04 июл 2022 · 12:52    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Приветствую Вас, мои уважаемые читатели."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Сегодня решил написать о первой аудиокниге в СССР, но решил, что это большинству будет не очень интересно. Ведь речь пошла бы о повести А. Толстого \"Приключение Буратино\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true,"italic":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"И тут же набрел на музыкальную сказку (дискоспектакль) \"Алиса в стране чудес\" 1976 года выпуска с музыкой и песнями Владимира Высоцкого."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true,"italic":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Об этом и пойдет сегодня речь."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_1200.jpg","filesize":226601,"height":1000,"pic_id":91446,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/04/scale_1200_YhiC890.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Евгения Лозинская, ответственный редактор фирмы «Мелодия», вспоминает:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Все началось с Герасимова. Известный актёр и режиссёр, декан актёрского факультета МХАТ, он был педагогом В. Высоцкого. В свободное время он писал сценарии и ставил как режиссёр сказки для детей, которые выпускала фирма «Мелодия». <…> И вот однажды Герасимов прочел «Приключения Алисы в стране чудес». И потерял покой — захотел инсценировать и записать на пластинку. «Работа над „Алисой“ — это невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье», — вспоминал он через много лет. <…> Записывалась «Алиса…» в течение двух лет. И весь год, как на работу, после репетиций в театре приходили, вернее, прибегали [актёры]."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого) рассказывает, что работа Высоцкого над проектом Герасимова получилась далеко не сразу. «Говорят, что на решение Высоцкого написать песни для „Алисы в стране чудес“ повлияла ещё и Марина Влади. Накануне она сыграла Алису в радиоспектакле у себя в Париже. Перед её доводами Высоцкий устоять не смог». Работа над спектаклем началась в июле 1972 года. Песни Высоцкий закончил сочинять к концу 73-го. Первой, вдохновившей его на все остальное, стала «Песенка об антиподах»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Лозинская писала об отношении Высоцкого к проекту следующее:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Владимир Высоцкий очень серьёзно, взволнованно и трепетно относился к записи этой пластинки — ведь это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть своё имя на обложке книги или пластинки."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"По воспоминаниям О. Герасимова, Высоцкий присутствовал почти на всех записях пластинок, и «показывал, и требовал». Первоначально Высоцкий вообще не хотел исполнять свои песни, желая оставаться только автором, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для исполнения посторонними актёрами, что Герасимов смог переубедить его."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Всего Высоцкий потратил на проект 3 года жизни. «Пластинку записывали с большими перерывами ещё и потому, что Высоцкий постоянно был занят в театре, кино, давал концерты, ездил на гастроли»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"После окончания записи состоялся художественный совет, на котором Наталья Сац «обвинила Всесоюзную студию грамзаписи в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Лозинская была уволена, директор Всесоюзной студии грамзаписи Борис Давидович Владимирский слёг с инфарктом. Однако Высоцкий обрисовал ситуацию Белле Ахмадулиной, успев перехватить её перед отлетом за границу, и в новогодней «Литературке» она из Парижа поздравила советских людей с Новым годом и с выходом альбома «Алиса в стране чудес»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Это в самом деле было волшебство — несколько печатных слов в таком солидном издании, какой была тогда «Литературная газета», могли изменить жизнь. И изменили! «Алиса…» вышла и повторялась потом многомиллионными тиражами в течение нескольких десятков лет. И я не была уволена, —"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"написала тогда Евгения Лозинская."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дискоспектакль вышел в 1976 году. Он стал пользоваться популярностью. Пластинку «буквально смели с полок музыкальных магазинов». Альбом вплоть до начала 1990-х пользовался популярностью: по неофициальным сведениям, допечатка тиража производилась чуть ли не каждый год."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_1200 (1).jpg","filesize":145792,"height":989,"pic_id":91449,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/04/scale_1200_1_3B98S8J.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Год выхода аудиоспектакля / издан на CD:"},{"type":"string","attributes":{},"string":" 1976 / 2008\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Время звучания:"},{"type":"string","attributes":{},"string":" 1:30:57\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Инсценировка:"},{"type":"string","attributes":{},"string":" Олег Герасимов\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Слова и мелодии песен: "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Владимир Высоцкий\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Музыка:"},{"type":"string","attributes":{},"string":" Евгений Геворгян"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_1200 (2).jpg","filesize":202942,"height":994,"pic_id":91451,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/04/scale_1200_2_8tpGDGy.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Роли и исполнители:"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Кэрролл, Додо, Чеширский кот, Улыбка, Синяя гусеница"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Всеволод Абдулов\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Алиса"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Галина Иванова (поёт Клара Румянова)\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Белый кролик"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Всеволод Шиловский\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Мышь, Ореховая соня, Поросёнок"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Клара Румянова\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Попугай, Орлёнок Эд"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Владимир Высоцкий\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Билль, Шляпник"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Михаил Лобанов\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Джим, Мартовский заяц, Валет, Палач, Лягушонок"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Виктор Петров (песню Лягушонка поёт Владимир Голышев)\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Герцогиня"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Евгения Ханаева\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Королева, Кухарка "},{"type":"string","attributes":{},"string":"– Наталья Вихрова\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Король, Судья, Садовник"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Олег Герасимов\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Атака Гризли, Дама-антипод"},{"type":"string","attributes":{},"string":" – Наталья Назарова\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"В эпизодах"},{"type":"string","attributes":{},"string":" - артисты МХАТ\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Инструментальный ансамбль под управлением Мартина Нерсесяна"},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Соло на скрипке "},{"type":"string","attributes":{},"string":"- Григорий Кемлин"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_1200 (3).jpg","filesize":146761,"height":988,"pic_id":91456,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/04/scale_1200_3_fEerGs7.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Послушать и/или скачать можно "},{"type":"string","attributes":{"bold":true,"href":"https://www.youtube.com/watch?v=taPLxeYRdfM"},"string":"ОТСЮДА"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":" (YouTube)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"В звуковом, «пластиночном» варианте такой необычной по стилю сказки, как «Алиса в стране чудес», роль музыки очень велика. Не будь музыки, сказка эта, лишь словесно «разыгранная» актёрами, несомненно, многое утеряла бы в выражении своей сути, утеряла бы тонкую, загадочную поэтичность, составляющую её особое очарование.\nМузыкальное решение сказки многопланово. Мы находим здесь и чисто «фоновые» моменты звучания, когда основной текст проходит на музыке, и элементы изобразительные, воссоздающие в музыке тот или иной персонаж или сцену, и, наконец, эпизоды, в которых музыка выходит на первый план, обретает ведущее образно-смысловое значение в контексте всего повествования.\nВажно отметить стилевое единство музыки. Она легка, прозрачна, её мелодический рисунок прост и изящен. Слух «угадывает» в музыке и черты фольклорной традиции, и отголоски непритязательных мадригальных напевов более чем трёхвековой давности. Но это - не пассивная стилизация, а органичное, образное решение, найденное композитором.\nИнтересен в колористическом плане камерный состав оркестра, выступающий в этой сказке: флейта, гобой, ударные (колокольчики, треугольник, малый барабан), арфа, клавесин и группа струнных инструментов, в которой следует особо выделить игру замечательного солиста - скрипача Григория Кемлина.\nНачинает сказку нежное звучание колокольчика. Музыка, следуя за повествованием, ведёт нас от встречи к встрече, от одних чудес к другим. Музыкальные образы не сталкиваются, не драматизируются - лишь контрастно оттеняют друг друга. Вот Алиса и Кэрролл ведут диалог; вот Кэрролл превращается в Чеширского кота, а потом просто в Улыбку этого кота; вот внезапные превращения Алисы: она то растёт, то уменьшается (и мы слышим, почти «видим» всё это в музыке!); вот шествуют в игрушечном марше король и королева со своей свитой из карт; вот чудаковатый поросёнок; вот Синяя гусеница, тихо уползающая от нас...\nМузыка метко живописует все эти сценки, подчёркивает смену состояний каждого персонажа сказки.\nПесни (точнее слова и мелодии песен) сочинил известный актёр Московского театра на Таганке Владимир Высоцкий. Их гармонизацию и обработку композитор Е. Геворгян выполнил в духе единого стилистического решения музыки всей постановки.\n... Но вот снова звенит колокольчик, музыка тихо истаивает, исчезает - и мы понимаем, что сказка кончилась, что Алиса неожиданно вышла из сказки.\nМузыка «Алисы», несмотря на кажущуюся простоту и лёгкость, представляет немалые трудности для исполнителей. Но трудности эти слушателям не видны. В этом заслуга драматических актёров и оркестровых музыкантов (дирижёр М. Нерсесян), представивших нам сказку с подлинной увлечённостью.\nЕвгений Геворгян - автор музыки к двенадцати фильмам, двух сюит для симфонического оркестра («Осенние эскизы» и «Человек и пространство»), сюиты «Игорь Святославович» для джаз-оркестра, ряда камерных инструментальных пьес и эстрадных песен.\n/А. Медведев/\n● "},{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Аннотация к пластинке «Алиса в стране чудес»"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Самая лучшая мотивация для автора - это комментарии, лайки, репост и, конечно же, подписка на мой канал. Дальше будет еще интереснее."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[7681,7681]}
Комментарии 6