02 июн 2023 · 12:28    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Завтра, 3 июня, исполняется семьдесят лет А. В. Суворову."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и его полного тёзку, Александра Васильевича тоже можно назвать Великим Полководцем - сражающемся за Добро и Человечность, чье перо приравнено к штыку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Александр Васильевич Суворов - учёный и поэт, доктор психологических наук, философ, педагог. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "mgppu12 (2).jpg", "filesize": 26236, "height": 479, "pic_id": 591749, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/02/mgppu12_2.jpeg", "width": 319}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он родился в городе Фрунзе (мой земляк!), в четыре года ослеп, в девять полностью потерял слух. Воспитывался в Загорском (ныне - Сергиев Посад) интернате для слепоглухих детей и стал одним из участников знаменитого «Загорского эксперимента». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эксперимент этот заключался в том, что четверо слепоглухих молодых людей - три юноши и одна девушка - были зачислены на психологический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. У каждого из них был свой тактильный переводчик, они окончили МГУ за 6 лет и в принципе каждый состоялся как личность: один стал скульптором, двое учёными, а девушка удачно вышла замуж, родила ребенка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый известный из этой четверки - Александр Васильевич Суворов. Его работы посвящены теме коммуникации между людьми. Причем не суть важно, слышат и видят эти люди или же нет. Потому что у слепоглухих людей нет ни одной исключительной, специальной проблемы, которой бы не было у людей зрячих и слышащих. Слепоглухота не создаёт вопросы, а лишь обостряет их."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта главная мысль трудов Александра Суворова и, как я поняла, она родилась у него в беседах с философом Эвальдом Ильенковым, которого Суворов считает своим духовным отцом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эвальд Ильенков (1924-1979). Его работы посвящены вопросам познания, природы идеального, личности, творческой деятельности, они - на стыке философии с психологией и педагогикой, этикой и эстетикой.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ilenkov_evald.jpg", "filesize": 107530, "height": 1031, "pic_id": 591746, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/02/ilenkov_evald.jpeg", "width": 815}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне эта мысль очень нравится! Она показывает, что человек - всегда человек, и потому у каждого есть шанс быть услышанным и понятым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне посчастливилось встретиться с Александром Васильевичем Суворовым лично. В самом начале своего «Дневника...» я писала о группе семейной логопсихотерапии, созданной на основе метода Юлии Борисовны Некрасовой. Александр же Васильевич - большой друг этой группы, и даже традиция сложилась, что на свой день рождения он приходит на ее занятия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что, я его видела летом 2017 года. У меня и фото есть! Только вот прямо сейчас не могу его найти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Юлия Борисовна Некрасова (1931-2004) — логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Юлия_Борисовна_Некрасова.jpg", "filesize": 189456, "height": 1505, "pic_id": 591705, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/02/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он мне очень понравился! Какой-то такой тонкий, нежный человек - с чувствительной душой и очень ранимой нервной организацией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он не слышит и не видит, но говорит - очень правильная и выразительная по содержанию речь!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело в том, что обычно немота - это следствие глухоты. То есть, человек не научается говорить, потому что не слышит. Помните ведь в «Двух капитанах» доктор говорил о редком случае Сани Григорьева: «немота без глухоты»? И то, что Саня слышал, помогло ему заговорить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну так вот, Суворов окончательно потерял слух, когда уже умел говорить, и это умение удалось сохранить и усовершенствовать. Обратную же связь от мира он получает тактильным образом: определенным способом пожимая руку, - каждое пожатие это буква, - можно сказать ему, что захочешь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нас учили этому умению, но я оказалась плохой ученицей и он сказал, что у меня «детский лепет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С руками нужно проявлять всяческую деликатность. Излишняя их влажность или напротив сухость, слишком резкое движение может неприятно поразить собеседника! Если при разговоре с «обычным» человеком ты можешь, например, смягчить свой скрипучий голос мягкой улыбкой, или глупые слова простятся за красивые глаза, то когда говоришь со слепоглухим, у тебя только одно средство - рука! И собеседник воспринимает тебя через твою руку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И все же, несмотря на такие «технические» нюансы, наши проблемы и вопросы - общие, человеческие, общечеловеческие. Нас волнует одно и то же, у нас одинаково болит душа - и лекарство от этой боли тоже одно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Суворов считает, что это творчество:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Творчеству нельзя научить, но можно научиться. Творчество, способность к творчеству - свойство личности, и вместе с личностью формируется и развивается... Каждый из нас - соавтор человечества. И именно этим и объясняется уникальность, неповторимость личности, то, что она является человеческой индивидуальностью - именно тем эта уникальность объясняется, что каждый из нас воссоздаёт свой, уникальный вариант общечеловеческой культуры. Воссоздавая этот вариант, каждый из нас и учиться тому, что ни к каким знаниям, ни к каким навыкам нельзя свести, чему поэтому никакая школа не научит, но с чем и не рождаются. Учится, в конце концов, быть человеком...» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Думаю, он прав. Пусть не все люди на свете могут стать гениями, но все люди на свете могут выражать, что их тревожит - кто красками, кто звуками, кто словами, кто улыбкой или пожатием руки."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1995, 1995]}
Комментарии 33