В дорожной карте - научное исследование Тимоти Роммена - о том, как сложилась традиция Дансхол-Госпела на Тринидаде и Тобаго. Предварим дорожными заметками из блокнота, что автор вёл в ходе экспедиции на острова:
"По мере приближения времени официального начала службы маленькими группами народ стягивался на гору Бойла к евангелической церкви баптистов. Открытые настежь двери служили приглашением всем желающим принять участие. Где-то за 15 минут до начала зазвучали песнопения, что послужило знаком начала приготовлений и предвкушением тому, что всех ожидало. Пел не только церковный хор - любой пришедший мог подпевать. Вся атмосфера свидетельствовала о спонтанном характере свободного взаимодействия в общине.
Тем временем, народ продолжал заполнять комнату, прибавляя голосов пению, которое становилось всё громче и интенсивнее. Перед самым началом службы лидер дал знак остановиться и обратился к собравшимся с воззванием. Его слова все встречали одобрительными возгласами. Затем началась общая молитва, ознаменовавшая начало ритуальной части службы".
По ком звонят в колокол на богослужениях в церкви Духовных Баптистов на Тринидаде?
Читая историю Тринидада и погружаясь в его этнографическое прошлое, можно разглядеть живую связь меж его прошлым и настоящим. Эти верующие не являются наследниками прошлого, они его современники! Древние традиции нашли воплощение в настоящем.
В каком то смысле эта глава послужит в роли того воззвания, которым пастри открывают службы. В ней мы рассмотрим религиозную историю Тринидада и проиллюстрируем проблемы, с которыми сталкивается современная христианская община, а также то, чему она противостоит, чтобы сохранить свою идентичность. Также мы погрузимся в контекст контекст, необходимый для понимания теоретических основ и практического применения религии на Тринидаде. Ну и наконец - познакомимся с теми музыкальными стилями, которые формируют жизнь приходов:
Впервые Тринидад встретил европейцев в 1498, когда Христофор Колумб случайно наткнулся на этот остров, увидев в подзорную трубу 3 высоких холма, возвышавшихся над его юго-восточным побережьем. Аннексированный в пользу новых владений Испании, остров получил название во славу Святой Троицы.
Итальянский пират Христофор Колумб (1451-1506) "открывает Америку", высадившись в 1492 на острове, который назовёт Сан-Сальвадор (входит в Багамские острова). Исторический факт: викинги бывали в Америке за 5 веков до Колумба - так, известно, что в 1000 году исландский мореплаватель Лейф Э́рикссон Счастли́вый основал в Канаде город Винланд
Следующие 300 лет стали для Тринидада периодом колониальной никчёмности. Испания мало вкладывалась в остров, занятая развитием других колоний, которые приносили больше прибылей. Но это не уберегло население Тринидада от характерных тому времени перегибов - коренное население стремительно сокращалось:
Индейцы араваки и карибы вымирали от неведомых им ранее болезней (главным образом, от оспы) и становились жертвами вооружённого противостояния с более сильными с военной точки зрения испанцами. Да и межплеменной вражды не прекратили перед лицом внешней агрессии. Ко всему прочему, индейцев вывозили с острова для работ в другие американские владения Испании.
О брутальном характере испанского вторжения красноречиво свидетельствуют цифры - за первый век коренное население Тринидада сократилось более, чем вполовину - с 40 тысяч в 1498 до 15 тысяч в 1592.
С момента первой высадки Колумба до основания в 1952 первого испанского поселения имени Святого Иосифа прошло почти столетие. И сразу же была провозглашена энкомьенда - колониальная власть, основной целью которой было закрепление контроля над территорией и христианизация аборигенов. Испанским поселенцам выделялись земли вместе с закрепляемыми за ними индейцами. Поселенцы платили короне налог в виде части урожая и должны были осуществлять христианизацию. На практике же, если первая часть контракта исправно работала, то крещение индейцев шло по остаточному принципу. Так, к 1644 на Тринидаде насчитывалось всего 250 крещённых карибов при их общей численности свыше 4-х тысяч.
Индеец племени карибов. Фото 1890 года из книги путешественника Джеймса Старка "История Тринидада”
Неуспехи объяснялись тем, что индейцы вместо приобщения к цивилизации предпочитали сбегать от своих новоиспечённых хозяев в труднодоступные центральные регионы острова. Тогда была предпринята попытка отправить на Тринидад миссионеров и в 1687 на острове высадили монахи ордена капуцинов. Но нельзя сказать, что они преуспели в приобретении душ для Христа.
Несколько тысяч индейцев согнали в деревни, находившиеся под управлением миссионеров. Отныне им принадлежала монополия на индейский труд, что вызвало неприкрытое недовольство поселенцев. Да и индейцам такая подневольная жизнь не пришлась по нраву, что приводила к бунтам. Крупнейший имел место в миссии Арена близ города Сан-Фернандо в 1699 - индейцы ворвались в церковь, где устроили резню монахов, после чего атаковали губернатора, который вместе с членами своей партии прибыл к богослужению. Лишь одному из них удалось спастись - он то и поднял тревогу.
Гравюра 1675 года Мельхиора Кюзеля "Убийство Отца Сегуры" (случай имел место в 1571, когда крещённый иезуитами индеец Пакикино, работавший на них переводчиком, перешёл на сторону индейцев)
Войска настигли индейцев у побережья, где после неравного боя, многие из них предпочли броситься в море, нежели сдаться. Схватить удалось 84 человека, которых, подвергнув пыткам, повесили (а их женщины были отданы поселенцам в рабыни). В протоколах допросов сохранились свидетельства, что монахи избивали индейцев, пропускавших службы в церкви.
По итогу в 1708 миссия капуцинов была свёрнута, а индейцы из миссионерских деревень переданы под крепостной протекторат поселенцев, а вскоре, в 1716, была упразднена и система энкомьенды. И в последующие десятилетия Тринидад постепенно нищал, лишаясь последних остатков жизнеспособности экономики. Он попросту находился слишком в стороне от основных торговых маршрутов, чтобы испанские корабли заходили в его порты..
Казнь 38 индейцев племени сиу в Манкато, штат Миннесота, 1862
Только с 1770 испанцы вспомнили про остров и стали инвестировать в его развитие под нажимом усилившейся в регионе Британской колонизации. Только вот работать уже было почти некому. И тогда в 1783 испанцы решили приглашать на плантации католиков из других дружественных стран. В первую очередь - французов с тех Антильских колоний, которые Франция вынуждена была уступить Британии. Они подвергались политической и социальной дискриминации со стороны англичан и рады были новым возможностям, которые им открывались на Тринидаде.
Землёй наделяли по очень простому принципу - чем больше рабов привозишь, тем больше земель под плантацию получишь. Свободным цветным тоже давали земли, но вдвое меньше, чем белым.
Приток французских плантаторов с их рабами и свободных негров-ремесленников быстро преобразил Тринидад, вдохнув его экономике второе дыхание. Было налажено производства какао, кофе, хлопка и сахара в объёмах, которые уже стоили того, чтобы торговым кораблям стал интересен крюк к острову.
Вторая волна французов хлынула на Тринидад в 1789, спасаясь от революции во Франции, а вскоре в 1791 подтянулись и беженцы с французской колонии Сан-Доминго, где впервые в истории власть захватили чёрные рабы, переименовавшие страну в Гаити (что на языке тамошних индейцев таино значит страна высоких гор).
Иллюстрации негритянской революции наа Гаити: картина "Битва за Пальму", Януарий Суходольский, 1845
Резкая смена этнического состава как самих поселенцев, так и рабов, обогатила остров креольской культурой. Теперь большая часть рабов состояла из негров, рождённых во французских колониях и говорящих на патуа (суржик из ломаного французского и африканских наречий). Росло и число свободных негров. Они привнесли в религиозную жизнь Тринидада своё духовное наследие из поверий африканских культов.
Когда же Британия официально запретила работорговлю в 1807, на Тринидад стали сгружать пленников, которых освобождал с перехватываемых в Карибском море пиратских кораблей Британский флот. Те и вовсе никогда не знали Христа, будучи махровыми язычниками.
Португальский корабль "Добросовестный", арестованный британским флотом в 1838 за незаконную транспортировку 600 африканских рабов. Рисунок британского матроса
Но не долго грела Испания свои руки на поднявшейся экономике Тринидада. Свинью подложила Франция, объявившая в 1796 войну Британии и потребовавшая того же от Испании, как от союзницы. В результате уже через год Тринидад перешёл под власть Британии, а к 1802 там окончательно установилась власть англичан, включая появление тут англиканской церкви - кафедральный собор открыт в столице Порт-оф-Спейне в 1823.
Но не прошло много времени, как англиканам уже пришлось конкурировать в битве за души тринидадцев с целым легионом прочих протестантских деноминаций. Миссионеры прибывали в 19в. не только из Англии, но и из других стран Европы, а также (в большей степени) из Америки и Канады.
Английский сэр Уолтер Рэли пленяет в 1595 испанского правителя Тринидада Антонио де Беррио. Гравюра Теодора де Брая
Так, в 1983 свой кафедральный собор открыли пресвитерианцы, прибывшие из Шотландии. В 1868 им на подмогу прибыли пресвитерианцы Канады, чтобы крестить возраставшую числом диспору индийцев-гастарбайтеров (выяснилось, что после отмены рабства в 1807, завозить индусов куда эффективней и дешевле, чем пытаться заставить нормально работать бывших рабов-негров). В 1787 объявились и Моравские Братья, расширив свою миссию, основанную ранее на острове Барбадос.
Но никто из деноминаций не мог соперничать числом с баптистами, появившимися тут первыми - ранние группы освобождённых негров начали прибывать на Тринидад ещё во времена работорговли, а массово - с 1815, когда 781 солдат получили здесь земельные наделы от Британии за участие на стороне короны в войне 1812 года против взбунтовавшихся США. Целых 6 деревень! Пусть и в непроходимой глуши с ещё некультивированными землями. Эти негры-солдаты с южных штатов были в большинстве крещёнными баптистами.
Всё это - элементы католичества, харизматического протестантства и африканских культов - варилось в едином религиозном котле, став тем, что теперь известно под термином Духовного Баптизма. Вера «крещённых Духом» стала негритянской попыткой установить собственные критерии свободы, включающей в себя в числе прочего религию, соответствующую реальным потребностям народа.
На заднем дворе церкви. Прихожане готовятся к церемонии
Доктринально эта религия была близка к континентальному баптизму. Но не практически. Традиционные баптисты, прибывшие на Тринидад с миссией в 1843 из Лондона, были, мягко говоря, от этой практики в лёгком шоке. Их попытки «причесать» местных баптистов, подчинив авторитету Лондона в вопросах доктрин и обрядности, привели к болезненным конфликтам.
Несогласных с навязываемыми извне ограничениями английские миссионеры, самонадеянно претендуя на истину в первой инстанции, заклеймили непокорными вероотступниками. А через некоторое время случился раскол и политического характера - часть тринидадских баптистов традиционного толка провозгласила свою политическую автономию от Лондона.
И поныне все 3 формы баптистов (лондонские, независимые и духовные) существуют на Тринидаде в параллель друг другу, как в исходных вариантах, так и в различных гибридных вариациях на тему. Общим числом там под большим баптистским зонтиком насчитывается 14 юридически зарегистрированных деноминаций.
Дух сошёл на прихожанку - одержимая больше не контролирует себя
Но какими бы ни были разногласия меж лондонскими и тринидадскими ветвями в церковных, исторических или доктринальных вопросах, объединяет их общая неприязнь к баптистам духовным, верования и обряды которых они считают синкретическими.
На этом месте мы сделаем паузу, но обещаем продолжение;)
* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кратко и популярно - о истории покорения европейцами Карибских островов - на примере Тринидада. Лучше, чем в любом учебнике, да ещё и с картинками"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Музыкальное сопровождение чтиву: Мал ридимок, да дорог! Продолжим выкладку Дансхола тринидадского праведного лейбла, где рулит Малыш Крис (Baby C). А дорожная карта беседы уже намечена* ранее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "BoJ0Ptr8NuM.jpg", "filesize": 210127, "height": 1200, "pic_id": 966075, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/BoJ0Ptr8NuM.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T142442Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3522f1f342fd3db454ec6101a2d83ac0cbbf6c81fe10b8bce0336f95239daa1d", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://vk.com/music/playlist/-73430637_84246204"}, "string": "СЛУШАЙ "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "сборник в вк, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://trbt.cc/tj1vog64t49t/VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021.zip.html"}, "string": "КАЧАЙ тут"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " или "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://htfl.net/tXtkZUw/VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021.zip.html"}, "string": "на зеркале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в MP3 320 kbps"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В дорожной карте - научное исследование Тимоти Роммена - о том, как сложилась традиция Дансхол-Госпела на Тринидаде и Тобаго. Предварим дорожными заметками из блокнота, что автор вёл в ходе экспедиции на острова:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"По мере приближения времени официального начала службы маленькими группами народ стягивался на гору Бойла к евангелической церкви баптистов. Открытые настежь двери служили приглашением всем желающим принять участие. Где-то за 15 минут до начала зазвучали песнопения, что послужило знаком начала приготовлений и предвкушением тому, что всех ожидало. Пел не только церковный хор - любой пришедший мог подпевать. Вся атмосфера свидетельствовала о спонтанном характере свободного взаимодействия в общине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем временем, народ продолжал заполнять комнату, прибавляя голосов пению, которое становилось всё громче и интенсивнее. Перед самым началом службы лидер дал знак остановиться и обратился к собравшимся с воззванием. Его слова все встречали одобрительными возгласами. Затем началась общая молитва, ознаменовавшая начало ритуальной части службы\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "По ком звонят в колокол на богослужениях в церкви Духовных Баптистов на Тринидаде?", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Spiritual Baptists ring the bell.jpg", "filesize": 162713, "height": 991, "pic_id": 966108, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Spiritual_Baptists_ring_the_bell.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T144245Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=449821e6e21134417a329743336e24ba98a48617149627b79c10eeb1ee3f7a49", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Читая историю Тринидада и погружаясь в его этнографическое прошлое, можно разглядеть живую связь меж его прошлым и настоящим. Эти верующие не являются наследниками прошлого, они его современники! Древние традиции нашли воплощение в настоящем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В каком то смысле эта глава послужит в роли того воззвания, которым пастри открывают службы. В ней мы рассмотрим религиозную историю Тринидада и проиллюстрируем проблемы, с которыми сталкивается современная христианская община, а также то, чему она противостоит, чтобы сохранить свою идентичность. Также мы погрузимся в контекст контекст, необходимый для понимания теоретических основ и практического применения религии на Тринидаде. Ну и наконец - познакомимся с теми музыкальными стилями, которые формируют жизнь приходов:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впервые Тринидад встретил европейцев в 1498, когда Христофор Колумб случайно наткнулся на этот остров, увидев в подзорную трубу 3 высоких холма, возвышавшихся над его юго-восточным побережьем. Аннексированный в пользу новых владений Испании, остров получил название во славу Святой Троицы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Итальянский пират Христофор Колумб (1451-1506) \"открывает Америку\", высадившись в 1492 на острове, который назовёт Сан-Сальвадор (входит в Багамские острова). Исторический факт: викинги бывали в Америке за 5 веков до Колумба - так, известно, что в 1000 году исландский мореплаватель Лейф Э́рикссон Счастли́вый основал в Канаде город Винланд", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_FnGWbgJ8NJk.jpg", "filesize": 1236203, "height": 1204, "pic_id": 966113, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_FnGWbgJ8NJk.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T145343Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f8a16c4913ed62ebad107c904a11101c4d87380908d3da73b0eaac20afdfe59c", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующие 300 лет стали для Тринидада периодом колониальной никчёмности. Испания мало вкладывалась в остров, занятая развитием других колоний, которые приносили больше прибылей. Но это не уберегло население Тринидада от характерных тому времени перегибов - коренное население стремительно сокращалось:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Индейцы араваки и карибы вымирали от неведомых им ранее болезней (главным образом, от оспы) и становились жертвами вооружённого противостояния с более сильными с военной точки зрения испанцами. Да и межплеменной вражды не прекратили перед лицом внешней агрессии. Ко всему прочему, индейцев вывозили с острова для работ в другие американские владения Испании."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О брутальном характере испанского вторжения красноречиво свидетельствуют цифры - за первый век коренное население Тринидада сократилось более, чем вполовину - с 40 тысяч в 1498 до 15 тысяч в 1592."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С момента первой высадки Колумба до основания в 1952 первого испанского поселения имени Святого Иосифа прошло почти столетие. И сразу же была провозглашена энкомьенда - колониальная власть, основной целью которой было закрепление контроля над территорией и христианизация аборигенов. Испанским поселенцам выделялись земли вместе с закрепляемыми за ними индейцами. Поселенцы платили короне налог в виде части урожая и должны были осуществлять христианизацию. На практике же, если первая часть контракта исправно работала, то крещение индейцев шло по остаточному принципу. Так, к 1644 на Тринидаде насчитывалось всего 250 крещённых карибов при их общей численности свыше 4-х тысяч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Индеец племени карибов. Фото 1890 года из книги путешественника Джеймса Старка \"История Тринидада”", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Carib (Stark's).jpg", "filesize": 523007, "height": 1548, "pic_id": 966114, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Carib_Starks.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T145518Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7bd1b3bbae7a00d1217716e384e3052de4f9f091905a033fe52aa28364b92aec", "width": 1066}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неуспехи объяснялись тем, что индейцы вместо приобщения к цивилизации предпочитали сбегать от своих новоиспечённых хозяев в труднодоступные центральные регионы острова. Тогда была предпринята попытка отправить на Тринидад миссионеров и в 1687 на острове высадили монахи ордена капуцинов. Но нельзя сказать, что они преуспели в приобретении душ для Христа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколько тысяч индейцев согнали в деревни, находившиеся под управлением миссионеров. Отныне им принадлежала монополия на индейский труд, что вызвало неприкрытое недовольство поселенцев. Да и индейцам такая подневольная жизнь не пришлась по нраву, что приводила к бунтам. Крупнейший имел место в миссии Арена близ города Сан-Фернандо в 1699 - индейцы ворвались в церковь, где устроили резню монахов, после чего атаковали губернатора, который вместе с членами своей партии прибыл к богослужению. Лишь одному из них удалось спастись - он то и поднял тревогу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гравюра 1675 года Мельхиора Кюзеля \"Убийство Отца Сегуры\" (случай имел место в 1571, когда крещённый иезуитами индеец Пакикино, работавший на них переводчиком, перешёл на сторону индейцев)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Killing of Father Segura (jesuit, killed 1571 by baprised indian Paquiquino), engraving by Melchior Kusell, 1675.jpg", "filesize": 193402, "height": 1024, "pic_id": 966120, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Killing_of_Father_Segura_jesuit_killed_1571_by_baprised_4V5thIM.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T150436Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4edab0a57cd863c5e5fed454634c291c8f0d22d0274a39f2a508b18bfc53d068", "width": 738}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Войска настигли индейцев у побережья, где после неравного боя, многие из них предпочли броситься в море, нежели сдаться. Схватить удалось 84 человека, которых, подвергнув пыткам, повесили (а их женщины были отданы поселенцам в рабыни). В протоколах допросов сохранились свидетельства, что монахи избивали индейцев, пропускавших службы в церкви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По итогу в 1708 миссия капуцинов была свёрнута, а индейцы из миссионерских деревень переданы под крепостной протекторат поселенцев, а вскоре, в 1716, была упразднена и система энкомьенды. И в последующие десятилетия Тринидад постепенно нищал, лишаясь последних остатков жизнеспособности экономики. Он попросту находился слишком в стороне от основных торговых маршрутов, чтобы испанские корабли заходили в его порты.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Казнь 38 индейцев племени сиу в Манкато, штат Миннесота, 1862", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Execution_of_the_thirty-eight_Sioux_Indians_at_Mankato_Minnesota,_December_25,_1862_LCCN2004667224_.jpg", "filesize": 6685804, "height": 4209, "pic_id": 966121, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Execution_of_the_thirty-eight_Sioux_Indians_at_Mankato__oQXyeid.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T151002Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9f7392e7cc58ee2fac099a8f79876c34a898b7c8f0e39c5747893fbc0f771ff0", "width": 7199}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Только с 1770 испанцы вспомнили про остров и стали инвестировать в его развитие под нажимом усилившейся в регионе Британской колонизации. Только вот работать уже было почти некому. И тогда в 1783 испанцы решили приглашать на плантации католиков из других дружественных стран. В первую очередь - французов с тех Антильских колоний, которые Франция вынуждена была уступить Британии. Они подвергались политической и социальной дискриминации со стороны англичан и рады были новым возможностям, которые им открывались на Тринидаде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Землёй наделяли по очень простому принципу - чем больше рабов привозишь, тем больше земель под плантацию получишь. Свободным цветным тоже давали земли, но вдвое меньше, чем белым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приток французских плантаторов с их рабами и свободных негров-ремесленников быстро преобразил Тринидад, вдохнув его экономике второе дыхание. Было налажено производства какао, кофе, хлопка и сахара в объёмах, которые уже стоили того, чтобы торговым кораблям стал интересен крюк к острову."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая волна французов хлынула на Тринидад в 1789, спасаясь от революции во Франции, а вскоре в 1791 подтянулись и беженцы с французской колонии Сан-Доминго, где впервые в истории власть захватили чёрные рабы, переименовавшие страну в Гаити (что на языке тамошних индейцев таино значит страна высоких гор)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иллюстрации негритянской революции наа Гаити: картина \"Битва за Пальму\", Януарий Суходольский, 1845", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Battle or Palm Tree, Януарий Суходольский, 1845.jpeg", "filesize": 250084, "height": 900, "pic_id": 966122, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Battle_or_Palm_Tree_%D0%AF%D0%BD%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1845.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T151350Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bc96c9e610ac3644d137eba0c8aa925938bf5650e93d16d53d8e64bce50b9815", "width": 1400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Резкая смена этнического состава как самих поселенцев, так и рабов, обогатила остров креольской культурой. Теперь большая часть рабов состояла из негров, рождённых во французских колониях и говорящих на патуа (суржик из ломаного французского и африканских наречий). Росло и число свободных негров. Они привнесли в религиозную жизнь Тринидада своё духовное наследие из поверий африканских культов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда же Британия официально запретила работорговлю в 1807, на Тринидад стали сгружать пленников, которых освобождал с перехватываемых в Карибском море пиратских кораблей Британский флот. Те и вовсе никогда не знали Христа, будучи махровыми язычниками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Португальский корабль \"Добросовестный\", арестованный британским флотом в 1838 за незаконную транспортировку 600 африканских рабов. Рисунок британского матроса", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_Portuguese ship Diligente engaged in illegal trade captured by UK ship in 1838 with 600 slaves. Sailor painted.jpg", "filesize": 143062, "height": 600, "pic_id": 966129, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_Portuguese_ship_Diligente_engaged_in_illegal_trade_capt_9yg7tGE.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T154357Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=32ba11ca0d2aee5ab73ada2dad15ab9772ffa320fcaf759c3e7514aead6be270", "width": 1067}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но не долго грела Испания свои руки на поднявшейся экономике Тринидада. Свинью подложила Франция, объявившая в 1796 войну Британии и потребовавшая того же от Испании, как от союзницы. В результате уже через год Тринидад перешёл под власть Британии, а к 1802 там окончательно установилась власть англичан, включая появление тут англиканской церкви - кафедральный собор открыт в столице Порт-оф-Спейне в 1823."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но не прошло много времени, как англиканам уже пришлось конкурировать в битве за души тринидадцев с целым легионом прочих протестантских деноминаций. Миссионеры прибывали в 19в. не только из Англии, но и из других стран Европы, а также (в большей степени) из Америки и Канады."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Английский сэр Уолтер Рэли пленяет в 1595 испанского правителя Тринидада Антонио де Беррио. Гравюра Теодора де Брая", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_tpVB8ESfAAI.jpg", "filesize": 874807, "height": 966, "pic_id": 966130, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_tpVB8ESfAAI.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T154623Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a4303e43446b7680b75d4a896d56cf33bc0b98f636c162536796c7f79e8e7e75", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, в 1983 свой кафедральный собор открыли пресвитерианцы, прибывшие из Шотландии. В 1868 им на подмогу прибыли пресвитерианцы Канады, чтобы крестить возраставшую числом диспору индийцев-гастарбайтеров (выяснилось, что после отмены рабства в 1807, завозить индусов куда эффективней и дешевле, чем пытаться заставить нормально работать бывших рабов-негров). В 1787 объявились и Моравские Братья, расширив свою миссию, основанную ранее на острове Барбадос."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но никто из деноминаций не мог соперничать числом с баптистами, появившимися тут первыми - ранние группы освобождённых негров начали прибывать на Тринидад ещё во времена работорговли, а массово - с 1815, когда 781 солдат получили здесь земельные наделы от Британии за участие на стороне короны в войне 1812 года против взбунтовавшихся США. Целых 6 деревень! Пусть и в непроходимой глуши с ещё некультивированными землями. Эти негры-солдаты с южных штатов были в большинстве крещёнными баптистами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё это - элементы католичества, харизматического протестантства и африканских культов - варилось в едином религиозном котле, став тем, что теперь известно под термином Духовного Баптизма. Вера «крещённых Духом» стала негритянской попыткой установить собственные критерии свободы, включающей в себя в числе прочего религию, соответствующую реальным потребностям народа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "На заднем дворе церкви. Прихожане готовятся к церемонии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_backyard where the ceremony took place.jpg", "filesize": 153987, "height": 684, "pic_id": 966131, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_backyard_where_the_ceremony_took_place.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T154921Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3124d2d05218de42230b1f18caac606b940ef5cd4867d7c74cdb5bd3a190a9fe", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Доктринально эта религия была близка к континентальному баптизму. Но не практически. Традиционные баптисты, прибывшие на Тринидад с миссией в 1843 из Лондона, были, мягко говоря, от этой практики в лёгком шоке. Их попытки «причесать» местных баптистов, подчинив авторитету Лондона в вопросах доктрин и обрядности, привели к болезненным конфликтам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несогласных с навязываемыми извне ограничениями английские миссионеры, самонадеянно претендуя на истину в первой инстанции, заклеймили непокорными вероотступниками. А через некоторое время случился раскол и политического характера - часть тринидадских баптистов традиционного толка провозгласила свою политическую автономию от Лондона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И поныне все 3 формы баптистов (лондонские, независимые и духовные) существуют на Тринидаде в параллель друг другу, как в исходных вариантах, так и в различных гибридных вариациях на тему. Общим числом там под большим баптистским зонтиком насчитывается 14 юридически зарегистрированных деноминаций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дух сошёл на прихожанку - одержимая больше не контролирует себя", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "_woman catches a spirit.jpg", "filesize": 90493, "height": 684, "pic_id": 966132, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/04/_woman_catches_a_spirit.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250304%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250304T155233Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e4646af3da5109191adee5ca0dc1c54271a2d1572ed9e2147c4477e62353d108", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но какими бы ни были разногласия меж лондонскими и тринидадскими ветвями в церковных, исторических или доктринальных вопросах, объединяет их общая неприязнь к баптистам духовным, верования и обряды которых они считают синкретическими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этом месте мы сделаем паузу, но обещаем продолжение;)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-68562770_4214"}, "string": "VA - Refuel Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3262"}, "string": "VA - Intercessor Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3262"}, "string": "VA - Blood Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-15809352_21393"}, "string": "VA - Valour Riddim - 2005"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3268"}, "string": "VA - Island Dance Riddim - 2014"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-73430637_3272"}, "string": "VA - Fire Ride Riddim - 2015"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://vk.com/wall-15809352_21421"}, "string": "VA - Veteran Riddim - 2021"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "#Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "PS: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "http://vk.com/donut/reggae_universe"}, "string": "Поддержи "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рэгги-Вселенную, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://plvideo.ru/channel/@VBZ"}, "string": "видео СМОТРИ "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "на Платформе;)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [181, 181]}
Комментарии 0