3
Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США | Паблико
6 подписчики

Humvee: малоизвестные факты о главном армейском внедорожнике США


03 янв 2023 · 20:47    

Военный «проходимец» HUMVEE был представлен в далеком 1984 году. С тех пор было выпущено без малого 30 тысяч тысяч машин этого типа, львиная доля которых составляет основу автопарка ВС США. А три года назад начался процесс постепенной замены старичка «Хамви» машинами нового поколения. В связи с этим, мы рассмотрим интересные и малоизвестные факты из истории его появления и применения.



scale_1200 (42).jpg 251.53 KB


HUMVEE M998 - младшая машина в линейке этих внедорожников.



scale_1200 (43).jpg 320.24 KB


Ford M151MUTT был построен по канонам Второй Мировой войны, и конфликт во Вьетнаме продемонстрировал необходимость замены

До «Хамви» основным внедорожником американских войск был Ford M151 – потомок легендарного «Виллиса». И, в общем, армейцев он устраивал, но в 1970 году компания FMC General предложила военным свой прототип XR311. Машина была более проходимой, универсальной и динамичной. Внедорожник протестировали и внесли ряд пожеланий, что привело к созданию второго поколения XR311. Десять машин передали в 3-ю бронетанковую дивизию на испытания, где машиной остались довольны. Правда, военные чиновники посчитали, что новинка ни к чему, и переключились на закупку гусеничных БТР.



scale_1200 (44).jpg 89.91 KB


XR311 от FMC General была прорывной машиной, и во многом предвосхищала будущий «Хамви», но военные считали, что будущее за гусеничными БТР

О замене вспомнили в 1979 году, «выкатив» требования для HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – многоцелевое колесное транспортное средство). Машина должна была обладать клиренсом в 41 см, подниматься на 60-процентный уклон, и получить воздухозаборник на высоте не менее 1, 5 метров. Изначально проектом заинтересовалась 61 компания, но до этапа создания прототипа дошли лишь несколько конструкций. И одна из них XR311! В FMC General не знали, что они теряют, продавая права на свой джип коллегам из AM General. Машину перекомпоновали согласно новым требования военных, переименовав прототип в XM966. Ему-то и удалось обойти конкурентов, став в 1983 году тем самым HUMVEE.



scale_1200 (45).jpg 41.88 KB


Прототип от Teledyne Continental во время испытаний на роль «Хамви». Это же шасси стало основой для первого внедорожника Lamborghini

В 1977 году был представлен первый внедорожник итальянской марки – Cheetah. Строго говоря, итальянского в нем было не много – опытный образец собрали специалисты американской MTI по заказу Teledyne Continental Motors, а уже для настройки шасси и 180-сильного мотора Chrysler, прототип отправили в Санта-Агату. Машина весом в 2 тонны обладала открытым стеклопластиковым кузовом и 3-ступенчатой АКПП. С ней итальянцы планировали «взять» американский контракт, который мог бы резко поправить неважные дела производителя спорткаров. Но тут появляется кто?



scale_1200 (46).jpg 241.49 KB


Lamborghini Cheetah в «гражданском» исполнении была побочным продуктом, главная надежда итальянцев была на оборонный контракт

Правильно! XR311 – еще от FMC General, руководство которой подало иск на итальянцев – дескать, машина их повторяла концепцию американского прототипа. Это поставило крест на оборонном контракте, а единственный прототип остался в недрах компании Teledyne Continental Motors, после чего его след обрывается. А для Lamborghini приобретенный опыт не прошел даром – через 10 лет был создан внедорожник LM002.

Панама

HUMVEE в пустыне Ирака или горах Афганистана – это уже стойкая ассоциация. Действительно, «Буря в Пустыне» стала первым масштабным конфликтом с применением этой машины. А «дебют» HUMVEE состоялся годом ранее – во время американского вторжения на Панаму в рамках операции «Just Cause». Учитывая, что операция продлилась чуть больше месяца, каких-либо революционных испытаний на долю «Хамви» не пришлось, и он лишь подтвердил качества, показанные в ходе конкурентной борьбы за оборонный контракт.



scale_1200 (47).jpg 49.74 KB


Американские солдаты на HUMVEE у посольства Ватикана в Панаме, 1990 год. Операция «Just Cause» стала дебютом нового внедорожника.

Не для того мы его делали!



scale_1200 (48).jpg 29.82 KB


Стрелок HUMVEE за крупнокалиберным пулеметом M2HB. Сомали, 1993 год. В условиях того конфликта главной проблемой стало отсутствие бронирования машины, которая на тесных улицах обстреливалась со всех направлений.

Одним из ключевых требований к «Хамви» была мобильность и проходимость. Несмотря на наличие вооружения в ряде модификаций, Humvee - прежде всего транспорт, а не боевая машина. Во время войны в Персидском заливе, это проявлялось не критично, чего не скажешь о следующем конфликте с применением внедорожника. Значительные потери пехотинцы на Humvee понесли в 1993 году, во время операции в Сомали. В условиях городского боя практически беззащитный внедорожник становился опасным подспорьем. Лишь после этого военные снова обратились к AM General – за новым, уже бронированным HUMVEE. Так появился M1114 – с бронированным кузовом и стеклами. Потяжелевшую до 5, 5 тонн машину оснастили 6, 5-литровым турбодизелем в 190 сил. С ним максимальная скорость «бронехамви» достигала значения в 125 км\ч. Казалось бы, в машину вдохнули новую жизнь. Но нет!



scale_1200 (49).jpg 172.23 KB


Главная проблема

M1114 ограниченно применялись на Балканах, но полноценные военные действия они встретили лишь в Афганистане. На начальном этапе новая машина оправдала свои характеристики – противопульное бронирование кабины с бронестеклами спасало от противника, вооруженного стрелковым оружием. Более того, оно было иногда излишним - в условиях горных дорог и ограниченной видимости, с «Хамви» часто снимали двери.



scale_1200 (51).jpg 63.93 KB


А потом началась вторая война в Ираке – и ее характер разительно отличался от первой кампании! Если в 1991 году приходилось сталкиваться с полноценной армией, что соответствовало американской подготовке и доктрине, то война 2003 года была асимметричной. Прямые столкновения уступили место засадам, а танки в бескрайней пустыне – самодельным взрывным устройствам. И для них дополнительное бронирование «Хамви» не было аргументом. За три года войны 67 «пассажиров» HUMVEE стали жертвами подрыва на минах. В таких условиях бронирование M1114 было не панацеей, а дополнительной проблемой: двери быстро не открыть, динамика упала, а поднявшийся из-за башни центр масс, сделал машину склонной к опрокидыванию.



scale_1200 (52).jpg 253.65 KB


Первыми «сдались» морпехи, начав в 2007 году замену парка «Хамви» на автомобили с минной защитой – MRAP. Армейцам на это осознание потребовалось еще пять лет.

Военный «проходимец» HUMVEE был представлен в далеком 1984 году. С тех пор было выпущено без малого 30 тысяч тысяч машин этого типа, львиная доля которых составляет основу автопарка ВС США. А три года назад начался процесс постепенной замены старичка «Хамви» машинами нового поколения. В связи с этим, мы рассмотрим интересные и малоизвестные факты из истории его появления и применения.



scale_1200 (42).jpg 251.53 KB


HUMVEE M998 - младшая машина в линейке этих внедорожников.



scale_1200 (43).jpg 320.24 KB


Ford M151MUTT был построен по канонам Второй Мировой войны, и конфликт во Вьетнаме продемонстрировал необходимость замены

До «Хамви» основным внедорожником американских войск был Ford M151 – потомок легендарного «Виллиса». И, в общем, армейцев он устраивал, но в 1970 году компания FMC General предложила военным свой прототип XR311. Машина была более проходимой, универсальной и динамичной. Внедорожник протестировали и внесли ряд пожеланий, что привело к созданию второго поколения XR311. Десять машин передали в 3-ю бронетанковую дивизию на испытания, где машиной остались довольны. Правда, военные чиновники посчитали, что новинка ни к чему, и переключились на закупку гусеничных БТР.



scale_1200 (44).jpg 89.91 KB


XR311 от FMC General была прорывной машиной, и во многом предвосхищала будущий «Хамви», но военные считали, что будущее за гусеничными БТР

О замене вспомнили в 1979 году, «выкатив» требования для HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – многоцелевое колесное транспортное средство). Машина должна была обладать клиренсом в 41 см, подниматься на 60-процентный уклон, и получить воздухозаборник на высоте не менее 1, 5 метров. Изначально проектом заинтересовалась 61 компания, но до этапа создания прототипа дошли лишь несколько конструкций. И одна из них XR311! В FMC General не знали, что они теряют, продавая права на свой джип коллегам из AM General. Машину перекомпоновали согласно новым требования военных, переименовав прототип в XM966. Ему-то и удалось обойти конкурентов, став в 1983 году тем самым HUMVEE.



scale_1200 (45).jpg 41.88 KB


Прототип от Teledyne Continental во время испытаний на роль «Хамви». Это же шасси стало основой для первого внедорожника Lamborghini

В 1977 году был представлен первый внедорожник итальянской марки – Cheetah. Строго говоря, итальянского в нем было не много – опытный образец собрали специалисты американской MTI по заказу Teledyne Continental Motors, а уже для настройки шасси и 180-сильного мотора Chrysler, прототип отправили в Санта-Агату. Машина весом в 2 тонны обладала открытым стеклопластиковым кузовом и 3-ступенчатой АКПП. С ней итальянцы планировали «взять» американский контракт, который мог бы резко поправить неважные дела производителя спорткаров. Но тут появляется кто?



scale_1200 (46).jpg 241.49 KB


Lamborghini Cheetah в «гражданском» исполнении была побочным продуктом, главная надежда итальянцев была на оборонный контракт

Правильно! XR311 – еще от FMC General, руководство которой подало иск на итальянцев – дескать, машина их повторяла концепцию американского прототипа. Это поставило крест на оборонном контракте, а единственный прототип остался в недрах компании Teledyne Continental Motors, после чего его след обрывается. А для Lamborghini приобретенный опыт не прошел даром – через 10 лет был создан внедорожник LM002.

Панама

HUMVEE в пустыне Ирака или горах Афганистана – это уже стойкая ассоциация. Действительно, «Буря в Пустыне» стала первым масштабным конфликтом с применением этой машины. А «дебют» HUMVEE состоялся годом ранее – во время американского вторжения на Панаму в рамках операции «Just Cause». Учитывая, что операция продлилась чуть больше месяца, каких-либо революционных испытаний на долю «Хамви» не пришлось, и он лишь подтвердил качества, показанные в ходе конкурентной борьбы за оборонный контракт.



scale_1200 (47).jpg 49.74 KB


Американские солдаты на HUMVEE у посольства Ватикана в Панаме, 1990 год. Операция «Just Cause» стала дебютом нового внедорожника.

Не для того мы его делали!



scale_1200 (48).jpg 29.82 KB


Стрелок HUMVEE за крупнокалиберным пулеметом M2HB. Сомали, 1993 год. В условиях того конфликта главной проблемой стало отсутствие бронирования машины, которая на тесных улицах обстреливалась со всех направлений.

Одним из ключевых требований к «Хамви» была мобильность и проходимость. Несмотря на наличие вооружения в ряде модификаций, Humvee - прежде всего транспорт, а не боевая машина. Во время войны в Персидском заливе, это проявлялось не критично, чего не скажешь о следующем конфликте с применением внедорожника. Значительные потери пехотинцы на Humvee понесли в 1993 году, во время операции в Сомали. В условиях городского боя практически беззащитный внедорожник становился опасным подспорьем. Лишь после этого военные снова обратились к AM General – за новым, уже бронированным HUMVEE. Так появился M1114 – с бронированным кузовом и стеклами. Потяжелевшую до 5, 5 тонн машину оснастили 6, 5-литровым турбодизелем в 190 сил. С ним максимальная скорость «бронехамви» достигала значения в 125 км\ч. Казалось бы, в машину вдохнули новую жизнь. Но нет!



scale_1200 (49).jpg 172.23 KB


Главная проблема

M1114 ограниченно применялись на Балканах, но полноценные военные действия они встретили лишь в Афганистане. На начальном этапе новая машина оправдала свои характеристики – противопульное бронирование кабины с бронестеклами спасало от противника, вооруженного стрелковым оружием. Более того, оно было иногда излишним - в условиях горных дорог и ограниченной видимости, с «Хамви» часто снимали двери.



scale_1200 (51).jpg 63.93 KB


А потом началась вторая война в Ираке – и ее характер разительно отличался от первой кампании! Если в 1991 году приходилось сталкиваться с полноценной армией, что соответствовало американской подготовке и доктрине, то война 2003 года была асимметричной. Прямые столкновения уступили место засадам, а танки в бескрайней пустыне – самодельным взрывным устройствам. И для них дополнительное бронирование «Хамви» не было аргументом. За три года войны 67 «пассажиров» HUMVEE стали жертвами подрыва на минах. В таких условиях бронирование M1114 было не панацеей, а дополнительной проблемой: двери быстро не открыть, динамика упала, а поднявшийся из-за башни центр масс, сделал машину склонной к опрокидыванию.



scale_1200 (52).jpg 253.65 KB


Первыми «сдались» морпехи, начав в 2007 году замену парка «Хамви» на автомобили с минной защитой – MRAP. Армейцам на это осознание потребовалось еще пять лет.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ