"В округлых ярангах, лишённых окон и дверь которым чужда, Обитает народ — наивный как миф, и опытный, как нужда. - И. Сельвинский. «Умка — Белый Медведь»
Кадр из фильма "Начальник Чукотки"
В популярном советском фильме "Начальник Чукотки" чукчи изображены добродушными, простыми и незлобивыми людьми, однако если они и были такими, то далеко не всегда. Вот несколько записей из журнала сержанта Гилева, участника экспедиции Биллингса, посланной для исследования северо-восточной Сибири и Сев. Америки, посетившего Чукотку.
Чукотский поселок.
«Зимних юрт 15, летних 9. У зимних юрт земляной вход сверху люком, и обложены каменьями и китовыми звеньями, осыпаны землею. А летние чумы из оленьих и моржовых кож, круглые, с поверхностью плоской, где чукчи остановились ночевать... Чукчи собрались из всех близ стоящих стойбищ и пошли ловить диких оленей... Пришед, окружили и застрелили из всего табуна диких оленей одного из лука, коего разделили лучшие мужики по себе. Всех чукоч собралось на облаву до 120 человек».
«Стояли при речке с чукчами. Сего числа побранились между собой двое чукчей, выскочили из байдары, схватили копья, из оных один другого заколол до смерти, пришедшего из жительства Уэлен, а прочие чукчи, смотря на то, смеялись».
"Приехало 25 чукоч на санках, кои между собой проговорили, то прибежал ко мне мой хозяин чукча и плевал мне в глаза и ударил, говорит, что начальник экспедиции уехал далеко, табаку и коральков (украшения) нам-де нету, то принужден ему дать табаку папушу и две с половиною нитки коральков" (Как видим, добродушие и незлобивость чукчей, что называется, «несколько преувеличены»).
Еще один важный документ, повествующих об истории взаимоотношений русских людей и чукчей, о самобытных нравах и обычаях жителей Чукотки — это журнал сотника И. Кобелева, имеющий название «О путешествии вторично в Чукотскую землицу» (1789−1791 гг.). Казачий сотник Иван Кобелев - отважный и предприимчивый человек, он долгое время жил среди чукчей, а в 1791 г. в сопровождении казачьего отряда пересек на байдарках Берингов пролив и высадился на американский берег. Кобелев владел чукотским языком, и возможно, его мать была коренной жительницей Чукотки (подобного рода браки были нередким явлением среди сибирского казачества). Впрочем, сам он, несомненно, считал себя русским и казаком. Приведем некоторые выдержки из его «Журнала», показавшиеся достаточно любопытными.
Кобелев отмечал, что местные жители делятся на «оленных» и «сидячих» , то есть оленей не имеющих, при этом «оленные чукчи с сидячими чукчами поступают таково ж как в России господа с своими крестьянами», а сидячие должны «заготавливать для оленных китовый жир, моржовое мясо, оленные же привозят к ним оленье токмо мясо».
Вместе с отрядом Кобелев на байдарке отправился на Имаглин (остров Ратманова), на котором жило племя из ста или чуть более человек. Вот что пишет о них сотник: «Питание имеют от морских зверей. А платье носят птичье. У мужска пола губы прорезаны, и вставляются туда сделанные на то из морской кости наподобие запонок, токмо большие, а у прочих каменные».
obl-a9053f43ede9d53d551683aa75bb01b6.jpg78.41 KB
Социальная жизнь.
«Народ отважный, завсегда обращаются в веселости» , — пишет Кобелев. Он заметил, что чукчи любят общение и у них даже есть то, что в более цивилизованном обществе принято называть «светской жизнью»: «Почасту собираются мужчины и женщины в ветреные дни на улице, а в ненастные в юртах; когда соберутся, то женщины станут петь по их обыкновению песни, а прочие муж с женою парами пляшут, и так долгое время. Наконец расходятся по своим домам».
Кобелев подтверждает чукотский обычай предлагать гостям свою жену. Причем эта национальная традиция в описании путешественника выглядит как некое подобие «туземного свингерства». "Как оленные, равно пешие («сидячие») между собою по согласию женами меняются, которой прежде придется, а другой к его жене поедет ночевать, а которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют".
— У нас на Чукотке обычай есть, однако, такой. Когда к чукче в чум гость приходит, то чукча ему свою жену предлагает.
— Это зачем?
— А иначе, однако, по такому морозу никто в гости не придет…
«Мой народ не является мирным!» — такую или похожую фразу произносит Серый Червь, один из героев сериала «Игра престолов». Чукчи тоже были далеко не самым миролюбивым народом. Они воевали со всеми соседями, да и между собой тоже часто конфликтовали, и нередко дело доходило до кровопролития.
«Бога не знают, закону над собою не имеют, а живут каждый по своей власти, а иногда в злобах между собой сын отца, брат брата, племянник дядю убивают не из чего, из одной злости. За то ни от кого судим или наказан не бывает, а кто как себе вздумать может, так и находится, да и впредь начальников над собою иметь не желают. Почему-де как прежние деды и отцы находились в их землице, не имея у себя начальников, с тем же и они жизнь свою кончить», -пишет Кобелев.
Как мы видим, свобода и отсутствие начальников имели и свои негативные стороны. Впрочем, русская власть, хотя и понимала это, предпочитала не вмешиваться в быт и внутренние дела обитателей Чукотки, и приобщение чукчей к цивилизации происходило главным образом посредством торговли.
А что же с анекдотами про чукчу, есть ли в них доля правды? Ну, это уже отдельная тема, к который мы еще обязательно вернемся.
Сидит чукча, возле него гора рыбы. Подходит геолог и просит:
— Чукча, дай рыбки.
— Нельзя, начальник ругаться будет.
— А кто начальник?
— Я!
— Слышь, начальник, дай рыбки!
— Да бери, сколько хочешь!
Самолет терпит аварию в тундре. Выбирается пилот:
— Люди! Люди…
Из-за куста вылезает чукча.
— Ага! Как в тундре, так люди, а как в Москве, так чукчи!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В округлых ярангах, лишённых окон и дверь которым чужда, Обитает народ — наивный как миф, и опытный, как нужда. - И. Сельвинский. «Умка — Белый Медведь» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Начальник Чукотки\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "0dfbb98ef63342f88977a1fa306f73b7.jpg", "filesize": 216267, "height": 722, "pic_id": 376935, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/19/0dfbb98ef63342f88977a1fa306f73b7.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В популярном советском фильме "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "\"Начальник Чукотки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\" чукчи изображены добродушными, простыми и незлобивыми людьми, однако если они и были такими, то далеко не всегда. Вот несколько записей из журнала "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сержанта Гилева, участника экспедиции Биллингса,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " посланной для исследования северо-восточной Сибири и Сев. Америки, посетившего Чукотку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Чукотский поселок. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Зимних юрт 15, летних 9. У зимних юрт земляной вход сверху люком, и обложены каменьями и китовыми звеньями, осыпаны землею. А летние чумы из оленьих и моржовых кож, круглые, с поверхностью плоской, где чукчи остановились ночевать... Чукчи собрались из всех близ стоящих стойбищ и пошли ловить диких оленей... Пришед, окружили и застрелили из всего табуна диких оленей одного из лука, коего разделили лучшие мужики по себе. Всех чукоч собралось на облаву до 120 человек»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Стояли при речке с чукчами. Сего числа побранились между собой двое чукчей, выскочили из байдары, схватили копья, из оных один другого заколол до смерти, пришедшего из жительства Уэлен, а прочие чукчи, смотря на то, смеялись»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1644977230_36-fikiwiki-com-p-kartinki-chukchi-36.jpg", "filesize": 303730, "height": 851, "pic_id": 376931, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/19/1644977230_36-fikiwiki-com-p-kartinki-chukchi-36.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "\""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Приехало 25 чукоч на санках, кои между собой проговорили, то прибежал ко мне мой хозяин чукча и плевал мне в глаза и ударил, говорит, что начальник экспедиции уехал далеко, табаку и коральков (украшения) нам-де нету, то принужден ему дать табаку папушу и две с половиною нитки коральков\" "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(Как видим, добродушие и незлобивость чукчей, что называется, «несколько преувеличены»). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще один важный документ, повествующих об истории взаимоотношений русских людей и чукчей, о самобытных нравах и обычаях жителей Чукотки — это "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "журнал сотника И. Кобелева, имеющий название «О путешествии вторично в Чукотскую землицу» (1789−1791 гг"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ".). Казачий сотник Иван Кобелев - отважный и предприимчивый человек, он долгое время жил среди чукчей, а в 1791 г. в сопровождении казачьего отряда пересек на байдарках Берингов пролив и высадился на американский берег. Кобелев владел чукотским языком, и возможно, его мать была коренной жительницей Чукотки (подобного рода браки были нередким явлением среди сибирского казачества). Впрочем, сам он, несомненно, считал себя русским и казаком. Приведем некоторые выдержки из его «Журнала», показавшиеся достаточно любопытными. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кобелев отмечал, что местные жители делятся на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«оленных» и «сидячих» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то есть оленей не имеющих, при этом «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "оленные чукчи с сидячими чукчами поступают таково ж как в России господа с своими крестьянами», а сидячие должны «заготавливать для оленных китовый жир, моржовое мясо, оленные же привозят к ним оленье токмо мясо»."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместе с отрядом Кобелев на байдарке отправился на Имаглин "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "(остров Ратманова),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на котором жило племя из ста или чуть более человек. Вот что пишет о них сотник: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Питание имеют от морских зверей. А платье носят птичье. У мужска пола губы прорезаны, и вставляются туда сделанные на то из морской кости наподобие запонок, токмо большие, а у прочих каменные»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "obl-a9053f43ede9d53d551683aa75bb01b6.jpg", "filesize": 80293, "height": 406, "pic_id": 376932, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/19/obl-a9053f43ede9d53d551683aa75bb01b6.jpeg", "width": 980}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Социальная жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Народ отважный, завсегда обращаются в веселости» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", — пишет Кобелев. Он заметил, что чукчи любят общение и у них даже есть то, что в более цивилизованном обществе принято называть «светской жизнью»: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Почасту собираются мужчины и женщины в ветреные дни на улице, а в ненастные в юртах; когда соберутся, то женщины станут петь по их обыкновению песни, а прочие муж с женою парами пляшут, и так долгое время. Наконец расходятся по своим домам»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кобелев подтверждает чукотский обычай предлагать гостям свою жену. Причем эта национальная традиция в описании путешественника выглядит как некое подобие «туземного свингерства». \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Как оленные, равно пешие («сидячие») между собою по согласию женами меняются, которой прежде придется, а другой к его жене поедет ночевать, а которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как тут не вспомнить анекдот из чукотского цикла?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1644977224_35-fikiwiki-com-p-kartinki-chukchi-35.jpg", "filesize": 236374, "height": 800, "pic_id": 376934, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/19/1644977224_35-fikiwiki-com-p-kartinki-chukchi-35.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " — У нас на Чукотке обычай есть, однако, такой. Когда к чукче в чум гость приходит, то чукча ему свою жену предлагает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Это зачем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— А иначе, однако, по такому морозу никто в гости не придет… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мой народ не является мирным!» — такую или похожую фразу произносит Серый Червь, один из героев сериала «Игра престолов». Чукчи тоже были далеко не самым миролюбивым народом. Они воевали со всеми соседями, да и между собой тоже часто конфликтовали, и нередко дело доходило до кровопролития. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Бога не знают, закону над собою не имеют, а живут каждый по своей власти, а иногда в злобах между собой сын отца, брат брата, племянник дядю убивают не из чего, из одной злости. За то ни от кого судим или наказан не бывает, а кто как себе вздумать может, так и находится, да и впредь начальников над собою иметь не желают. Почему-де как прежние деды и отцы находились в их землице, не имея у себя начальников, с тем же и они жизнь свою кончить», -пишет Кобелев. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как мы видим, свобода и отсутствие начальников имели и свои негативные стороны. Впрочем, русская власть, хотя и понимала это, предпочитала не вмешиваться в быт и внутренние дела обитателей Чукотки, и приобщение чукчей к цивилизации происходило главным образом посредством торговли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что же с "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "анекдотами про чукчу,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " есть ли в них доля правды? Ну, это уже отдельная тема, к который мы еще обязательно вернемся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сидит чукча, возле него гора рыбы. Подходит геолог и просит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Чукча, дай рыбки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Нельзя, начальник ругаться будет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— А кто начальник?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Я!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Слышь, начальник, дай рыбки!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "— Да бери, сколько хочешь! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самолет терпит аварию в тундре. Выбирается пилот:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Люди! Люди…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из-за куста вылезает чукча."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Ага! Как в тундре, так люди, а как в Москве, так чукчи! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3045, 3045]}
Актуальный анекдот: Чукча: "Сто лет мы были самым популярным народом в анекдотах. Но откуда-то взялись хохлы, и теперь все смеются над ними. Абидна, однако!"😋
Комментарии 4