Какие фильмы о спорте и спортсменах снимали в Советском Союзе?
28 фев 2025 · 11:03
Статуэтка футболиста
На Западе кино на спортивную тематику стали снимать давно, ну а в последнее время снимать фильмы про спорт и великих спортсменов стало модно и в России. А что же в эпоху «Великого и Могучего» подобных фильмов не снимали?
В советское время (в отличии от сегодняшнего) было снято немало шедевров, но такие фильмы, если на чистоту, были редки, хотя, безусловно, спортивная и околоспортивная тематика в кино регулярно затрагивалась и случалось на экран выходили очень приличные фильмы. Например в далёком уже1969-м году не слишком известный широкому кругу зрителей режиссёр Резо Эшадзе снял фильм о футболисте, который в возрасте четвёртого десятка решил завершить свою карьеру и подумать, как ему дальше жить. Конечно раздумья получились не простыми, а принятые решения не из легких, да и жизненных испытаний судьба герою подкинет. Фильм получил название не совсем футбольное, но весьма спортивное - «Секундомер» и, как ни странно, название абсолютно отражает суть фильма, правда, скажем так, в философском смысле, то есть, время героя уходит, а успеть ещё надо много.
По задумке режиссера, таким персонажем должен был стать не застенчивый красавец с модельной внешностью и накаченным торсом, а актер, который смотрел бы в глаза зрителям и думал о том, что он прощается со всем, что у него было. Эсадзе выбрал Николая Олялина, актёра который смог передать всю боль и переживания ушедшего футболиста в одном интервью. Эсадзе изначально отвергал идею о том, что футболисты должны быть идеальными во всех отношениях, но в итоге решил показать спортсменов как обычных людей, с их проблемами, трудностями и человеческими слабостями.
Роль возлюбленной героя сыграла Наталья Антонова. Сейчас, увы, её уже мало кто помнит, потому что карьера в кино этой незаурядной актрисы получилась скоротечной, но в конце шестидесятых она была актрисой популярной, особенно после роли в мелодраме «Друзья и годы» (1965). А ещё Резо Эсадзе снял в «Секундомере» режиссёра Геннадия Полоку (того самого, что подарил нам такую киноклассику, как «Республика ШКИД»), композитора Олега Каравайчука (который, к слову сказать, больше после этой работы не появлялся в художественном кино), и знаменитого советского футболиста Сергея Сальникова. Любопытно, что сам Сергей Сальников, которому на момент съёмок «Секундомера» было уже сорок пять, сыграл ветерана, которого заменяет на поле начинающий футболист, а именно, герой Николая Олялина. Когда-то ему самому пришлось пережить то же самое в реальной жизни (в 1960 году Сальников закончил карьеру и перешёл на тренерскую работу), и поэтому-то его образ оказался горько-правдивым и пронзительно реалистичен.
Фильм «Секундомер» отличается от сегодняшних картин отсутствием зрелищных и масштабных съёмок спортивных матчей, но демонстрация спортивных баталий как некоего шоу и не входила в планы создателей фильма. По замыслу авторов внимание зрителей должно было быть акцентировано не на внешней стороне спорта, а на том. что происходит в душе конкретного человека (в данном случае футболиста), когда у него фактически забирают дело всей его жизни, всё то, что ещё совсем недавно составляло суть его бытия.
Завершая картину, режиссёр отказался от финала, который изначально был в сценарии. У Леонида Зорина (автор сценария) герой так и остаётся на распутье: он приходит к пониманию, что ему придётся что-то кардинально поменять в своей судьбе, чтобы двигаться дальше. А вот в фильме концовка иная, менее драматичная: несмотря на то, что завершивший карьеру игрока футболист поначалу сомневается в собственных тренерских способностях, он принимает решение всё-таки попытать счастья в тренерском деле, вдохновившись дворовым матчем юных любителей футбола. Был ли такой финал заказом чиновников, неизвестно, но он определённо вселял оптимизм и надежду на то, что у героя всё сложится хорошо.
В общем, в любом случае, фильм заслуживает внимания. Во всяком случае он заслуживает внимания куда больше, нежели некоторые современные картины на спортивную (и околоспортивную) тематику.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статуэтка футболиста", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2.jpg", "filesize": 210379, "height": 801, "pic_id": 964608, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/28/2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250228%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250228T080044Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0b3f06c70ce7bdca837c868cea185bf46debc8e21f095e0b41f212b9f36248b4", "width": 1263}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Западе кино на спортивную тематику стали снимать давно, ну а в последнее время снимать фильмы про спорт и великих спортсменов стало модно и в России. А что же в эпоху «Великого и Могучего» подобных фильмов не снимали?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В советское время (в отличии от сегодняшнего) было снято немало шедевров, но такие фильмы, если на чистоту, были редки, хотя, безусловно, спортивная и околоспортивная тематика в кино регулярно затрагивалась и случалось на экран выходили очень приличные фильмы. Например в далёком уже1969-м году не слишком известный широкому кругу зрителей режиссёр Резо Эшадзе снял фильм о футболисте, который в возрасте четвёртого десятка решил завершить свою карьеру и подумать, как ему дальше жить. Конечно раздумья получились не простыми, а принятые решения не из легких, да и жизненных испытаний судьба герою подкинет. Фильм получил название не совсем футбольное, но весьма спортивное - «Секундомер» и, как ни странно, название абсолютно отражает суть фильма, правда, скажем так, в философском смысле, то есть, время героя уходит, а успеть ещё надо много."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По задумке режиссера, таким персонажем должен был стать не застенчивый красавец с модельной внешностью и накаченным торсом, а актер, который смотрел бы в глаза зрителям и думал о том, что он прощается со всем, что у него было. Эсадзе выбрал Николая Олялина, актёра который смог передать всю боль и переживания ушедшего футболиста в одном интервью. Эсадзе изначально отвергал идею о том, что футболисты должны быть идеальными во всех отношениях, но в итоге решил показать спортсменов как обычных людей, с их проблемами, трудностями и человеческими слабостями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роль возлюбленной героя сыграла Наталья Антонова. Сейчас, увы, её уже мало кто помнит, потому что карьера в кино этой незаурядной актрисы получилась скоротечной, но в конце шестидесятых она была актрисой популярной, особенно после роли в мелодраме «Друзья и годы» (1965). А ещё Резо Эсадзе снял в «Секундомере» режиссёра Геннадия Полоку (того самого, что подарил нам такую киноклассику, как «Республика ШКИД»), композитора Олега Каравайчука (который, к слову сказать, больше после этой работы не появлялся в художественном кино), и знаменитого советского футболиста Сергея Сальникова. Любопытно, что сам Сергей Сальников, которому на момент съёмок «Секундомера» было уже сорок пять, сыграл ветерана, которого заменяет на поле начинающий футболист, а именно, герой Николая Олялина. Когда-то ему самому пришлось пережить то же самое в реальной жизни (в 1960 году Сальников закончил карьеру и перешёл на тренерскую работу), и поэтому-то его образ оказался горько-правдивым и пронзительно реалистичен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм «Секундомер» отличается от сегодняшних картин отсутствием зрелищных и масштабных съёмок спортивных матчей, но демонстрация спортивных баталий как некоего шоу и не входила в планы создателей фильма. По замыслу авторов внимание зрителей должно было быть акцентировано не на внешней стороне спорта, а на том. что происходит в душе конкретного человека (в данном случае футболиста), когда у него фактически забирают дело всей его жизни, всё то, что ещё совсем недавно составляло суть его бытия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Завершая картину, режиссёр отказался от финала, который изначально был в сценарии. У Леонида Зорина (автор сценария) герой так и остаётся на распутье: он приходит к пониманию, что ему придётся что-то кардинально поменять в своей судьбе, чтобы двигаться дальше. А вот в фильме концовка иная, менее драматичная: несмотря на то, что завершивший карьеру игрока футболист поначалу сомневается в собственных тренерских способностях, он принимает решение всё-таки попытать счастья в тренерском деле, вдохновившись дворовым матчем юных любителей футбола. Был ли такой финал заказом чиновников, неизвестно, но он определённо вселял оптимизм и надежду на то, что у героя всё сложится хорошо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, в любом случае, фильм заслуживает внимания. Во всяком случае он заслуживает внимания куда больше, нежели некоторые современные картины на спортивную (и околоспортивную) тематику."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 1]}
Фильм этот точно не смотрела. А вот наши Советские фильмы про спорт были: "Первая печатка" "Удар еще удар". "Быстрее собственной тени" да много их было.
Комментарии 7