3
Тревожность | Паблико

Тревожность


13 апр 2023 · 21:56    

Ух, домучила сегодня «Подростка»! И даже удивляюсь, как это так сильно любила Достоевского в юности, понимала его характеры и умилялась мыслям о предназначении России. 

Когда слушала «Подростка» в виде аудиокниги, то почти заболела от мрачности; когда перешла на формат непосредственного чтения «своими глазами», тоска моя усилилась еще более. 

«Тут я подробно не стану и не могу описывать. Сцена вышла ужасная и низкая, а я вдруг как бы потерял рассудок. Кажется, я подскочил и ударил его, по крайней мере сильно толкнул. Он тоже ударил меня из всей силы по голове, так что я упал на пол. Опомнившись, я пустился уже за ними на лестницу; помню, что у меня из носу текла кровь. У подъезда их ждала карета, и, пока князя сажали, я подбежал к карете и, несмотря на отталкивавшего меня лакея, опять бросился на Бьоринга. Тут не помню, как очутилась полиция. Бьоринг схватил меня за шиворот и грозно велел городовому отвести меня в участок. Я кричал, что и он должен идти вместе, чтоб вместе составить акт, и что меня не смеют взять, почти что с моей квартиры. Но так как дело было на улице, а не в квартире, и так как я кричал, бранился и дрался, как пьяный, и так как Бьоринг был в своем мундире, то городовой и взял меня. Но тут уж я пришел в полное исступление и, сопротивляясь из всех сил, кажется, ударил и городового. Затем, помню, их вдруг явилось двое, и меня повели. Едва помню, как привели меня в какую-то дымную, закуренную комнату, со множеством разных людей, стоявших и сидевших, ждавших и писавших; я продолжал и здесь кричать, я требовал акта. Но дело уже состояло не в одном акте, а усложнилось буйством и бунтом против полицейской власти. Да и был я в слишком безобразном виде. Кто-то вдруг грозно закричал на меня. Городовой меж тем обвинял меня в драке, рассказал о полковнике…» 

Это не про меня, к счастью! Это Подросток рассказывает одно из своих «приключений». Привела цитату (первую попавшуюся) как образчик языка и как образчик происходящего в сюжетах Достоевского мельтешения. 

Суетливыми действиями и сбивчивыми объяснениями роман наполнен до краев. Да чего там: истеричность слов и поступков бьет через край! Бешенству эмоций соответствует и запутанность интриг! Пройдох и мошенников у Достоевского хоть пруд пруди. 



Илья Глазунов. 1983


Кто у нас первым сделал криминальные схемы литературным сюжетом? Гоголь, может быть? Потом этот «метод» подхватил Достоевский, а за ним уж Ильф с Петровым! Наверное) 

Кроме «уголовщины», причудливых образов и бедных маленьких людей, с Гоголем Достоевского роднит еще патриотизм. Но сейчас я читаю про птицу-тройку и про всемирную отзывчивость, и мне как-то неловко, возникает чувство ненатуральности и чуть ли не лукавства. 



Василий Перов, 1873.


Другое дело – Лев Толстой! Он не «сюсюкает» и не «рыдает», а будто резцом обрабатывает каменную глыбу. Прямо Микеланджело русской литературы! Смелые, размашистые, крупные, но точные линии! 

Роман о «случайном семействе» - «Подросток» - вышел в свет всего парой лет позже, чем «Анна Каренина», где тоже в центре – «мысль семейная». 

Однако мучительные семейные проблемы героев Толстого – просто «семечки» по сравнению с семейной «чехардой», которая описана Достоевским. 



Уж на что Катерина Николаевна кажется спокойной и безмятежной дамой! Однако и она в результате - насквозь достоевская. Мне понравились слова ее жениха - того самого Бьоринга, - с которым подрался Подросток, - о фантастичности ситуаций, в которые она умудряется попадать! Прямо как я ) Хотя тут хвалиться нечем! С "виктимностью" нужно бороться, а не культивировать ее. Кадр из фильма "Подросток", 1983.


Как мне (подозреваю, даже не одной))) представляется, Лев Толстой лучше описывает статичные, вневременные и общечеловеческие элементы души, а Достоевский хорошо прозревает динамику и тонко видит тенденции! 

Ведь, в сущности, вся эта нынешняя трансформация семьи, как о ней интересно рассказал вчера канал «Этносы и человек» , описана – на начальном этапе – Достоевским в «Подростке»!



Константин Васильев. 1970-е


И даже мотив расщепления личности у него затронут. В «Подростке», правда, не столь сильно, как в «Братьях Карамазовых» (тоже семья!), но зато на «сакральном» уровне имен. Одна второстепенная героиня «Подростка» вначале зовется Дарьей Онисимовной, а потом вдруг превращается в Настасью Егоровну. Правда, насколько я помню, эту забывчивость Достоевского исследователи связывают с его нездоровьем.

... И напоследок ещё признаюсь, что Достоевский всё же близок моей душе. Возможно, его скачущий сбивчивый стиль как нельзя лучше сочетается с тревожностью сегодняшнего мироощущения?

Ух, домучила сегодня «Подростка»! И даже удивляюсь, как это так сильно любила Достоевского в юности, понимала его характеры и умилялась мыслям о предназначении России. 

Когда слушала «Подростка» в виде аудиокниги, то почти заболела от мрачности; когда перешла на формат непосредственного чтения «своими глазами», тоска моя усилилась еще более. 

«Тут я подробно не стану и не могу описывать. Сцена вышла ужасная и низкая, а я вдруг как бы потерял рассудок. Кажется, я подскочил и ударил его, по крайней мере сильно толкнул. Он тоже ударил меня из всей силы по голове, так что я упал на пол. Опомнившись, я пустился уже за ними на лестницу; помню, что у меня из носу текла кровь. У подъезда их ждала карета, и, пока князя сажали, я подбежал к карете и, несмотря на отталкивавшего меня лакея, опять бросился на Бьоринга. Тут не помню, как очутилась полиция. Бьоринг схватил меня за шиворот и грозно велел городовому отвести меня в участок. Я кричал, что и он должен идти вместе, чтоб вместе составить акт, и что меня не смеют взять, почти что с моей квартиры. Но так как дело было на улице, а не в квартире, и так как я кричал, бранился и дрался, как пьяный, и так как Бьоринг был в своем мундире, то городовой и взял меня. Но тут уж я пришел в полное исступление и, сопротивляясь из всех сил, кажется, ударил и городового. Затем, помню, их вдруг явилось двое, и меня повели. Едва помню, как привели меня в какую-то дымную, закуренную комнату, со множеством разных людей, стоявших и сидевших, ждавших и писавших; я продолжал и здесь кричать, я требовал акта. Но дело уже состояло не в одном акте, а усложнилось буйством и бунтом против полицейской власти. Да и был я в слишком безобразном виде. Кто-то вдруг грозно закричал на меня. Городовой меж тем обвинял меня в драке, рассказал о полковнике…» 

Это не про меня, к счастью! Это Подросток рассказывает одно из своих «приключений». Привела цитату (первую попавшуюся) как образчик языка и как образчик происходящего в сюжетах Достоевского мельтешения. 

Суетливыми действиями и сбивчивыми объяснениями роман наполнен до краев. Да чего там: истеричность слов и поступков бьет через край! Бешенству эмоций соответствует и запутанность интриг! Пройдох и мошенников у Достоевского хоть пруд пруди. 



Илья Глазунов. 1983


Кто у нас первым сделал криминальные схемы литературным сюжетом? Гоголь, может быть? Потом этот «метод» подхватил Достоевский, а за ним уж Ильф с Петровым! Наверное) 

Кроме «уголовщины», причудливых образов и бедных маленьких людей, с Гоголем Достоевского роднит еще патриотизм. Но сейчас я читаю про птицу-тройку и про всемирную отзывчивость, и мне как-то неловко, возникает чувство ненатуральности и чуть ли не лукавства. 



Василий Перов, 1873.


Другое дело – Лев Толстой! Он не «сюсюкает» и не «рыдает», а будто резцом обрабатывает каменную глыбу. Прямо Микеланджело русской литературы! Смелые, размашистые, крупные, но точные линии! 

Роман о «случайном семействе» - «Подросток» - вышел в свет всего парой лет позже, чем «Анна Каренина», где тоже в центре – «мысль семейная». 

Однако мучительные семейные проблемы героев Толстого – просто «семечки» по сравнению с семейной «чехардой», которая описана Достоевским. 



Уж на что Катерина Николаевна кажется спокойной и безмятежной дамой! Однако и она в результате - насквозь достоевская. Мне понравились слова ее жениха - того самого Бьоринга, - с которым подрался Подросток, - о фантастичности ситуаций, в которые она умудряется попадать! Прямо как я ) Хотя тут хвалиться нечем! С "виктимностью" нужно бороться, а не культивировать ее. Кадр из фильма "Подросток", 1983.


Как мне (подозреваю, даже не одной))) представляется, Лев Толстой лучше описывает статичные, вневременные и общечеловеческие элементы души, а Достоевский хорошо прозревает динамику и тонко видит тенденции! 

Ведь, в сущности, вся эта нынешняя трансформация семьи, как о ней интересно рассказал вчера канал «Этносы и человек» , описана – на начальном этапе – Достоевским в «Подростке»!



Константин Васильев. 1970-е


И даже мотив расщепления личности у него затронут. В «Подростке», правда, не столь сильно, как в «Братьях Карамазовых» (тоже семья!), но зато на «сакральном» уровне имен. Одна второстепенная героиня «Подростка» вначале зовется Дарьей Онисимовной, а потом вдруг превращается в Настасью Егоровну. Правда, насколько я помню, эту забывчивость Достоевского исследователи связывают с его нездоровьем.

... И напоследок ещё признаюсь, что Достоевский всё же близок моей душе. Возможно, его скачущий сбивчивый стиль как нельзя лучше сочетается с тревожностью сегодняшнего мироощущения?

Читайте также

Комментарии 28

Войдите для комментирования
■ Удивительный мир 22 апр 2023 в 08:16
Спасибо!
■ истории сибиряка 15 апр 2023 в 16:07
благодарю за литературные интересности 👍👍👏👏
Благодарю Вас! 🌹
■ Зелёный дворик 15 апр 2023 в 00:04
А я ещё Тургенева люблю.
В юности он мне не очень нравился. Наверное, тоже нужно перечитывать. Спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ