Почему эту хворь на Руси ласково называли «гостья, сестрица, добруха»?
19 дек 2024 · 09:33
В душноватом полумраке избы виднелось неподвижно лежащее тело, накрытое простыней. Минуты складывались в часы, день угасал... неожиданно тело под покровом принялось сотрясаться от дрожи.
«Нет, нет, нет! Нельзя выдать себя! Нужно терпеть и лежать, аки усопший! Иначе гостья будет трепать еще злее...».
Накрытый человек собрал все силы, чтобы остановить дрожь.
***
У этой хвори на Руси было не менее 12 имен и даже свои памятные дни. С чем же сталкивались наши предки и как называли?
В давние времена болезнь, как правило, представляли живым существом, которое живет в некоем нечистом месте (болоте или перекрестке дорог) но может поселиться в теле человека и с той поры будет мучить его, пока не высосет все силы, а затем уйдет к другому.
В этой статье мы поговорим о истории достаточно распространенной болезни, а именно – лихорадки. Слово «лихорадка» древнерусского происхождения и произошло от «лихорадить» — «желать зла», полученного от лихо — «зло» и радить — «желать».
Эта хворь считалась на Руси одним из самых тяжелых недугов. При этом лихорадками во многих местностях называли не только известную нам и поныне лихорадку (весенняя, перемежающаяся) но и другие болезни, сопровождающиеся лихорадочным состоянием, а иногда и вообще любую «повальную болезнь».
Больной муж Авторство: Максимов, Василий Максимович. Общественное достояние
Имена и повадки лихорадки
От других болезней лихорадку отличала ее множественность. Олицетворяли болезнь сразу несколько существ женского пола, так называемых дочерей Иродовых (это было самое распространенное поверье). Вид их был безобразен: простоволосые, худые и страдающие теми же симптомами, которые они насылали на заболевших. Имена выдавали их сущность и цель. Известный ученый и собиратель фольклора А. Н. Афанасьев так классифицировал имена и повадки лихорадок:
Трясея (трясуница, потресуха, и т. п.) трясет заболевшего так, что он «не может согреться и в печи».
Огнея: приводит с собой жар.
Ледея (ледиха) или озноба (знобея): знобит больного.
Гнетея (гнетуха, гнетучка): гнетет у человека утробу, т. е. отбивает аппетит («Ложится у человека по ребре, аки камень»).
Грынуша или грудица: улегшись на груди причиняет хрипоту («Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит от человека с хрипом»).
Глухея (глохня): («уши закладывает, тот человек бывает глух»).
Ломея или костоломка: «Ломит кости, и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево».
Пухнея (пухлея): пускает по всему телу отек.
Желтея (желтуха): «Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает».
Коркуша или корчея: жилы сводит, корчит.
Глядея: забирает сон и покой («В ночи спать не дает.. многие бесы к тому человеку подступаются, и с ума его сбрасывают»).
Невея (мертвящая (от Навь — загробный мир, «Тот Свет»). Это была самая главная, самая злая и пугающая из всех сестер-лихорадок. Считали, что обычно она находится в подземном царстве, где прикована цепями к железному трону. Но если ей удалось сорваться с цепей и вселиться в человека, то ему уже ничто и никто не поможет.
Имен лихорадок в народе было множество. В разных местностях можно было услышать в читаемых заговорах другие многочисленные названия, например: Хрипуша, Сухота, Трясуха, Дрожуха, Душлея (вызывающая отдышку). На приведенном ниже лубочном изображении как раз можно ознакомиться с разнообразием прозвищ этих хворей.
Трясавицы (дочери царя Ирода, персонификация лихорадок) со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Русская народная икона (Лубок). Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «История русской литературы», под редакцией Е.В. Аничкова, А.К. Бороздина и А.Н. Овсянико-Куликовского — Москва, 1908 https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27361425
Несмотря на изобилие имен, их старались не упоминать, чтобы не привлечь к себе внимания называемых. В случае, когда требовалось назвать лихорадку вслух, крестьяне применяли разные иносказательно-уважительные обращения. Именно поэтому к привязавшейся хвори обращались как к гостье или сестре, называя ее: сестрица, добруха, кумоха, тётка, гостьюшка, гостейка и т. д. Эти предосторожности были нужны для того, чтобы не накликать на себя болезнь и даже задобрить ее ласковым обращением. В заговорах лихорадку нередко называли — Марьей Иродовной.
Иногда болезнь могла предстать не только в женском обличии, но и в виде порхающего мотылька, мухи или соринки, случайно проглотив которую, человек обязательно заболеет. Часто лихорадка действовала хитростью: могла позвать человека по имени, и если он откликнулся, то обречен был заболеть. Рисковали и те, кто «сругался не в час» либо напились воды не благословясь.
Как пытались избавиться?
Наряду с вполне здравыми способами предупреждения болезни в виде плотно закрытых дверей и окон в холодное время года или теплого полена в ногах при первых признаках нездоровья, существовали и весьма своеобразные способы.
Чаще всего лихорадку изгоняли «знающие люди» с помощью молитв и заговоров. С ними применяли настойки, отвары и окуривания.
Обманом
Верили, что лихорадку можно обмануть или испугать. Так, заболевшему советовали во время ухудшения состояния говорить: «Приходи вчера!», что должно было помочь сбить болезнь с толку. Могли переодеваться в чужую одежду в надежде, что, не узнав свою жертву, лихорадка уйдет. С этой же надеждой даже претворялись умершими и лежали молча, без движения.
В XVIII веке Михаил Дмитриевич Чулков писал: «сибиряки-больные незадолго перед приходом лихорадки чернят себе лицо, а иногда и все тело и переодеваются, чтобы не узнал злой дух».
Испугом и розгами
Да-да, не только икоту искореняли испугом. Надеялись спугнуть и лихорадку. И ладно бы только пугали... Но история хранит свидетельства того, что несчастных больных «лечили» розгами или продолжительными ругательствами.
Угощением
Лихорадку могли и угощать. Для этого пекли 12 пряников или пирожков и оставляли их на перекресте. Либо же брали в левую руку горсть пшена, шли к реке и, встав к ней задом, говорили: «Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем!» – бросали через голову пшено в реку и уходили домой, не оглядываясь.
16 октября старались без нужны не выходить из дома, дабы не навлечь на себя осенних лихорадок. Этот день даже назывался: Позимник. Осенние лихорадки.
15 января в некоторых губерниях было принято «заговаривать лихоманку», т. е. изгонять лихорадку. Крестьяне верили, что: «Сильвестров день гонит лихоманок-сестер за семьдесят семь верст». Именно в этот день лихорадки, гонимые из ада морозом, «ищут пристанища по теплым избам, где всегда есть люди виноватые». С целью защиты от этой напасти, например, омывали наговорной водой притолки у дверей.
Еще считалось, что 10 марта, в день Тарасия-кумошника, по улицам ходит кумоха (весенняя лихорадка) в виде старухи, которая пристает ко всем встречным и даже стучит в окна, прося пустить в дом. Начиная с этого дня старались избегали спать днем, чтобы не «наспать кумоху» то есть не заболеть лихорадкой.
Согласитесь, удивительно, во что только не верили люди всего лишь пару столетий назад...
Благодарю за прочтение!
Лайки и подписки всегда нужны каналу. Отдельная благодарность всем неравнодушным.
Будьте здоровы!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В душноватом полумраке избы виднелось неподвижно лежащее тело, накрытое простыней. Минуты складывались в часы, день угасал... неожиданно тело под покровом принялось сотрясаться от дрожи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Нет, нет, нет! Нельзя выдать себя! Нужно терпеть и лежать, аки усопший! Иначе гостья будет трепать еще злее...»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Накрытый человек собрал все силы, чтобы остановить дрожь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У этой хвори на Руси было не менее 12 имен и даже свои памятные дни. С чем же сталкивались наши предки и как называли?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В давние времена болезнь, как правило, представляли живым существом, которое живет в некоем нечистом месте (болоте или перекрестке дорог) но может поселиться в теле человека и с той поры будет мучить его, пока не высосет все силы, а затем уйдет к другому."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой статье мы поговорим о истории достаточно распространенной болезни, а именно – лихорадки. Слово «лихорадка» древнерусского происхождения и произошло от «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "лихорадить»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — «желать зла», полученного от "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "лихо"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — «зло» и "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "радить"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — «желать»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта хворь считалась на Руси одним из самых тяжелых недугов. При этом лихорадками во многих местностях называли не только известную нам и поныне лихорадку (весенняя, перемежающаяся) но и другие болезни, сопровождающиеся лихорадочным состоянием, а иногда и вообще любую «повальную болезнь»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Больной муж Авторство: Максимов, Василий Максимович. Общественное достояние", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200.png", "filesize": 2434744, "height": 951, "pic_id": 938657, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/12/19/scale_1200.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241219%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241219T062821Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0422665f313c73b7114d572bd334ad127277e0533935f21f896d1ca2154a4e3e", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Имена и повадки лихорадки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От других болезней лихорадку отличала ее множественность. Олицетворяли болезнь сразу несколько существ женского пола, так называемых дочерей Иродовых (это было самое распространенное поверье). Вид их был безобразен: простоволосые, худые и страдающие теми же симптомами, которые они насылали на заболевших. Имена выдавали их сущность и цель. Известный ученый и собиратель фольклора А. Н. Афанасьев так классифицировал имена и повадки лихорадок:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Трясея (трясуница, потресуха, и т. п.) трясет заболевшего так, что он «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "не может согреться и в печи»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Огнея: приводит с собой жар."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ледея (ледиха) или озноба (знобея): знобит больного."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гнетея (гнетуха, гнетучка): гнетет у человека утробу, т. е. отбивает аппетит («"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ложится у человека по ребре, аки камень»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Грынуша или грудица: улегшись на груди причиняет хрипоту («"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит от человека с хрипом»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Глухея (глохня): («"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "уши закладывает, тот человек бывает глух»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ломея или костоломка: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ломит кости, и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пухнея (пухлея): пускает по всему телу отек."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Желтея (желтуха): «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Коркуша или корчея: жилы сводит, корчит."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Глядея: забирает сон и покой («"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В ночи спать не дает.. многие бесы к тому человеку подступаются, и с ума его сбрасывают»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Невея (мертвящая (от Навь — загробный мир, «Тот Свет»). Это была самая главная, самая злая и пугающая из всех сестер-лихорадок. Считали, что обычно она находится в подземном царстве, где прикована цепями к железному трону. Но если ей удалось сорваться с цепей и вселиться в человека, то ему уже ничто и никто не поможет."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имен лихорадок в народе было множество. В разных местностях можно было услышать в читаемых заговорах другие многочисленные названия, например: Хрипуша, Сухота, Трясуха, Дрожуха, Душлея (вызывающая отдышку). На приведенном ниже лубочном изображении как раз можно ознакомиться с разнообразием прозвищ этих хворей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Трясавицы (дочери царя Ирода, персонификация лихорадок) со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Русская народная икона (Лубок). Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «История русской литературы», под редакцией Е.В. Аничкова, А.К. Бороздина и А.Н. Овсянико-Куликовского — Москва, 1908 https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27361425", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 66794, "height": 489, "pic_id": 938658, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/12/19/scale_1200_Jb0wSHM.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241219%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241219T062949Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=768911c95619d1a8ed68c0ccca1c140ed33768f708b25c1cc1eb5c06d82c0376", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на изобилие имен, их старались не упоминать, чтобы не привлечь к себе внимания называемых. В случае, когда требовалось назвать лихорадку вслух, крестьяне применяли разные иносказательно-уважительные обращения. Именно поэтому к привязавшейся хвори обращались как к гостье или сестре, называя ее: сестрица, добруха, кумоха, тётка, гостьюшка, гостейка и т. д. Эти предосторожности были нужны для того, чтобы не накликать на себя болезнь и даже задобрить ее ласковым обращением. В заговорах лихорадку нередко называли — Марьей Иродовной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда болезнь могла предстать не только в женском обличии, но и в виде порхающего мотылька, мухи или соринки, случайно проглотив которую, человек обязательно заболеет. Часто лихорадка действовала хитростью: могла позвать человека по имени, и если он откликнулся, то обречен был заболеть. Рисковали и те, кто «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "сругался не в час»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " либо напились воды не благословясь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как пытались избавиться?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наряду с вполне здравыми способами предупреждения болезни в виде плотно закрытых дверей и окон в холодное время года или теплого полена в ногах при первых признаках нездоровья, существовали и весьма своеобразные способы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чаще всего лихорадку изгоняли «знающие люди» с помощью молитв и заговоров. С ними применяли настойки, отвары и окуривания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обманом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Верили, что лихорадку можно обмануть или испугать. Так, заболевшему советовали во время ухудшения состояния говорить: «Приходи вчера!», что должно было помочь сбить болезнь с толку. Могли переодеваться в чужую одежду в надежде, что, не узнав свою жертву, лихорадка уйдет. С этой же надеждой даже претворялись умершими и лежали молча, без движения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XVIII веке Михаил Дмитриевич Чулков писал: «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "сибиряки-больные незадолго перед приходом лихорадки чернят себе лицо, а иногда и все тело и переодеваются, чтобы не узнал злой дух»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Испугом и розгами"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да-да, не только икоту искореняли испугом. Надеялись спугнуть и лихорадку. И ладно бы только пугали... Но история хранит свидетельства того, что несчастных больных «лечили» розгами или продолжительными ругательствами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Угощением"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лихорадку могли и угощать. Для этого пекли 12 пряников или пирожков и оставляли их на перекресте. Либо же брали в левую руку горсть пшена, шли к реке и, встав к ней задом, говорили: «Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем!» – бросали через голову пшено в реку и уходили домой, не оглядываясь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Выздоравливающая», (1889) Авторство: Лемох, Кирилл Викентьевич. Location: Приморская краевая картинная галереяDimensions: 67,5х83 cmWeb source: [1]Technique: масло, холст, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10713662", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (1).png", "filesize": 814714, "height": 539, "pic_id": 938659, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/12/19/scale_1200_1_zEmuWuy.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241219%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241219T063128Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=06abf7a6a8c6acb922cf45752aa1fca145b8d2c6b325cb95c2f9f1d00d36fff7", "width": 669}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Праздники» лихорадок"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "16 октября старались без нужны не выходить из дома, дабы не навлечь на себя осенних лихорадок. Этот день даже назывался: Позимник. Осенние лихорадки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "15 января в некоторых губерниях было принято «заговаривать лихоманку», т. е. изгонять лихорадку. Крестьяне верили, что: «Сильвестров день гонит лихоманок-сестер за семьдесят семь верст». Именно в этот день лихорадки, гонимые из ада морозом, «ищут пристанища по теплым избам, где всегда есть люди виноватые». С целью защиты от этой напасти, например, омывали наговорной водой притолки у дверей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще считалось, что 10 марта, в день Тарасия-кумошника, по улицам ходит кумоха (весенняя лихорадка) в виде старухи, которая пристает ко всем встречным и даже стучит в окна, прося пустить в дом. Начиная с этого дня старались избегали спать днем, чтобы не «наспать кумоху» то есть не заболеть лихорадкой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласитесь, удивительно, во что только не верили люди всего лишь пару столетий назад..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Благодарю за прочтение!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Лайки и подписки всегда нужны каналу. Отдельная благодарность всем неравнодушным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Будьте здоровы!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [363, 481]}
Комментарии 4