3
Первая грампластинка Владимира Высоцкого или В гостях у сказки. | Паблико
42 подписчики

Первая грампластинка Владимира Высоцкого или В гостях у сказки.


04 июл 2022 · 12:52    

Приветствую Вас, мои уважаемые читатели.

Сегодня решил написать о первой аудиокниге в СССР, но решил, что это большинству будет не очень интересно. Ведь речь пошла бы о повести А. Толстого "Приключение Буратино".

И тут же набрел на музыкальную сказку (дискоспектакль) "Алиса в стране чудес" 1976 года выпуска с музыкой и песнями Владимира Высоцкого.

Об этом и пойдет сегодня речь.



scale_1200.jpg 221.29 KB


Евгения Лозинская, ответственный редактор фирмы «Мелодия», вспоминает:

Все началось с Герасимова. Известный актёр и режиссёр, декан актёрского факультета МХАТ, он был педагогом В. Высоцкого. В свободное время он писал сценарии и ставил как режиссёр сказки для детей, которые выпускала фирма «Мелодия». <…> И вот однажды Герасимов прочел «Приключения Алисы в стране чудес». И потерял покой — захотел инсценировать и записать на пластинку. «Работа над „Алисой“ — это невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье», — вспоминал он через много лет. <…> Записывалась «Алиса…» в течение двух лет. И весь год, как на работу, после репетиций в театре приходили, вернее, прибегали [актёры].

Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого) рассказывает, что работа Высоцкого над проектом Герасимова получилась далеко не сразу. «Говорят, что на решение Высоцкого написать песни для „Алисы в стране чудес“ повлияла ещё и Марина Влади. Накануне она сыграла Алису в радиоспектакле у себя в Париже. Перед её доводами Высоцкий устоять не смог». Работа над спектаклем началась в июле 1972 года. Песни Высоцкий закончил сочинять к концу 73-го. Первой, вдохновившей его на все остальное, стала «Песенка об антиподах».

Лозинская писала об отношении Высоцкого к проекту следующее:

Владимир Высоцкий очень серьёзно, взволнованно и трепетно относился к записи этой пластинки — ведь это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть своё имя на обложке книги или пластинки.

По воспоминаниям О. Герасимова, Высоцкий присутствовал почти на всех записях пластинок, и «показывал, и требовал». Первоначально Высоцкий вообще не хотел исполнять свои песни, желая оставаться только автором, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для исполнения посторонними актёрами, что Герасимов смог переубедить его.

Всего Высоцкий потратил на проект 3 года жизни. «Пластинку записывали с большими перерывами ещё и потому, что Высоцкий постоянно был занят в театре, кино, давал концерты, ездил на гастроли».

После окончания записи состоялся художественный совет, на котором Наталья Сац «обвинила Всесоюзную студию грамзаписи в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого».

Лозинская была уволена, директор Всесоюзной студии грамзаписи Борис Давидович Владимирский слёг с инфарктом. Однако Высоцкий обрисовал ситуацию Белле Ахмадулиной, успев перехватить её перед отлетом за границу, и в новогодней «Литературке» она из Парижа поздравила советских людей с Новым годом и с выходом альбома «Алиса в стране чудес».

Это в самом деле было волшебство — несколько печатных слов в таком солидном издании, какой была тогда «Литературная газета», могли изменить жизнь. И изменили! «Алиса…» вышла и повторялась потом многомиллионными тиражами в течение нескольких десятков лет. И я не была уволена, —

написала тогда Евгения Лозинская.

Дискоспектакль вышел в 1976 году. Он стал пользоваться популярностью. Пластинку «буквально смели с полок музыкальных магазинов». Альбом вплоть до начала 1990-х пользовался популярностью: по неофициальным сведениям, допечатка тиража производилась чуть ли не каждый год.



scale_1200 (1).jpg 142.38 KB


Год выхода аудиоспектакля / издан на CD: 1976 / 2008

Время звучания: 1:30:57

Инсценировка: Олег Герасимов

Слова и мелодии песен: Владимир Высоцкий

Музыка: Евгений Геворгян



scale_1200 (2).jpg 198.19 KB



Роли и исполнители:

Кэрролл, Додо, Чеширский кот, Улыбка, Синяя гусеница – Всеволод Абдулов

Алиса – Галина Иванова (поёт Клара Румянова)

Белый кролик – Всеволод Шиловский

Мышь, Ореховая соня, Поросёнок – Клара Румянова

Попугай, Орлёнок Эд – Владимир Высоцкий

Билль, Шляпник – Михаил Лобанов

Джим, Мартовский заяц, Валет, Палач, Лягушонок – Виктор Петров (песню Лягушонка поёт Владимир Голышев)

Герцогиня – Евгения Ханаева

Королева, Кухарка – Наталья Вихрова

Король, Судья, Садовник – Олег Герасимов

Атака Гризли, Дама-антипод – Наталья Назарова

В эпизодах - артисты МХАТ

Инструментальный ансамбль под управлением Мартина Нерсесяна

Соло на скрипке - Григорий Кемлин



scale_1200 (3).jpg 143.32 KB


Послушать и/или скачать можно ОТСЮДА (YouTube)

В звуковом, «пластиночном» варианте такой необычной по стилю сказки, как «Алиса в стране чудес», роль музыки очень велика. Не будь музыки, сказка эта, лишь словесно «разыгранная» актёрами, несомненно, многое утеряла бы в выражении своей сути, утеряла бы тонкую, загадочную поэтичность, составляющую её особое очарование.
Музыкальное решение сказки многопланово. Мы находим здесь и чисто «фоновые» моменты звучания, когда основной текст проходит на музыке, и элементы изобразительные, воссоздающие в музыке тот или иной персонаж или сцену, и, наконец, эпизоды, в которых музыка выходит на первый план, обретает ведущее образно-смысловое значение в контексте всего повествования.
Важно отметить стилевое единство музыки. Она легка, прозрачна, её мелодический рисунок прост и изящен. Слух «угадывает» в музыке и черты фольклорной традиции, и отголоски непритязательных мадригальных напевов более чем трёхвековой давности. Но это - не пассивная стилизация, а органичное, образное решение, найденное композитором.
Интересен в колористическом плане камерный состав оркестра, выступающий в этой сказке: флейта, гобой, ударные (колокольчики, треугольник, малый барабан), арфа, клавесин и группа струнных инструментов, в которой следует особо выделить игру замечательного солиста - скрипача Григория Кемлина.
Начинает сказку нежное звучание колокольчика. Музыка, следуя за повествованием, ведёт нас от встречи к встрече, от одних чудес к другим. Музыкальные образы не сталкиваются, не драматизируются - лишь контрастно оттеняют друг друга. Вот Алиса и Кэрролл ведут диалог; вот Кэрролл превращается в Чеширского кота, а потом просто в Улыбку этого кота; вот внезапные превращения Алисы: она то растёт, то уменьшается (и мы слышим, почти «видим» всё это в музыке!); вот шествуют в игрушечном марше король и королева со своей свитой из карт; вот чудаковатый поросёнок; вот Синяя гусеница, тихо уползающая от нас...
Музыка метко живописует все эти сценки, подчёркивает смену состояний каждого персонажа сказки.
Песни (точнее слова и мелодии песен) сочинил известный актёр Московского театра на Таганке Владимир Высоцкий. Их гармонизацию и обработку композитор Е. Геворгян выполнил в духе единого стилистического решения музыки всей постановки.
... Но вот снова звенит колокольчик, музыка тихо истаивает, исчезает - и мы понимаем, что сказка кончилась, что Алиса неожиданно вышла из сказки.
Музыка «Алисы», несмотря на кажущуюся простоту и лёгкость, представляет немалые трудности для исполнителей. Но трудности эти слушателям не видны. В этом заслуга драматических актёров и оркестровых музыкантов (дирижёр М. Нерсесян), представивших нам сказку с подлинной увлечённостью.
Евгений Геворгян - автор музыки к двенадцати фильмам, двух сюит для симфонического оркестра («Осенние эскизы» и «Человек и пространство»), сюиты «Игорь Святославович» для джаз-оркестра, ряда камерных инструментальных пьес и эстрадных песен.
/А. Медведев/
Аннотация к пластинке «Алиса в стране чудес»

Самая лучшая мотивация для автора - это комментарии, лайки, репост и, конечно же, подписка на мой канал. Дальше будет еще интереснее.

Приветствую Вас, мои уважаемые читатели.

Сегодня решил написать о первой аудиокниге в СССР, но решил, что это большинству будет не очень интересно. Ведь речь пошла бы о повести А. Толстого "Приключение Буратино".

И тут же набрел на музыкальную сказку (дискоспектакль) "Алиса в стране чудес" 1976 года выпуска с музыкой и песнями Владимира Высоцкого.

Об этом и пойдет сегодня речь.



scale_1200.jpg 221.29 KB


Евгения Лозинская, ответственный редактор фирмы «Мелодия», вспоминает:

Все началось с Герасимова. Известный актёр и режиссёр, декан актёрского факультета МХАТ, он был педагогом В. Высоцкого. В свободное время он писал сценарии и ставил как режиссёр сказки для детей, которые выпускала фирма «Мелодия». <…> И вот однажды Герасимов прочел «Приключения Алисы в стране чудес». И потерял покой — захотел инсценировать и записать на пластинку. «Работа над „Алисой“ — это невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье», — вспоминал он через много лет. <…> Записывалась «Алиса…» в течение двух лет. И весь год, как на работу, после репетиций в театре приходили, вернее, прибегали [актёры].

Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого) рассказывает, что работа Высоцкого над проектом Герасимова получилась далеко не сразу. «Говорят, что на решение Высоцкого написать песни для „Алисы в стране чудес“ повлияла ещё и Марина Влади. Накануне она сыграла Алису в радиоспектакле у себя в Париже. Перед её доводами Высоцкий устоять не смог». Работа над спектаклем началась в июле 1972 года. Песни Высоцкий закончил сочинять к концу 73-го. Первой, вдохновившей его на все остальное, стала «Песенка об антиподах».

Лозинская писала об отношении Высоцкого к проекту следующее:

Владимир Высоцкий очень серьёзно, взволнованно и трепетно относился к записи этой пластинки — ведь это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть своё имя на обложке книги или пластинки.

По воспоминаниям О. Герасимова, Высоцкий присутствовал почти на всех записях пластинок, и «показывал, и требовал». Первоначально Высоцкий вообще не хотел исполнять свои песни, желая оставаться только автором, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для исполнения посторонними актёрами, что Герасимов смог переубедить его.

Всего Высоцкий потратил на проект 3 года жизни. «Пластинку записывали с большими перерывами ещё и потому, что Высоцкий постоянно был занят в театре, кино, давал концерты, ездил на гастроли».

После окончания записи состоялся художественный совет, на котором Наталья Сац «обвинила Всесоюзную студию грамзаписи в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого».

Лозинская была уволена, директор Всесоюзной студии грамзаписи Борис Давидович Владимирский слёг с инфарктом. Однако Высоцкий обрисовал ситуацию Белле Ахмадулиной, успев перехватить её перед отлетом за границу, и в новогодней «Литературке» она из Парижа поздравила советских людей с Новым годом и с выходом альбома «Алиса в стране чудес».

Это в самом деле было волшебство — несколько печатных слов в таком солидном издании, какой была тогда «Литературная газета», могли изменить жизнь. И изменили! «Алиса…» вышла и повторялась потом многомиллионными тиражами в течение нескольких десятков лет. И я не была уволена, —

написала тогда Евгения Лозинская.

Дискоспектакль вышел в 1976 году. Он стал пользоваться популярностью. Пластинку «буквально смели с полок музыкальных магазинов». Альбом вплоть до начала 1990-х пользовался популярностью: по неофициальным сведениям, допечатка тиража производилась чуть ли не каждый год.



scale_1200 (1).jpg 142.38 KB


Год выхода аудиоспектакля / издан на CD: 1976 / 2008

Время звучания: 1:30:57

Инсценировка: Олег Герасимов

Слова и мелодии песен: Владимир Высоцкий

Музыка: Евгений Геворгян



scale_1200 (2).jpg 198.19 KB



Роли и исполнители:

Кэрролл, Додо, Чеширский кот, Улыбка, Синяя гусеница – Всеволод Абдулов

Алиса – Галина Иванова (поёт Клара Румянова)

Белый кролик – Всеволод Шиловский

Мышь, Ореховая соня, Поросёнок – Клара Румянова

Попугай, Орлёнок Эд – Владимир Высоцкий

Билль, Шляпник – Михаил Лобанов

Джим, Мартовский заяц, Валет, Палач, Лягушонок – Виктор Петров (песню Лягушонка поёт Владимир Голышев)

Герцогиня – Евгения Ханаева

Королева, Кухарка – Наталья Вихрова

Король, Судья, Садовник – Олег Герасимов

Атака Гризли, Дама-антипод – Наталья Назарова

В эпизодах - артисты МХАТ

Инструментальный ансамбль под управлением Мартина Нерсесяна

Соло на скрипке - Григорий Кемлин



scale_1200 (3).jpg 143.32 KB


Послушать и/или скачать можно ОТСЮДА (YouTube)

В звуковом, «пластиночном» варианте такой необычной по стилю сказки, как «Алиса в стране чудес», роль музыки очень велика. Не будь музыки, сказка эта, лишь словесно «разыгранная» актёрами, несомненно, многое утеряла бы в выражении своей сути, утеряла бы тонкую, загадочную поэтичность, составляющую её особое очарование.
Музыкальное решение сказки многопланово. Мы находим здесь и чисто «фоновые» моменты звучания, когда основной текст проходит на музыке, и элементы изобразительные, воссоздающие в музыке тот или иной персонаж или сцену, и, наконец, эпизоды, в которых музыка выходит на первый план, обретает ведущее образно-смысловое значение в контексте всего повествования.
Важно отметить стилевое единство музыки. Она легка, прозрачна, её мелодический рисунок прост и изящен. Слух «угадывает» в музыке и черты фольклорной традиции, и отголоски непритязательных мадригальных напевов более чем трёхвековой давности. Но это - не пассивная стилизация, а органичное, образное решение, найденное композитором.
Интересен в колористическом плане камерный состав оркестра, выступающий в этой сказке: флейта, гобой, ударные (колокольчики, треугольник, малый барабан), арфа, клавесин и группа струнных инструментов, в которой следует особо выделить игру замечательного солиста - скрипача Григория Кемлина.
Начинает сказку нежное звучание колокольчика. Музыка, следуя за повествованием, ведёт нас от встречи к встрече, от одних чудес к другим. Музыкальные образы не сталкиваются, не драматизируются - лишь контрастно оттеняют друг друга. Вот Алиса и Кэрролл ведут диалог; вот Кэрролл превращается в Чеширского кота, а потом просто в Улыбку этого кота; вот внезапные превращения Алисы: она то растёт, то уменьшается (и мы слышим, почти «видим» всё это в музыке!); вот шествуют в игрушечном марше король и королева со своей свитой из карт; вот чудаковатый поросёнок; вот Синяя гусеница, тихо уползающая от нас...
Музыка метко живописует все эти сценки, подчёркивает смену состояний каждого персонажа сказки.
Песни (точнее слова и мелодии песен) сочинил известный актёр Московского театра на Таганке Владимир Высоцкий. Их гармонизацию и обработку композитор Е. Геворгян выполнил в духе единого стилистического решения музыки всей постановки.
... Но вот снова звенит колокольчик, музыка тихо истаивает, исчезает - и мы понимаем, что сказка кончилась, что Алиса неожиданно вышла из сказки.
Музыка «Алисы», несмотря на кажущуюся простоту и лёгкость, представляет немалые трудности для исполнителей. Но трудности эти слушателям не видны. В этом заслуга драматических актёров и оркестровых музыкантов (дирижёр М. Нерсесян), представивших нам сказку с подлинной увлечённостью.
Евгений Геворгян - автор музыки к двенадцати фильмам, двух сюит для симфонического оркестра («Осенние эскизы» и «Человек и пространство»), сюиты «Игорь Святославович» для джаз-оркестра, ряда камерных инструментальных пьес и эстрадных песен.
/А. Медведев/
Аннотация к пластинке «Алиса в стране чудес»

Самая лучшая мотивация для автора - это комментарии, лайки, репост и, конечно же, подписка на мой канал. Дальше будет еще интереснее.

Читайте также

Комментарии 6

Войдите для комментирования
■ Готовим с Юлькой 07 июл 2022 в 08:54
Не слушала, но интересно услышать сказку с песнями Высоцкого. Наверное очень необычно.
■ Feikofob 05 июл 2022 в 00:46
Как-то пропустил, вырос давно из детского возраста, какие сказки в 10м? В то время уже давно битлов слушал и тп... Но, кстати Высоцкого мы в школе на уроке музыки пели в классе 2-3м - "Если друг оказался вдруг..." Такой вот учитель был ...)
■ кино-зум 04 июл 2022 в 20:29
Ах какое время было раньше, такое ровное, взгляни, Алиса! ))
■ Гид по аудиокнигам 05 июл 2022 в 11:26
👍
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ