26 июл 2022 · 07:35    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главной задачей экологического воспитания является формирование человека, для которого охрана природы выступает одним из приоритетов жизненной позиции. Впервые понятие «экология» ввел немецкий философ Э. Геккель в 1866 году. Он понимал под экологией науку, занимающуюся изучением взаимосвязи живых организмов друг с другом и с окружающей их средой обитания. Дальнейшее развитие экологической науки связано с деятельностью К. Линнея, Ж. Боффона, Р. Бойля, Ч. Дарвина, Н.А. Северцова, К.А. Тимирязева, В.И. Вернадского. Англичанин Р. Бойль впервые провел экологический эксперимент. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре было сформулировано понятие «экологическое воспитание» – это единство сознания и поведения, основанного на гармоничном взаимодействии с природой. Формирование экологического сознания происходит в детстве и развивается на протяжение всей жизни. Под влиянием знаний и убеждений человек придерживается экологического поведения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Экологическое воспитание, охватывающее всю жизнь человека, целесообразнее начинать в детском возрасте. Хотя вопрос об экологическом воспитании особую значимость приобрел в XX веке, проблема взаимоотношения человека и природы волновала передовые умы гораздо раньше. В XVII веке Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» писал, что протекающие в жизни человека процессы тесно взаимосвязаны с природными явлениями. Также педагог-гуманист был убежден в том, что человек, являясь одной из главных составляющих природы, несомненно, подчиняется всем ее законам. Именно на основе законов природы ученый сформулировал законы обучения и воспитания. Применяя принцип природосообразности, Я.А. Коменский отмечал, что наибольшая эффективность образования проявляется в детстве в самый ранний период. Например, он говорил о том, что неровный ствол дерева можно исправить пока оно еще маленькое, животное учит потомство находить пищу пока дети еще не выросли. Я.А. Коменский также писал, что воспитание должно проходить постепенно, но постоянно. Ведь в природе нет скачков, все происходит в свое время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из иностранных авторов о нравственном воспитании ребенка через привитие любви к природе писали Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Гумбольд и другие. Каждый из них фундаментом экологического воспитания определял разное, что позволяет им сформулировать свои методические рекомендации для педагогов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что основой в процессе воспитания ребенка должны быть «лона природы», как можно меньше прибегая к достижениям цивилизации. По его мнению, цивилизация ничего не могла добавить к совершенству человеческого детеныша, а только лишь испортить чистоту его души и помыслов [36]. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» доказывал, что совершенство человека можно испортить и воспитанием, считая, что целью воспитания должно стать только развитие природных способностей ребенка. Естественность, гармоничность и всесторонность воспитания можно достичь лишь на реализации принципа согласия человека с природой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Российские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский поддерживали мнение своих иностранных коллег. Всех их объединяет мнение, что моральные качества личности формируются под влиянием знаний о природе и выражаются в поведении человека в природе. Русский педагог К.Д. Ушинский в книгах «Родное слово» и «Детский мир» использует воспитательный потенциал окружающей человека природы. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов окружающей среды составляют логику природы, которая наиболее понятна и доступна даже ребенку. Изучение существующих в природе является базой для формирования экологической культуры человека, проявляющейся в ответственном отношении к природе. Идеи К.Д. Ушинского о воспитании с использованием возможностей природы стали в последующем были взяты на заметку и разрабатывались педагогами-натуралистами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В.А. Сухомлинский считал, что в основе развития детского мышления и творчества лежит природа. Природа также является источником добрых чувств человека. Он призывал проводить уроки мышления, когда вместе с наставником дети отправляются на природу. Там они становятся учеными и исследуют ее, превращаются в поэтов и воспевают ее красоту. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя в то время понятия «экологическое воспитание» не существовало, разработки российских и иностранных ученых и педагогов указывают на то, что воспитание бережного отношения к природе были реализовано на практике. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0