3
Корпоративное обучение: "Они не учатся... Что делать?!" | Паблико

Корпоративное обучение: "Они не учатся... Что делать?!"


24 дек 2022 · 19:13    

Обычная история - про то, какие вопросы мне приходится решать в процессе работы. 

Кто я? Я - преподаватель и методолог ПО и ДПО. Моя основная работа - создавать УМК по дополнительным профессиональным программам. Предлагаю своим заказчикам как готовые решения, так и полный спектр услуг по созданию новых или актуализации существующих онлайн-курсов и УМК.

Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу моего сайта.

У создателя и преподавателя онлайн-курса задача - не только донести до слушателя информацию. Надо сделать так, чтобы слушатель сам захотел учиться! 

И вот сама история.

Не так давно ко мне, как к методологу профессионального образования, обратился директор одного из учебных центров корпоративного обучения:

«Спасайте! Надо расцветить обучающий дистанционный курс, чтобы не терять слушателей! Мы им - все условия, а они - НЕ УЧАТСЯ!!!» 

Принимаю заказ. Стандартная ситуация - с такими проблемами сталкиваются все, кто начинает обучать сотрудников на своем предприятии: сначала набирают группу, а потом, со 2-3 занятия, эта группа «забивает» на учебу... Не хотят учиться - и все тут! Казалось бы, им созданы все условия:

  • система дистанционного обучения дорогущая, куплена, налажена и запущена прямо на рабочем месте, не надо никуда ездить и высиживать в классе;
  • рабочее (!) время для обучения выделено - вечерний ужин дома с мамой, женой и детьми не страдает;
  • и даже премии за обучение по каждому модулю утверждены! -

ТОЛЬКО УЧИТЕСЬ!! И нет. Начали «за здравие» - а кончить... даже «за упокой» никак не получается - просто до конца никак не доходим.



Источник: https://poisknews.ru/wp-content/uploads/2019/11/shutterstock_787201489.jpg


Что не так? Первая, на мой взгляд, тема - это вот такое заявление ученика:

«Я себя на учебу не направлял, мне и так хорошо!» 

Да, есть такое - наши слушатели, работники, - не видят реальной выгоды от прохождения обучения. Если бы мы показали им в реале, что после учебы им становится проще, работается быстрее и получается выгодней - то и мотивировать не надо было бы, все преимущества налицо:

... освоил математическое приложение на компе (да тот же пресловутый Excel) - и вот уже АВС-анализ «какой товар на складе куда положить, чтобы основное было под рукой, а остальное - не мешалось», - выполнен за 10 минут вместо целой рабочей смены с перекладываниями...

или такое:

... усвоил несколько правильно-культурных фраз из разряда «как разговаривать с клиентами», - и работать стало приятней, тётки в очереди не вопят...

и ещё:

... узнал, как можно руководить подчиненными - и получил под начало маленькую группу - работай! руководи сам, веди свою бригаду трактористов к победе!



Источник: https://i.pinimg.com/originals/b0/38/3c/b0383cc3dd831a54b24f01a1d23fd3fa.png


Кстати, к какой победе? Кто узнает о том, кто и где там побеждает? Вторая тема:

«Я учусь, я тружусь - а всем это поfиг! Где мои заслуженные аплодисменты?» 

Именно! Можно сто раз утвердить денежные премии - а оказывается, по данным HR-проекта HeadHunter,

«только 14% из общего числа опрошенных работников считают материальные факторы ключевыми в вопросах профессионального обучения и развития, в то время как сочетание материальных и нематериальных стимулов признали действенным механизмом мотивации 26% участников опроса, а личные мотивы — 61% опрошенных».

Вот так! Нематериальные факторы! Какие? Тут фантазия преподавателей и методистов должна напрячься по-полной. Те, кто прошел пионерское детство и комсомольскую юность, могут попробовать выкопать из нафталина и оживить старые забытые методы:

  • соревнования «Лучший по профессии»;
  • конкурс «А ну-ка, девушки!»;
  • стенгазета «Новости из учебного класса»;
  • доска почета «Наши лучшие висят!»,

и что- то другое, в этом же стиле. Те, кто воспитан на телевизоре 90-х, конечно же, вспомнят про

  • КВН;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Брейн-ринг»,

и прочие аналоги, уж сразу и не вспомню все... что-то там было ещё, про тех кто хочет стать миллионером...



"А ну-ка, девушки!" Источник: http://mtdata.ru/u28/photo1067/20741220708-0/original.jpg


А современное поколение преподавателей (нет, конечно же - «коучей», что это я, как не стыдно, так выпасть из тренда) - несомненно, продвинет идеи мотивации через соцсети - и в них всевозможные марафоны, форумы, конференции, мастер-классы, вечеринки и турниры, и что там еще можно организовать в онлайне...

Главное - организовать так, чтобы как можно больше людей узнало о том, что:

... бригада грузчиков, которая пошла учиться лучшим способам такелажных работ, увеличила производительность в 2, 5 раза и получила не только премию, но и по флажку на электропогрузчик, фирменные бейсболки и кефир в обед!

или о том, что

... МарьИванна из планового наконец-то научилась работать с табличками и теперь у нее при распечатке строки не ползут! Ура! Теперь загрузим МарьИванну по полной, а то по полдня сидела с одним списком...

и вообще, вот

... наш Вася не просто учится, но и достиг успехов, за что выиграл не только денежный приз, а и стал обладателем толстовки с логотипом, бейсболки и ящика мандаринов! А так как Вася у нас теперь - «молодой перспективный руководитель», то, говорят, ему под начало дадут бригаду, с которой он эти мандарины и уничтожит, пользуясь принципом «всем - поровну».

Как-то так: ответственности обучающимся на производстве надо добавить, ответственности и новых обязанностей! Только, конечно, аккуратно - не пересыпать банку... И хвалить, хвалить за всё - публично, чтобы самооценка росла и вес в глазах других появлялся! Тоже аккуратно. чтобы в издевку не перешло 😅.

А как узнать что именно наш Вася, а не какой-то другой, учится лучше всех? Третья тема -

«Я не понял: геймификация профессионального обучения - это, простите, о чем??» 

Почему-то при слове «геймификация» все сразу вспоминают (ну не про ЛГБТ, конечно) - про компьютерные игрушки, типа танков или бродилок... и начинают скулить, что возможности СДО этого не позволяют, что наши программисты этого сделать не могут, а если и могут, то стоить это будет даже не как броня от танка, а как сотня боевых машин, да еще начинённых самыми современными средствами поражения техники и живой силы противника...

Нет! Геймификация - это намного проще! В нас всех, даже в бывших комсомольцах, до сих пор живет ребёнок - этакий первоклассник, который клеит звездочки на свой дневничок за пять пятерок подряд... Ребёнок кайфует, когда его любят, ценят и выслушивают его мнение, когда его выделяют из коллектива и всем-всем говорят, что он самый-самый лучший! Мы все любим признание))) И кстати, в возрасте становления и расцвета своего профессионализма человек прямо-таки реально нуждается в уважении коллег, в положительной оценке своих знаний и умений со стороны руководства (и даже со стороны тёщи, заметьте)!

Вот для таких моментов-то и нужна геймификация (от слова «гейм» - англ. «игра», а не от другого, более короткого слова).

И если если при очном обучении геймификация означает именно то, о чем я писала выше - соревнования и конкурсы, то в дистанционке элементами геймификации являются:

  • отрисованные пути обучения, с сюрпризами за прохождение «уровней» - превращаем учебу в квест с мини-играми;
  • «галочки» за прохождение модулей - рисуем и считаем звезды на танках;
  • рейтинговая система - на сегодняшнем задании первым стал наш Вася, вторым - Коля, третьим - Степан Иванович, а у остальных есть шанс догнать и перегнать лучших в борьбе за...

За что? Тоже гейминговый вариант: да за освобождение от аттестации по модулю! Зачет «автоматом» - что, скажете, плохо? Мы в институте за такое на семинарах не семечки, а задачки, как семечки, лузгали!



Простейшая карта квеста по моему микрокурсу "Периодизация психического развития".


Так что отрисовываем простейшие картинки квестов, выстраиваем рейтинг на первой странице СДО, и «зашиваем» в текст лекций мини-игры (например, кроссворд, в котором правильные отгадки дают кодовое слово, выслал слово преподу - получи зачет), мини-викторины и цифровые призы (даже, может, промокоды для скидок при посещении солярия или покупки пива), которые можно получить, перейдя по QR-коду и выполнив ряд простейших учебных действий... Получение призов тоже фиксируем на первой странице СДО в рейтинге, придется уж напрячь программистов, это дешевле, чем танки гонять на рабочем месте...

И не забываем вручать очные подарки за заочное обучение! Тем более это легко сделать, когда ваша обучающая контора находится под эгидой вашего же предприятия. Процедуру вручения подарков и наград можно (если уж совсем не хочется проводить общую «линейку») - заснять на видео и выложить и в чат, и на сайт предприятия, и в другие соцсети - пусть завидуют, как у нас тут движуха идет. А виновнику торжества потом вручить еще и групповой портрет в рамочке: «Я с директором», - чтобы было чем внукам хвастаться: «САМ ДИРЕКТОР мне руку жал, а его зам нас фоткал!» Такое не забывается!



"А недавно САМ ГЕНЕРАЛ.... на очень ответственных учениях (на каких не скажу, военная тайна), - мне руку жал!" Цитата "Максим Перепелица", 1955. Источник фото: https://s.fishki.net/upload/users/2020/02/08/1649472/761c277b9e99d400905db520f3b04f83.png


И вот точно - в мотивации обучения взрослых не работают такие вещи, как штрафы, выговоры и наказания.

Что можете добавить?

  • Просто читатели, потенциальные слушатели курсов корпоративного обучения - есть ли у вас свои идеи из разряда «что надо сделать, чтобы работники пошли учиться?» 
  • Коллеги, какие методы применяются у Вас в компании? И особенно хочется узнать статистику: как выстроенная система мотивации на обучение улучшила (или нет?) посещаемость СДО, и повлияла на скорость обучения и уровень знаний.

И вот ещё что важно: через какое время Вы начали получать «отдачу» от введения системы мотивации слушателей?

Совершенно очевидно, что доверие наших слушателей - ну прямо как доверие детей - надо завоевать, и это процесс не быстрый, а наполненный ежедневным трудом и общением. Зато - процесс благодарный: прирост слушателей за счет «электронно-сарафанного аудио-видео социального контента» будет обеспечен, а вместе с ним - и рост производительности труда, и самое главное, - рост доходов образовательной организации (или учебного отдела при предприятии, у кого как поставлено).

Пишите, делитесь опытом! Рассказывайте истории, ругайте или хвалите курсы и преподов, предлагайте способы мотивации! 

Обычная история - про то, какие вопросы мне приходится решать в процессе работы. 

Кто я? Я - преподаватель и методолог ПО и ДПО. Моя основная работа - создавать УМК по дополнительным профессиональным программам. Предлагаю своим заказчикам как готовые решения, так и полный спектр услуг по созданию новых или актуализации существующих онлайн-курсов и УМК.

Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу моего сайта.

У создателя и преподавателя онлайн-курса задача - не только донести до слушателя информацию. Надо сделать так, чтобы слушатель сам захотел учиться! 

И вот сама история.

Не так давно ко мне, как к методологу профессионального образования, обратился директор одного из учебных центров корпоративного обучения:

«Спасайте! Надо расцветить обучающий дистанционный курс, чтобы не терять слушателей! Мы им - все условия, а они - НЕ УЧАТСЯ!!!» 

Принимаю заказ. Стандартная ситуация - с такими проблемами сталкиваются все, кто начинает обучать сотрудников на своем предприятии: сначала набирают группу, а потом, со 2-3 занятия, эта группа «забивает» на учебу... Не хотят учиться - и все тут! Казалось бы, им созданы все условия:

  • система дистанционного обучения дорогущая, куплена, налажена и запущена прямо на рабочем месте, не надо никуда ездить и высиживать в классе;
  • рабочее (!) время для обучения выделено - вечерний ужин дома с мамой, женой и детьми не страдает;
  • и даже премии за обучение по каждому модулю утверждены! -

ТОЛЬКО УЧИТЕСЬ!! И нет. Начали «за здравие» - а кончить... даже «за упокой» никак не получается - просто до конца никак не доходим.



Источник: https://poisknews.ru/wp-content/uploads/2019/11/shutterstock_787201489.jpg


Что не так? Первая, на мой взгляд, тема - это вот такое заявление ученика:

«Я себя на учебу не направлял, мне и так хорошо!» 

Да, есть такое - наши слушатели, работники, - не видят реальной выгоды от прохождения обучения. Если бы мы показали им в реале, что после учебы им становится проще, работается быстрее и получается выгодней - то и мотивировать не надо было бы, все преимущества налицо:

... освоил математическое приложение на компе (да тот же пресловутый Excel) - и вот уже АВС-анализ «какой товар на складе куда положить, чтобы основное было под рукой, а остальное - не мешалось», - выполнен за 10 минут вместо целой рабочей смены с перекладываниями...

или такое:

... усвоил несколько правильно-культурных фраз из разряда «как разговаривать с клиентами», - и работать стало приятней, тётки в очереди не вопят...

и ещё:

... узнал, как можно руководить подчиненными - и получил под начало маленькую группу - работай! руководи сам, веди свою бригаду трактористов к победе!



Источник: https://i.pinimg.com/originals/b0/38/3c/b0383cc3dd831a54b24f01a1d23fd3fa.png


Кстати, к какой победе? Кто узнает о том, кто и где там побеждает? Вторая тема:

«Я учусь, я тружусь - а всем это поfиг! Где мои заслуженные аплодисменты?» 

Именно! Можно сто раз утвердить денежные премии - а оказывается, по данным HR-проекта HeadHunter,

«только 14% из общего числа опрошенных работников считают материальные факторы ключевыми в вопросах профессионального обучения и развития, в то время как сочетание материальных и нематериальных стимулов признали действенным механизмом мотивации 26% участников опроса, а личные мотивы — 61% опрошенных».

Вот так! Нематериальные факторы! Какие? Тут фантазия преподавателей и методистов должна напрячься по-полной. Те, кто прошел пионерское детство и комсомольскую юность, могут попробовать выкопать из нафталина и оживить старые забытые методы:

  • соревнования «Лучший по профессии»;
  • конкурс «А ну-ка, девушки!»;
  • стенгазета «Новости из учебного класса»;
  • доска почета «Наши лучшие висят!»,

и что- то другое, в этом же стиле. Те, кто воспитан на телевизоре 90-х, конечно же, вспомнят про

  • КВН;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Брейн-ринг»,

и прочие аналоги, уж сразу и не вспомню все... что-то там было ещё, про тех кто хочет стать миллионером...



"А ну-ка, девушки!" Источник: http://mtdata.ru/u28/photo1067/20741220708-0/original.jpg


А современное поколение преподавателей (нет, конечно же - «коучей», что это я, как не стыдно, так выпасть из тренда) - несомненно, продвинет идеи мотивации через соцсети - и в них всевозможные марафоны, форумы, конференции, мастер-классы, вечеринки и турниры, и что там еще можно организовать в онлайне...

Главное - организовать так, чтобы как можно больше людей узнало о том, что:

... бригада грузчиков, которая пошла учиться лучшим способам такелажных работ, увеличила производительность в 2, 5 раза и получила не только премию, но и по флажку на электропогрузчик, фирменные бейсболки и кефир в обед!

или о том, что

... МарьИванна из планового наконец-то научилась работать с табличками и теперь у нее при распечатке строки не ползут! Ура! Теперь загрузим МарьИванну по полной, а то по полдня сидела с одним списком...

и вообще, вот

... наш Вася не просто учится, но и достиг успехов, за что выиграл не только денежный приз, а и стал обладателем толстовки с логотипом, бейсболки и ящика мандаринов! А так как Вася у нас теперь - «молодой перспективный руководитель», то, говорят, ему под начало дадут бригаду, с которой он эти мандарины и уничтожит, пользуясь принципом «всем - поровну».

Как-то так: ответственности обучающимся на производстве надо добавить, ответственности и новых обязанностей! Только, конечно, аккуратно - не пересыпать банку... И хвалить, хвалить за всё - публично, чтобы самооценка росла и вес в глазах других появлялся! Тоже аккуратно. чтобы в издевку не перешло 😅.

А как узнать что именно наш Вася, а не какой-то другой, учится лучше всех? Третья тема -

«Я не понял: геймификация профессионального обучения - это, простите, о чем??» 

Почему-то при слове «геймификация» все сразу вспоминают (ну не про ЛГБТ, конечно) - про компьютерные игрушки, типа танков или бродилок... и начинают скулить, что возможности СДО этого не позволяют, что наши программисты этого сделать не могут, а если и могут, то стоить это будет даже не как броня от танка, а как сотня боевых машин, да еще начинённых самыми современными средствами поражения техники и живой силы противника...

Нет! Геймификация - это намного проще! В нас всех, даже в бывших комсомольцах, до сих пор живет ребёнок - этакий первоклассник, который клеит звездочки на свой дневничок за пять пятерок подряд... Ребёнок кайфует, когда его любят, ценят и выслушивают его мнение, когда его выделяют из коллектива и всем-всем говорят, что он самый-самый лучший! Мы все любим признание))) И кстати, в возрасте становления и расцвета своего профессионализма человек прямо-таки реально нуждается в уважении коллег, в положительной оценке своих знаний и умений со стороны руководства (и даже со стороны тёщи, заметьте)!

Вот для таких моментов-то и нужна геймификация (от слова «гейм» - англ. «игра», а не от другого, более короткого слова).

И если если при очном обучении геймификация означает именно то, о чем я писала выше - соревнования и конкурсы, то в дистанционке элементами геймификации являются:

  • отрисованные пути обучения, с сюрпризами за прохождение «уровней» - превращаем учебу в квест с мини-играми;
  • «галочки» за прохождение модулей - рисуем и считаем звезды на танках;
  • рейтинговая система - на сегодняшнем задании первым стал наш Вася, вторым - Коля, третьим - Степан Иванович, а у остальных есть шанс догнать и перегнать лучших в борьбе за...

За что? Тоже гейминговый вариант: да за освобождение от аттестации по модулю! Зачет «автоматом» - что, скажете, плохо? Мы в институте за такое на семинарах не семечки, а задачки, как семечки, лузгали!



Простейшая карта квеста по моему микрокурсу "Периодизация психического развития".


Так что отрисовываем простейшие картинки квестов, выстраиваем рейтинг на первой странице СДО, и «зашиваем» в текст лекций мини-игры (например, кроссворд, в котором правильные отгадки дают кодовое слово, выслал слово преподу - получи зачет), мини-викторины и цифровые призы (даже, может, промокоды для скидок при посещении солярия или покупки пива), которые можно получить, перейдя по QR-коду и выполнив ряд простейших учебных действий... Получение призов тоже фиксируем на первой странице СДО в рейтинге, придется уж напрячь программистов, это дешевле, чем танки гонять на рабочем месте...

И не забываем вручать очные подарки за заочное обучение! Тем более это легко сделать, когда ваша обучающая контора находится под эгидой вашего же предприятия. Процедуру вручения подарков и наград можно (если уж совсем не хочется проводить общую «линейку») - заснять на видео и выложить и в чат, и на сайт предприятия, и в другие соцсети - пусть завидуют, как у нас тут движуха идет. А виновнику торжества потом вручить еще и групповой портрет в рамочке: «Я с директором», - чтобы было чем внукам хвастаться: «САМ ДИРЕКТОР мне руку жал, а его зам нас фоткал!» Такое не забывается!



"А недавно САМ ГЕНЕРАЛ.... на очень ответственных учениях (на каких не скажу, военная тайна), - мне руку жал!" Цитата "Максим Перепелица", 1955. Источник фото: https://s.fishki.net/upload/users/2020/02/08/1649472/761c277b9e99d400905db520f3b04f83.png


И вот точно - в мотивации обучения взрослых не работают такие вещи, как штрафы, выговоры и наказания.

Что можете добавить?

  • Просто читатели, потенциальные слушатели курсов корпоративного обучения - есть ли у вас свои идеи из разряда «что надо сделать, чтобы работники пошли учиться?» 
  • Коллеги, какие методы применяются у Вас в компании? И особенно хочется узнать статистику: как выстроенная система мотивации на обучение улучшила (или нет?) посещаемость СДО, и повлияла на скорость обучения и уровень знаний.

И вот ещё что важно: через какое время Вы начали получать «отдачу» от введения системы мотивации слушателей?

Совершенно очевидно, что доверие наших слушателей - ну прямо как доверие детей - надо завоевать, и это процесс не быстрый, а наполненный ежедневным трудом и общением. Зато - процесс благодарный: прирост слушателей за счет «электронно-сарафанного аудио-видео социального контента» будет обеспечен, а вместе с ним - и рост производительности труда, и самое главное, - рост доходов образовательной организации (или учебного отдела при предприятии, у кого как поставлено).

Пишите, делитесь опытом! Рассказывайте истории, ругайте или хвалите курсы и преподов, предлагайте способы мотивации! 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ