3
Особенности восприятия органами чувств внешнего мира детьми с расстройством аутистического спектра | Паблико

Особенности восприятия органами чувств внешнего мира детьми с расстройством аутистического спектра


09 авг 2022 · 14:46    

Особенности восприятия зависят от органа чувств. Это можно объяснить тем, что периферический отдел анализатора передает информацию к разным участкам центральной нервной системы. Следовательно, анализ информации происходит по-разному. 

Зрительное восприятие характеризуется взглядом «сквозь» объект. Происходит фокусировка, что делает взгляд за предметом (игрушка, рука матери, подушка и пр.) невозможным, а в случае с беспредметным объектом (узор постельного белья, «солнечный зайчик», тень и пр.) характерна сосредоточенность взгляда. Для многих детей характерно изучение предметов в движении, что вызывает некое зрительное ощущение и вырабатывается их стереотипная смена (включение-выключение света, открытие-закрытие шкафа, пересыпание гороха и пр.). При этом дети способны довольно рано различать цвета и рисовать повторяющиеся орнаменты. 

Слуховое восприятие выражается в отсутствии какой-либо ответной реакции на звуковой раздражитель. Может появиться фобия конкретного звука, при этом без способности адаптироваться к нему, особенно в резком проявлении, у некоторых детей наблюдается стремление к звуковой аутостимуляции (смятие листа бумаги, шуршание пакетом, перебирание кубиков и пр.). У творческих детей может проявиться любовь к музыке в раннем возрасте, выработаться предпочтения и наблюдаться хороший музыкальный слух. 

Тактильное восприятие выражается в том, что реакция на обыденные вещи будет очень изменена по сравнению с принятыми в обществе. Например, нестандартная реакция на прикасание мочалки во время купания, обтирание полотенцем, нежелание причесываться и пр. Большинство детей стремятся раздеться, так как для них характерна непереносимость одежды и обуви, особенно нательного и облегающего белья. Дети с расстройством аутистического спектра любят пересыпать крупу и макаронные изделия, разрывать лист бумаги или ткань. Для познания окружающего мира предпочитают ощупывание.

Вкусовое восприятие проявляется в неспособности употреблять большинство блюд, но при этом возникает желание попробовать что-то несъедобное. При попытке отказать в данном действии ребенок проявляет крайнюю степень недовольства. Обонятельное восприятие выражается в сильной чувствительности к запаху. Для познания окружающего мира они предпочитают облизывание и обнюхивание. 

Проприоцептивное восприятие выражается в том, что таким детям характерна аутостимуляция за счет напряжения всего тела и конечностей. У многих детей встречается аутоагрессия, которая проявляется в виде ударов головы о какой-то предмет, нанесения увечий твердыми предметами, зажимания ушей при зевании и пр. Кроме этого, дети данной категории предпочитают играть с взрослыми в активные игры, характерные для раннего возраста, например, просят их подбрасывать, кружить, строить неадекватную гримасу и пр.

Особенности восприятия зависят от органа чувств. Это можно объяснить тем, что периферический отдел анализатора передает информацию к разным участкам центральной нервной системы. Следовательно, анализ информации происходит по-разному. 

Зрительное восприятие характеризуется взглядом «сквозь» объект. Происходит фокусировка, что делает взгляд за предметом (игрушка, рука матери, подушка и пр.) невозможным, а в случае с беспредметным объектом (узор постельного белья, «солнечный зайчик», тень и пр.) характерна сосредоточенность взгляда. Для многих детей характерно изучение предметов в движении, что вызывает некое зрительное ощущение и вырабатывается их стереотипная смена (включение-выключение света, открытие-закрытие шкафа, пересыпание гороха и пр.). При этом дети способны довольно рано различать цвета и рисовать повторяющиеся орнаменты. 

Слуховое восприятие выражается в отсутствии какой-либо ответной реакции на звуковой раздражитель. Может появиться фобия конкретного звука, при этом без способности адаптироваться к нему, особенно в резком проявлении, у некоторых детей наблюдается стремление к звуковой аутостимуляции (смятие листа бумаги, шуршание пакетом, перебирание кубиков и пр.). У творческих детей может проявиться любовь к музыке в раннем возрасте, выработаться предпочтения и наблюдаться хороший музыкальный слух. 

Тактильное восприятие выражается в том, что реакция на обыденные вещи будет очень изменена по сравнению с принятыми в обществе. Например, нестандартная реакция на прикасание мочалки во время купания, обтирание полотенцем, нежелание причесываться и пр. Большинство детей стремятся раздеться, так как для них характерна непереносимость одежды и обуви, особенно нательного и облегающего белья. Дети с расстройством аутистического спектра любят пересыпать крупу и макаронные изделия, разрывать лист бумаги или ткань. Для познания окружающего мира предпочитают ощупывание.

Вкусовое восприятие проявляется в неспособности употреблять большинство блюд, но при этом возникает желание попробовать что-то несъедобное. При попытке отказать в данном действии ребенок проявляет крайнюю степень недовольства. Обонятельное восприятие выражается в сильной чувствительности к запаху. Для познания окружающего мира они предпочитают облизывание и обнюхивание. 

Проприоцептивное восприятие выражается в том, что таким детям характерна аутостимуляция за счет напряжения всего тела и конечностей. У многих детей встречается аутоагрессия, которая проявляется в виде ударов головы о какой-то предмет, нанесения увечий твердыми предметами, зажимания ушей при зевании и пр. Кроме этого, дети данной категории предпочитают играть с взрослыми в активные игры, характерные для раннего возраста, например, просят их подбрасывать, кружить, строить неадекватную гримасу и пр.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ