3
Статья, рассказ и сценарий. Что в них общего и чем они отличаются? | Паблико
62 подписчики

Статья, рассказ и сценарий. Что в них общего и чем они отличаются?


23 авг 2022 · 08:05    

Слово сценарий в обычной жизни очень редко используется, особенно при бытовом разговоре. Слово статья более обиходное, а рассказ - и подавно. Анекдот – тоже короткий рассказ, но это особый жанр, хотя всё строится по схожим канонам. Давайте вместе разберёмся. 

Перед вашими глазами сейчас моя статья, первую часть которой вы уже, надеюсь прочитали. Это было вступление, затравка, превью – назовите как хотите, сути это не меняет. Если читатель перешёл дальше, то, можно считать, что вступление выполнило свою функцию. В этом сходство всех трёх жанров, которые мы сегодня обсудим. 

Особенности структуры статьи

Автор статьи, как правило, старается донести до своих читателей информацию, а в конце статьи делает свои выводы или приглашает к диалогу, поставив вопрос. То есть, в статье выражается позиция автора, даже если это научная статья. В любом случае, изложив волнующие его или общество события, автор приходит к какому-то выводу. И как же автор определяет, волнует эта тема общество или нет? Первое, на что бросает взгляд читатель, открывая статьи в печатных изданиях или публикации в электронных, это название. Название задаёт первый интерес, по нему читатель заходит в статью, цепляется или нет за вступление и уже по этим двум компонентам понимает, получит ли он ответ на свой внутренний вопрос. А ещё – найдёт ли он в авторе статьи единомышленника со схоже позицией.



Из открытого источника


На этом этапе делаю первый промежуточный вывод. Статья – это в основе своей информативный материал, в котором могут быть вкрапления и развлекательного характера. Бывает же такое, когда знакомы вам говорят, не сдерживая эмоций и не стесняясь в выражениях, что читали вчера статью на «помойке», так некоторые или многие называют интернет, а после прочтения, как ещё терпения-то хватило дочитать, хотелось встретить этого автора и что-то с ним сделать? Бывает. И часто. Мне иногда статьи присылают ссылки на подобные статьи, приправляя их своими короткими ёмкими комментариями. У меня всегда возникает вопрос, а почему ты не поспорил с автором или его сторонниками в комментариях к возмутившей тебя статье. Часто мне своему собеседнику объясняю, что это не обязательно позиция автора, это может быть специально устроенная провокация, вызов к более острому диалогу. В этом тоже отличительная черта статьи от других жанров. На жаргоне это называется хайповость, то есть поднятие шума. Нейтральная информация менее интересна, чем хайп. А хайп это как раз то, что народ требует помимо хлеба – зрелищ. Надеюсь, основные отличительные черты статьи я сумел разъяснить.

Как пишется рассказ?

Строго говоря, рассказ имеет ту же структуру, что и статья, только он может уступать статье в информативности. Всё же рассказ воспринимается как что-то развлекательное. Расхожее выражение «А хотите расскажу свежий анекдот?» говорит о том, что анекдот тоже разновидность рассказа. В рассказе тоже вступление должно стать проводником к остальной части. А изложение должно за ручку привести читателя к финалу, после которого можно вздохнуть и сказать «Ну, да, в этом рассказе всё как в жизни». А может быть и наоборот как в известном интернет меме «Ничего не понял, но очень интересно». То есть информативность рассказа смело можно поставить под сомнение хотя бы потому, что рассказ строится как художественное произведение, где автор не столько выражает своё отношение, а имеет право на вымысел. Рассказ может быть полностью вымыслом, возникшим в воображении автора. Напрашивается выражение «в больном воображении», что ж, бывает и такое. Мало того, рассказ не всегда может иметь логическое окончание. Рассказ может закончиться интригой или какой-то другой недоговорённость. 



Из открытого источника


Рассказ может быть и информативным. Почему нет? Например, у меня был такой диалог: «Мне рассказали, что Йелоу стоун в этом году взорвётся» – «Да. Я знаю, мне это уже рассказывали в прошлом и позапрошлом году, он каждый год взрывается, только в разное время.» А вот ещё вариант: «Россиянам рассказали, что за купленную квартиру можно получить налоговый вычет». Ага, в 2022 году рассказали? Что значит рассказали, если об этом двадцать с лишним лет назад в Налоговом кодексе чётко написали? А это, на минуточку, закон, а не рассказ. Конечно же, такое название – кликбейт, за него на Дзене карают, не делайте так. В общем, о рассказе и его отличии от статьи я тоже, надеюсь, понятно объяснил. Если нет – напишите, обсудим.

Что такое сценарий в понимании блогера?

Последняя часть – сценарии. Это скорее индивидуальный инструмент работы видеоблогера, и создаёт он его сам. В голове у любителей кинофильмов может сложиться представление о сценарии как переработанной поэме, романе, повести для возможности экранизации этого произведения. Это так и не так. Не все же фильмы – экранизация художественного произведения. Может же быть сценарий без основы? Может. Если автор сценария саму историю или произведение держит в голове. То есть, в моём обывательском представлении, основой сценария всё же является некое произведение, изначально построенное по классическим канонам художественного или научного, или научно-популярного произведения. 



Из открытого источника


Блогеру в этом смысле, наверное, проще. Чтобы снять какой-то интересный ролик, ему нужны тезисные точки, можно их даже назвать реперными. От них потом легче отталкиваться. Более того, блогеру достаточно бывает написать текст закадрового озвучивания или тезисы текста в кадре, и это уже будет служить сценарием. В этом случае ломаются почти все стереотипы. Однако, структурированный сценарий кратно облегчает работу на съёмочной площадке. К тому же сценарий это не опубликованный рассказ, его можно корректировать как до, так и во время, так и после съёмки уже по факту. Потому что даже у великих режиссёров бывает ситуация, которая характеризуется выражение «что-то пошло не так». 

И делаю третий промежуточный вывод, что сценарий в понимании блогера это всё же не произведение, а конструкция. Она может быть мысленной, словесной или зафиксированной на бумаге. Для двухминутных роликов я никогда не пишу сценарии, я пишу закадровую озвучку, она и служит мне сценарием. Для коротких вертикальных роликов я даже этого не делаю, просто по необходимости при монтаже вставляю титры или надписи.

Друзья, вместо вывода скажу такую фразу – информируйте и развлекайте свою аудиторию, конструируйте свои шедевры видео. Для меня же ваша подписка на канал будет самой большой благодарностью за прочтение этой статьи.

Слово сценарий в обычной жизни очень редко используется, особенно при бытовом разговоре. Слово статья более обиходное, а рассказ - и подавно. Анекдот – тоже короткий рассказ, но это особый жанр, хотя всё строится по схожим канонам. Давайте вместе разберёмся. 

Перед вашими глазами сейчас моя статья, первую часть которой вы уже, надеюсь прочитали. Это было вступление, затравка, превью – назовите как хотите, сути это не меняет. Если читатель перешёл дальше, то, можно считать, что вступление выполнило свою функцию. В этом сходство всех трёх жанров, которые мы сегодня обсудим. 

Особенности структуры статьи

Автор статьи, как правило, старается донести до своих читателей информацию, а в конце статьи делает свои выводы или приглашает к диалогу, поставив вопрос. То есть, в статье выражается позиция автора, даже если это научная статья. В любом случае, изложив волнующие его или общество события, автор приходит к какому-то выводу. И как же автор определяет, волнует эта тема общество или нет? Первое, на что бросает взгляд читатель, открывая статьи в печатных изданиях или публикации в электронных, это название. Название задаёт первый интерес, по нему читатель заходит в статью, цепляется или нет за вступление и уже по этим двум компонентам понимает, получит ли он ответ на свой внутренний вопрос. А ещё – найдёт ли он в авторе статьи единомышленника со схоже позицией.



Из открытого источника


На этом этапе делаю первый промежуточный вывод. Статья – это в основе своей информативный материал, в котором могут быть вкрапления и развлекательного характера. Бывает же такое, когда знакомы вам говорят, не сдерживая эмоций и не стесняясь в выражениях, что читали вчера статью на «помойке», так некоторые или многие называют интернет, а после прочтения, как ещё терпения-то хватило дочитать, хотелось встретить этого автора и что-то с ним сделать? Бывает. И часто. Мне иногда статьи присылают ссылки на подобные статьи, приправляя их своими короткими ёмкими комментариями. У меня всегда возникает вопрос, а почему ты не поспорил с автором или его сторонниками в комментариях к возмутившей тебя статье. Часто мне своему собеседнику объясняю, что это не обязательно позиция автора, это может быть специально устроенная провокация, вызов к более острому диалогу. В этом тоже отличительная черта статьи от других жанров. На жаргоне это называется хайповость, то есть поднятие шума. Нейтральная информация менее интересна, чем хайп. А хайп это как раз то, что народ требует помимо хлеба – зрелищ. Надеюсь, основные отличительные черты статьи я сумел разъяснить.

Как пишется рассказ?

Строго говоря, рассказ имеет ту же структуру, что и статья, только он может уступать статье в информативности. Всё же рассказ воспринимается как что-то развлекательное. Расхожее выражение «А хотите расскажу свежий анекдот?» говорит о том, что анекдот тоже разновидность рассказа. В рассказе тоже вступление должно стать проводником к остальной части. А изложение должно за ручку привести читателя к финалу, после которого можно вздохнуть и сказать «Ну, да, в этом рассказе всё как в жизни». А может быть и наоборот как в известном интернет меме «Ничего не понял, но очень интересно». То есть информативность рассказа смело можно поставить под сомнение хотя бы потому, что рассказ строится как художественное произведение, где автор не столько выражает своё отношение, а имеет право на вымысел. Рассказ может быть полностью вымыслом, возникшим в воображении автора. Напрашивается выражение «в больном воображении», что ж, бывает и такое. Мало того, рассказ не всегда может иметь логическое окончание. Рассказ может закончиться интригой или какой-то другой недоговорённость. 



Из открытого источника


Рассказ может быть и информативным. Почему нет? Например, у меня был такой диалог: «Мне рассказали, что Йелоу стоун в этом году взорвётся» – «Да. Я знаю, мне это уже рассказывали в прошлом и позапрошлом году, он каждый год взрывается, только в разное время.» А вот ещё вариант: «Россиянам рассказали, что за купленную квартиру можно получить налоговый вычет». Ага, в 2022 году рассказали? Что значит рассказали, если об этом двадцать с лишним лет назад в Налоговом кодексе чётко написали? А это, на минуточку, закон, а не рассказ. Конечно же, такое название – кликбейт, за него на Дзене карают, не делайте так. В общем, о рассказе и его отличии от статьи я тоже, надеюсь, понятно объяснил. Если нет – напишите, обсудим.

Что такое сценарий в понимании блогера?

Последняя часть – сценарии. Это скорее индивидуальный инструмент работы видеоблогера, и создаёт он его сам. В голове у любителей кинофильмов может сложиться представление о сценарии как переработанной поэме, романе, повести для возможности экранизации этого произведения. Это так и не так. Не все же фильмы – экранизация художественного произведения. Может же быть сценарий без основы? Может. Если автор сценария саму историю или произведение держит в голове. То есть, в моём обывательском представлении, основой сценария всё же является некое произведение, изначально построенное по классическим канонам художественного или научного, или научно-популярного произведения. 



Из открытого источника


Блогеру в этом смысле, наверное, проще. Чтобы снять какой-то интересный ролик, ему нужны тезисные точки, можно их даже назвать реперными. От них потом легче отталкиваться. Более того, блогеру достаточно бывает написать текст закадрового озвучивания или тезисы текста в кадре, и это уже будет служить сценарием. В этом случае ломаются почти все стереотипы. Однако, структурированный сценарий кратно облегчает работу на съёмочной площадке. К тому же сценарий это не опубликованный рассказ, его можно корректировать как до, так и во время, так и после съёмки уже по факту. Потому что даже у великих режиссёров бывает ситуация, которая характеризуется выражение «что-то пошло не так». 

И делаю третий промежуточный вывод, что сценарий в понимании блогера это всё же не произведение, а конструкция. Она может быть мысленной, словесной или зафиксированной на бумаге. Для двухминутных роликов я никогда не пишу сценарии, я пишу закадровую озвучку, она и служит мне сценарием. Для коротких вертикальных роликов я даже этого не делаю, просто по необходимости при монтаже вставляю титры или надписи.

Друзья, вместо вывода скажу такую фразу – информируйте и развлекайте свою аудиторию, конструируйте свои шедевры видео. Для меня же ваша подписка на канал будет самой большой благодарностью за прочтение этой статьи.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ