28 июн 2023 · 01:09    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Раневская_012-02.jpg", "filesize": 119276, "height": 501, "pic_id": 624649, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_012-02.jpeg", "width": 712}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Едва завершился показ на 1 канале сериала «Раневская» и у меня возникло непреодолимое желание высказаться. Хотя непонятно зачем. Наша телевизионная индустрия выпекает байопики о великих артистах с такой скоростью, что смотреть не успеваешь – не то, что читать рецензии. Отсюда сомнение, что на отзыв обратят внимание те, кто подобное заказывает и производит. Между тем, именно конвейерная сборка этих жизнеописаний – их главная проблема. Впрочем, не их. Наша! Тех, кого беспокоит художественный уровень телевизионного кино. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На первый взгляд, в идее снять фильм о популярной советской актрисе Фаине Раневской нет ничего предосудительного. Почему бы и не снять? Женщина она легендарная, персонаж – колоритный. Из народной памяти стереть её невозможно. Эпизоды, в которых она играла, незабываемы, и, порой, перевешивают впечатление от всего фильма. А произнесённые ею реплики влетели в народ и до сих пор, по прошествии семидесяти-восьмидесяти лет, используются в качестве опознавательного знака «свой – чужой». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако есть вопрос, который не даёт мне покоя каждый раз, когда я вижу анонс очередного сериала про нашего артиста. Всю свою трудовую жизнь артист проводит на глазах у зрителей. Попытка повторить его – обречена. Чем подробнее в новоиспечённом кино артиста стараются копировать, тем сильнее компрометируют его талант и актёрскую индивидуальность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что, на мой взгляд, и произошло с сериалом «Раневская». Сериальщики пошли по самому банальному пути: раскатали биографию актрисы на восемь серий, ничем не удивив – ни формой повествования, ни выбранной интонацией. Раневская предстала перед нами ходячей анекдотчицей. Ведь такой она явилась к нам из устных преданий близких ей людей. В постсоветские времена они выпустили книги с её острыми до неприличия изречениями. Правда, взрывали эти изречения, главным образом, существовавшую в СССР культурную норму. И то – в узком окружении Раневской. Теперь же когда эти «пионэры, идите в ж…» и «сра…е большевики» звучат с экрана, они никого не пугают, да и не особенно радуют. За годы декларированной свободы слова столько было наговорено (и не только про большевиков), столько обматюговано публично (и сколько ещё будет!), что пикантные колкости Фаины Георгиевны поразить никого не способны. На экране подобное выглядит как ворчание старухи Шапокляк. Давно не остро и не смешно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Раневская_014.jpg", "filesize": 98386, "height": 563, "pic_id": 624650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_014.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посмотрев сериал, можно решить, будто именно за сквернословие космонавт Юрий Гагарин назвал её любимой актрисой. Сцена их долгого поцелуя (!) подана чуть ли не как кульминация карьеры Раневской. При этом все попытки реконструировать игру Раневской на сцене и на экране смотрятся бледной копией в сравнении с оригиналом. Когда нам разыгрывают эпизоды из фильмов «Подкидыш» и «Весна» – знаменитые «Муля, не нервируй меня!» и «Красота – страшная сила!» - это выглядит шутейно и по-доброму. Первый канал набил руку в пародировании советского кино. Но одно дело – скетч, короткая имитация. Едва существование Раневской в образе затягивается, начинаешь хлопать глазами и недоумевать: а точно ли перед нами великая актриса? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В финальной серии авторы, к счастью, не решились показывать вблизи сцену с допросом в ЧК спекулянтки Маньки из спектакля Юрия Завадского «Шторм». Когда-то на советском телевидении регулярно крутили запись этого отрывка. В этой, казалось, непримечательной сцене Раневская, та самая – настоящая, демонстрировала феноменальный перелив красок своей героини – одновременно испуганной и нагловатой, глупой и хитроватой. Вся неказистая душа Мани, всё её сомнительное социальное происхождение рисовалось несколькими жирными мазками. Была она смешна, и было её жалко – укутанную в тулуп и платки. Таилась в ней какая-то неожиданность, опасная и наивная – как в самой актрисе. В сериале нам показывают сцену с последнего ряда, фактически мы только слышим реплики. Но голос выдаёт – не Раневская. И непонятно, чему зрительный зал радуется, чему аплодирует, отчего хохочет? Почему ради этой единственной сцены народ валом валит на спектакль про революцию, а потом, вдоволь насмеявшись, уходит после первого акта? Авторы сериала крепко зацепились за этот эпизод, накрутили-навертели вокруг него – и недовольство драматурга, и ревность режиссёра, и идеологическую фигу, а вышло неубедительно. Вокруг чего сыр-бор? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Найти Раневскую на роль Раневской, не чеховской героини, а Фаины Фельдман, взявшей когда-то сценический псевдоним, нереально. Выбор Мариэтты Цигаль-Полищук, пожалуй, наилучший из возможного. Есть в ней кураж, чувство юмора и требуемая долговязость. Первые серии, рассказывающие о начале пути, о попытках пробиться, менее спорные – ведь молодую Фаину массовый зритель не знал, и, значит, есть зазор для фантазии. Лучше было бы остановиться, не гнать серию за серией, повременить с возрастными сценами. Играть народную «старушку-разбойницу» советского театра, Фаину Раневскую, молодой актрисе, в 38 лет – большой творческий риск. Почти всё время в кадре – значит выдать себя пластикой, наигранной, не заработанной ещё годами и ревматизмами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Народ смотрит – народу нравится! – возразят продюсеры 1 канала, сославшись на рейтинг. Аргумент железобетонный. Правда, рецепт успеха прост, как груша. «Мыло» про знаменитую актрису будут смотреть в любом случае. Есть довольно многочисленная категория зрителей (в большей мере, зрительниц), которые готовы сочувствовать женской доле, прощая создателям все огрехи. История про нескладную Золушку, которая по юности лет билась-билась, пережила невзгоды, познала несправедливость и предательства, потери и короткое женское счастье, и всё-таки добилась своей мечты – беспроигрышна. Ведь скроена по шаблону журнала «Биография звёзд», только в растянутом формате. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2334, 2334]}
Комментарии 0