24 авг 2022 · 09:39    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подбитая горностаем королевская мантия, тюрбан восточного владыки (скорее всего турецкого султана), кардинальская (а, может, кто её знает, даже папская тиара), в комплекте с причудливо изогнутым посохом. Драгоценная шкатулка ценных пород дерева, инкрустированная перламутром, роскошное серебряное блюдо с рельефом на античную тему, рядом кубок, вполне возможно, что использовавшийся вместе с блюдом. Скрипка, альт, лютня и бубен. Драгоценный китайский фарфор, секрет которого ещё не раскрыт европейцами. Глобус ясно заявляющий о новой моде, которой вот уже более 100 лет, а она всё не кончается – географические открытия. Великолепный шлем, украшенный цветными перьями. Арабская сабля в украшенных ножнах. Изящный медальон-портрет. Прочая серебряная утварь. Множество бюстов и скульптур. Открытая перспектива с видом на живописные руины. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что это? Каталог художественной коллекции? Перечень ценностей, реквизированных бравыми чекистами из какого-нибудь особняка? Нет, это всего лишь корявое описание предметов, изображённых на картине фламандского художника XVII века Питера Була (Pieter Boel, 1626-1674). Вот, кстати и он сам:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Pieter Boel, изображённый собратьями по художественному цеху", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "25014_original.jpg", "filesize": 339756, "height": 1023, "pic_id": 136008, "url": "/files/article_image/2022/08/24/25014_original.jpeg", "width": 646}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь, сама картина (первая на сегодня)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "25258_original_обработано.jpg", "filesize": 675083, "height": 1141, "pic_id": 136013, "url": "/files/article_image/2022/08/24/25258_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1429}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь вы понимаете, почему описание картины я назвал корявым. Оно не идёт ни в какое сравнение с тем визуальным великолепием, которое радует наши глаза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И всё-таки в картине гораздо больше интересного, чем визуальная роскошь. Это не просто упражнение в умении передавать разные предметы, цвета и фактуры. Это Vanitas – особый жанр натюрморта, расцветший в XVII веке. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Я собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия… И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!». Узнали? Совершенно верно. Екклесиаст. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Показанные на картине предметы изображены не просто так. Это символы «суеты и томления духа». Обладание ими не даёт ничего, приводит к тому же концу. Изящная арка в левом верхнем углу начинает превращаться в руины. Драгоценные вещи просто свалены в кучу. То, что должно было символизировать власть и богатство, превращается в символ бессилия и бесполезности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, название картины – Большая Vanitas. То есть не просто суета или тщеславие (так переводится это слово с латыни), а в превосходной степени. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но у нас есть ещё картина № 2. Того же автора. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Pieter Boel. Натюрморт с глобусом и какаду. 1658:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "25679_original_обработано.jpg", "filesize": 639310, "height": 1115, "pic_id": 136021, "url": "/files/article_image/2022/08/24/25679_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1428}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я один вижу очень похожее драгоценное блюдо и тот же самый глобус? Да и музыкальные инструменты хотя и не идентичны, но весьма похожи. Китайская посуда в явном порядке. При том, что часть одних и тех же вещей нарисованы одной и той же рукой, это явно не Vanitas. Великолепный персидский ковёр, собачка и какаду явно «не из этой оперы». Они тут не для того, чтобы напоминать о суетности, смерти и тлении. Да и расположение предметов абсолютно другое. О тех же географических открытиях картина повествует с явным восхищением – тут как минимум четыре предмета, касающиеся данной темы (ковёр, какаду, глобус, чашки). За исключением руин в левом верхнем углу и беспорядка, я не вижу обязательных для такого жанра признаков ущербности, повреждения, тления. Все «суеты» как новенькие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Объяснение, на мой взгляд, самое простое - Pieter Boel просто подстраивался под заказчика. Кому-то было угодно услаждать свой взор и он получил «Натюрморт с глобусом и какаду», кому-то хотелось назидательного напоминания о бренности всего сущего – и вот вам «Большая Vanitas». А может и сам Бул постарел – «пессимистический» вариант старше «оптимистического» на пять лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вы что думаете? "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1173, 1174]}
Комментарии 21