Что за одежды на «Рабочем и колхознице» Веры Мухиной? Гуляли, увидели и задумались
16 окт 2022 · 22:13
Заканчиваются последние тёплые и солнечные деньки в Москве. И мы активно пользовались этим прощальным подарком осени. А впереди, судя по прогнозам, дожди, дожди …
И вот гуляя всем семейством возле ВДНХ, оказались в непосредственной близи от знаменитого памятника советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», изготовленного в 1937 году для советского павильона на Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Очень часто проезжали мимо монумента, но никогда не проходили мимо него. А тут не просто прошли, поглазев на скульптуру, но ещё и посидели на скамейке прямо напротив входа в музей памятника, расположенный в его постаменте, и рассмотрели, наконец, некоторые детали всей композиции.
Постамент-1.jpg1.18 MB
Сидели и разглядывали, задрав головы, две массивные фигуры, символизирующие единение советского пролетариата и крестьянства. И дочка задала вопрос про странные, как ей показалось, одежды мужчины и женщины. А и правда, подумалось, что может значит эта несколько излишняя анатомичность фигур, не совсем понятные облачения.
Вот, например, рабочий: то ли майка на торсе, то ли ещё что, и зачем какая-то ткань обвила его бёдра? А женщина-колхозница, кажется, будто вообще раздета в верхней части фигуры и ничего, кроме развевающейся юбки, не имеет. Во всяком случае, таких открытых летних платьев вряд ли тогда колхозницы носили, работая в поле.
Постамент.jpg962.47 KB
В общем, стало понятно, что это некий символизм, для раскрытия которого пришлось лезть в Интернет, чтобы удовлетворить дочкино и наше любопытство.
И выяснилось, что изначальным автором композиции был архитектор Борис Иофан. И в его фантазии рабочий и колхозница должны были представлять собой некие древнегреческие образы: тираноборца и богини Победы, устремлённые единым лёгким шагом вперёд, поднимая вверх серп и молот. Поэтому изначально мужчина должен был быть вообще обнажённым, а девушка - в лёгких развевающихся одеждах.
Но такая лёгкость образов не соответствовала ни советской символике, ни продолжала стилистику постамента, который одновременно был и выставочным павильоном. Были и другие специфические недочёты.
Поэтому дальше продолжить работу над проектом предложили Вере Мухиной. Чтобы придать фигурам действительную лёгкость, пришлось фигуры несколько задрапировать. Тем более что приёмочная комиссия требовала рабочего непременно «одеть». Идея с древнегреческими борцами за справедливость и свободу хороша, но всё же такая фривольность не соответствовала суровости пролетарских вкусов. Так на мужчине появился рабочий комбинезон, надетый в верхней части туловища всё же на голое тело.
Лёгкость одежды женской фигуры всё же осталась, как отсыл к образу крылатой Ники. На это намекает и развевающийся шарф за её спиной, как некие крылья. А обвивающая бёдра рабочего материя, летящая за ним, придаёт лёгкости не только его массивной фигуре, но и движение всей композиции.
Так шарф, материя и складки юбки соткали весь образ двух фигур, превратившихся из древнегреческих героев во вполне земных людей, тружеников, символов той эпохи, выстроенной руками рабочих и крестьян.
Честно говоря, смотря на этот массивный павильон, гигантские фигуры наверху, даже не представляешь себе, как могли бы смотреться здесь практически обнажённые герои греческих мифов с нелепыми для них серпом и молотом. Видимо, и в худсовете том заседали не случайные люди, и художественное чутьё не подвело Веру Мухину.
Так наша осенняя прогулка получила исторический и образовательный смысл. Теперь ещё надо сходить в музей памятника, чтобы получить подробную информацию о его создании. А с другого входа в постамент можно зайти ещё и в выставочные залы, где регулярно проводятся интересные выставки, как мы узнали.
Так что интерес к известному произведению монументального искусства можно подпитывать и новыми сведениями.
Благодарим за дочитывание статьи.Будем рады вашим лайкам и комментариям. Ведь только так становится ясно, что материал статьи вам интересен.
Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заканчиваются последние тёплые и солнечные деньки в Москве. И мы активно пользовались этим прощальным подарком осени. А впереди, судя по прогнозам, дожди, дожди …"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот гуляя всем семейством возле ВДНХ, оказались в непосредственной близи от знаменитого "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "памятника советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " изготовленного в 1937 году для советского павильона на Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Очень часто проезжали мимо монумента, но никогда не проходили мимо него. А тут не просто прошли, поглазев на скульптуру, но ещё и посидели на скамейке прямо напротив входа в музей памятника, расположенный в его постаменте, и рассмотрели, наконец, некоторые детали всей композиции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Постамент-1.jpg", "filesize": 1242541, "height": 3356, "pic_id": 190707, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/16/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-1.jpeg", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сидели и разглядывали, задрав головы, две массивные фигуры, символизирующие единение советского пролетариата и крестьянства. И дочка задала вопрос про странные, как ей показалось, одежды мужчины и женщины. А и правда, подумалось, что может значит эта несколько излишняя анатомичность фигур, не совсем понятные облачения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот, например, рабочий: то ли майка на торсе, то ли ещё что, и зачем какая-то ткань обвила его бёдра? А женщина-колхозница, кажется, будто вообще раздета в верхней части фигуры и ничего, кроме развевающейся юбки, не имеет. Во всяком случае, таких открытых летних платьев вряд ли тогда колхозницы носили, работая в поле. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Постамент.jpg", "filesize": 985572, "height": 3468, "pic_id": 190708, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/16/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_A150XTG.jpeg", "width": 3000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, стало понятно, что это некий символизм, для раскрытия которого пришлось лезть в Интернет, чтобы удовлетворить дочкино и наше любопытство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И выяснилось, что изначальным автором композиции был "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "архитектор Борис Иофан"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И в его фантазии рабочий и колхозница должны были представлять собой некие древнегреческие образы: тираноборца и богини Победы, устремлённые единым лёгким шагом вперёд, поднимая вверх серп и молот. Поэтому изначально мужчина должен был быть вообще обнажённым, а девушка - в лёгких развевающихся одеждах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но такая лёгкость образов не соответствовала ни советской символике, ни продолжала стилистику постамента, который одновременно был и выставочным павильоном. Были и другие специфические недочёты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому дальше продолжить работу над проектом предложили "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Вере Мухиной"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Чтобы придать фигурам действительную лёгкость, пришлось фигуры несколько задрапировать. Тем более что приёмочная комиссия требовала рабочего непременно «одеть». Идея с древнегреческими борцами за справедливость и свободу хороша, но всё же такая фривольность не соответствовала суровости пролетарских вкусов. Так на мужчине появился рабочий комбинезон, надетый в верхней части туловища всё же на голое тело. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лёгкость одежды женской фигуры всё же осталась, как отсыл к образу крылатой Ники. На это намекает и развевающийся шарф за её спиной, как некие крылья. А обвивающая бёдра рабочего материя, летящая за ним, придаёт лёгкости не только его массивной фигуре, но и движение всей композиции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так шарф, материя и складки юбки соткали весь образ двух фигур, превратившихся из древнегреческих героев во вполне земных людей, тружеников, символов той эпохи, выстроенной руками рабочих и крестьян."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Честно говоря, смотря на этот массивный павильон, гигантские фигуры наверху, даже не представляешь себе, как могли бы смотреться здесь практически обнажённые герои греческих мифов с нелепыми для них серпом и молотом. Видимо, и в худсовете том заседали не случайные люди, и художественное чутьё не подвело Веру Мухину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так наша осенняя прогулка получила исторический и образовательный смысл. Теперь ещё надо сходить в музей памятника, чтобы получить подробную информацию о его создании. А с другого входа в постамент можно зайти ещё и в выставочные залы, где регулярно проводятся интересные выставки, как мы узнали. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что интерес к известному произведению монументального искусства можно подпитывать и новыми сведениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Благодарим за дочитывание статьи."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Будем рады вашим лайкам и комментариям. Ведь только так становится ясно, что материал статьи вам интересен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1351, 1351]}
Благодарю за комментарий и интерес к статье. Посмотрела Ваш канал, любите путешествовать, я тоже. Поэтому подписалась. Давайте дружить каналами, лайкать и кликать рекламу
Я маленькая думала, женщина в поле в жару вспотела, вот платье в облипку и вышло. А мужчина в майке и фартуке, думаю - ну сталевар у мартеновских печей..
Комментарии 34