАЙ этот ридим-сборник в вк, а КАЧАЙ тут или на зеркале

Несмотря на массовое прибытие в 19 в. на Тринидад всяческих протестантских миссионеров, социо-культурная и религиозная география острова только начинала формироваться. Как и всюду на Карибах, экономика плантаций всецело зависела от дешёвой рабочей силы. А тут стабильности не было.

Запрет Британией работорговли в 1807, законы об улучшении положения рабов (от 1824 и 1831), запрет 1825 года на ввоз рабов из соседних колоний, окончательное упразднение рабства в 1834.. все эти шаги последовательно ослабляли заложенную ещё при Колумбе колониальную систему.



Хотя Британия объявила рабство вне закона в 1833, а в Америке освободили рабов в 1865 после поражения Конфедерации в гражданской войне, транс-атлантическая работорговля силами пиратов продолжалась вплоть до 1888


К 1840 перед элитой Тринидада встал реальный риск финансового краха. Плантаторы стали добиваться от Британского правительства разрешения на ввоз гастарбайтеров из Индии. И добились, в 1844, положив тем начало следующей трагической главе эксплуатации.

Первый корабль с индусами прибыл в Порт-оф-Спейн в 1845, после чего ввоз их не прекращался до 1917. Свыше 144 тысяч кули (cooley, как пренебрежительно называли индийских работяг на Тринидаде) преодолели «путешествие через 7 морей», чтобы раз и навсегда изменить демографию острова - сегодня кули вместе с дугла (метисы индусов с неграми) составляют свыше 40% населения на Тринидаде.

Следом за индусами гастарбайтерами потянулись и китайцы с ливанцами.

В результате к и без того сложной мешанине религий Тринидада добавились Индуизм и Ислам. Перепись населения в 2000г. показала, что мусульмане и индуисты составили около 30%.



Новоприбывшие на Тринидад кули - индийские гастарбайтеры, прибывшие по контрактам работать портовыми грузчиками


А с начале 20в. наметились обратные тенденции. Теперь уже тринидадские мигранты стали искать лучшей жизни, уезжая в Нью-Йорк, Лондон, Торонто и другие города Европы и Северной Америки - ради работы и получения образования. Таким образом диаспоры стали источником обмена с внешним миром - плодородная почва, на которой легко можно увязать прошлое, настоящее и будущее.

Эти социальные и культурные перемены по-разному затрагивали географию острова, но многие современные религиозные тенденции тесно завязаны на сношения меж Тринидадом и растущей карибской диаспорой за рубежом.

Политическая борьба за независимость от Английской короны началась в середине 20в и продлилась порядка 10 лет, увенчавшись победой 31 августа 1962. Но покоя стране это не принесло. Обострилось политическое соперничество за авторитет и власть, перегибы которого привели к появлению в 70-х националистического движения Власть Чёрных, попытке мусульманского переворота в 1990 и приходу в правительство в 90-х индусов, ранее лишённых гражданских прав.



Деревенские жители возвращаются с рынка на острове Тобаго. Открытка начала 20в.


Меж тем, росла политическая зависимость от США. Не удивительно, что и религиозная жизнь евангельских христиан всё больше ориентировалась на идеи и тренды, звучавшие из заграницы. Фактически, роль Америки приобрела столь значимое влияние, что туда переместились все духовные центры.

В частности, пятидесятники - будь то традиционалисты, независимые деноминации или Церковь Бога - все они вели активную миссионерскую деятельность на Тринидаде с самого начала 20в. По нынешний день, конкурируя друг с другом, они ежегодно обращают в свою веру большое число людей. Подавляющее большинство этих миссий направлены пан-Карибскими организациями, базирующимися в США и Канаде.

[ Справка: Пятидесятники или же харизматы (самоназвание - христиане веры евангельской) - ветвь Протестантства, в которой основной акцент делается на обретении «даров Святого Духа», в том числе способность исцелять болезни, пророчествовать, говорить на незнакомых языках, видеть мир духов и творить чудеса. Для взыскания даров прибегают к практикам вхождения в транс, в том числе заимствованным в африканских культах одержимости духами, чтобы открыть врата души для вхождения «Святого Духа» (кто там в них входит при этом - ещё большой вопрос) ]



Служба в церкви пятидесятников, Чикаго, 1941


Быстрый взгляд на то, кто именно начал в 20в. работу на Тринидаде, прекрасно иллюстрирует выше сказанное:

В 1912 преподобный Батсон привёл Африканскую Епископальную Церковь Методистов, основав конгрегацию в приходе Святого Иакова (подобные церкви являются «африканскими» сугубо по названию и к Африке имеют отношение весьма косвенное, разве что, по расовой принадлежности своих чёрных прихожан).

В 1923 прибыли вне-деноминационные миссионеры Роберт и Элизабет Джемисон, положив начало ряду независимых церквей, которые в результате в 1926 примкнули к Пятидесятнической Ассамблее Канады (PAOC). В 1935 была запущена Библейская Школа Тринидада, позже в 1947 преобразованная в Вест-Индийскую Школу Теологии (WIST).

За какую-то декаду региональное пятидесятническое движение выросло настолько, что отделилось от PAOC - в 1958 была создана локальная Пятидесятническая Ассамблея Вест-Индии (PAWI). Тем не менее, формальное участие PAOC в жизни PAWI остаётся вполне осязаемым даже сегодня. Большинство этих церквей находится под управлением пасторов-выпускников WIST.

Но этим дело не ограничилось.



Харизматы на Карибах


В 1927 Мэтти Маккоули прибыл из США, чтобы основать тринидадский филиал пятидесятнической Церкви Бога. Но по настоящему она расцвела, когда в 1956 к ней решил примкнуть со своей независимой церковью религиозный лидер Эдвард Хасматали. Это совпало с приходом в 1955 американской пятидесятнической Церкви Открытой Библии, сразу показавшей удивительный рост. Уже через 20 лет, в 1972, тринидадский филиал провозгласил свою номинальную независимость от материнской организации. Теперь это крупнейшая в стране деноминация, как по числу верующих, так количеством приходов.

Есть ещё и так называемая Церковь Христа - ей Тринидад обязан радио-проповеднику Бобу Брауну, который вещавшему с соседнего острова Сен-Винсент. Его программы стали так популярны, что вдохновлённые радио-слушатели пригласили его в 1971 открыть на Тринидаде филиал этой церкви.



Крещение в секте пятидесятников


Тринидадские церкви продолжают кормиться из зарубежных фондов и получать маркетинговые выгоды от вещающих из Америки радио-программ и телеканалов (таких, как Trinity Broadcasting Network), а также получать пожертвования от братьев и сестёр в диаспоре.

На американское присутствие в Карибском регионе принято смотреть негативно, ведь иностранные церкви немало беспокоят местных пасторов, которые теряют своих прихожан. Приток материального обеспечения и внешнее финансирование воспринимаются как коммерциализация веры. Ведь налицо преимущества, которые пришлые используют против конкурирующих конфессий, страдающих от вечной нехватки ресурсов.

Типичный пример такой точки зрения - редакторская статья в журнале Hot Calaloo:

«По всему Тринидаду идёт битва. Битва за души, которую ведут базирующиеся в США фундаменталисты Пятидесятнической церкви. Хотя многие обращения ведутся за счёт прихожан традиционных христианских церквей, две трети новообращённых ими происходят из индо-азиатского сообщества Тринидада и Тобаго. Лидеры индуизма обескуражены и обвиняют пятидесятников в ведении агрессивной кампании, распространяющей религиозную нетерпимость и дезинформацию об индуизме. Они даже на ТВ рекламу проплачивают. Скупают души за доллары. Индуисты грозятся дать отпор, чтобы сохранить численность своих членов, но, похоже, у них нет ни единого шанса».



Харизматы синкретического культа ориша-баптистов на Тринидаде


Общее число пятидесятников по переписи населения 1990 года - 84066 человек. И это самая быстро растущая религиозная группа в стране. Очевидно, что она сместит с третьего места Англиканство (на первом месте католики, на втором индуисты).

Одна из сложностей статистики - аккуратно выделить приверженцев пятидесятничества, поскольку многие церкви сами по себе - основаны апостолами-индивидуалистами, а потому не принадлежат никаким ассоциациям и не аффилированы более крупными организациями.

Это видно по переписи 2000 года, в которой пятидесятниками назвали себя 76327 человек, но при этом категория христиан, обозначивших свою конфессиональную принадлежность как «другая», драматически выросло с 98936 человек в 1990 до 120666 человек в 2000.



Воздевание рук в пятидесятнической церкви


В любом случае, очень сложно уверенно заявлять цифры роста конгрегаций пятидесятников, но переписи отражают некие общие тренды. Репортёр издания Trinidad Express Наташа Кокер комментирует статистику так:

“Точное число пятидесятнических церквей сложно оценить по причине роста церквей, которые называют себя независимыми и вне-конфессиональными, мнящим себя оппозицией к устоявшимся образованиям типа PAWI или Церквям Открытой Библии. Более того, лишь небольшая фракция таких церквей зарегистрировалась в Ассоциации Независимых Церквей (AIM) ”.

Но что объединяет всех харизматов, что они в гораздо большей степени, нежели прочие протестанты, подчёркивают прямую работу Святого Духа как в самих верующих, так и в делах их церквей.



Харизматичные ривайвалисты (как называют тех, кто взялся возрождать истинную апостольскую веру) изучают Библию на природе


«Дары Святого Духа» проявляют себя в глоссолалии - якобы говорении на «языках ангелов», которое представляет собой речь в состоянии транса из бессмысленных слов, хотя имеющую некоторые признаки осмысленной речи по темпу, ритму, структурам слога и относительной частоте встречаемости звуков. Подобное явление может наблюдаться, кстати, во время сна и при некоторых психических заболеваниях.

Среди других «даров» - вещие видения и целительство. Всё это служит свидетельствами полноценной христианской жизни. Иными словами, практический опыт в церквях пятидесятников всегда важнее прописных истин - человек с личным духовным опытом там никогда не будет под властью того, кто вооружён лишь доктринами учения.

Однако же, не смотря на примат опыта и полагательство на прямое водительство Духом Святым, пятидесятники во многих аспектах видят себя внутри общего евангелического Протестантизма и не противопоставляют себя единой христианской семье..



Женщина заговорила на ангельском языке после того, как Святой Дух сошёл на неё во время службы в церкви пятидесятников


Чтобы сделать паузу и подвести некий промежуточный итог, ответим на вопрос - отчего же внутри Протестантизма так много сект и их деление не прекращается? - словами из Библии: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римлянам 16: 17-18)

* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»

#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim #Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel

PS: Поддержи Рэгги-Вселенную, а видео СМОТРИ на Платформе;)

Итак, в прошлый раз мы погружались в колониальную историю Тринидада, читая научное исследование Тимоти Роммена. Сегодня продолжим. И вновь* под праведный Дансхол лейбла Малыша Криса (Baby C):

VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020



VA - Aby Riddim (Righteous Rec) - 2020


СЛУШАЙ этот ридим-сборник в вк, а КАЧАЙ тут или на зеркале

Несмотря на массовое прибытие в 19 в. на Тринидад всяческих протестантских миссионеров, социо-культурная и религиозная география острова только начинала формироваться. Как и всюду на Карибах, экономика плантаций всецело зависела от дешёвой рабочей силы. А тут стабильности не было.

Запрет Британией работорговли в 1807, законы об улучшении положения рабов (от 1824 и 1831), запрет 1825 года на ввоз рабов из соседних колоний, окончательное упразднение рабства в 1834.. все эти шаги последовательно ослабляли заложенную ещё при Колумбе колониальную систему.



Хотя Британия объявила рабство вне закона в 1833, а в Америке освободили рабов в 1865 после поражения Конфедерации в гражданской войне, транс-атлантическая работорговля силами пиратов продолжалась вплоть до 1888


К 1840 перед элитой Тринидада встал реальный риск финансового краха. Плантаторы стали добиваться от Британского правительства разрешения на ввоз гастарбайтеров из Индии. И добились, в 1844, положив тем начало следующей трагической главе эксплуатации.

Первый корабль с индусами прибыл в Порт-оф-Спейн в 1845, после чего ввоз их не прекращался до 1917. Свыше 144 тысяч кули (cooley, как пренебрежительно называли индийских работяг на Тринидаде) преодолели «путешествие через 7 морей», чтобы раз и навсегда изменить демографию острова - сегодня кули вместе с дугла (метисы индусов с неграми) составляют свыше 40% населения на Тринидаде.

Следом за индусами гастарбайтерами потянулись и китайцы с ливанцами.

В результате к и без того сложной мешанине религий Тринидада добавились Индуизм и Ислам. Перепись населения в 2000г. показала, что мусульмане и индуисты составили около 30%.



Новоприбывшие на Тринидад кули - индийские гастарбайтеры, прибывшие по контрактам работать портовыми грузчиками


А с начале 20в. наметились обратные тенденции. Теперь уже тринидадские мигранты стали искать лучшей жизни, уезжая в Нью-Йорк, Лондон, Торонто и другие города Европы и Северной Америки - ради работы и получения образования. Таким образом диаспоры стали источником обмена с внешним миром - плодородная почва, на которой легко можно увязать прошлое, настоящее и будущее.

Эти социальные и культурные перемены по-разному затрагивали географию острова, но многие современные религиозные тенденции тесно завязаны на сношения меж Тринидадом и растущей карибской диаспорой за рубежом.

Политическая борьба за независимость от Английской короны началась в середине 20в и продлилась порядка 10 лет, увенчавшись победой 31 августа 1962. Но покоя стране это не принесло. Обострилось политическое соперничество за авторитет и власть, перегибы которого привели к появлению в 70-х националистического движения Власть Чёрных, попытке мусульманского переворота в 1990 и приходу в правительство в 90-х индусов, ранее лишённых гражданских прав.



Деревенские жители возвращаются с рынка на острове Тобаго. Открытка начала 20в.


Меж тем, росла политическая зависимость от США. Не удивительно, что и религиозная жизнь евангельских христиан всё больше ориентировалась на идеи и тренды, звучавшие из заграницы. Фактически, роль Америки приобрела столь значимое влияние, что туда переместились все духовные центры.

В частности, пятидесятники - будь то традиционалисты, независимые деноминации или Церковь Бога - все они вели активную миссионерскую деятельность на Тринидаде с самого начала 20в. По нынешний день, конкурируя друг с другом, они ежегодно обращают в свою веру большое число людей. Подавляющее большинство этих миссий направлены пан-Карибскими организациями, базирующимися в США и Канаде.

[ Справка: Пятидесятники или же харизматы (самоназвание - христиане веры евангельской) - ветвь Протестантства, в которой основной акцент делается на обретении «даров Святого Духа», в том числе способность исцелять болезни, пророчествовать, говорить на незнакомых языках, видеть мир духов и творить чудеса. Для взыскания даров прибегают к практикам вхождения в транс, в том числе заимствованным в африканских культах одержимости духами, чтобы открыть врата души для вхождения «Святого Духа» (кто там в них входит при этом - ещё большой вопрос) ]



Служба в церкви пятидесятников, Чикаго, 1941


Быстрый взгляд на то, кто именно начал в 20в. работу на Тринидаде, прекрасно иллюстрирует выше сказанное:

В 1912 преподобный Батсон привёл Африканскую Епископальную Церковь Методистов, основав конгрегацию в приходе Святого Иакова (подобные церкви являются «африканскими» сугубо по названию и к Африке имеют отношение весьма косвенное, разве что, по расовой принадлежности своих чёрных прихожан).

В 1923 прибыли вне-деноминационные миссионеры Роберт и Элизабет Джемисон, положив начало ряду независимых церквей, которые в результате в 1926 примкнули к Пятидесятнической Ассамблее Канады (PAOC). В 1935 была запущена Библейская Школа Тринидада, позже в 1947 преобразованная в Вест-Индийскую Школу Теологии (WIST).

За какую-то декаду региональное пятидесятническое движение выросло настолько, что отделилось от PAOC - в 1958 была создана локальная Пятидесятническая Ассамблея Вест-Индии (PAWI). Тем не менее, формальное участие PAOC в жизни PAWI остаётся вполне осязаемым даже сегодня. Большинство этих церквей находится под управлением пасторов-выпускников WIST.

Но этим дело не ограничилось.



Харизматы на Карибах


В 1927 Мэтти Маккоули прибыл из США, чтобы основать тринидадский филиал пятидесятнической Церкви Бога. Но по настоящему она расцвела, когда в 1956 к ней решил примкнуть со своей независимой церковью религиозный лидер Эдвард Хасматали. Это совпало с приходом в 1955 американской пятидесятнической Церкви Открытой Библии, сразу показавшей удивительный рост. Уже через 20 лет, в 1972, тринидадский филиал провозгласил свою номинальную независимость от материнской организации. Теперь это крупнейшая в стране деноминация, как по числу верующих, так количеством приходов.

Есть ещё и так называемая Церковь Христа - ей Тринидад обязан радио-проповеднику Бобу Брауну, который вещавшему с соседнего острова Сен-Винсент. Его программы стали так популярны, что вдохновлённые радио-слушатели пригласили его в 1971 открыть на Тринидаде филиал этой церкви.



Крещение в секте пятидесятников


Тринидадские церкви продолжают кормиться из зарубежных фондов и получать маркетинговые выгоды от вещающих из Америки радио-программ и телеканалов (таких, как Trinity Broadcasting Network), а также получать пожертвования от братьев и сестёр в диаспоре.

На американское присутствие в Карибском регионе принято смотреть негативно, ведь иностранные церкви немало беспокоят местных пасторов, которые теряют своих прихожан. Приток материального обеспечения и внешнее финансирование воспринимаются как коммерциализация веры. Ведь налицо преимущества, которые пришлые используют против конкурирующих конфессий, страдающих от вечной нехватки ресурсов.

Типичный пример такой точки зрения - редакторская статья в журнале Hot Calaloo:

«По всему Тринидаду идёт битва. Битва за души, которую ведут базирующиеся в США фундаменталисты Пятидесятнической церкви. Хотя многие обращения ведутся за счёт прихожан традиционных христианских церквей, две трети новообращённых ими происходят из индо-азиатского сообщества Тринидада и Тобаго. Лидеры индуизма обескуражены и обвиняют пятидесятников в ведении агрессивной кампании, распространяющей религиозную нетерпимость и дезинформацию об индуизме. Они даже на ТВ рекламу проплачивают. Скупают души за доллары. Индуисты грозятся дать отпор, чтобы сохранить численность своих членов, но, похоже, у них нет ни единого шанса».



Харизматы синкретического культа ориша-баптистов на Тринидаде


Общее число пятидесятников по переписи населения 1990 года - 84066 человек. И это самая быстро растущая религиозная группа в стране. Очевидно, что она сместит с третьего места Англиканство (на первом месте католики, на втором индуисты).

Одна из сложностей статистики - аккуратно выделить приверженцев пятидесятничества, поскольку многие церкви сами по себе - основаны апостолами-индивидуалистами, а потому не принадлежат никаким ассоциациям и не аффилированы более крупными организациями.

Это видно по переписи 2000 года, в которой пятидесятниками назвали себя 76327 человек, но при этом категория христиан, обозначивших свою конфессиональную принадлежность как «другая», драматически выросло с 98936 человек в 1990 до 120666 человек в 2000.



Воздевание рук в пятидесятнической церкви


В любом случае, очень сложно уверенно заявлять цифры роста конгрегаций пятидесятников, но переписи отражают некие общие тренды. Репортёр издания Trinidad Express Наташа Кокер комментирует статистику так:

“Точное число пятидесятнических церквей сложно оценить по причине роста церквей, которые называют себя независимыми и вне-конфессиональными, мнящим себя оппозицией к устоявшимся образованиям типа PAWI или Церквям Открытой Библии. Более того, лишь небольшая фракция таких церквей зарегистрировалась в Ассоциации Независимых Церквей (AIM) ”.

Но что объединяет всех харизматов, что они в гораздо большей степени, нежели прочие протестанты, подчёркивают прямую работу Святого Духа как в самих верующих, так и в делах их церквей.



Харизматичные ривайвалисты (как называют тех, кто взялся возрождать истинную апостольскую веру) изучают Библию на природе


«Дары Святого Духа» проявляют себя в глоссолалии - якобы говорении на «языках ангелов», которое представляет собой речь в состоянии транса из бессмысленных слов, хотя имеющую некоторые признаки осмысленной речи по темпу, ритму, структурам слога и относительной частоте встречаемости звуков. Подобное явление может наблюдаться, кстати, во время сна и при некоторых психических заболеваниях.

Среди других «даров» - вещие видения и целительство. Всё это служит свидетельствами полноценной христианской жизни. Иными словами, практический опыт в церквях пятидесятников всегда важнее прописных истин - человек с личным духовным опытом там никогда не будет под властью того, кто вооружён лишь доктринами учения.

Однако же, не смотря на примат опыта и полагательство на прямое водительство Духом Святым, пятидесятники во многих аспектах видят себя внутри общего евангелического Протестантизма и не противопоставляют себя единой христианской семье..



Женщина заговорила на ангельском языке после того, как Святой Дух сошёл на неё во время службы в церкви пятидесятников


Чтобы сделать паузу и подвести некий промежуточный итог, ответим на вопрос - отчего же внутри Протестантизма так много сект и их деление не прекращается? - словами из Библии: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римлянам 16: 17-18)

* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»

#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim #Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel

PS: Поддержи Рэгги-Вселенную, а видео СМОТРИ на Платформе;)

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ