09 май 2022 · 09:50    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В середине XI века попечением князей Ярослава Мудрого и Владимира Новгородского (не путать с Владимиром Крестителем) в Новгороде был заложен и построен Софийский собор. Главный храм, символ и сердце города – София Новгородская. Традиционно источники указывают следующие даты постройки - 1045-1050. Датой освящения храма называются 1050-1052 годы. Вы, наверное, думаете, что потом пришло время росписи и украшения собора? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И да, и нет. Необходимо понимать обстановку, «международное положение». Артель мастеров, способных расписать немалый, даже по нынешним меркам, объём храма просто так не найдёшь. XI век, интернет работает плохо. Кроме того, мастера могут появиться или из Византии или из Священной Римской империи (ну может быть ещё из Скандинавии, где у Ярославичей прочные связи). Программа импортозамещения ещё не работает, Русь крещена совсем недавно, ещё не отпразднован столетний юбилей. Следует также учесть, что для такого рода работы, да ещё и с приглашением иностранцев, необходимо одно категорическое условие – заказчик. В то время это мог быть только сильный и влиятельный (в политическом и экономическом плане) князь. В конце концов, деньги и тогда решали всё. Мастеров можно было найти. Пусть не сразу, но христианский мир большой, и даже ещё только-только начинает раскалываться (а вы думаете, что сразу после 1054 все вот так сразу взяли и разделились? Ничего подобного процесс очень долго шёл). А вот с заказчиком как раз было туго. В 1054 году скончался Ярослав Мудрый, его сын – Владимир Новгородский умер ещё раньше отца, в 1052. С тех пор в Новгороде начинается княжеская чехарда. Знаменитая Новгородская республика будет позже, а пока из Киева присылают одного княжича за другим, те не засиживаются, мечтая сделать карьеру на «федеральном уровне», в общем, всё примерно похоже на нынешние времена. Только в конце XI века Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) задерживается в Новгороде надолго (1088-1094, 1095-1117). "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Утверждают, что София Новгородская расписана полностью впервые в 1109. Вы по-прежнему уверены, что это совпадение? Что создание больших, тем более «ансамблевых» произведений искусства возможно без серьёзных заказчиков? Думаете, что художники-творцы, свободные личности сами по себе, а имеющие власть и деньги сами по себе? В XI веке? И где тогда были эти свободные личности творцы в течение 60 лет (1050-1109)? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Естественно, главный собор города не мог 60 лет стоять с абсолютно голыми стенами. И вот тут мы от предисловия наконец-то добрались до темы заметки – древнейшая из дошедших до нас новгородских икон. Правда, необходимо понимать, в каком значении мы употребляем слово «новгородская». Эта икона находилась в Великом Новгороде и письменные свидетельства о ней относятся именно к этому славному городу. Установить же хоть какие-то сведения об иконописце (хотя бы понять, был он местным или приезжим, и если приезжим, то откуда?) не представляется возможным, в связи с плохой сохранностью красочного слоя. К сожалению, даже после реставрации, большая часть из того, что мы видим – это поновления XV века. И всё же, это самая первая из дошедших до нас икон из Новгорода (скажем так). "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Апостолы Пётр и Павел. середина XI в. Икона из Софийского собора Великого Новгорода. Ныне Новгородский музей-заповедник","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"448298_original_обработано.jpg","filesize":2985921,"height":1938,"pic_id":48539,"url":"/files/article_image/2022/04/28/448298_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Среди всех версий возможного места происхождения иконы, мне наиболее убедительной представляется выдвинутая Виктором Никитичем Лазаревым – икона создана в самом Новгороде – приезжим или местным мастером. В пользу этого в первую очередь свидетельствуют её размеры – 2 метра 36 см. в высоту (!) и 1 метр 47 см в ширину. Византия не знала таких размеров. Всё-таки, камня там куда больше, чем дерева. Да и везти откуда-то такой большой образ сложновато. Поэтому для меня версия о том, что икону написали на месте является приоритетной. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Осталось уяснить место нахождения иконы в соборе. И тут мне наиболее убедительной представляется версия о том, что она украшала один из крестчатых столб(п)ов. В пользу этого свидетельствует и большой размер иконы. Вознесённую ввысь, её было видно издалека. Своё мнение о возможном месте нахождения иконы я обозначил стрелками. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"версии места расположения иконы","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"448530_original.jpg","filesize":27446,"height":600,"pic_id":48545,"url":"/files/article_image/2022/04/28/448530_original.jpeg","width":474}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Конечно, логика украшения храма говорит о том, что таких икон (одного размера, выполненных одним мастером, только с другим сюжетом) должно быть несколько. Но это просто рассуждения. Мы привыкли к определённой «серийности». Нам, спустя столько лет сложно представить, что из 4х крестчатых столб(п)ов ближайших к алтарю только один был украшен подобной иконой. Увы, о других сопоставимых иконах нам ничего не известно"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[4008,4008]}
Комментарии 1