28 ноя 2024 · 11:13    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотография автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-11-23T105541.577.jpg", "filesize": 412845, "height": 1200, "pic_id": 928787, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/24/scale_1200_-_2024-11-23T105541.577.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241124%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241124T071432Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ef49869b0c34e77b8893d9705ff1bc956f0992b28b0392e81b601bf9c2240be9", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вчера мы остановились на том, что вспомнили основную канву романа и уяснили, что самое главное в произведении – это мысли, разговоры, споры об искусстве, о жизни, столь характерные для эпохи оттепели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каким должно быть искусство, чему оно должно служить? Должно ли оно образовывать человека, или будить в нём какие-то лучшие качества, или заставлять задумываться, или просто услаждать взор? Или искусство – это просто способ самовыражения художника? А в таком случае, может быть, гораздо больше пользы от человека было бы, если бы он выращивал хлеб или строил дома? Тем более, действие происходит в сложное послевоенное время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отец Фёдора недаром считал, что его сын решил заняться недостойным для колхозника делом, и слегка даже стеснялся сына, когда женщины опустевшей после войны деревни тащили на себе все сельские хлопоты, а здоровый парень с утра пораньше сидит под деревом в тенёчке и рисует картинку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отец говорит сыну:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«- Спросить хочу... Так ли нужны картинки людям, которые ты будешь малевать? Вот хлеб нужен, а картинки... А?» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фёдор предсказуемо отвечает, что, мол, не хлебом единым, но на самом деле он тоже сомневается в реальности пользы для людей своего искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Отец-то прав: жить ради никому не нужных картинок! Это же преступление – разбазаривать без пользы целую человеческую жизнь!» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет, не без пользы. Может быть, просто рановато, после войны должно пройти время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Вы создаёте самолёт, когда ещё не изобретён ткацкий станок. Берегитесь! Время мстит торопливым», "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "–"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "говорит Фёдору врач Ольга Дмитриевна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Прежде чем воспитывать, всё-таки надо накормить человека, одеть, обуть, поместить в приличное жильё. А ваше искусство этого не даёт»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из героев романа считает, что искусство нужно, чтобы развивать мыслительный аппарат человека:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Только через совершенствование человека искусство и участвует в истории, только так оно помогает социальным преобразованиям»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой считает, что искусство может сделать человека более чутким, честным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Я в жизни тысячу раз видел лунными вечерами стога сена. Видел, но как-то не так, не по-левитановски. Проходили мимо без следа. И вот картина – вздрогни и удивись, сколько ты пропустил мимо, как много не заметил. На меня, зрителя, как бы находит, прости за высокопарность, озарение. Я после этого и в жизни начинаю замечать больше, становлюсь более чутким...» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А третий вообще считает, что своим нравственным багажом он обязан"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«не великим художникам, а моей доброй маме, которая, увы, не была сопричастна ни к какому виду искусства»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И поэтому искусство нужно только лишь для наслаждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Моя жизнь становится красивой, приятной, заполненной. А если это произойдёт со всеми, то можно ли сомневаться, что композитор и исполнители совершили общественно полезное дело? Тот, кто способен доставить наслаждение народу – не низменное наслаждение, а высокое, – такая же социально полезная фигура, как прогрессивный философ»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но все ли произведения искусства, и в частности, живописи, дают наслаждение глазу? Ведь есть картины, изображающие раны, трупы, смерть, которые не приносят наслаждения, но шокируют."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«А разве только приятное заставляет наслаждаться? В ваши годы я уходил из МХАТа в слезах, перестрадавший, измученный и благодарный за эти мучения. Перед следующим спектаклем я снова стоял в очереди за билетами. Есть наслаждение в бою»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если искусство всё же нужно, то кому? Простым труженикам? Но поймут ли они? В романе есть момент, когда Фёдор подрабатывает ремонтом квартир со старшим товарищем, маляром. Маляр по фамилии Штука – человек простой. Его попросили выкрасить стены в цвет морской волны, а на потолок прибить золотые бордюры – он готов это сделать. А Фёдор пытается доказывать хозяйке квартиры, что это – безвкусица, и предлагает ей свой вариант ремонта, современный, чтобы каждая стена в свой цвет была выкрашена. Дама предсказуемо обзывает именно его вариант безвкусицей. И отсюда возникает вопрос: что есть вкус, а что – безвкусица? И вправе ли исполнитель настаивать на том, что у него вкус лучше? Есть ли у художника право учить или он должен угождать вкусам толпы? И всегда ли вкусы толпы хуже вкусов таланта?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отсюда вопрос: каким должно быть современное искусство? Вот два персонажа – Лёва Православный и Вячеслав Чернышёв - спорят о мере свободы творца. Лёва утверждает, что художника нельзя подчинять каким-либо канонам, он должен быть свободен как личность, писать то, что ему хочется и так, как он видит. А Вячеслав ему возражает:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«О да, ты демократичен, ты свободолюбив, и всё же, когда буфетчица в столовой уходит на целых полчаса поболтать с судомойками, считая, что она свободна, ты стоишь в очереди, негодуешь, кричишь ей о её обязанностях. Буфетчица, крестьянин, рабочий – не свободны перед тобой, перед обществом. Одна обязана отпускать тебе щи, другой выращивать для этих щей капусту...» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Получается, что творческие люди стоят ступенькой выше трудового класса?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В роман Тендряков вложил немало автобиографических черт, ведь он тоже сразу после школы ушёл на фронт, он тоже хорошо рисовал, и проблемы истины в искусстве занимали не только его героев, но и его самого. И из текста ясно видно, что официальное направление в живописи соцреализма не устраивает его самого. Не раз в тексте ясно проводится мысль, что картины, которые прославили тогдашнего директора Художественного института, на самом деле далеки от настоящего искусства и больше похожи на яркие открытки. Этот художник изображал сельские праздники, больше похожие на костюмированные театральные представления,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«с гармонистами, словно взятыми напрокат из хора Пятницкого»,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "а ведь Фёдор лучше многих знал, как выглядит послевоенное село и его жители, как много в деревнях брошенных домов с заколоченными наглухо окнами, какие лица у сельских жителей. Да и растиражированный образ вождя народов с трубкой и в окружении то колхозников, то полярников, то детей, мало походил на настоящее искусство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я не поленилась, полезла в интернет и выяснила, что ректором Художественного института в 1943-1948 годах был Сергей Васильевич Герасимов, тот самый, что написал известную, хрестоматийную картину «Мать партизана», а в 1948-1962 годах – Фёдор Александрович Модоров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скорее всего, в романе имеется в виду Герасимов, но конкретно фамилия не названа нигде, да и по названиям картин мне не удалось точно установить, его ли имел в виду Тендряков. Но про сельские праздники у него картины точно есть. А вот Сталина как раз писал Модоров. Так что скорее всего образ директора (ректора) института – собирательный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обсуждают герои романа и вопросы веры, и вопросы смысла жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сам главный герой – Фёдор Матёрин – показался мне не очень цельным человеком. Он совершает не очень красивые поступки, в частности, на собрании в институте, когда после жарких споров исключают его друга Лёву Православного, он не вступается за него, как Вячеслав Чернышёв, и хоть не голосует за исключение, но не голосует и против, и не воздерживается. Просто тихонько отмолчался."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не очень мне понравилось и его отношение к сокурснице Нине Худяковой. Нина приютила его у себя, когда ему некуда было идти, готова была утешать и кормить его и дальше, но он всё искал свою Нефертити. Но когда ему было плохо, возвращался к ней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Любить или ненавидеть – великая наука, не каждый человек постигает её даже в зрелом возрасте» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ни один из вопросов, поднимаемых в романе Тендрякова, не устарел и до сих пор достоин обсуждения. Поэтому и роман читается с интересом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZWWagsknRV4DT4aH"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали о конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7446, 7532]}
Комментарии 7