Не перечесть, сколько писателей отправляли первых людей на Марс. И до сих пор это делают. Крайним, похоже, был Энди Вейер в 2011 г. Ну а первым был великий Эдгар Берроуз в своей «Принцессе Марса», в 1912 г. (может кто и раньше был, но я не слышал)
В период хрущевской оттепели советская фантастика начала стремительно развиваться. Еще до первого полета спутника, писатели смело отправляли людей к ближайшим планетам нашей системы и даже в далекие межзвездные дали.
Одним из них был
Георгий Мартынов
scale_1200.jpg105.59 KB
Русский писатель-фантаст. Отец был инженером-железнодорожником, детство Мартынова прошло в разъездах. В 1920 родители разошлись, Мартынов жил с матерью и сестрой. С мая 1920 работал ремонтным рабочим на Юго-Западной железной дороге в Екатеринодаре. Жил в Житомире, часто был безработным. В начале 1927 семья переехала в Ленинград. Осенью того же года поступил в школу военных сообщений (ВОСО), учился до 1931, когда был отчислен с военной службы из-за несчастного случая, в результате которого потерял 80 % слуха. С июля 1931 работал на Ленинградском заводе резиновых технических изделий (РТИ) электромонтером, потом монтером 4-8 разрядов, мастером, начальником района эксплуатации электрооборудования, начальником электроцеха завода. Сдал экстерном курс средней школы. Окончил Всесоюзный заочный политехнический ин-т (1936-1941). Кандидат с марта 1938, член Коммунистической партии с марта 1941. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941, воевал на Ленинградском, потом Прибалтийском фронтах. Награжден орденом Красной звезды, медалями. После демобилизации в октябре 1945 вернулся на завод. Страдал прогрессировавшей глухотой. Женился в 1932.
Начал писать летом 1951. Первая публикация — повесть «220 дней на звездолете» (1955), сюжет которой составляют космическая гонка СССР и США и первая марсианская экспедиция, вошла в роман «Звездоплаватели» (1960), как и повесть «Сестра Земли» (1959), где те же герои летят на Венеру и вступают в контакт с примитивной цивилизацией ее обитателей. В первой повести, первоначально названной «Мир угасающей жизни», еще тяжело сказались клише «холодной войны» и современной книге «антиимпериалистической» и шпионской литературы. Однако ряд нетрадиционных сюжетных решений и солидная научно-техническая подоплека выделили повесть из шеренги достаточно типичных произведений космической тематики тех лет.
С 1956 Мартынов становится профессиональным писателем. Член Союза писателей СССР (один из рекомендующих — Л. Борисов).
Мартынов вошел в НФ практически одновременно с И. Ефремовым, с которым его роднит и круг тем, и подход к изображению людей будущего и их психологии. Большая ориентация Мартынова на приключения и на детскую аудиторию не позволяли критикам рассматривать его в одном ряду с мастером. Время расставило все на свои места. Книги Мартынова остаются принадлежностью НФ времен оттепели, с достоинствами и недостатками, в той или иной степени свойственным и другим произведениям этого периода.
220 дней на звездолёте
scale_1200 (1).jpg196.87 KB
Год выпуска: 2019
Исполнитель: Кравец Андрей
Жанр: Научная фантастика
Прочитано по изданию: Детгиз 1955
Время звучания: 05: 53: 29
Описание: Это первая книга трилогии Георгия Мартынова «Звездоплаватели». Советский космический корабль «СССР-КС2» с экипажем, состоящим из четырёх звездоплавателей, во главе с конструктором звездолёта Сергеем Камовым, направляется в экспедицию на Марс. По пути они осматривают Венеру, без посадки на неё. Почти одновременно с ними на Марс вылетает другой космический корабль, создатель которого, американец Чарльз Хепгуд, стремится во что бы то ни стало опередить русских. В результате этого соперничества и трагической случайности Хепгуд погибает. Советские космонавты спасают его компаньона Ральфа Бейсона. И тот решил «отблагодарить» их за это. По-своему, «по-американски»... Однако его замысел не удался, и экипаж советского звездолёта, обследовав планету, собирается в обратный путь. Но руководитель экспедиции Камов не возвращается из последней поездки по Марсу. «СССР-КС2» вынужден стартовать к Земле без своего командира...
Иллюстрации к роману заслуженного художника Украины Георгия Малакова.
Читал этот роман впервые еще в конце 70-х годов прошлого столетия, лет в 10 наверное. Я как раз в то время приобщался к фантастике, и советской, и зарубежной. Благо, что библиотека в доме была очень большая.
Произведения Мартынова встали у меня в один ряд с Василием Бережным, Иваном Ефремовым, Владимиром Обручевым. А вот зарубежная фантастика воспринималась немного по-другому. Тоже интересная и захватывающая, но не своя, родная. А тут еще на экраны вышли фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной».
scale_1200 (4).jpg28.98 KB
Что ни говори, но наша фантастика была родней и ближе. Какой-то ламповой, как сейчас принято говорить. В наше время понимаешь, что все написано очень наивно. Теперь ведь мы знаем о космосе очень многое. Но, по сути книги 50-70 годов - это серебряный век советской фантастики. Это то время, когда мысли и фантазии авторов пронзали не только десятилетия вперед, но и целые эпохи.
scale_1200 (5).jpg39.65 KB
Это произведение не будет интересно молодежи. Но тем, кому за 30-ть, кто читал Стругацких и Ефремова - настоятельно советую. А тем более в легендарной озвучке Андрея Кравеца.
Пусть эти книги наивны и банальны с точки зрения сегодняшних знаний, но не стоит забывать, когда они были написаны. Современная фантастика через 50-100 лет тоже станет наивным анахронизмом.
✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽
Если этот обзор Вам понравился, то ставьте лайк 💓 и подпишитесь на канал. Вам не сложно, а мне приятно. Дальше будет еще интереснее.
✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приветствую Вас, мои уважаемые читатели."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Не перечесть, сколько писателей отправляли первых людей на Марс. И до сих пор это делают. Крайним, похоже, был Энди Вейер в 2011 г. Ну а первым был великий Эдгар Берроуз в своей «Принцессе Марса», в 1912 г. (может кто и раньше был, но я не слышал)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В период хрущевской оттепели советская фантастика начала стремительно развиваться. Еще до первого полета спутника, писатели смело отправляли людей к ближайшим планетам нашей системы и даже в далекие межзвездные дали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Одним из них был"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Георгий Мартынов"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 108127, "height": 1200, "pic_id": 118360, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_3hWPd9V.jpeg", "width": 842}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русский писатель-фантаст. Отец был инженером-железнодорожником, детство Мартынова прошло в разъездах. В 1920 родители разошлись, Мартынов жил с матерью и сестрой. С мая 1920 работал ремонтным рабочим на Юго-Западной железной дороге в Екатеринодаре. Жил в Житомире, часто был безработным. В начале 1927 семья переехала в Ленинград. Осенью того же года поступил в школу военных сообщений (ВОСО), учился до 1931, когда был отчислен с военной службы из-за несчастного случая, в результате которого потерял 80 % слуха. С июля 1931 работал на Ленинградском заводе резиновых технических изделий (РТИ) электромонтером, потом монтером 4-8 разрядов, мастером, начальником района эксплуатации электрооборудования, начальником электроцеха завода. Сдал экстерном курс средней школы. Окончил Всесоюзный заочный политехнический ин-т (1936-1941). Кандидат с марта 1938, член Коммунистической партии с марта 1941. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941, воевал на Ленинградском, потом Прибалтийском фронтах. Награжден орденом Красной звезды, медалями. После демобилизации в октябре 1945 вернулся на завод. Страдал прогрессировавшей глухотой. Женился в 1932."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начал писать летом 1951. Первая публикация — повесть «220 дней на звездолете» (1955), сюжет которой составляют космическая гонка СССР и США и первая марсианская экспедиция, вошла в роман «Звездоплаватели» (1960), как и повесть «Сестра Земли» (1959), где те же герои летят на Венеру и вступают в контакт с примитивной цивилизацией ее обитателей. В первой повести, первоначально названной «Мир угасающей жизни», еще тяжело сказались клише «холодной войны» и современной книге «антиимпериалистической» и шпионской литературы. Однако ряд нетрадиционных сюжетных решений и солидная научно-техническая подоплека выделили повесть из шеренги достаточно типичных произведений космической тематики тех лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1956 Мартынов становится профессиональным писателем. Член Союза писателей СССР (один из рекомендующих — Л. Борисов)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мартынов вошел в НФ практически одновременно с И. Ефремовым, с которым его роднит и круг тем, и подход к изображению людей будущего и их психологии. Большая ориентация Мартынова на приключения и на детскую аудиторию не позволяли критикам рассматривать его в одном ряду с мастером. Время расставило все на свои места. Книги Мартынова остаются принадлежностью НФ времен оттепели, с достоинствами и недостатками, в той или иной степени свойственным и другим произведениям этого периода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "220 дней на звездолёте"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (1).jpg", "filesize": 201590, "height": 1000, "pic_id": 118361, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_1_RHLHQo4.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Год выпуска:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 2019"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Исполнитель:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Кравец Андрей"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Жанр:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Научная фантастика"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Прочитано по изданию:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Детгиз 1955"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Время звучания:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 05: 53: 29"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Описание:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Это первая книга трилогии Георгия Мартынова «Звездоплаватели». Советский космический корабль «СССР-КС2» с экипажем, состоящим из четырёх звездоплавателей, во главе с конструктором звездолёта Сергеем Камовым, направляется в экспедицию на Марс. По пути они осматривают Венеру, без посадки на неё. Почти одновременно с ними на Марс вылетает другой космический корабль, создатель которого, американец Чарльз Хепгуд, стремится во что бы то ни стало опередить русских. В результате этого соперничества и трагической случайности Хепгуд погибает. Советские космонавты спасают его компаньона Ральфа Бейсона. И тот решил «отблагодарить» их за это. По-своему, «по-американски»... Однако его замысел не удался, и экипаж советского звездолёта, обследовав планету, собирается в обратный путь. Но руководитель экспедиции Камов не возвращается из последней поездки по Марсу. «СССР-КС2» вынужден стартовать к Земле без своего командира..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иллюстрации к роману заслуженного художника Украины Георгия Малакова.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (2).jpg", "filesize": 53957, "height": 546, "pic_id": 118364, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_2_Svd8Dok.jpeg", "width": 400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Послушать на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://www.youtube.com/watch?v=14JJz6UPs_A"}, "string": "YouTube"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Скачать MP3 можно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://disk.yandex.com/d/0Lt8KMUE5MlWVg"}, "string": "ОТСЮДА"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (3).jpg", "filesize": 61467, "height": 549, "pic_id": 118367, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_3_hZ4lu8B.jpeg", "width": 400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Читал этот роман впервые еще в конце 70-х годов прошлого столетия, лет в 10 наверное. Я как раз в то время приобщался к фантастике, и советской, и зарубежной. Благо, что библиотека в доме была очень большая."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Произведения Мартынова встали у меня в один ряд с Василием Бережным, Иваном Ефремовым, Владимиром Обручевым. А вот зарубежная фантастика воспринималась немного по-другому. Тоже интересная и захватывающая, но не своя, родная. А тут еще на экраны вышли фильмы «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (4).jpg", "filesize": 29671, "height": 270, "pic_id": 118368, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_4_AJbhzop.jpeg", "width": 400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что ни говори, но наша фантастика была родней и ближе. Какой-то ламповой, как сейчас принято говорить. В наше время понимаешь, что все написано очень наивно. Теперь ведь мы знаем о космосе очень многое. Но, по сути книги 50-70 годов - это серебряный век советской фантастики. Это то время, когда мысли и фантазии авторов пронзали не только десятилетия вперед, но и целые эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (5).jpg", "filesize": 40601, "height": 309, "pic_id": 118376, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/06/scale_1200_5_egydlMd.jpeg", "width": 446}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Это произведение не будет интересно молодежи. Но тем, кому за 30-ть, кто читал Стругацких и Ефремова - настоятельно советую. А тем более в легендарной озвучке "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://www.youtube.com/channel/UCRH4kdQukH-SLl4AxhnQnBg", "italic": true}, "string": "Андрея Кравеца"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Пусть эти книги наивны и банальны с точки зрения сегодняшних знаний, но не стоит забывать, когда они были написаны. Современная фантастика через 50-100 лет тоже станет наивным анахронизмом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Если этот обзор Вам понравился, то ставьте лайк"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 💓 "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "и подпишитесь на канал. Вам не сложно, а мне приятно. Дальше будет еще интереснее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽ ✽"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4084, 4084]}
Комментарии 12