3
Родное кино | Паблико
2 подписчики

Родное кино


28 июн 2023 · 01:22    



1972_Солярис_006.jpg 139.45 KB


О вкусах не спорят, – заклинали нас мудрецы. Но человек – такое уж существо, всегда с претензией на целостную картину мира, с непременной тоской по гармонии. Я не исключение. Мой внутренний баланс подсказывает, что кинематографический арт-хаус, тем более российского розлива, сделанный как бы в расчёте надавить на страдательную железу зрителя и затем оставить его в беспросветном состоянии, следует принимать в строго ограниченном количестве. Передозировка грозит потерей веры в человечество и отечественный кинематограф. Да и какова должна быть она, доза такого кино в общем балансе? – тоже вопрос. Психика складирует такой фильм на самую дальнюю антресоль в надежде поскорее забыть как бессмысленный для жизни опыт. 

Конечно, есть категория зрителей, которых хлебом не корми, дай посмотреть что-нибудь тоскливо-деструктивное, лишь бы отвлечься от серых будней. Но что-то подсказывает мне, что эта группа немногочисленна в сравнении с широкой аудиторией, что в ней преобладают киноманы специфических и редких пристрастий. Не исключаю, что для соблюдения баланса они втайне принимают внутрь «Игру престолов». Себя я отношу скорее к зрителям из середины социологической выборки. Когда в начале 2000-х годов режиссёр Станислав Говорухин говорил, что зритель его фильмов в социологическом смысле растворился, он говорил обо мне. Только физически я никуда не исчезал. 

Как утверждал поэт: «душа обязана трудится и день и ночь, и день ночь». Даже во время киносеанса. Но бывает кино, затраты на просмотр которого, душа не окупает, и восполняет их за счёт фильмов для души прибыльных, дарующих новые жизненные силы. Таким неисчерпаемым источником вдохновения являются фильмы, занесённые душой не просто в категорию любимых, но, берите выше, родных! То самое «родное и любимое» кино, или, выражаясь словами одного известного журналиста, «то, без чего невозможно нас представить, ещё труднее – понять». 



1979_Тот_самый_Мюнхгаузен_008-04.jpg 122.63 KB


Что же это за фильмы такие? У каждого свои. Главное их качество это такая степень сродства зрительской души с фильмом, когда фильм оказывается частью твоего детства или юности, связывает тебя с твоим поколением, с городом или краем где ты родился и вырос, со страной и временем самыми прочными узами – узнаваемостью по шкале «свой / чужой». Когда на вопрос билетёрши: «Гражданин, вы из какого кино родом?» – ты без запинки называешь два-три десятка картин и замолкаешь только за тем, чтобы перевести дыхание и перечислить ещё. 

Дальше наступает момент социологии. Скажи, какие фильмы ты считаешь родными, и я скажу кто ты. Верно и другое: список фильмов многое расскажет об отношении к современному российскому кинематографу. Моя гипотеза гласит, что советское кино для большинства наших зрителей окажется домом родным в большей степени, чем актуальное российское. 

Выше я говорил, что понятие «родное кино» представляется интуитивно ясным. Тем не менее, рискну предложить своеобразную методику расчёта этого понятия: 

  1. Родное кино пересматривается неисчислимое число раз.
  2. Кадр из него угадывается мгновенно (тоже верно и в отношении реплики-цитаты).
  3. Каждый просмотр дарит положительные эмоции вне зависимости от жанра и концовки (например, фильм заканчивается трагически). Положительной эмоцией я также называю катарсис.
  4. Актёры, сыгравшие в этом фильме главные роли, остаются в вашем сердце на всю жизнь. У вас чувство, что эти актёры – вам «родные люди».
  5. Вас периодически посещает чувство, что этот фильм смотрели все. А если нет, то обделённые культурным опытом люди обязаны его посмотреть. Вы, мягко выражаясь, настаиваете. (Хороший пример: у нашей публики в последнее время стали популярны зарубежные видеоблогеры, которые смотрят наше кино и записывают на него свою реакцию. Комментарии наших людей буквально вопиют призывами посмотреть тот или иной фильм.)

Обращаю внимание на небольшое, но важное отличие «родного кино» от «любимого». Обычно эти множества пересекаются. Нередко совпадают. Но не каждый любимый фильм можно засчитать родным. Для более точного определения границы между понятием «родное кино» и «любимый фильм» рекомендую провести тест Робинзона: какие десять фильмов вы бы взяли на необитаемый остров? Вариант: на борт космического корабля для двадцатилетнего перелёта на Альфу-Центавра? (Конечно, с точки зрения современных технологий это нонсенс, но договоримся, что можно взять только одну флешку.) 

Выдвину ещё одну дерзкую гипотезу. Предположу, что для очень многих зрителей, а для поколения 45+ так преобладающе, кино советского периода в целом, как единый культурный феномен, воспринимается как родное. В то время как постсоветское российское скорее как иное-привнесённое, а для кого-то даже как чужое и чуждое – и только отдельные фильмы проходят фильтр эмпатии. Во всяком случае, я регулярно ловлю себя на ощущении этой границы – прежде всего, эстетической. Хотя, откровенно говоря, не причисляю себя к радикальным ниспровергателям современного российского кино (а подобные радикалы-фундаменталисты имеются). И среди фильмов 2000-х годов я могу назвать любимые и даже родные, хотя их на два порядка меньше. 

И снова в качестве примера свой субъективный опыт переживания. Сколько раз ловил себя на мимолётном движении души во время просмотра современного российского кино – искал среди молодых актёров образы их советских прототипов, иначе говоря, известных советских актёров, схожих по типажу, манерам, лицу. Прообразы. Найти такое сходство – как поставить знак качества. Но и не только: как признать в молодых актёрах стилистических «родственников». Это не просто «актёр продолжил традицию», это выше. 



1972_Солярис_006.jpg 139.45 KB


О вкусах не спорят, – заклинали нас мудрецы. Но человек – такое уж существо, всегда с претензией на целостную картину мира, с непременной тоской по гармонии. Я не исключение. Мой внутренний баланс подсказывает, что кинематографический арт-хаус, тем более российского розлива, сделанный как бы в расчёте надавить на страдательную железу зрителя и затем оставить его в беспросветном состоянии, следует принимать в строго ограниченном количестве. Передозировка грозит потерей веры в человечество и отечественный кинематограф. Да и какова должна быть она, доза такого кино в общем балансе? – тоже вопрос. Психика складирует такой фильм на самую дальнюю антресоль в надежде поскорее забыть как бессмысленный для жизни опыт. 

Конечно, есть категория зрителей, которых хлебом не корми, дай посмотреть что-нибудь тоскливо-деструктивное, лишь бы отвлечься от серых будней. Но что-то подсказывает мне, что эта группа немногочисленна в сравнении с широкой аудиторией, что в ней преобладают киноманы специфических и редких пристрастий. Не исключаю, что для соблюдения баланса они втайне принимают внутрь «Игру престолов». Себя я отношу скорее к зрителям из середины социологической выборки. Когда в начале 2000-х годов режиссёр Станислав Говорухин говорил, что зритель его фильмов в социологическом смысле растворился, он говорил обо мне. Только физически я никуда не исчезал. 

Как утверждал поэт: «душа обязана трудится и день и ночь, и день ночь». Даже во время киносеанса. Но бывает кино, затраты на просмотр которого, душа не окупает, и восполняет их за счёт фильмов для души прибыльных, дарующих новые жизненные силы. Таким неисчерпаемым источником вдохновения являются фильмы, занесённые душой не просто в категорию любимых, но, берите выше, родных! То самое «родное и любимое» кино, или, выражаясь словами одного известного журналиста, «то, без чего невозможно нас представить, ещё труднее – понять». 



1979_Тот_самый_Мюнхгаузен_008-04.jpg 122.63 KB


Что же это за фильмы такие? У каждого свои. Главное их качество это такая степень сродства зрительской души с фильмом, когда фильм оказывается частью твоего детства или юности, связывает тебя с твоим поколением, с городом или краем где ты родился и вырос, со страной и временем самыми прочными узами – узнаваемостью по шкале «свой / чужой». Когда на вопрос билетёрши: «Гражданин, вы из какого кино родом?» – ты без запинки называешь два-три десятка картин и замолкаешь только за тем, чтобы перевести дыхание и перечислить ещё. 

Дальше наступает момент социологии. Скажи, какие фильмы ты считаешь родными, и я скажу кто ты. Верно и другое: список фильмов многое расскажет об отношении к современному российскому кинематографу. Моя гипотеза гласит, что советское кино для большинства наших зрителей окажется домом родным в большей степени, чем актуальное российское. 

Выше я говорил, что понятие «родное кино» представляется интуитивно ясным. Тем не менее, рискну предложить своеобразную методику расчёта этого понятия: 

  1. Родное кино пересматривается неисчислимое число раз.
  2. Кадр из него угадывается мгновенно (тоже верно и в отношении реплики-цитаты).
  3. Каждый просмотр дарит положительные эмоции вне зависимости от жанра и концовки (например, фильм заканчивается трагически). Положительной эмоцией я также называю катарсис.
  4. Актёры, сыгравшие в этом фильме главные роли, остаются в вашем сердце на всю жизнь. У вас чувство, что эти актёры – вам «родные люди».
  5. Вас периодически посещает чувство, что этот фильм смотрели все. А если нет, то обделённые культурным опытом люди обязаны его посмотреть. Вы, мягко выражаясь, настаиваете. (Хороший пример: у нашей публики в последнее время стали популярны зарубежные видеоблогеры, которые смотрят наше кино и записывают на него свою реакцию. Комментарии наших людей буквально вопиют призывами посмотреть тот или иной фильм.)

Обращаю внимание на небольшое, но важное отличие «родного кино» от «любимого». Обычно эти множества пересекаются. Нередко совпадают. Но не каждый любимый фильм можно засчитать родным. Для более точного определения границы между понятием «родное кино» и «любимый фильм» рекомендую провести тест Робинзона: какие десять фильмов вы бы взяли на необитаемый остров? Вариант: на борт космического корабля для двадцатилетнего перелёта на Альфу-Центавра? (Конечно, с точки зрения современных технологий это нонсенс, но договоримся, что можно взять только одну флешку.) 

Выдвину ещё одну дерзкую гипотезу. Предположу, что для очень многих зрителей, а для поколения 45+ так преобладающе, кино советского периода в целом, как единый культурный феномен, воспринимается как родное. В то время как постсоветское российское скорее как иное-привнесённое, а для кого-то даже как чужое и чуждое – и только отдельные фильмы проходят фильтр эмпатии. Во всяком случае, я регулярно ловлю себя на ощущении этой границы – прежде всего, эстетической. Хотя, откровенно говоря, не причисляю себя к радикальным ниспровергателям современного российского кино (а подобные радикалы-фундаменталисты имеются). И среди фильмов 2000-х годов я могу назвать любимые и даже родные, хотя их на два порядка меньше. 

И снова в качестве примера свой субъективный опыт переживания. Сколько раз ловил себя на мимолётном движении души во время просмотра современного российского кино – искал среди молодых актёров образы их советских прототипов, иначе говоря, известных советских актёров, схожих по типажу, манерам, лицу. Прообразы. Найти такое сходство – как поставить знак качества. Но и не только: как признать в молодых актёрах стилистических «родственников». Это не просто «актёр продолжил традицию», это выше. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ