20 фев 2022 · 15:56    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Я снова о Праге. И снова с маленькой подсказкой. В чешской столице существует ещё один великолепный музей, который довольно сложно отыскать даже с помощью всезнающего интернета. Хотя бы потому, что он безусловно есть, но в то же время его как бы нет. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" С одной стороны, это полноценный и самостоятельный музей со своей прекрасной экспозицией, расположенный в старинном и красивом месте. С другой, юридической - он не существует, так как это просто подразделение Национальной галереи в Праге. Многие даже не догадываются о его существовании, а посетив здание галереи, в котором выставлены основные шедевры, считают свою миссию выполненной и останавливаются на этом. А зря. Прага с её удивительной полицентричностью (то есть с отсутствием всеми признанного единого центра вроде Красной или Дворцовой площадей в российских столицах) и в организации музейного дела не изменяет себе. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Коллекция Национальной галереи разделена между несколькими зданиями, и, если вы осмотрели одну из экспозиций – не ставьте точку и не считайте, что вы посетили этот главный музей чешской столицы. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В числе этих «невидимок» находится и отдел средневекового искусства Национальной галереи, хотя, как я уже говорил, по всем прочим признакам отдельный, самостоятельный музей с самодостаточной и прекрасной экспозицией. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Он расположен в бывшем монастыре св.Анежки (Агнессы) Чешской. Принцесса XIII века с неплохими шансами на выгодный династический брак, увлекшаяся идеями св.Франциска и основавшая в Праге 2 францисканских монастыря, в один из которых, клариссинок (женская ветвь францисканского монашества, в честь св.Клары Ассизской) ушла сама. Это и есть тот самый монастырь, в котором сейчас находится музей. Вы, наверное, уже представили себе картину, как работники чешских органов безопасности, под руководством инструкторов с Лубянки в начале 50х годов прошлого века отправляют всех несчастных монахинь на сельхозработы и вешают огромный замок на ворота монастыря. Но это не соответствует действительности. Монастырь закрыли ещё в XVIII веке во время церковной реформы (1782-1785) императора Иосифа 2, который очень сильно «проредил» число монастырей в землях, принадлежащих Габсбургам. Интересно, что чуть раньше тем же самым в Российской империи занималась Екатерина 2. Кстати, они с Иосифом состояли в довольно тесном союзе, в первую очередь против турок. Австрийский император даже сопровождал «матушку» во время знаменитого крымского вояжа 1787 года. Дальнейшая история монастыря - это история его разрушения (архитектурного), вялых попыток реконструкции, иногда, впрочем, ускоряющихся и ещё более вялых попыток восстановить собственно монашескую общину. Я не знаю, каковы нынешние перспективы монастыря (как с архитектурной, так и с религиозной точек зрения). Сейчас в старом монастырском комплексе музей. Он делится на 2 части – архитектурную и живописную. Архитектурная, это как вы, наверное, догадались, сами постройки монастыря, точнее то, что от них осталось. Живописная – то самое подразделение Национальной галереи, к показу шедевров которого я, заболтавшись, никак не могу приступить. Первая часть (архитектурная) из разряда «на любителя». Опять-таки, прошло много времени, но во время нашего посещения помещения выглядели пустовато. Внутреннее убранство полностью отсутствовало. Зато, можно было прекрасно разглядеть конструктивные элементы стилей (особенно готики). В общем, если вы фанат конструктивных элементов или обладаете прекрасным воображением, способным быстро дорисовать остальное и перенестись в средние века, то вы конечно получите большое удовольствие. Плюс некая аура, атмосфера готической древности всё-таки присутствует. Что касается остальных путешественников, не знаю."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но вот живописная часть – это из категории must see. Дело в том, что Богемская школа, хоть и развивалась в общем потоке позднеготической живописи, всё-таки имеет своё неповторимое очарование. А кроме произведений периода расцвета этой школы (середина XIV века) в бывших монастырских помещениях выставлено ещё много других прекрасных произведений искусства. На этом я наконец-то умолкаю и предлагаю вам посмотреть. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Гефсиманское моление. 1345-1350","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"442424_original.jpg","filesize":1756902,"height":1280,"pic_id":17125,"url":"/files/article_image/2022/02/20/442424_original.jpeg","width":1172}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Теодорих. Евангелист Лука. Ок 1360","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"442720_original.jpg","filesize":1310564,"height":1280,"pic_id":17126,"url":"/files/article_image/2022/02/20/442720_original.jpeg","width":1036}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Теодорих. Святая Екатерина. Ок 1360","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"443048_original.jpg","filesize":1227803,"height":2048,"pic_id":17127,"url":"/files/article_image/2022/02/20/443048_original.jpeg","width":1536}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Теодорих. Карл Великий. Ок 1360","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"443570_original.jpg","filesize":1401029,"height":1280,"pic_id":17128,"url":"/files/article_image/2022/02/20/443570_original.jpeg","width":962}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Тржебоньского алтаря. Гефсиманское моление 1380е","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"443752_original.jpg","filesize":613190,"height":2960,"pic_id":17129,"url":"/files/article_image/2022/02/20/443752_original.jpeg","width":2024}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Тржебоньского алтаря. Воскресение. 1380е","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"443955_original.jpg","filesize":951273,"height":2048,"pic_id":17130,"url":"/files/article_image/2022/02/20/443955_original.jpeg","width":1419}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Тржебоньского алтаря. Рудницкая Мадонна 1385-1390","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"444333_original.jpg","filesize":218245,"height":975,"pic_id":17131,"url":"/files/article_image/2022/02/20/444333_original.jpeg","width":725}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Алтарь. Юго-западная Богемия. Ок 1500","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"444689_2000.jpg","filesize":1200594,"height":2000,"pic_id":17132,"url":"/files/article_image/2022/02/20/444689_2000.jpeg","width":1978}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Как я уже говорил, эта часть Национальной галереи (если быть юридически безупречным) или этот великолепный музей (что есть на самом деле) привели меня в полный восторг. В Праге ни в коем случае нельзя пропустить это место "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Бонус к статье - "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/praga_raboty_velikogo_neizvestnogo_-6086/"},"string":"Прага. Работы великого неизвестного"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[4359,4394]}
Комментарии 2