3
Какие фильмы о спорте и спортсменах снимали в Советском Союзе? | Паблико
80 подписчики

Какие фильмы о спорте и спортсменах снимали в Советском Союзе?


28 фев 2025 · 11:03    



Статуэтка футболиста


На Западе кино на спортивную тематику стали снимать давно, ну а в последнее время снимать фильмы про спорт и великих спортсменов стало модно и в России. А что же в эпоху «Великого и Могучего» подобных фильмов не снимали?

В советское время (в отличии от сегодняшнего) было снято немало шедевров, но такие фильмы, если на чистоту, были редки, хотя, безусловно, спортивная и околоспортивная тематика в кино регулярно затрагивалась и случалось на экран выходили очень приличные фильмы. Например в далёком уже1969-м году не слишком известный широкому кругу зрителей режиссёр Резо Эшадзе снял фильм о футболисте, который в возрасте четвёртого десятка решил завершить свою карьеру и подумать, как ему дальше жить. Конечно раздумья получились не простыми, а принятые решения не из легких, да и жизненных испытаний судьба герою подкинет. Фильм получил название не совсем футбольное, но весьма спортивное - «Секундомер» и, как ни странно, название абсолютно отражает суть фильма, правда, скажем так, в философском смысле, то есть, время героя уходит, а успеть ещё надо много.

По задумке режиссера, таким персонажем должен был стать не застенчивый красавец с модельной внешностью и накаченным торсом, а актер, который смотрел бы в глаза зрителям и думал о том, что он прощается со всем, что у него было. Эсадзе выбрал Николая Олялина, актёра который смог передать всю боль и переживания ушедшего футболиста в одном интервью. Эсадзе изначально отвергал идею о том, что футболисты должны быть идеальными во всех отношениях, но в итоге решил показать спортсменов как обычных людей, с их проблемами, трудностями и человеческими слабостями.

Роль возлюбленной героя сыграла Наталья Антонова. Сейчас, увы, её уже мало кто помнит, потому что карьера в кино этой незаурядной актрисы получилась скоротечной, но в конце шестидесятых она была актрисой популярной, особенно после роли в мелодраме «Друзья и годы» (1965). А ещё Резо Эсадзе снял в «Секундомере» режиссёра Геннадия Полоку (того самого, что подарил нам такую киноклассику, как «Республика ШКИД»), композитора Олега Каравайчука (который, к слову сказать, больше после этой работы не появлялся в художественном кино), и знаменитого советского футболиста Сергея Сальникова. Любопытно, что сам Сергей Сальников, которому на момент съёмок «Секундомера» было уже сорок пять, сыграл ветерана, которого заменяет на поле начинающий футболист, а именно, герой Николая Олялина. Когда-то ему самому пришлось пережить то же самое в реальной жизни (в 1960 году Сальников закончил карьеру и перешёл на тренерскую работу), и поэтому-то его образ оказался горько-правдивым и пронзительно реалистичен.

Фильм «Секундомер» отличается от сегодняшних картин отсутствием зрелищных и масштабных съёмок спортивных матчей, но демонстрация спортивных баталий как некоего шоу и не входила в планы создателей фильма. По замыслу авторов внимание зрителей должно было быть акцентировано не на внешней стороне спорта, а на том. что происходит в душе конкретного человека (в данном случае футболиста), когда у него фактически забирают дело всей его жизни, всё то, что ещё совсем недавно составляло суть его бытия.

Завершая картину, режиссёр отказался от финала, который изначально был в сценарии. У Леонида Зорина (автор сценария) герой так и остаётся на распутье: он приходит к пониманию, что ему придётся что-то кардинально поменять в своей судьбе, чтобы двигаться дальше. А вот в фильме концовка иная, менее драматичная: несмотря на то, что завершивший карьеру игрока футболист поначалу сомневается в собственных тренерских способностях, он принимает решение всё-таки попытать счастья в тренерском деле, вдохновившись дворовым матчем юных любителей футбола. Был ли такой финал заказом чиновников, неизвестно, но он определённо вселял оптимизм и надежду на то, что у героя всё сложится хорошо.

В общем, в любом случае, фильм заслуживает внимания. Во всяком случае он заслуживает внимания куда больше, нежели некоторые современные картины на спортивную (и околоспортивную) тематику.



Статуэтка футболиста


На Западе кино на спортивную тематику стали снимать давно, ну а в последнее время снимать фильмы про спорт и великих спортсменов стало модно и в России. А что же в эпоху «Великого и Могучего» подобных фильмов не снимали?

В советское время (в отличии от сегодняшнего) было снято немало шедевров, но такие фильмы, если на чистоту, были редки, хотя, безусловно, спортивная и околоспортивная тематика в кино регулярно затрагивалась и случалось на экран выходили очень приличные фильмы. Например в далёком уже1969-м году не слишком известный широкому кругу зрителей режиссёр Резо Эшадзе снял фильм о футболисте, который в возрасте четвёртого десятка решил завершить свою карьеру и подумать, как ему дальше жить. Конечно раздумья получились не простыми, а принятые решения не из легких, да и жизненных испытаний судьба герою подкинет. Фильм получил название не совсем футбольное, но весьма спортивное - «Секундомер» и, как ни странно, название абсолютно отражает суть фильма, правда, скажем так, в философском смысле, то есть, время героя уходит, а успеть ещё надо много.

По задумке режиссера, таким персонажем должен был стать не застенчивый красавец с модельной внешностью и накаченным торсом, а актер, который смотрел бы в глаза зрителям и думал о том, что он прощается со всем, что у него было. Эсадзе выбрал Николая Олялина, актёра который смог передать всю боль и переживания ушедшего футболиста в одном интервью. Эсадзе изначально отвергал идею о том, что футболисты должны быть идеальными во всех отношениях, но в итоге решил показать спортсменов как обычных людей, с их проблемами, трудностями и человеческими слабостями.

Роль возлюбленной героя сыграла Наталья Антонова. Сейчас, увы, её уже мало кто помнит, потому что карьера в кино этой незаурядной актрисы получилась скоротечной, но в конце шестидесятых она была актрисой популярной, особенно после роли в мелодраме «Друзья и годы» (1965). А ещё Резо Эсадзе снял в «Секундомере» режиссёра Геннадия Полоку (того самого, что подарил нам такую киноклассику, как «Республика ШКИД»), композитора Олега Каравайчука (который, к слову сказать, больше после этой работы не появлялся в художественном кино), и знаменитого советского футболиста Сергея Сальникова. Любопытно, что сам Сергей Сальников, которому на момент съёмок «Секундомера» было уже сорок пять, сыграл ветерана, которого заменяет на поле начинающий футболист, а именно, герой Николая Олялина. Когда-то ему самому пришлось пережить то же самое в реальной жизни (в 1960 году Сальников закончил карьеру и перешёл на тренерскую работу), и поэтому-то его образ оказался горько-правдивым и пронзительно реалистичен.

Фильм «Секундомер» отличается от сегодняшних картин отсутствием зрелищных и масштабных съёмок спортивных матчей, но демонстрация спортивных баталий как некоего шоу и не входила в планы создателей фильма. По замыслу авторов внимание зрителей должно было быть акцентировано не на внешней стороне спорта, а на том. что происходит в душе конкретного человека (в данном случае футболиста), когда у него фактически забирают дело всей его жизни, всё то, что ещё совсем недавно составляло суть его бытия.

Завершая картину, режиссёр отказался от финала, который изначально был в сценарии. У Леонида Зорина (автор сценария) герой так и остаётся на распутье: он приходит к пониманию, что ему придётся что-то кардинально поменять в своей судьбе, чтобы двигаться дальше. А вот в фильме концовка иная, менее драматичная: несмотря на то, что завершивший карьеру игрока футболист поначалу сомневается в собственных тренерских способностях, он принимает решение всё-таки попытать счастья в тренерском деле, вдохновившись дворовым матчем юных любителей футбола. Был ли такой финал заказом чиновников, неизвестно, но он определённо вселял оптимизм и надежду на то, что у героя всё сложится хорошо.

В общем, в любом случае, фильм заслуживает внимания. Во всяком случае он заслуживает внимания куда больше, нежели некоторые современные картины на спортивную (и околоспортивную) тематику.

Читайте также

Комментарии 7

Войдите для комментирования
■ Жизнь в движении 01 мар 2025 в 03:33
Когда душа человека раскрывается на фоне какого-то дела - это всегда интересно. Хорошо вы фильм, интересно расписали.
Фильм этот точно не смотрела. А вот наши Советские фильмы про спорт были: "Первая печатка" "Удар еще удар". "Быстрее собственной тени" да много их было.
■ Lira - Vision 28 фев 2025 в 20:29
Много было и разных ...точно ..
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ