24 фев 2023 · 10:24    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда пишу не отдельными текстами, а циклами. Причем, не обязательно, чтобы цикл сразу был в замысле на момент создания первого текста. Так получилось и с этим небольшим циклом «Точка невозврата 80-е». Тогда произошел теракт в нашем универе, погибли люди, и удивительным образом попал под тот же расстрел наш фестиваль РАВНОДЕНСТВИЕ, который должен был начаться буквально через пару дней, но не начался. И я в очень грустном настроении грустно же подумал в очередной раз о тех, кто выпал из нашей песни на сломе песенной эпохи. Собственно этот слом совпал с развалом страны, но тянулся он все же десятилетия полтора. Песенные эпохи в один день не меняются. Сразу были написаны два текста о смене песенных эпох, потом было дописано еще два. Возможно, цикл будет продолжен. Тема-то неисчерпаемая, но писать в ней довольно сложно. Сложно и в эмоциональном плане, и в плане подбора иллюстративного материала - это сейчас видеозапись перестала быть экзотикой, а в те времена нужно было быть или уже известным, или очень везучим, чтобы оказаться в кадре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, в этой серии текстов железобетонной точки нет. Просто потому, что возможно некоторым из вас эти тексты помогут чуть внимательнее и чуть менее пристрастно посмотреть и на то, что звучит в нашей культуре сегодня. А что еще нужно стареющему бардовскому блогеру?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, и последнее - начало текста связано с тем, что тогдашняя моя статья о творчестве Матвеевой, опубликованная буквально за пару-тройку дней до этой вызвала очень широкое обсуждение, и именно там, в обсуждениях, мысль о том, что когда-то песня была настоящей, а сейчас перестала таковой быть замелькала очень массово. Собственно, это все пояснения, теперь сам текст с тремя продолжениями: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Точка невозврата – 80-е. Моим любимым подписчикам, потерявшим нашу песню еще тогда."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Статья о Новелле Матвеевой, вернее, комментарии к ней заставили меня немного иначе взглянуть на сам смысл моей работы в Бард-Дзен. Хочу пояснить это для своих подписчиков, и для тех, кто собирается стать моим подписчиком. Возможно этот текст даст вам основания для такого решения. Но объяснения, уж простите, займут пару абзацев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В каждом втором комментарии звучит боль и сожаление о том, что сейчас авторской песни нет. На самом деле, это, конечно, объективно не правда. Ничего фатального с авторской песней не случилось. Она меняется, как и весь мир вокруг, но ведь и в самом начале она менялась тоже. Она и должна меняться постоянно. Ведь если заканчиваются изменения в природе, природа умирает. Почему в песне должно быть по-другому?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я не буду в этой статье анализировать сами изменения. До этого дойдем со временем. Сегодня я хочу обратиться к тем, кто сам покинул эту песню, но считает, что это песня их покинула. Собственно, цикл статей, который начинает эта статья – он об этом. О культурной эмиграции любителей авторской песни, которую они принимают за измену им самой песней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Или дуэт ИВАСИ, если неофициально, но общепринято.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "иваси.jpg", "filesize": 81442, "height": 480, "pic_id": 443056, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/24/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8.jpeg", "width": 606}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для большинства это случилось в 80-е. Для большинства последние барды страны – ИВАСИ. Многие, впрочем, даже этого не знают. То есть, что они стали называться ИВАСЯМИ сами. Для них они остались дуэтом Алексея Иващенко и Георгия Васильева, а слово ИВАСИ осталось просто шуточным названием, принятым в среде любителей их творчества. Двойная книжка и двойной альбом, упакованный в консервные банки с надписью ИВАСИ до них не дошли. Это было уже в 90-е. И даже очень большие песни Алексея Игоревича и Георгия Леонардовича остались для них за кадром. Скажем вот эта. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/HTuyPWKPDWU"}, "string": "ИВАСИ - Письмо к... "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это ведь не привычная шутка ИВАСЕЙ, уровень обобщений и попадание в боль и растерянность целого поколения здесь потрясающая. Хотя лексикон и образная система авторов остается прежней. Для меня она остается одной из любимейших песен этого прекрасного дуэта с тех самых времен, с середины 90-х. Как и «Кончается четверг» или «Кладут асфальт», известные с середины 80-х. Я считаю это все очень большими песнями, если не великими. С этим можно спорить, но едва ли кто-то будет спорить с тем, что это – песни той самой авторской песни, о которой сейчас тоскуют постаревшие читатели моего канала. Те, кто считает, что она исчезла навсегда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ведь все наоборот произошло. Не песня исчезла, эти люди исчезли из песни. Понятно почему – развал страны стал настолько грандиозным и трагичным событием, что у большинства на песни уже не осталось душевных сил, приходилось каждый день бороться за элементарное выживание. Физическое. Очень многие ведь не справились и с этим. 100 миллионов человек не справилось. В пять раз больше, чем во время великой войны. Кто погиб, кто уехал сам, а кто оказался эмигрантом против воли. Кто я такой, чтобы выставлять претензии этим людям – дескать, вы изменили нашей песне! Да и эмиграция, даже внутренняя – не измена, конечно. Это – добровольный, а еще и частенько вынужденный выбор без выбора вообще."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другое дело, что люди, потерявшиеся в этих событиях, потеряли и песенные ориентиры тоже. Когда появилась возможность их вновь обрести, та песня, которая звучит вместо привычной им, показалась чужой. Мы, не покидавшие свою песенную Родину, и то все переругались, решая что наше, что не наше в новой песне, а каково им, потерявшимся? Для нас-то не было перерыва. Песня менялась на наших глазах органично, только очень быстро, а они пропустили этапы этих изменений. Мы слушали в 80-е то, что можно было услышать только в узком фестивальном кругу, а они не слышали предтеч новой песни вообще. Как можно сегодня принять Андрея Козловского, одного из любимейших авторов современной авторской песни, если не знать его прекрасных песен 80-х? А ведь в них уже тогда звучала сегодняшняя песенная интонация, при том, что они прекрасно вписывались в классическую бардовскую эстетику. Большинство из тех, кто не ушел из песни в момент развала страны до сих пор влюблены в мудрые и печальные песни тогдашнего Козловского. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/NzZDfh8Tse8"}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/NzZDfh8Tse8"}, "string": "Андрей Козловский - Белого облака..."}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/NzZDfh8Tse8"}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На удивление, в этой песне Андрей спел обо всем, что случилось потом с песней. Это какое-то потрясающе точное пророчество юного тогда Козловского. И вспомнилось злое, и забылось доброе, и зритель ушел, и опустился занавес, и другой появился в той самой дали, куда стали уходить авторы. И те блюзы, что вскоре вывели Козловского на совершенной иной песенный уровень, начиная с принципиальной песни «Нам хватит» невозможно понять и принять, если не слышал «Серого облака», «Снегирей», «Человечка» или «Сентябрь». Просто не понять, того, что новые песни Андрея логично вырастают из старых, что «Нам хватит» - это вторая серия «Белого облака» или «Человечка». Кстати, поиграю «Человечка». И не потому, что это – одна из любимейших, теперь уже на все времена, песен Козловского, как и «Сентябрь». Просто те читатели, для которых и о которых я сегодня пишу этого уже не застали, а без этих песен нельзя понять, что наша культура менялась хоть и быстро, но очень логично и правильно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/rCTxKg3lLZk"}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/rCTxKg3lLZk"}, "string": "«Человечек» - Андрей Козловский"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/rCTxKg3lLZk"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, конечно, говорить о песнях и авторах, которые одновременно существовали и во времена до, и во времена после массовой эмиграции из наших песен наших же людей можно бесконечно. Но я сегодня, пожалуй, остановлюсь только на условно казанской школе. Просто меня в песне удержали в основном они. Ну и земляки, конечно. Но земляки не столь известны, за исключением разве Евгения Матвеева и его ансамбля. Так что, разговаривая с читателями о неизвестной им песне, но такой, которая не стала для них любимой только потому, что они сами ушли из нее, я покажу несколько песен Сергея Бальцера и Дмитрия Бикчентаева. Для нас, не покинувших эту песню в трудные времена, их песни стали чем-то вроде маяка, показавшего путь и направление. А у них, к сожалению маяков в жизни не случилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дмитрий Бикчентаев, тогда еще вполне молодой автор из компании того же Козловского, который в те времена постоянно ходил с казанским Эскадроном имени поручика Ржевского на сплавы. Точнее, это Андрей в 80-е прибился к казанцам. Там была студия Валерия Мустафина, которая выпускала кассетные альбомы и новой, и классической песни, и эти кассеты были прямым продолжением «магнитофонной культуры» 60-х – 70-х, сделавшей известными всей стране большинство наших классиков. Одним из самых знаковых музыкантов и авторов это студии и был как раз Дмитрий Бикчентаев. Ну а его цикл песен на стихи Юнны Мориц еще тогда покорил буквально всех. Я помню даже споры о том, кто лучше пишет на стихи Юнны Петровны, неизвестный Бикчентаев или суперпопулярный Никитин. Дурацкие, между нами, споры. Они и стихи выбирали разные у нее, и музыкально прочитывали по-разному. И сравнивать это, как я сейчас понимаю, как минимум странно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/AJgCtowWuBA"}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/AJgCtowWuBA"}, "string": "Дмитрий Бикчентаев - Стоянка корабля (ст. Юнна Мориц)"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/AJgCtowWuBA"}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Весь этот цикл морских песен на стихи Юнны Мориц разошелся так широко, как, пожалуй, с той поры не расходилось ничего и ни у кого. Это знали наизусть буквально везде и все, во всех клубах. Трудно было найти фестиваль, где бы эти песни не звучали. Хотя я, например, наверное, из присущего чувства противоречия, для себя выбрал в репертуар единственную песню этого цикла, с морем никак не связанную. Хотя и «Стоянку корабля», и особенно «Трамвайчик» (по другому «Эскиз») тоже пел всю сознательную исполнительскую жизнь. Но до самых потаенных глубин души меня покорила их общая «Грустная песня». Я и сейчас считаю ее песней великой, настолько вечные темы и так образно и эмоционально она цепляет. Правда, я ее пел где-то в полтора раза медленнее, и используя чуть более развернутые аккорды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/aGqJtAqpiQY"}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/aGqJtAqpiQY"}, "string": "Дмитрий Бикчентаев - Грустная песня (ст. Юнна Мориц)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понимаю, что если люди, читающие мои тексты о классике авторской песни все же решатся почитать этот текст и послушать этих авторов, стоящих на самой границе смены песенных эпох, им будет не просто. С одной стороны, эти песни звучат довольно традиционно, и темы и образы, что наполняют эти песни тоже вполне традиционны для потерянной ими авторской песни, с другой стороны, трудно слушать авторов впервые. А я ведь адресую этот текст больше тем, для кого все это внове. Друзья, я бы рекомендовал лучше вернуться к этой статье и этим песням несколько раз. Ну, то есть, прочитать-то стоит и за один раз, а вот песни послушать стоит не спеша. Послушали одного автора, можно сделать перерыв, потом вернуться и послушать второго, третьего. Особенно это важно для тех, кто хотел бы восстановить свою кровную связь с потерянной любимой песней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это не просто, вы же понимаете. Песня наша всегда многого требовала от своих поклонников, в отличие от какого-нибудь шансона или попсы. Это все пишется и исполняется не для того, чтобы люди за свое бабло получали кайф. Да и удовольствие бардовское – другое, трудное удовольствие. Мы же с вами, погружаясь в чужую поэзию и музыку, создаем собственный образ каждой песни в своей душе. Это – работа. Иногда мучительная, всегда трудная. Создавая эти образы для себя, рисуя внутренне эти картины, мы же с вами тоже творим. Этим, собственно, наша песня и отличается от всех других – автор и зритель равны в творчестве. Именно поэтому такие необычные отношения между участниками нашей культуры – почти всегда равные. Именно поэтому не редко зритель может в глаза сказать автору что-то важное. Для этого, конечно, нужно в этой культуре жить, но это возможно. И вас будут слушать внимательно и доброжелательно. И, кстати, именно поэтому большинство бардов в звезды не стремиться, чтобы «не прервать связующую нить»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Бальцер – старший товарищ и Бикчентаева, и Козловского. Вот уж кто никогда в звезды не стремился. Больше того, где-то в конце 90-х Бальцер перестал выступать, и песен у него с той поры написалось не так много, как нам, его поклонникам хотелось бы. И только лет 10 назад его друзьям удалось уговорить Сергея Константиновича хотя бы изредка выходить к зрителям. Мне повезло, я уже трижды с момента его полувозвращения, побывал на его выступлениях. Даже удалось затащить его на наш фестиваль гостем вместе с Валерием Боковым, и посидеть у костерка с гитарами удалось. Это потрясающий автор. И, что интересно, уже в классические времена его джазовые мелодии выглядели несколько авангардно, в отличие от тех же Козловского и Бикчентаева. Бальцер всегда умел увидеть и услышать в стихе какую-то такую музыку, которая была не привычной большинству любителей авторской песни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, такие вещи в своем творчестве искали почти все. Даже у Окуджавы есть мелодии совершенно не бардовские, что уж говорить о других авторах. А в Казани ведь был, да и по сей день есть ансамбль «Уленшпигель» - потрясающие музыканты. Там и Харисов с Бикчентаевым играли, и пели очень известные сегодня бардессы Екатерина Болдырева и Юлия Зиганшина. Собственно, «Уленшпигель» - это и есть основа казанской песенной школы. Музыкальной и исполнительской. Так что, Сергею Бальцеру было кому доверять свои песни, если вдруг он писал сложнее, чем мог спеть сам. Хотя, конечно, собственная исполнительская манера Сергея Бальцера – это отдельная история. Немного смешная или забавная, но удивительно точная и эмоциональная. Эти песни 80-х годов тоже остались со мной навсегда. И, возможно, если бы не повезло в те времена пересечься с творчеством этих авторов, я бы сейчас тоже считал бы, что авторская песня умерла. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/hpNkfF3sGjU"}, "string": "Сергей Бальцер - Акварель"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/hpNkfF3sGjU"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я, уже вполне не молодым человеком столкнулся с удивительным фактом, оказывается эту песенку Сергея Бальцера очень любят в детских лагерях. Они не знают имени автора, они переделывают оригинал, порой до неузнаваемости, но поют «Акварель» с воодушевлением, и даже рассказывают, кто из воспитанников этого конкретного лагеря и по какому поводу эту песню написал. Понятно, что в каждом лагере имя автора и сюжет сочинения песни свой, но факт – есть факт. Песня стала легендарной, как некоторые песни Городницкого, Кукина, Кима или Ланцберга. Согласитесь, это – признаки гениальной песни, при всей кажущейся простоте. Да почти все легендарные песни именно просто и выглядят."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слава Богу и друзьям-товарищам, Сергей Бальцер снова иногда выступает и даже пишет новые песни. Однако, понимая, что исполнительская манера Сергея Константиновича не может у непривычного слушателя не вызывать улыбку, порой неуместную, я хочу в финале показать пару его великих песен из 80-х в чужом исполнении. Я уже говорил об «Уленшпигеле» - конечно, сейчас найти записи этой команды в варианте 80-х трудно, но и сегодняшний состав ансамбля продолжает сохранять в репертуаре песни Бальцера. Мне удалось найти прекрасное исполнение одной из самых гениальных песен Сергея Константиновича на стихи Андрея Вознесенского «Снег в октябре» в исполнении бывшей солистки «Уленшпигеля» Юлии Зиганшиной. Максимально аутентичное исполнение, между прочим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/DdvUILdDyHI"}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/DdvUILdDyHI"}, "string": "Юлия Зиганшина - Снег в октябре (С. Бальцер - А. Вознесенский)"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://youtu.be/DdvUILdDyHI"}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и еще одна большая песня Бальцера в исполнении моей старой подруги, потрясающей исполнительницы из Кирова Тани Клестовой. За гитарой Владимир Чеглаков. Отличный гитарист и аранжировщик, а еще и звукорежиссер площадки Квартира на Грушинском. Правда, запись с другой Грушинской площадки, с Междуречья. Собственно – это сегодняшний день авторской песни уже, хотя песня Бальцера на стихи Евгения Евтушенко написана и впервые спета автором как раз в 80-е. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://youtu.be/gg5HpeTcVGA"}, "string": "Татьяна Клестова - Самба (муз. Сергей Бальцер, ст. Евгений Евтушенко) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это все на сегодня. Думаю, что знакомство с авторами, которых вы не успели услышать в 80-е, хотя вполне могли бы я для вас продолжу. Все же не оставляет надежда, что так потихоньку можно хотя бы здесь вернуться к той песне, которую вы потеряли, как казалось, навсегда еще тогда. Я – не сумасшедший, я не жду встречи с вами на фестивальных полянах. Я и про себя-то не знаю, смогу ли я вернуться туда еще хоть когда-нибудь. Но хотя бы у себя на канале в статьях о сегодняшнем дне нашей песни, о событиях, которые в ней происходят сейчас, я буду очень рад вас видеть. Если есть возможность выйти из темного леса сожалений на свет надежды, этой возможностью стоит воспользоваться. На свету лучше и теплее. А потом, там не одиноко. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [15127, 15127]}
Комментарии 0