Сегодня, наконец, дослушала «Анну Каренину» и могу подтвердить, что книга эта и в самом деле загадочная! Полифоническими обычно называют произведения Достоевского, но и у Льва Толстого в этом его романе такая сложная многоголосица тем, идей, образов, что каждый читатель волен слышать в нем что-то своё, напрямую зависящее от его собственного на момент чтения настроения.
************************
Главная тема, кажется, жизнь и смерть, вера и безверие. И главные пары, играющие этот квартет, Анна и Вронский, Китти и Левин.
eed6ee1aa9f0ce9fa297258d5d6f7305.jpg123.54 KB
5052675faca9069a89779ec64725717b.jpg57.28 KB
Мне кажется, первая пара Толстому чужая. Он вовсе не понимает Вронского, смотрит на него как бы «внешним взглядом», без любовного заглядывается в самый «нутрь». В поворотные и роковые моменты жизни Вронский остаётся без авторской опеки, читателю предоставляется возможность самостоятельно додумать, что он чувствует, как объясняет сам себе свои поступки.
В описании последних часов жизни Анны принято видеть гений Толстого как мастера психологической прозы. Действительно, Толстой великолепно рисует, что Анна видит, чувствует, думает, передает все тонкие перепады ее настроения. Однако ведь ее сознание явно затуманено. Она почти не спит и опиум уже принимает на постоянной основе. Анна умирает не вполне сознательно, причины ее самоубийства - не только или не столько психологические, сколько физиологические.
3840x.jpeg178.19 KB
О самоубийстве думает и Левин, он к нему так же близок, как Анна. Но спасение приходит оттуда же, откуда возникла опасность: рефлексирующая душа!
Анна и Вронский Толстому как чужие. И между собой они говорят тоже как чужие, как на разных языках, один не понимая другого.
Мне кажется, одна из причин чуждости этих героев самим себе и своему создателю состоит в отсутствии у них своего «вишневого сада».
Наряду с общечеловеческими и вневременными проблемами в романе Толстого затронуто много проблем конкретно российских и конкретно из той эпохи, в какую он написан.
Ну вот, к примеру, «славянский вопрос», в трактовке которого имеется чрезвычайно много общего с теперешней темой СВО, несмотря на некоторую взаимную «перевернутость».
Также много говорится о капитализме в России, - которого в те времена у нас ещё не было, - о заработной плате крестьянам, о земстве, о том, что делать с землёю...
На съезде дворянства Левин разговорился с седоусым помещиком. Помещик рассказывал о старой «фамильной» липе, которую ему жалко вырубить, но которая, если б ее вырубить, принесла бы большой прибыток.
Вся суть чеховского «Вишневого сада» выражена в этой короткой беседе!
Дворянство будто «приставлено» к своим «садам», рассуждает седоусый помещик. Оно бережет их как самоцель. Тогда как «мужик» думает о выгоде. И в результате потомки приставленной к имениям аристократии останутся без гроша, зато потомки «мужиков» получат в наследство приличный куш.
Вронский в этом отношении занимает как бы промежуточное положение. По происхождению он аристократ, однако его образ жизни «безсемейный». Он не чувствует себя «приставленным» и живут они с Анной без «вишневого сада», а будто в гостинице.
Наверное, под это мое объяснение нужна более фундаментальная экономическая основа. (Хотела написать «которой у меня нет», но слово «который» здесь повторяется что-то слишком уж часто!)
Попробую ещё раз выразить мысль более коротко. Трагедия Анны - это целый комплекс проблем, где физиологическое смешано с духовным, а религиозное с экономическим.
Долли с Китти в нашем фильме 1967 года выглядят совершенными дурнушками. Вся красота досталась одной Анне!
Лев Толстой описывает аристократические семейства таким образом, как позже, в советскую эпоху, описывались семейства интеллигентные. Так вот, и Долли, и Китти - женщины интеллигентные. Анну я бы в этот ряд «интеллигенции» не поставила. Не знаю, почему... Возможно, она «шире», чем Долли и Китти?
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня, наконец, дослушала «Анну Каренину» и могу подтвердить, что книга эта и в самом деле загадочная! Полифоническими обычно называют произведения Достоевского, но и у Льва Толстого в этом его романе такая сложная многоголосица тем, идей, образов, что каждый читатель волен слышать в нем что-то своё, напрямую зависящее от его собственного на момент чтения настроения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "************************"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главная тема, кажется, жизнь и смерть, вера и безверие. И главные пары, играющие этот квартет, Анна и Вронский, Китти и Левин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "eed6ee1aa9f0ce9fa297258d5d6f7305.jpg", "filesize": 126505, "height": 685, "pic_id": 421947, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/11/eed6ee1aa9f0ce9fa297258d5d6f7305_ixFrxuL.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5052675faca9069a89779ec64725717b.jpg", "filesize": 58656, "height": 524, "pic_id": 421948, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/11/5052675faca9069a89779ec64725717b_ZMgjKVF.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне кажется, первая пара Толстому чужая. Он вовсе не понимает Вронского, смотрит на него как бы «внешним взглядом», без любовного заглядывается в самый «нутрь». В поворотные и роковые моменты жизни Вронский остаётся без авторской опеки, читателю предоставляется возможность самостоятельно додумать, что он чувствует, как объясняет сам себе свои поступки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В описании последних часов жизни Анны принято видеть гений Толстого как мастера психологической прозы. Действительно, Толстой великолепно рисует, что Анна видит, чувствует, думает, передает все тонкие перепады ее настроения. Однако ведь ее сознание явно затуманено. Она почти не спит и опиум уже принимает на постоянной основе. Анна умирает не вполне сознательно, причины ее самоубийства - не только или не столько психологические, сколько физиологические."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3840x.jpeg", "filesize": 182468, "height": 1000, "pic_id": 421949, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/11/3840x.jpeg", "width": 863}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О самоубийстве думает и Левин, он к нему так же близок, как Анна. Но спасение приходит оттуда же, откуда возникла опасность: рефлексирующая душа! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анна и Вронский Толстому как чужие. И между собой они говорят тоже как чужие, как на разных языках, один не понимая другого."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне кажется, одна из причин чуждости этих героев самим себе и своему создателю состоит в отсутствии у них своего «вишневого сада»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "591bcf519f2c8d207c892340f66b105c_fitted_1920x1080.jpg", "filesize": 289853, "height": 1000, "pic_id": 421950, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/11/591bcf519f2c8d207c892340f66b105c_fitted_1920x1080.jpeg", "width": 1500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас попытаюсь объяснить, что имею в виду. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наряду с общечеловеческими и вневременными проблемами в романе Толстого затронуто много проблем конкретно российских и конкретно из той эпохи, в какую он написан. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну вот, к примеру, «славянский вопрос», в трактовке которого имеется чрезвычайно много общего с теперешней темой СВО, несмотря на некоторую взаимную «перевернутость». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также много говорится о капитализме в России, - которого в те времена у нас ещё не было, - о заработной плате крестьянам, о земстве, о том, что делать с землёю..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На съезде дворянства Левин разговорился с седоусым помещиком. Помещик рассказывал о старой «фамильной» липе, которую ему жалко вырубить, но которая, если б ее вырубить, принесла бы большой прибыток. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вся суть чеховского «Вишневого сада» выражена в этой короткой беседе!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дворянство будто «приставлено» к своим «садам», рассуждает седоусый помещик. Оно бережет их как самоцель. Тогда как «мужик» думает о выгоде. И в результате потомки "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "приставленной к имениям "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "аристократии останутся без гроша, зато потомки «мужиков» получат в наследство приличный куш."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вронский в этом отношении занимает как бы промежуточное положение. По происхождению он аристократ, однако его образ жизни «безсемейный». Он не чувствует себя «приставленным» и живут они с Анной без «вишневого сада», а будто в гостинице."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наверное, под это мое объяснение нужна более фундаментальная экономическая основа. (Хотела написать «которой у меня нет», но слово «который» здесь повторяется что-то слишком уж часто!)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попробую ещё раз выразить мысль более коротко. Трагедия Анны - это целый комплекс проблем, где физиологическое смешано с духовным, а религиозное с экономическим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Долли с Китти в нашем фильме 1967 года выглядят совершенными дурнушками. Вся красота досталась одной Анне!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "623179.jpg", "filesize": 36374, "height": 320, "pic_id": 421954, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/11/623179.jpeg", "width": 688}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Лев Толстой описывает аристократические семейства таким образом, как позже, в советскую эпоху, описывались семейства интеллигентные. Так вот, и Долли, и Китти - женщины интеллигентные. Анну я бы в этот ряд «интеллигенции» не поставила. Не знаю, почему... Возможно, она «шире», чем Долли и Китти?"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2140, 2140]}
Комментарии 15