3
Мифы о развивающих игрушках. Миф первый «Развивающие игрушки учат» | Паблико

Мифы о развивающих игрушках. Миф первый «Развивающие игрушки учат»


06 янв 2023 · 16:55    



Игровая деятельность.JPG 32.09 KB


Многие родители полагают, что раннее развитие ребёнка связано с его обучением. Такое представление укоренилось в сознании многих людей, и не без участия психологов. Более того: развитие ребёнка стало сферой достаточно распространённого и очень прибыльного бизнеса.

В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причём очень быстро и очень рано («Читать - раньше, чем ходить», «Думать - раньше, чем говорить» и пр.).

Книжные прилавки ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, в которых родителей призывают как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, ещё неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков, набор упражнений для развития зрительного и слухового восприятия, осязания, моторики, речи и пр. И так для каждого года жизни.

С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребёнка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребёнка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать».

Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает годовалой девочке картинки в книжке и сообщает: «Это, Катенька, красный квадрат. А это синий треугольник. Поняла? А теперь покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?» Естественно, Катеньку эта информация не слишком волнует. Она крутится, смотрит по сторонам и пытается всеми правдами и неправдами ускользнуть от своего учителя. На замечание психолога, что в годик ребёнку лучше играть с пирамидками и кубиками, прогрессивная мама отвечает: «Мелкой моторикой мы занимаемся после дневного сна, а сейчас у нас занятие по сенсорике».

В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведёт за собой развитие» вошёл в жизнь, стал руководством к действию для родителей и источником прибыли для «новаторов» и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механический подход может вызвать у детей только протест. Ведь ребёнок (как и человек вообще) - не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться. Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие - это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и раннее развитие, оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряжёнными.

Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы. Все эти знания для ребёнка - формальные, чужие и ненужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода раннее развитие не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребёнка.

Сейчас всё чаще встречаются случаи «отчуждённого знания» у маленьких детей. Например, трёхлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает смысл прочитанного. Чтение для такого ребёнка - механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребёнок, скорее всего, будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова. О каком же развитии можно тут говорить?

Что вы по этому поводу думаете? Учат ли развивающие игрушки?

Благодарю за лайк и подписку! До новых встреч!



Игровая деятельность.JPG 32.09 KB


Многие родители полагают, что раннее развитие ребёнка связано с его обучением. Такое представление укоренилось в сознании многих людей, и не без участия психологов. Более того: развитие ребёнка стало сферой достаточно распространённого и очень прибыльного бизнеса.

В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причём очень быстро и очень рано («Читать - раньше, чем ходить», «Думать - раньше, чем говорить» и пр.).

Книжные прилавки ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, в которых родителей призывают как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, ещё неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков, набор упражнений для развития зрительного и слухового восприятия, осязания, моторики, речи и пр. И так для каждого года жизни.

С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребёнка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребёнка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать».

Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает годовалой девочке картинки в книжке и сообщает: «Это, Катенька, красный квадрат. А это синий треугольник. Поняла? А теперь покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?» Естественно, Катеньку эта информация не слишком волнует. Она крутится, смотрит по сторонам и пытается всеми правдами и неправдами ускользнуть от своего учителя. На замечание психолога, что в годик ребёнку лучше играть с пирамидками и кубиками, прогрессивная мама отвечает: «Мелкой моторикой мы занимаемся после дневного сна, а сейчас у нас занятие по сенсорике».

В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведёт за собой развитие» вошёл в жизнь, стал руководством к действию для родителей и источником прибыли для «новаторов» и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механический подход может вызвать у детей только протест. Ведь ребёнок (как и человек вообще) - не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться. Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие - это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и раннее развитие, оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряжёнными.

Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы. Все эти знания для ребёнка - формальные, чужие и ненужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода раннее развитие не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребёнка.

Сейчас всё чаще встречаются случаи «отчуждённого знания» у маленьких детей. Например, трёхлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает смысл прочитанного. Чтение для такого ребёнка - механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребёнок, скорее всего, будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова. О каком же развитии можно тут говорить?

Что вы по этому поводу думаете? Учат ли развивающие игрушки?

Благодарю за лайк и подписку! До новых встреч!
Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ nata 10 янв 2023 в 17:32
Про чтение согласна на все 1000%. Ребёнок должен вдумчиво читать, а не механически. Некоторые дети прочитают текст и не могут в нём найти ответ на вопрос. Печально(
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ