3
История колонизации Тринидада | Паблико

История колонизации Тринидада


04 мар 2025 · 18:53    

Кратко и популярно - о истории покорения европейцами Карибских островов - на примере Тринидада. Лучше, чем в любом учебнике, да ещё и с картинками

Музыкальное сопровождение чтиву: Мал ридимок, да дорог! Продолжим выкладку Дансхола тринидадского праведного лейбла, где рулит Малыш Крис (Baby C). А дорожная карта беседы уже намечена* ранее:

VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021



VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021


СЛУШАЙ сборник в вк, а КАЧАЙ тут или на зеркале в MP3 320 kbps

В дорожной карте - научное исследование Тимоти Роммена - о том, как сложилась традиция Дансхол-Госпела на Тринидаде и Тобаго. Предварим дорожными заметками из блокнота, что автор вёл в ходе экспедиции на острова:

"По мере приближения времени официального начала службы маленькими группами народ стягивался на гору Бойла к евангелической церкви баптистов. Открытые настежь двери служили приглашением всем желающим принять участие. Где-то за 15 минут до начала зазвучали песнопения, что послужило знаком начала приготовлений и предвкушением тому, что всех ожидало. Пел не только церковный хор - любой пришедший мог подпевать. Вся атмосфера свидетельствовала о спонтанном характере свободного взаимодействия в общине.

Тем временем, народ продолжал заполнять комнату, прибавляя голосов пению, которое становилось всё громче и интенсивнее. Перед самым началом службы лидер дал знак остановиться и обратился к собравшимся с воззванием. Его слова все встречали одобрительными возгласами. Затем началась общая молитва, ознаменовавшая начало ритуальной части службы".



По ком звонят в колокол на богослужениях в церкви Духовных Баптистов на Тринидаде?


Читая историю Тринидада и погружаясь в его этнографическое прошлое, можно разглядеть живую связь меж его прошлым и настоящим. Эти верующие не являются наследниками прошлого, они его современники! Древние традиции нашли воплощение в настоящем.

В каком то смысле эта глава послужит в роли того воззвания, которым пастри открывают службы. В ней мы рассмотрим религиозную историю Тринидада и проиллюстрируем проблемы, с которыми сталкивается современная христианская община, а также то, чему она противостоит, чтобы сохранить свою идентичность. Также мы погрузимся в контекст контекст, необходимый для понимания теоретических основ и практического применения религии на Тринидаде. Ну и наконец - познакомимся с теми музыкальными стилями, которые формируют жизнь приходов:

Впервые Тринидад встретил европейцев в 1498, когда Христофор Колумб случайно наткнулся на этот остров, увидев в подзорную трубу 3 высоких холма, возвышавшихся над его юго-восточным побережьем. Аннексированный в пользу новых владений Испании, остров получил название во славу Святой Троицы.



Итальянский пират Христофор Колумб (1451-1506) "открывает Америку", высадившись в 1492 на острове, который назовёт Сан-Сальвадор (входит в Багамские острова). Исторический факт: викинги бывали в Америке за 5 веков до Колумба - так, известно, что в 1000 году исландский мореплаватель Лейф Э́рикссон Счастли́вый основал в Канаде город Винланд


Следующие 300 лет стали для Тринидада периодом колониальной никчёмности. Испания мало вкладывалась в остров, занятая развитием других колоний, которые приносили больше прибылей. Но это не уберегло население Тринидада от характерных тому времени перегибов - коренное население стремительно сокращалось:

Индейцы араваки и карибы вымирали от неведомых им ранее болезней (главным образом, от оспы) и становились жертвами вооружённого противостояния с более сильными с военной точки зрения испанцами. Да и межплеменной вражды не прекратили перед лицом внешней агрессии. Ко всему прочему, индейцев вывозили с острова для работ в другие американские владения Испании.

О брутальном характере испанского вторжения красноречиво свидетельствуют цифры - за первый век коренное население Тринидада сократилось более, чем вполовину - с 40 тысяч в 1498 до 15 тысяч в 1592.

С момента первой высадки Колумба до основания в 1952 первого испанского поселения имени Святого Иосифа прошло почти столетие. И сразу же была провозглашена энкомьенда - колониальная власть, основной целью которой было закрепление контроля над территорией и христианизация аборигенов. Испанским поселенцам выделялись земли вместе с закрепляемыми за ними индейцами. Поселенцы платили короне налог в виде части урожая и должны были осуществлять христианизацию. На практике же, если первая часть контракта исправно работала, то крещение индейцев шло по остаточному принципу. Так, к 1644 на Тринидаде насчитывалось всего 250 крещённых карибов при их общей численности свыше 4-х тысяч.



Индеец племени карибов. Фото 1890 года из книги путешественника Джеймса Старка "История Тринидада”


Неуспехи объяснялись тем, что индейцы вместо приобщения к цивилизации предпочитали сбегать от своих новоиспечённых хозяев в труднодоступные центральные регионы острова. Тогда была предпринята попытка отправить на Тринидад миссионеров и в 1687 на острове высадили монахи ордена капуцинов. Но нельзя сказать, что они преуспели в приобретении душ для Христа.

Несколько тысяч индейцев согнали в деревни, находившиеся под управлением миссионеров. Отныне им принадлежала монополия на индейский труд, что вызвало неприкрытое недовольство поселенцев. Да и индейцам такая подневольная жизнь не пришлась по нраву, что приводила к бунтам. Крупнейший имел место в миссии Арена близ города Сан-Фернандо в 1699 - индейцы ворвались в церковь, где устроили резню монахов, после чего атаковали губернатора, который вместе с членами своей партии прибыл к богослужению. Лишь одному из них удалось спастись - он то и поднял тревогу.



Гравюра 1675 года Мельхиора Кюзеля "Убийство Отца Сегуры" (случай имел место в 1571, когда крещённый иезуитами индеец Пакикино, работавший на них переводчиком, перешёл на сторону индейцев)


Войска настигли индейцев у побережья, где после неравного боя, многие из них предпочли броситься в море, нежели сдаться. Схватить удалось 84 человека, которых, подвергнув пыткам, повесили (а их женщины были отданы поселенцам в рабыни). В протоколах допросов сохранились свидетельства, что монахи избивали индейцев, пропускавших службы в церкви.

По итогу в 1708 миссия капуцинов была свёрнута, а индейцы из миссионерских деревень переданы под крепостной протекторат поселенцев, а вскоре, в 1716, была упразднена и система энкомьенды. И в последующие десятилетия Тринидад постепенно нищал, лишаясь последних остатков жизнеспособности экономики. Он попросту находился слишком в стороне от основных торговых маршрутов, чтобы испанские корабли заходили в его порты..



Казнь 38 индейцев племени сиу в Манкато, штат Миннесота, 1862


Только с 1770 испанцы вспомнили про остров и стали инвестировать в его развитие под нажимом усилившейся в регионе Британской колонизации. Только вот работать уже было почти некому. И тогда в 1783 испанцы решили приглашать на плантации католиков из других дружественных стран. В первую очередь - французов с тех Антильских колоний, которые Франция вынуждена была уступить Британии. Они подвергались политической и социальной дискриминации со стороны англичан и рады были новым возможностям, которые им открывались на Тринидаде.

Землёй наделяли по очень простому принципу - чем больше рабов привозишь, тем больше земель под плантацию получишь. Свободным цветным тоже давали земли, но вдвое меньше, чем белым.

Приток французских плантаторов с их рабами и свободных негров-ремесленников быстро преобразил Тринидад, вдохнув его экономике второе дыхание. Было налажено производства какао, кофе, хлопка и сахара в объёмах, которые уже стоили того, чтобы торговым кораблям стал интересен крюк к острову.

Вторая волна французов хлынула на Тринидад в 1789, спасаясь от революции во Франции, а вскоре в 1791 подтянулись и беженцы с французской колонии Сан-Доминго, где впервые в истории власть захватили чёрные рабы, переименовавшие страну в Гаити (что на языке тамошних индейцев таино значит страна высоких гор).



Иллюстрации негритянской революции наа Гаити: картина "Битва за Пальму", Януарий Суходольский, 1845


Резкая смена этнического состава как самих поселенцев, так и рабов, обогатила остров креольской культурой. Теперь большая часть рабов состояла из негров, рождённых во французских колониях и говорящих на патуа (суржик из ломаного французского и африканских наречий). Росло и число свободных негров. Они привнесли в религиозную жизнь Тринидада своё духовное наследие из поверий африканских культов.

Когда же Британия официально запретила работорговлю в 1807, на Тринидад стали сгружать пленников, которых освобождал с перехватываемых в Карибском море пиратских кораблей Британский флот. Те и вовсе никогда не знали Христа, будучи махровыми язычниками.



Португальский корабль "Добросовестный", арестованный британским флотом в 1838 за незаконную транспортировку 600 африканских рабов. Рисунок британского матроса


Но не долго грела Испания свои руки на поднявшейся экономике Тринидада. Свинью подложила Франция, объявившая в 1796 войну Британии и потребовавшая того же от Испании, как от союзницы. В результате уже через год Тринидад перешёл под власть Британии, а к 1802 там окончательно установилась власть англичан, включая появление тут англиканской церкви - кафедральный собор открыт в столице Порт-оф-Спейне в 1823.

Но не прошло много времени, как англиканам уже пришлось конкурировать в битве за души тринидадцев с целым легионом прочих протестантских деноминаций. Миссионеры прибывали в 19в. не только из Англии, но и из других стран Европы, а также (в большей степени) из Америки и Канады.



Английский сэр Уолтер Рэли пленяет в 1595 испанского правителя Тринидада Антонио де Беррио. Гравюра Теодора де Брая


Так, в 1983 свой кафедральный собор открыли пресвитерианцы, прибывшие из Шотландии. В 1868 им на подмогу прибыли пресвитерианцы Канады, чтобы крестить возраставшую числом диспору индийцев-гастарбайтеров (выяснилось, что после отмены рабства в 1807, завозить индусов куда эффективней и дешевле, чем пытаться заставить нормально работать бывших рабов-негров). В 1787 объявились и Моравские Братья, расширив свою миссию, основанную ранее на острове Барбадос.

Но никто из деноминаций не мог соперничать числом с баптистами, появившимися тут первыми - ранние группы освобождённых негров начали прибывать на Тринидад ещё во времена работорговли, а массово - с 1815, когда 781 солдат получили здесь земельные наделы от Британии за участие на стороне короны в войне 1812 года против взбунтовавшихся США. Целых 6 деревень! Пусть и в непроходимой глуши с ещё некультивированными землями. Эти негры-солдаты с южных штатов были в большинстве крещёнными баптистами.

Всё это - элементы католичества, харизматического протестантства и африканских культов - варилось в едином религиозном котле, став тем, что теперь известно под термином Духовного Баптизма. Вера «крещённых Духом» стала негритянской попыткой установить собственные критерии свободы, включающей в себя в числе прочего религию, соответствующую реальным потребностям народа.



На заднем дворе церкви. Прихожане готовятся к церемонии


Доктринально эта религия была близка к континентальному баптизму. Но не практически. Традиционные баптисты, прибывшие на Тринидад с миссией в 1843 из Лондона, были, мягко говоря, от этой практики в лёгком шоке. Их попытки «причесать» местных баптистов, подчинив авторитету Лондона в вопросах доктрин и обрядности, привели к болезненным конфликтам.

Несогласных с навязываемыми извне ограничениями английские миссионеры, самонадеянно претендуя на истину в первой инстанции, заклеймили непокорными вероотступниками. А через некоторое время случился раскол и политического характера - часть тринидадских баптистов традиционного толка провозгласила свою политическую автономию от Лондона.

И поныне все 3 формы баптистов (лондонские, независимые и духовные) существуют на Тринидаде в параллель друг другу, как в исходных вариантах, так и в различных гибридных вариациях на тему. Общим числом там под большим баптистским зонтиком насчитывается 14 юридически зарегистрированных деноминаций.



Дух сошёл на прихожанку - одержимая больше не контролирует себя


Но какими бы ни были разногласия меж лондонскими и тринидадскими ветвями в церковных, исторических или доктринальных вопросах, объединяет их общая неприязнь к баптистам духовным, верования и обряды которых они считают синкретическими.

На этом месте мы сделаем паузу, но обещаем продолжение;)

* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»

#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim

#Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel

PS: Поддержи Рэгги-Вселенную, а видео СМОТРИ на Платформе;)

Кратко и популярно - о истории покорения европейцами Карибских островов - на примере Тринидада. Лучше, чем в любом учебнике, да ещё и с картинками

Музыкальное сопровождение чтиву: Мал ридимок, да дорог! Продолжим выкладку Дансхола тринидадского праведного лейбла, где рулит Малыш Крис (Baby C). А дорожная карта беседы уже намечена* ранее:

VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021



VA - Road Map Riddim (Righteous Rec) - 2021


СЛУШАЙ сборник в вк, а КАЧАЙ тут или на зеркале в MP3 320 kbps

В дорожной карте - научное исследование Тимоти Роммена - о том, как сложилась традиция Дансхол-Госпела на Тринидаде и Тобаго. Предварим дорожными заметками из блокнота, что автор вёл в ходе экспедиции на острова:

"По мере приближения времени официального начала службы маленькими группами народ стягивался на гору Бойла к евангелической церкви баптистов. Открытые настежь двери служили приглашением всем желающим принять участие. Где-то за 15 минут до начала зазвучали песнопения, что послужило знаком начала приготовлений и предвкушением тому, что всех ожидало. Пел не только церковный хор - любой пришедший мог подпевать. Вся атмосфера свидетельствовала о спонтанном характере свободного взаимодействия в общине.

Тем временем, народ продолжал заполнять комнату, прибавляя голосов пению, которое становилось всё громче и интенсивнее. Перед самым началом службы лидер дал знак остановиться и обратился к собравшимся с воззванием. Его слова все встречали одобрительными возгласами. Затем началась общая молитва, ознаменовавшая начало ритуальной части службы".



По ком звонят в колокол на богослужениях в церкви Духовных Баптистов на Тринидаде?


Читая историю Тринидада и погружаясь в его этнографическое прошлое, можно разглядеть живую связь меж его прошлым и настоящим. Эти верующие не являются наследниками прошлого, они его современники! Древние традиции нашли воплощение в настоящем.

В каком то смысле эта глава послужит в роли того воззвания, которым пастри открывают службы. В ней мы рассмотрим религиозную историю Тринидада и проиллюстрируем проблемы, с которыми сталкивается современная христианская община, а также то, чему она противостоит, чтобы сохранить свою идентичность. Также мы погрузимся в контекст контекст, необходимый для понимания теоретических основ и практического применения религии на Тринидаде. Ну и наконец - познакомимся с теми музыкальными стилями, которые формируют жизнь приходов:

Впервые Тринидад встретил европейцев в 1498, когда Христофор Колумб случайно наткнулся на этот остров, увидев в подзорную трубу 3 высоких холма, возвышавшихся над его юго-восточным побережьем. Аннексированный в пользу новых владений Испании, остров получил название во славу Святой Троицы.



Итальянский пират Христофор Колумб (1451-1506) "открывает Америку", высадившись в 1492 на острове, который назовёт Сан-Сальвадор (входит в Багамские острова). Исторический факт: викинги бывали в Америке за 5 веков до Колумба - так, известно, что в 1000 году исландский мореплаватель Лейф Э́рикссон Счастли́вый основал в Канаде город Винланд


Следующие 300 лет стали для Тринидада периодом колониальной никчёмности. Испания мало вкладывалась в остров, занятая развитием других колоний, которые приносили больше прибылей. Но это не уберегло население Тринидада от характерных тому времени перегибов - коренное население стремительно сокращалось:

Индейцы араваки и карибы вымирали от неведомых им ранее болезней (главным образом, от оспы) и становились жертвами вооружённого противостояния с более сильными с военной точки зрения испанцами. Да и межплеменной вражды не прекратили перед лицом внешней агрессии. Ко всему прочему, индейцев вывозили с острова для работ в другие американские владения Испании.

О брутальном характере испанского вторжения красноречиво свидетельствуют цифры - за первый век коренное население Тринидада сократилось более, чем вполовину - с 40 тысяч в 1498 до 15 тысяч в 1592.

С момента первой высадки Колумба до основания в 1952 первого испанского поселения имени Святого Иосифа прошло почти столетие. И сразу же была провозглашена энкомьенда - колониальная власть, основной целью которой было закрепление контроля над территорией и христианизация аборигенов. Испанским поселенцам выделялись земли вместе с закрепляемыми за ними индейцами. Поселенцы платили короне налог в виде части урожая и должны были осуществлять христианизацию. На практике же, если первая часть контракта исправно работала, то крещение индейцев шло по остаточному принципу. Так, к 1644 на Тринидаде насчитывалось всего 250 крещённых карибов при их общей численности свыше 4-х тысяч.



Индеец племени карибов. Фото 1890 года из книги путешественника Джеймса Старка "История Тринидада”


Неуспехи объяснялись тем, что индейцы вместо приобщения к цивилизации предпочитали сбегать от своих новоиспечённых хозяев в труднодоступные центральные регионы острова. Тогда была предпринята попытка отправить на Тринидад миссионеров и в 1687 на острове высадили монахи ордена капуцинов. Но нельзя сказать, что они преуспели в приобретении душ для Христа.

Несколько тысяч индейцев согнали в деревни, находившиеся под управлением миссионеров. Отныне им принадлежала монополия на индейский труд, что вызвало неприкрытое недовольство поселенцев. Да и индейцам такая подневольная жизнь не пришлась по нраву, что приводила к бунтам. Крупнейший имел место в миссии Арена близ города Сан-Фернандо в 1699 - индейцы ворвались в церковь, где устроили резню монахов, после чего атаковали губернатора, который вместе с членами своей партии прибыл к богослужению. Лишь одному из них удалось спастись - он то и поднял тревогу.



Гравюра 1675 года Мельхиора Кюзеля "Убийство Отца Сегуры" (случай имел место в 1571, когда крещённый иезуитами индеец Пакикино, работавший на них переводчиком, перешёл на сторону индейцев)


Войска настигли индейцев у побережья, где после неравного боя, многие из них предпочли броситься в море, нежели сдаться. Схватить удалось 84 человека, которых, подвергнув пыткам, повесили (а их женщины были отданы поселенцам в рабыни). В протоколах допросов сохранились свидетельства, что монахи избивали индейцев, пропускавших службы в церкви.

По итогу в 1708 миссия капуцинов была свёрнута, а индейцы из миссионерских деревень переданы под крепостной протекторат поселенцев, а вскоре, в 1716, была упразднена и система энкомьенды. И в последующие десятилетия Тринидад постепенно нищал, лишаясь последних остатков жизнеспособности экономики. Он попросту находился слишком в стороне от основных торговых маршрутов, чтобы испанские корабли заходили в его порты..



Казнь 38 индейцев племени сиу в Манкато, штат Миннесота, 1862


Только с 1770 испанцы вспомнили про остров и стали инвестировать в его развитие под нажимом усилившейся в регионе Британской колонизации. Только вот работать уже было почти некому. И тогда в 1783 испанцы решили приглашать на плантации католиков из других дружественных стран. В первую очередь - французов с тех Антильских колоний, которые Франция вынуждена была уступить Британии. Они подвергались политической и социальной дискриминации со стороны англичан и рады были новым возможностям, которые им открывались на Тринидаде.

Землёй наделяли по очень простому принципу - чем больше рабов привозишь, тем больше земель под плантацию получишь. Свободным цветным тоже давали земли, но вдвое меньше, чем белым.

Приток французских плантаторов с их рабами и свободных негров-ремесленников быстро преобразил Тринидад, вдохнув его экономике второе дыхание. Было налажено производства какао, кофе, хлопка и сахара в объёмах, которые уже стоили того, чтобы торговым кораблям стал интересен крюк к острову.

Вторая волна французов хлынула на Тринидад в 1789, спасаясь от революции во Франции, а вскоре в 1791 подтянулись и беженцы с французской колонии Сан-Доминго, где впервые в истории власть захватили чёрные рабы, переименовавшие страну в Гаити (что на языке тамошних индейцев таино значит страна высоких гор).



Иллюстрации негритянской революции наа Гаити: картина "Битва за Пальму", Януарий Суходольский, 1845


Резкая смена этнического состава как самих поселенцев, так и рабов, обогатила остров креольской культурой. Теперь большая часть рабов состояла из негров, рождённых во французских колониях и говорящих на патуа (суржик из ломаного французского и африканских наречий). Росло и число свободных негров. Они привнесли в религиозную жизнь Тринидада своё духовное наследие из поверий африканских культов.

Когда же Британия официально запретила работорговлю в 1807, на Тринидад стали сгружать пленников, которых освобождал с перехватываемых в Карибском море пиратских кораблей Британский флот. Те и вовсе никогда не знали Христа, будучи махровыми язычниками.



Португальский корабль "Добросовестный", арестованный британским флотом в 1838 за незаконную транспортировку 600 африканских рабов. Рисунок британского матроса


Но не долго грела Испания свои руки на поднявшейся экономике Тринидада. Свинью подложила Франция, объявившая в 1796 войну Британии и потребовавшая того же от Испании, как от союзницы. В результате уже через год Тринидад перешёл под власть Британии, а к 1802 там окончательно установилась власть англичан, включая появление тут англиканской церкви - кафедральный собор открыт в столице Порт-оф-Спейне в 1823.

Но не прошло много времени, как англиканам уже пришлось конкурировать в битве за души тринидадцев с целым легионом прочих протестантских деноминаций. Миссионеры прибывали в 19в. не только из Англии, но и из других стран Европы, а также (в большей степени) из Америки и Канады.



Английский сэр Уолтер Рэли пленяет в 1595 испанского правителя Тринидада Антонио де Беррио. Гравюра Теодора де Брая


Так, в 1983 свой кафедральный собор открыли пресвитерианцы, прибывшие из Шотландии. В 1868 им на подмогу прибыли пресвитерианцы Канады, чтобы крестить возраставшую числом диспору индийцев-гастарбайтеров (выяснилось, что после отмены рабства в 1807, завозить индусов куда эффективней и дешевле, чем пытаться заставить нормально работать бывших рабов-негров). В 1787 объявились и Моравские Братья, расширив свою миссию, основанную ранее на острове Барбадос.

Но никто из деноминаций не мог соперничать числом с баптистами, появившимися тут первыми - ранние группы освобождённых негров начали прибывать на Тринидад ещё во времена работорговли, а массово - с 1815, когда 781 солдат получили здесь земельные наделы от Британии за участие на стороне короны в войне 1812 года против взбунтовавшихся США. Целых 6 деревень! Пусть и в непроходимой глуши с ещё некультивированными землями. Эти негры-солдаты с южных штатов были в большинстве крещёнными баптистами.

Всё это - элементы католичества, харизматического протестантства и африканских культов - варилось в едином религиозном котле, став тем, что теперь известно под термином Духовного Баптизма. Вера «крещённых Духом» стала негритянской попыткой установить собственные критерии свободы, включающей в себя в числе прочего религию, соответствующую реальным потребностям народа.



На заднем дворе церкви. Прихожане готовятся к церемонии


Доктринально эта религия была близка к континентальному баптизму. Но не практически. Традиционные баптисты, прибывшие на Тринидад с миссией в 1843 из Лондона, были, мягко говоря, от этой практики в лёгком шоке. Их попытки «причесать» местных баптистов, подчинив авторитету Лондона в вопросах доктрин и обрядности, привели к болезненным конфликтам.

Несогласных с навязываемыми извне ограничениями английские миссионеры, самонадеянно претендуя на истину в первой инстанции, заклеймили непокорными вероотступниками. А через некоторое время случился раскол и политического характера - часть тринидадских баптистов традиционного толка провозгласила свою политическую автономию от Лондона.

И поныне все 3 формы баптистов (лондонские, независимые и духовные) существуют на Тринидаде в параллель друг другу, как в исходных вариантах, так и в различных гибридных вариациях на тему. Общим числом там под большим баптистским зонтиком насчитывается 14 юридически зарегистрированных деноминаций.



Дух сошёл на прихожанку - одержимая больше не контролирует себя


Но какими бы ни были разногласия меж лондонскими и тринидадскими ветвями в церковных, исторических или доктринальных вопросах, объединяет их общая неприязнь к баптистам духовным, верования и обряды которых они считают синкретическими.

На этом месте мы сделаем паузу, но обещаем продолжение;)

* Другие ридимы от Малыша и лейбла Righteous Records в вк»

#Baby_C #Righteous_Records #Road_Map_Riddim

#Dancehall #Gospel #Gospel_Dancehall #Dancehall_Gospel

PS: Поддержи Рэгги-Вселенную, а видео СМОТРИ на Платформе;)

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ